Судья Фокина Т.В. Дело №33-4044/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего судьи Ворончихина В.В.,
судей Едигаревой Т.А., Лысовой Т.В.,
при секретаре К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове Кировской области 26 сентября 2019г. дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования Советский муниципальный район Кировской области на решение Советского районного суда Кировской области от 17 июля 2019г., которым постановлено: исковые требования Ц. удовлетворить.
Обязать муниципальное образование Советский муниципальный район Кировской области принять жилое помещение – квартиру, распложенную по адресу: <адрес>, кадастровый №.
Взыскать с муниципального образования Советский муниципальный район Кировской области в пользу Целищева А.В. стоимость жилого помещения в размере 705510 руб. и расходы по госпошлине в сумме 10255 руб.
В удовлетворении встречного иска – отказать.
Заслушав доклад судьи Едигаревой Т.А., судебная коллегия
установила:
Ц. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Советский муниципальный район Кировской области о возложении обязанности принять жилое помещение и оплатить его стоимость, указав, что 27 марта 2019г. между сторонами заключен муниципальный контракт на приобретение у истца жилого помещения по адресу: <адрес>. Ответчик, несколько раз выезжая на осмотр квартиры, указал на незначительные недостатки, которые впоследствии были устранены. 18 апреля 2019г. Ц. уведомил ответчика о готовности к передаче жилого помещения. 26 апреля 2019г. ответчиком был направлен ответ, в котором он выразил отказ от приемки жилого помещения, не убедившись в отсутствии недостатков в предмете договора, настаивал на заключении между сторонами соглашения о расторжении муниципального контракта по обоюдному согласию. Просил обязать ответчика принять жилое помещение по адресу: <адрес>, с кадастровым №, взыскать с ответчика в пользу истца оплату поставленного жилого помещения в размере 705510 руб., расходы по госпошлине 10255 руб.
Администрация Советского района Кировской области обратилась в суд со встречным иском к Ц. о расторжении муниципального контракта, указав, что по результатам электронного аукциона между сторонами был заключен муниципальный контракт от 27 марта 2019г. на приобретение жилого помещения по адресу: <адрес>. По результатам первого осмотра квартиры, проведенного 29 марта 2019г., комиссией были выявлены нарушения, на устранение которых продавцу был дан срок до 03 апреля 2019г. По результатам второго осмотра квартиры, проведенного 02 апреля 2019г., комиссией было установлено, что замечания, выявленные при первом осмотре, были устранены не полностью. 08 апреля 2019г. был произведен третий осмотр квартиры членами комиссии с привлечением эксперта П., по результатам которого был составлен акт экспертизы соответствия жилого помещения условиям муниципального контракта и Заключение № о соответствии текущего состояния указанной квартиры техническому паспорту. Однако комиссией было дано заключение о том, что квартира не соответствует требованиям муниципального контракта, поскольку не соответствует данным технического паспорта по высоте помещения, планировке, вместо пластиковых стеклопакетов при фактическом обследовании обнаружено наличие только деревянных оконных рам, отсутствует выгребной канализационный колодец, сети водоснабжения и канализации не имеют следов эксплуатации, работоспособность печи и газовой плиты под сомнением. Несоответствие фактической высоты потолков данным техпаспорта также подтверждается заключением об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу № от 08 февраля 2019г., выданным межведомственной комиссией на основании акта визуального осмотра № от 07 февраля 2019г. Представленная для продажи квартира не соответствует условиям муниципального контракта, поскольку требует текущего ремонта, не соответствует техническому (кадастровому) паспорту, в квартире имеется перепланировка, не согласованная и не зарегистрированная в порядке, предусмотренном действующим законодательством. На основании акта экспертизы от 09 апреля 2019г. ответчиком было предложено истцу расторгнуть контракт по соглашению сторон и 15 апреля 2019г. ответчик направил для подписания соглашение о расторжении контракта. В уведомлении от 18 апреля 2019г. Ц. фактически отказался от подписания указанного соглашения. Истец просил суд расторгнуть муниципальный контракт № от 27 марта 2019г., заключенный между администрацией муниципального образования Советский муниципальный район Кировской области и Ц.
