ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4045/19 от 30.05.2019 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Судья Барушко Е.П.

Судья-докладчик Губаревич И.И. по делу № 33-4045/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

30 мая 2019 года г. Иркутск

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Александровой М.А.,

судей Губаревич И.И., Коваленко В.В.,

при секретаре Васильевой Н.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Казенному учреждению Администрация муниципального образования «Бабагайское сельское поселение» об обязании произвести перерасчет размера ежемесячной доплаты за выслугу лет к пенсии по старости и обязании выплатить задолженность,

по апелляционной жалобе истца ФИО1 на решение Заларинского районного суда Иркутской области от 13 декабря 2018 года,

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в суд с иском Казенному учреждению Администрация муниципального образования «Бабагайское сельское поселение». В обоснование исковых требований указал, что с 9 января 2018 года распоряжением Главы администрации Бабагайского муниципального образования №1 от 9 января 2018 года «Об установлении размера пенсии за выслугу лет» ему была назначена ежемесячная доплата за выслугу лет к пенсии по старости как лицу, замещавшему выборную муниципальную должность в размере 10 226 руб. 2 апреля 2018 года им было подано заявление в прокуратуру Заларинского района о перерасчете размера ежемесячной доплаты за выслугу лет к пенсии по старости, исходя из утверждённого Думой Бабагайского муниципального образования Положения «Гарантиях деятельности главы администрации Бабагайского муниципального образования», так как он считает, что изначально ему был сделан неправильный расчёт размера ежемесячной доплаты за выслугу лет к пенсии по старости. В полученном им ответе заместителя прокурора Заларинского района Багалинской Т.В. от 25 мая 2018 года указано, что размер его пенсии за выслугу лет рассчитан неверно. Данное заявление прокуратурой Заларинского района было направленно в администрацию Бабагайского муниципального образования с требованием дать ответ заявителю до 25 июня 2018 года. На данный момент ответ им не получен.

ФИО1 просил суд обязать Казенное учреждение Администрация муниципального образования «Бабагайское сельское поселение» произвести перерасчет размера ежемесячной доплаты за выслугу лет к пенсии по старости, назначенной распоряжением главы Администрации Бабагайского муниципального образования № 1 от 9 января 2018 года «Об установлении размера пенсии за выслугу лет»; обязать ответчика выплатить в его пользу задолженность по ежемесячной доплате за выслугу лет к пенсии по старости в размере 109 097 руб.

Решением Заларинского районного суда Иркутской области от 13 декабря 2018 года исковые требования удовлетворены частично.

На Администрацию муниципального образования «Бабагайское сельское поселение» возложена обязанность произвести перерасчет размера ежемесячной доплаты за выслугу лет к пенсии по старости, назначенной распоряжением главы администрации МО «Бабагайское сельское поселение» №1 от 9 января 2018 года в соответствии с Положением о гарантиях деятельности главы Администрации Бабагайского муниципального образования, утвержденного Решением Думы Бабагайского МО Номер изъят от 24 августа 2017 года, то есть из расчета 24 538 руб. 09 коп. ежемесячно за период с 3 января 2018 года по 2 мая 2018 года.

На Администрацию муниципального образования «Бабагайское сельское поселение» возложена обязанность выплатить ФИО1 задолженность по ежемесячной доплате за выслугу лет к пенсии по старости, согласно произведенному перерасчету за период с 3 января 2018 года по 2 мая 2018 года в размере 58 451 руб. 36 коп.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе истец ФИО1 просит решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований отменить и принять по делу новое решение о возложении на Казенное учреждение Администрация муниципального образования «Бабагайское сельское поселение» обязанности произвести перерасчет размера ежемесячной доплаты за выслугу лет к пенсии по старости с 3 мая 2018 года и обязании выплатить задолженность по ежемесячной доплате за выслугу лет к пенсии по старости в сумме 50 645 руб. 64 коп.

