ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4042/2014 от 18.07.2014 Ярославского областного суда (Ярославская область)

 Судья Бабикова И.Н.                            № 33-4042/2014

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе председательствующего Ломтевой Л.С.

 судей Нуждина С.В., Суринова М.Ю.

 при секретаре Марковой О.С.

 рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ломтевой Л.С.

 18 июля 2014 года

 дело по апелляционной жалобе ОАО «Федеральная пассажирская компания» Северный филиал на решение Кировского районного суда г. Ярославля от 24 марта 2014 года, которым постановлено:

 Исковые требования Сыктывкарского транспортного прокурора удовлетворить частично.

 Возложить на Открытое акционерное общество «Федеральная пассажирская компания» обязанность в срок не позднее двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу создать или выделить в Вагонном участке Сыктывкар Северного филиала Открытого акционерного общества «Федеральная пассажирская компания» рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой с предоставлением информации о создании или выделении рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Государственное казенное учреждение Республики Коми «Центр занятости населения города Сыктывкара».

 Взыскать с Открытого акционерного общества «Федеральная пассажирская компания» в доход бюджета города Ярославля государственную пошлину в сумме ... рублей.

 Судебная коллегия установила:

 Прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ОАО «ФПК», в котором просит возложить на ответчика обязанность по созданию или выделению в Вагонном участке Сыктывкар рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой в течение 1 месяца со дня вступления решения в законную силу; информацию о создании или выделении рабочих мест для трудоустройства инвалидов представить в ГКУ РК «ЦЗН г.Сыктывкара».

 В обоснование иска указано, что в ходе проверки в Вагонном участке Сыктывкар структурного подразделения ОАО «ФПК» не соблюдаются требования федерального законодательства о занятости инвалидов. Среднесписочная численность работников Вагонного участка по состоянию на 01.10.2013 г. составляла 678 человек. В соответствии с требованиями Постановления Правительства Республики Коми от 30.12.2004 № 276 установленная квота для приема на работу инвалидов составляет 13 рабочих мест. В Вагонном участке трудоустроен лишь 1 работник, имеющий 3 группу инвалидности. В предоставляемых Вагонным участком в ГКУ «Центр занятости населения города Сыктывкара» сведениях о выполнении установленной квоты для приема на работу инвалидов отсутствуют сведения о вакантных рабочих местах для трудоустройства инвалидов на квотируемые рабочие места в количестве 12 единиц. В соответствии с информацией ГКУ Республики Коми «Центр занятости населения города Сыктывкар» от 21.10.2013 г. в течение 2013 года Вагонным участком Сыктывкар сведения о потребности в работниках на квотируемые рабочие места для трудоустройства инвалидов не заявлялись. Согласно информации Вагонного участка в Вагонном участке по состоянию на 21.10.2013 отсутствуют вакантные рабочие места для инвалидов. Следовательно, Вагонным участком Сыктывкар 12 рабочих мест для трудоустройства инвалидов в счет установленной квоты не создано.

 Судом вынесено указанное выше решение.

 В апелляционной жалобе ОАО «Федеральная пассажирская компания» Северный филиал ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований. Доводы жалобы сводятся к несоответствию выводов суда обстоятельствам дела, неправильному применению норм материального права.

 Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы и возражений на нее, обсудив их, заслушав представителя ОАО «ФПК» Северный филиал по доверенности ФИО1, прокурора Зятикова В.А., исследовав письменные материалы дела, судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда не имеется.

 Согласно ст. 25 Закона РФ «О занятости населения», работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов; информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

 В соответствии со ст. ст. 20, 21 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов.

 Работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников.

 Квотирование рабочих мест - выделение рабочих мест для трудоустройства определенных указанным Законом категорий граждан в процентах от среднесписочной численности работников в соответствии с установленной квотой.

 Невыполнение квоты - отказ работодателя в приеме на работу граждан для трудоустройства на квотируемые рабочие места, либо непредставление организацией в установленном законодательством порядке информации о выполнении квоты.

 Постановлением Правительства Республики Коми от 30.04.2004 г. № 276 «Об установлении квоты для приема на работу инвалидов» для организаций, численность работников которых составляет более 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере 2% к среднесписочной численности работников организации.

 Из материалов дела следует, что штатная численность Вагонного участка Сыктывкар превышает 100 единиц, и на декабрь 2013 года согласно данным ГУ РК «Центр занятости г. Сыктывкара» составляла 612 человек.

 Судом установлено, что Вагонный участок Сыктывкар ежемесячно предоставляет в ГКУ РК «Центр занятости г. Сыктывкара» сведения о выполнении установленной квоты для приема на работу инвалидов. По указанным сведениям на квотируемых рабочих местах работает 1 работник и заявлено одно рабочее место при установленной квоте 12 рабочих мест.

 Отсутствие у Центра занятости населения информации о создании условий для труда инвалидов, делает невозможным направление инвалидов для трудоустройства в такие организации.

 Таким образом, выводы суда о нарушении ответчиком требований законодательства о социальной защите инвалидов в части не создания условий для трудоустройства инвалидов являются правильными.

 Доводы жалобы о том, что Вагонный участок Сыктывкар, будучи структурным подразделением ОАО «ФПК», не является организацией-работодателем, в связи с чем, на него не может возложена обязанность по созданию рабочих мест для инвалидов и по выполнению квоты для приема на работу инвалидов, суд первой инстанции правомерно признал несостоятельными.

 Из материалов дела следует, что вопросы квотирования рабочих мест для инвалидов в ОАО «Федеральная пассажирская компания» разрешаются на уровне руководства вагонных участков.

 Из Положения о Вагонном участке Сыктывкар – структурном подразделении Северного филиала ОАО «Федеральная пассажирская компания» следует, что структурное подразделение осуществляет права и обязанности работодателя в трудовых отношениях с работниками структурного подразделения (л.д. 38-47). Таким образом, руководитель названного структурного подразделения во вверенном ему подразделении выполняет функции работодателя.

 С учетом изложенного, доводы ответчика в данной части являются необоснованными.

 Доводы жалобы о том, что действующее законодательство не возлагает на работодателя обязанности держать вакантными в течение какого-либо периода времени рабочие места, выделенные или созданные для трудоустройства инвалидов в счет установленной квоты, в случае отсутствия обращения (направления центром занятости) инвалидов для трудоустройства, поскольку это не отвечает экономическим интересам организации, может привести к нарушению производственного процесса, являются несостоятельными, поскольку такая обязанность ответчика прямо предусмотрена Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в соответствии с положениями которого к ответчику предъявлены требования об обязании создать (выделить) рабочие места для инвалидов согласно установленной квоте.

 Доводы апелляционной жалобы в целом повторяют правовую позицию ответчика в суде первой инстанции, они исследованы судом, этим доводам дана оценка, с которой судебная коллегия соглашается. Выводы суда основаны на законе, не противоречат фактическим обстоятельствам дела. С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что решение является законным и обоснованным, оснований для отмены решения суда исходя из доводов апелляционной жалобы, не имеется.

 Руководствуясь ст. ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

 о п р е д е л и л а:

 Апелляционную жалобу ОАО «Федеральная пассажирская компания» Северный филиал на решение Кировского районного суда г. Ярославля от 24 марта 2014 года оставить без удовлетворения.

 Председательствующий

 Судьи