Определением суда от 11 июня 2019г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области, КОГБУ «БТИ».
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация муниципального образования Советский муниципальный район Кировской области просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований Ц. отказать, встречные исковые требования ответчика удовлетворить. В обоснование жалобы указано на нарушение норм материального и процессуального права, приведены аналогичные доводы, которые были изложены во встречном исковом заявлении.
Выслушав Ц., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, проверив законность судебного постановления в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует и установлено судом, что 27 марта 2019г. между администрацией муниципального образования Советский муниципальный район Кировской области и Ц., от имени которого действовал ИП К. заключен контракт № по итогам аукциона в электронной форме (Протокол N 5 рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 12 марта 2019г.) на право заключения контракта с администрацией муниципального образования Советский муниципальный район Кировской области на приобретение в муниципальную собственность жилого помещения для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с п.п.1.2, 2,1, 2,4 контракта продавец обязуется передать в собственность покупателя, а покупатель обязуется принять и оплатить в соответствии с условиями настоящего контракта жилое помещение: квартира, расположенная по адресу: <адрес>, состоящую из трех комнат, общей площадью 46,3 кв. м, в том числе жилая площадь 33,1 кв.м.
Технические характеристики жилого помещения соответствуют данным технического учета, содержавшихся в извлечении из технического паспорта квартиры.
Цена контракта составляет 705510 руб.
Оплата производится путем безналичного перечисления денежных средств на расчетный счет продавца в течение 15 рабочих дней с момента подписания акта приема-передачи жилого помещения.
В силу раздела 5 контракта для проверки предоставленных продавцом результатов предусмотренных контрактом в части их соответствия условиям контракта покупатель проводит экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводится покупателем своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации.
Отсутствие замечаний по результатам экспертизы является основанием для осуществления покупателем приемки жилого помещения и подписания акта приема-передачи жилого помещения.
Наличие замечаний по результатам экспертизы и не устранение недостатков и иных несоответствий жилого помещения требованиям контракта в установленный срок является основанием для расторжения контракта.
В силу п. 7.3 контракта расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Основаниями для одностороннего отказа покупателя от исполнения контракта является не выполнение требований двух претензий покупателя, а так же непредставление (несвоевременное представление) жилого помещения или представление жилого помещения не соответствующего условиям контракта и другие основания, предусмотренные гражданским законодательством.
Из п. 9.2 муниципального контракта следует, что расторжение контракта оформляется письменным соглашением сторон или решением судебного органа по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Данный контракт был заключен в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
В ходе исполнения контракта, 29 марта 2019г. межведомственной комиссией, утвержденной постановлением администрации Советского муниципального района от 04 марта 2019г. №171 «О создании межведомственной комиссии по проведению экспертизы соответствия требованиям к функциональным, техническим, эксплуатационным и качественным характеристикам жилого помещения, приобретаемого по муниципальному контракту, для предоставления детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений на территории Советского района Кировской области», в присутствии представителя собственника жилого помещения К., действующего на основании доверенности от 03 марта 2019г., произведен осмотр, жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. По результатам осмотра жилого помещения составлен Протокол о выявленных несоответствиях жилого помещения условиям муниципального контракта, а именно: стены в квартире имеют изгиб, пол имеет неровности, нет доступа в подполье, линолеум в жилых комнатах и прихожей вспучен, лакокрасочное покрытие пола в жилой комнате повреждено (потертости), дверь в туалет осела и задевает пол, крыша в тамбуре протекает. Установлен срок устранения нарушений – до 03 апреля 2019г.
02 апреля 2019г. межведомственной комиссией в присутствии представителя собственника жилого помещения К., действующего на основании доверенности от 03 марта 2019г., вновь был произведен осмотр, жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. По результатам осмотра жилого помещения составлен Протокол о выявленных несоответствиях жилого помещения условиям муниципального контракта, в котором отражено, что замечания, выявленные 29 марта 2019 г. – крыша в тамбуре протекает не устранено; выявлено несоответствие высоты потолка в техническом паспорте и заключения межведомственной комиссии. Решено привлечь эксперта для установления соответствия состояния квартиры техническому паспорту.