В обоснование доводов к отмене решения суда в части указал, что суд неправильно истолковал и применил нормы материального права. В решении суда перечислены нормативно-правовые акты, в силу которых он имеет право на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости (пенсии за выслугу лет) в размере 24 538 руб. 09 коп. Однако, поскольку в действующее Положение о гарантиях деятельности главы Администрации Бабагайского муниципального образования (в редакции Решения Думы Бабагайского муниципального образования Номер изъят от 24 августа 2017 года) были внесены изменения 3 мая 2018 года в части исчисления размера пенсии за выслугу лет, то суд с учетом внесенных изменений принял расчет ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости в размере 4 257 руб. 79 коп., в связи с тем, что данный размер был ниже величины прожиточного минимума установленного в Иркутской области, с учетом абз.2 ч.2 того же Положения, размер пенсии за выслугу лет установлен в размере 10 204 руб.

В Решении Думы муниципального образования «Бабагайское сельское поселение» Номер изъят от 3 мая 2018 года указано, что решение о внесении изменений в Положение о гарантиях деятельности главы администрации Бабагайского МО вступает в силу со дня его официального опубликования, при этом, не указано, применяется ли оно к ранее возникшим правоотношениям.

Полагает, что судом неверно истолкован муниципальный правовой акт — Положение о гарантиях деятельности главы администрации Бабагайского МО, в котором отсутствует основание, позволяющее на законных основаниях произвести перерасчет пенсии, назначенной ранее.

Внесение изменений в Положение о гарантиях деятельности главы администрации Бабагайского МО, учитывая наличие дефицита бюджета муниципального образования, не может являться основанием для ущемления прав гражданина, гарантированных Конституцией Российской Федерации.

Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.

В силу ст. 167 ГПК РФ судом апелляционной инстанции дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчика и третьего лица.

В силу ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Заслушав доклад судьи Губаревич И.И., истца ФИО1, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы.

В соответствии с пунктами «ж» и «н» части1 статьи 27 Конституции Российской Федерации социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).

Часть 6 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусматривает, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.

В соответствии со ст. 10 Закона Иркутской области от 17 декабря 2008 года № 122-оз «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления Иркутской области» лицу, осуществлявшему полномочия выборного лица местного самоуправления на постоянной основе не менее срока, на который оно было избрано, и имеющему стаж муниципальной службы не менее пятнадцати лет, уставом муниципального образования устанавливается за счет средств соответствующего местного бюджета ежемесячная доплата к страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности, назначенным в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», пенсии, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».

Положением о гарантиях деятельности главы администрации Бабагайского муниципального образования, утвержденного решением Думы Бабагайского муниципального образования от 23 декабря 2016 года Номер изъят предусмотрено, что главе администрации исполняющему свои полномочия, не менее срока, на который оно избрано, и имеющему стаж муниципальной службы не менее двадцати лет, устанавливается за счет средств бюджета муниципального образования ежемесячная доплата к назначенной трудовой пенсии по старости (инвалидности) в соответствии с действующим законодательством (п.1 Раздела 6).

Главе администрации при наличии стажа муниципальной службы не менее 15 лет пенсия за выслугу лет назначается в размере 45 процентов от 2,8 суммы должностного оклада и ежемесячного денежного поощрения на день его увольнения за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости, либо за вычетом трудовой пенсии по инвалидности, либо за вычетом пенсии, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации». За каждый полный год стажа муниципальной службы сверх 15 лет пенсия за выслугу лет увеличивается на 3% от 2,8 суммы должностного оклада и ежемесячного денежного поощрения на день его увольнения. При этом общая сумма пенсии за выслугу лет и страховой части трудовой пенсии по старости либо общая сумма пенсии за выслугу лет и трудовой пенсии по инвалидности, пенсии, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», не может превышать 75% от 2,8 суммы должностного оклада и ежемесячного денежного поощрения на день его увольнения.

