ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
судья Санзуева К.Б.
дело №33-4046/2018
поступило 16 октября 2018 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Улан-Удэ 05 декабря 2018 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Дампиловой Ц.В., судей коллегии Чупошева Е.Н., Вольной Е.Ю., при секретаре Цыбиковой Р.В., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации муниципального образования «Муйский район» о признании действий незаконными, включении в сводный список участников государственной программы, по апелляционным жалобам представителя ответчика АМО «Муйский район» ФИО2, представителя третьего лица Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ ФИО3 на решение Муйского районного суда РБ от 03 июля 2018 года, которым постановлено:
Иск ФИО1 к администрации муниципального образования «Муйский район» о признании действий незаконными, включении в сводный список участников государственной программы удовлетворить.
Признать действия администрации муниципального образования «Муйский район» по исключению ФИО1 по квартире по адресу: <...> из числа участников мероприятия 1 «Переселение граждан из жилых помещений, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали, признанных непригодными для проживания, и (или) из жилых домов (помещений), признанных аварийными и не подлежащими реконструкции» подпрограммы 2 «Развитие жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия» Государственной программы «Развитие строительного и жилищно-коммунального комплексов Республики Бурятия» незаконными.
Обязать администрацию муниципального образования «Муйский район» включить ФИО1 по квартире по адресу: <...> в сводный список участников мероприятия 1 «Переселение граждан из жилых помещений, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали, признанных непригодными для проживания, и (или) из жилых домов (помещений), признанных аварийными и не подлежащими реконструкции» подпрограммы 2 «Развитие жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия» Государственной программы «Развитие строительного и жилищно-коммунального комплексов Республики Бурятия» в соответствии с «Порядком предоставления и методики расчета субсидий из республиканского бюджета местным бюджетам, предназначенных для реализации мероприятия «Переселение граждан из жилых помещений, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали, признанных непригодными для проживания, и (или) из жилых домов (помещений), признанных аварийными и не подлежащими реконструкции» (Постановление Правительства Республики Бурятия) и «Порядком формирования и утверждения очередности расселения многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу, и жилых помещений, признанных непригодными для проживания, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали, в рамках государственной программы Республики Бурятия «Развитие строительного и жилищно-коммунального комплексов Республики Бурятия».
Заслушав доклад судьи Вольной Е.Ю., пояснения представителя истца ФИО4, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Обращаясь в суд с иском к Администрации МО «Муйский район», истец ФИО1 просил признать действия администрации МО «Муйский район» по его исключению из числа участников Государственной программы РБ «Развитие строительного и жилищно-коммунального комплексов Республики Бурятия» незаконными; обязать включить его в сводный список участников вышеуказанной программы.
Мотивировав требования тем, что он являлся собственником жилого помещения по адресу: <...>. Согласно плану очередности сноса ветхого и аварийного жилищного фонда по программе «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в зоне Байкало-Амурской магистрали на территории Республики Бурятия» дом по указанному выше адресу был включен в список по программе переселения на 2016 год. 03 января 2016 года дом полностью уничтожен в результате пожара. Истца исключили из Списка участников программы, чем нарушили его жилищные права.
Определением суда в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, АМО ГП «Поселок Таксимо».
Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, его представитель ФИО5 исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика АМО «Муйский район» ФИО2 исковые требования не признала, суду пояснила, что поскольку дом сгорел, истец не может быть участником программы.
Представитель третьего лица ФИО3 в судебное заседание не явилась, была надлежащим образом извещена, просила рассмотреть дело без ее участия, в письменном отзыве просила в иске отказать в связи с отсутствием правовых оснований для удовлетворения иска.
Представитель третьего лица МО ГП «Поселок Таксимо» ФИО6 возражала против удовлетворения заявленных требований.