По заключению о соответствии текущего состояния квартиры по адресу: <адрес> техническому паспорту эксперта П.№, планировка квартиры соответствует планировке, указанной в техническом паспорте, за исключением, дощатого тамбура на крыльце входной группы. Габаритные размеры помещений соответствуют габаритам, указанным в техническом паспорте. В графической части техпаспорта экспликации помещений указана высота 2,5м. При фактическом обмере лазерным дальномером ROBOT 40 и металлической рулеткой MATRIX фактическая высота от чистого пола до натяжного потолка варьируется от 2,3м. до 2,39м. Натяжной потолок раскреплен к наружным стенам квартиры. Перепад высот по квартире и по каждому помещению является следствием неравномерной усадки несущих конструкций пола и отклонением поверхности полов от горизонтальной плоскости. Также в разделе III технического паспорта в разделе проемы/оконные указано наличие пластиковых стеклопакетов, при фактическом обследовании обнаружено наличие только деревянных оконных рам. В ходе обследования было зафиксировано наличие сетей инженерного обеспечения в соответствии с техническим паспортом. Имеются указанные в техническом паспорте печь, частично открытая электропроводка, магистрали водоснабжения и канализации. Не было обнаружено выгребного канализационного колодца, указанное место его размещения завалено толщей снега, что ставит под сомнение наличия данного колодца. Часть электропроводки скрыта под натяжным потолком. Работоспособность электропроводки: не проверялась в соответствии с заданием на обследование. При включении смесителя, сети водоснабжения, поступление воды не произошло, что не подтверждает работоспособности сети водоснабжения и канализации, кроме того сети водоснабжения и канализации не имеют следов эксплуатации. Также в соответствии с заданием на обследование проверялась работоспособность отопительной печи, при визуальном ее обследовании в топке обнаружены куски глиняного раствора, используемого при возведении печи, и ее штукатурки, а не производные от горения твердого топлива, что также ставит под сомнение работоспособность печи.
08 апреля 2019г. межведомственной комиссией в присутствии представителя собственника жилого помещения К., действующего на основании доверенности от 03 марта 2019г., с привлечением эксперта П. произведен осмотр жилого помещения, по результатам которого 09 апреля 2019г. был составлен Акт экспертизы соответствия жилого помещения условиям муниципального контракта, из заключения которого следует, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> не соответствует требованиям муниципального контракта, а именно:
- крыша в тамбуре протекает,
- планировка квартиры соответствует планировке, указанной в техническом паспорте, за исключением дощатого тамбура на крыльце входной группы.
- фактическая высота от чистого пола до натяжного потолка варьируется от 2,3 м до 2,39 м.
- в процессе осмотра не удалось проверить исправность газовой плиты (газовый баллон пустой).
- при включении смесителя сети водоснабжения поступления воды не произошло, кроме того сети водоснабжения и канализации не имеют следов эксплуатации.
- не было обнаружено выгребного канализационного колодца.
- в разделе III техпаспорта указано наличие пластиковых стеклопакетов, при фактическом обследовании обнаружено наличие только деревянных оконных рам.
- при визуальном обследовании печи в топке были обнаружены куски глиняного раствора, а не производные от горения твердого топлива, что ставит под сомнение работоспособность печи.
15 апреля 2019г. представителю Ц. по доверенности К. администрацией Советского района Кировской области вручено предложение о расторжении контракта по соглашению сторон и Соглашение о расторжении муниципального контракта № от 27 марта 2019г.
Расторжение контракта основано на заключении Акта экспертизы соответствия жилого помещения условиям муниципального контракта от 09 апреля 2019г.; п. 7.3 муниципального контракт; ст.450 ГК РФ и ч.8 ст.95 Федерального закона от 05 апреля 2013г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Письмом от 18 апреля 2019г. представитель продавца К. уведомил администрацию Советского района Кировской области о не согласии с выявленными замечаниями, предложением принять квартиру.