Размер пенсии за выслугу лет определяется с применением районного коэффициента к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах области в размерах, определенных федеральными и областными нормативными правовыми актами, а также с применением коэффициента 1,33 в целях обеспечения соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу области.

При этом размер пенсии за выслугу лет не может быть ниже величины прожиточного минимума, установленной в целом по области в расчете на душу населения на день выплаты указанной пенсии. В случае, когда размер пенсии за выслугу лет с учетом районного коэффициента к заработной плате, указанного в абзаце втором настоящей статьи, ниже величины прожиточного минимума, установленной в целом по области в расчете на душу населения, ограничение в отношении общей суммы, определенной в абзаце втором настоящей статьи, не применяется (п.6 Раздела 6 в редакции Решения Думы Бабагайского муниципального образования от 24 августа 2017 года Номер изъят).

Решением Думы муниципального образования «Бабагайское сельское поселение» от 3 мая 2018 года Номер изъят внесены изменения в Положение о гарантиях деятельности главы администрации Бабагайского муниципального образования, утвержденное решением Думы от 2 декабря 2016 года № 91/5, следующие изменения: а) пункт 6 раздела 6 изложить в следующей редакции: «Ежемесячная доплата к пенсии устанавливается в размере 12% от ежемесячной оплаты труда выборного лица местного самоуправления, установленной штатным расписанием на день прекращения полномочий. К страховой пенсии, страховой пенсии по инвалидности, назначенным в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», пенсии, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».

При этом размер пенсии за выслугу лет не может быть ниже величины прожиточного минимума, установленной в целом по Иркутской области в расчете на душу населения на день выплаты указанной пенсии.

Из материалов дела следует, что ФИО1, Дата изъята , имеет стаж муниципальной службы 31 год 9 месяцев.

21 декабря 2017 года ФИО1 обратился в УПФР в Заларинском районе Иркутской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости. На основании ст.8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года ему была назначена страховая пенсия по старости с 3 января 2018 года бессрочно.

В соответствии с Распоряжением Номер изъят от 9 января 2018 года главы Администрация муниципального образования «Бабагайское сельское поселение» ФИО1 была установлена ежемесячная доплата к страховой пенсии по старости в размере 10 226 руб.

Обращаясь в суд с настоящим иском, истец полагает, что ему был сделан неправильный расчет размера ежемесячной доплаты за выслугу лет к страховой пенсии по старости.

Разрешая спор по существу и удовлетворяя исковые требования ФИО1 в части возложения на Администрацию муниципального образования «Бабагайское сельское поселение» обязанности произвести перерасчет размера ежемесячной доплаты за выслугу лет к пенсии по старости, назначенной распоряжением главы Администрации муниципального образования «Бабагайское сельское поселение» № 1 от 9 января 2018 года в соответствии с Положением о гарантиях деятельности главы Администрации Бабагайского муниципального образования (в редакции Решения Думы Бабагайского МО от 24 августа 2017 года Номер изъят), то есть из расчета 24 538 руб.09 коп. ежемесячно за период с 3 января 2018 года по 2 мая 2018 года; выплатить ФИО1 задолженность по ежемесячной доплате за выслугу лет к страховой пенсии по старости, согласно произведенному перерасчету за период с 3 января 2018 года по 2 мая 2018 года в размере 58 451 руб. 36 коп., суд первой инстанции исходил из того, что ежемесячная доплата к страховой пенсии по старости ФИО1 на момент его обращения с заявлением к ответчику должна была быть назначена исходя из расчета, установленного Положением о гарантиях деятельности главы Администрации Бабагайского муниципального образования в редакции Решения Думы Бабагайского муниципального образования от 24 августа 2017 года Номер изъят.

Отказывая истцу в удовлетворении требования об обязании ответчика произвести перерасчет размера ежемесячной доплаты за выслугу лет к пенсии по старости с 3 мая 2018 гола и обязании выплатить задолженность по ежемесячной доплате за выслугу лет к пенсии по старости в сумме 50 645 руб. 64 коп., суд первой инстанции исходил из следующего.

На основании Решения Думы МО «Бабагайское сельское поселение» от 3 мая 2018 года Номер изъят в действующее Положение о гарантиях деятельности главы Администрации Бабагайского муниципального образования, утвержденное решением Думы от 23 декабря 2016 года № 91/5 (в редакции Решения Думы Бабагайского муниципального образования от 24 августа 2017 года Номер изъят) были внесены изменения, пункт 6 раздела 6 изложен в следующей редакции: «Ежемесячная доплата к пенсии устанавливается в размере 12 процентов от ежемесячной оплаты труда выборного лица местного самоуправления, установленной штатным расписанием на день прекращения полномочий, к страховой пенсии, страховой пенсии по инвалидности, назначенным в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», пенсии, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». При этом размер пенсии за выслугу лет не может быть ниже величины прожиточного минимума, установленной в целом по Иркутской области в расчете на душу населения на день выплаты указанной пенсии. В случае, когда размер пенсии за выслугу лет с учетом районного коэффициента и величины прожиточного минимума, установленной в целом по области в расчете на душу населения, ограничение в отношении общей суммы, определенной в абзаце первом настоящей части, не применяется».

Указанное решение Думы, согласно п.3 вступает в силу со дня его официального опубликования. Днем официального опубликования Решения Думы МО «Бабагайское сельское поселение» от 3 мая 2018 года Номер изъят является 3 мая 2018 года.

При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции установил, что с момента вступления данного Решения Думы МО «Бабагайское сельское поселение» от 3 мая 2018 года Номер изъят в законную силу размер ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости, назначаемой ФИО1, подлежит начислению в соответствии с порядком, установленным данным Решением, то есть действия ответчика по начислению размера пенсии истцу после 3 мая 2018 года являются основанными на нормах закона.

Соглашаясь с указанными выводами суда первой инстанции, и отклоняя доводы апелляционной жалобы как несостоятельные, судебная коллегия исходит из того, что при разрешении спора судом первой инстанции правильно определены и установлены существенные обстоятельства по делу, применен закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям.

Доводы апелляционной жалобы истца о том, что судом первой инстанции неверно истолкован муниципальный правовой акт — Положение о гарантиях деятельности главы администрации Бабагайского МО, в котором отсутствует основание, позволяющее на законных основаниях произвести перерасчет пенсии, назначенной ранее, основаны на неправильном толковании норм материального права и направлены на переоценку правильных выводов суда первой инстанции.

Частью 3 ст. 55 конституции РФ предусмотрена возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно положениям абз. 2 п.1 ст. 4 ГК РФ, в случаях, когда это прямо предусмотрено законом, его действие распространяется на отношения, возникшие до введение его в действие.

Кроме того, согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в ряде определений по вопросу уменьшения доплат к трудовой пенсии государственных и муниципальных служащих, такое уменьшение не ухудшает положение граждан.

Доплата к пенсии является дополнительным обеспечением, предоставляемым за счет средств соответствующих бюджетов. Органы местного самоуправления, обладая в системе действующего правового регулирования полномочиями по установлению порядка и условий предоставления такой дополнительной гарантии, вправе изменять размер доплаты за выслугу лет к страховой пенсии по старости по старости за счет собственных средств с учетом имеющихся у них финансово-экономических возможностей, что не нарушает права лица на установленное законодательством государственное пенсионное обеспечение.

При рассмотрении дела суд первой инстанции принял все необходимые меры для всестороннего, полного и объективного выяснения действительных обстоятельств дела, прав и обязанностей сторон. На основании надлежащей оценки имеющихся в материалах дела доказательств суд пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований в части.

Нарушений норм материального и процессуального закона, которые могли бы повлечь отмену либо изменение судебного постановления, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Заларинского районного суда Иркутской области от 13 декабря 2018 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Судья-председательствующий М.А. Александрова

Судьи И.И. Губаревич

В.В. Коваленко