Разрешая заявленные требования и удовлетворяя исковые требования Ц., суд первой инстанции пришел к выводу, что доводы администрации муниципального образования Советский муниципальный район Кировской области о несоответствии жилого помещения условиям муниципального контракта являются необоснованными, оснований для расторжения муниципального контракта не имеется, в связи с чем, удовлетворил исковые требования Ц., отказав в удовлетворении встречного иска.
Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда первой инстанции.
Так, в соответствии со ст.11 Федерального закона от 05 апреля 2013г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту Закон о контрактной системе) контрактная система в сфере закупок основывается на единых принципах и подходах, предусмотренных настоящим Федеральным законом и позволяющих обеспечивать государственные и муниципальные нужды посредством планирования и осуществления закупок, их мониторинга, аудита в сфере закупок, а также контроля в сфере закупок.
Согласно ст.12 указанного Законагосударственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд (ч.1).
Должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и нормативными правовыми актами, указанными в частях 2 и 3 статьи 2 настоящего Федерального закона (ч.2).
Согласно ч. ч. 1 - 3 ст. 94 Закона о контрактной системе исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги;
2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
Поставщик (подрядчик, исполнитель) в соответствии с условиями контракта обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта, а также к установленному контрактом сроку обязан предоставить заказчику результаты поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, предусмотренные контрактом, при этом заказчик обязан обеспечить приемку поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в соответствии с настоящей статьей.
Для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно ч. 8 ст. 95 Закона N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно п. 2 ст. 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Из положений ст. 469 ГК РФ следует, что продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи. При отсутствии в договоре купли-продажи условий о качестве товара продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется.
Если продавец при заключении договора был поставлен покупателем в известность о конкретных целях приобретения товара, продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для использования в соответствии с этими целями.
Из дела видно, что администрацией Советского района Кировской области приняты меры к расторжению муниципального контракта от 27 марта 2019г., Ц. было направлено соответствующее предложение, на которое он ответил отказом.
Поскольку поставленная Ц. квартира не соответствовала условиям муниципального контракта N № от 27 марта 2019г. и технического задания в части технических и функциональных характеристик, что подтверждено экспертизой, проведенной покупателем (заказчиком) при осмотре жилого помещения от 09 апреля 2019г. и обратного Ц. не доказано; муниципальным контрактом была предусмотрена возможность одностороннего отказа покупателя от его исполнения по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ, то вывод суда об отсутствии оснований для одностороннего отказа покупателя (заказчика) от исполнения муниципального контракта является необоснованным.
При этом, судебная коллегия отмечает, что удовлетворение исковых требований администрации муниципального образования Советский муниципальный район Кировской области направлено прежде всего на эффективное использование бюджетных средств, в предусмотренном бюджетным законодательством порядке и обеспечение публичных интересов в этих отношениях.
Таким образом, обжалуемый судебный акт ввиду несоответствия выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, а также допущенных им нарушений норм материального и процессуального права не может быть признан законным и обоснованным, и подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении иска Ц. и удовлетворении иска администрации муниципальному образованию Советский муниципальный район Кировской области.
На основании ст.103 ГПК РФ с Ц. в бюджет муниципального образования «Город Киров» подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой администрация муниципального образования Советский муниципальный район Кировской области освобождена, в сумме 300 рублей.
Руководствуясь статьями 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда Кировской области от 17 июля 2019г. отменить и принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Ц. к администрации муниципального образования Советский муниципальный район Кировской области о возложении обязанности принять жилое помещение и оплатить его стоимость, отказать.
Исковые требования администрации муниципального образования Советский муниципальный район Кировской области удовлетворить.
Расторгнуть муниципальный контракт № от 27 марта 2019г., заключенный между администрацией муниципального образования Советский муниципальный район Кировской области и Ц..
Взыскать с Ц. в бюджет муниципального образования «Город Киров» государственную пошлину в сумме 300 рублей.
Председательствующий Судьи