Районным судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласились представители ответчика АМО «Муйский район» ФИО2 и третьего лица Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ ФИО3 В апелляционных жалобах просят решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывают, что судом не был установлен факт признания истца участником Программы. На момент уничтожения пожаром жилого дома, где находилась квартира истца, действовал Порядок предоставления и методика расчета межбюджетных субсидий из республиканского бюджета местным бюджетам, предназначенных для реализации мероприятия «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, расположенного в зоне БАМа на территории Республики». В соответствии с п. 2.1 названного Порядка Список формировался по очередности обращения граждан (по дате подачи заявления) в муниципальные образования с учетом утвержденного муниципальным образованием плана сноса ветхих и аварийных жилых домов. Согласно п. 2.4 Порядка для получения социальной выплаты граждане должны были подать заявление в муниципальное образование по месту своего проживания с приложением документов, указанных в данном пункте. Кроме того жилое помещение должно быть признано непригодным. На момент принятия судом первой инстанции решения действует Порядок предоставления и методика расчета субсидий из республиканского бюджета местным бюджетам, предназначенных для реализации мероприятия «Переселение граждан из жилых помещений, расположенных в зоне БАМа, признанных непригодными для проживания, и (или) из жилых домов (помещений), признанных аварийными и не подлежащими реконструкции». Данный Порядок содержит аналогичные ранее приведенным нормам положения, касающиеся перечня предоставляемых собственниками жилых помещений документов. При этом предоставление социальных выплат собственникам жилых помещений, признанных аварийными и непригодными для проживания жильем, осуществляется в соответствии с очередностью расселения и Списков собственников. Из списков собственников муниципальными образованиями исключаются граждане, утратившие основания, дающие право на получение субсидий для переселения из аварийного жилищного фонда (п. 2.2 Порядка). Считают, что право собственности истца на жилое помещение, уничтоженное пожаром 03.01.2016 г., прекратилось в соответствии со ст. 235 ГК РФ, что повлекло прекращение правоотношений между собственником и органом местного самоуправления по поводу обеспечения жилищных прав собственника, основанных на факте признания дома непригодным для проживания, аварийным. В настоящий момент для участия в Госпрограмме необходимо наличие у гражданина в собственности жилого помещения, расположенного в зоне БАМа, признанного в установленном порядке непригодным для проживания. В связи с уничтожением жилого дома, где находилась квартира истца, ФИО1 не может являться участником Госпрограммы, несмотря на то, что Порядок не содержит положений о том, что из Списков участников исключаются собственники, утратившие жилое помещение в результате пожара. Однако это не свидетельствует о том, что в случае уничтожения жилого дома пожаром, собственник не утрачивает основания, дающие право на получение субсидии для переселения из аварийного жилищного фонда. В данном случае должны быть применены положения ст. 235 ГК РФ.
Представитель третьего лица в жалобе обращает внимание на то, что при вынесении решения суд не указал, в какие именно Списки должен быть включен истец: в Список №1 (лица, которым в связи со строительством БАМ было предоставлено временное жилье) или в Списки №№ 2,3 (формируются по жилым помещениям и многоквартирным домам, но не по гражданам). Между тем, отсутствие в решении суда четкой формулировки, в какой именно список необходимо включить истца, делает судебный акт неисполнимым. Апеллянт также отмечает, что признание истца участником Госпрограммы повлечет за собой предусмотренную процедуру по включению истца в очередность, утвержденную распоряжением Правительства РБ от 16.06.2016 г. №489-р, что приведет к нарушению действующего законодательства.
В суд апелляционной инстанции истец ФИО1, представители АМО «Муйский район», Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплексов Республики Бурятия, АМО «Поселок Таксимо» не явились, были надлежащим образом извещены. Истец ФИО1, представители АМО «Муйский район», АМО «Поселок Таксимо» просили о рассмотрении жалоб в их отсутствие.
Представитель истца ФИО4 возражала против удовлетворения доводов жалоб.
Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что поскольку жилой дом, в которой находилась квартира истца, был включен в План очередности сноса ветхого и аварийного жилищного фонда МО «Муйский район» по подпрограмме «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в зоне БАМа на территории Республики Бурятия на 2011-2015 г.г.» и снос жилого дома был запланирован на 2016 г. и, несмотря на то, что жилой дом был уничтожен в результате пожара, имевшее место 03.01.2016 г., то истец имеет право быть участником государственной программы Республики Бурятия «Развитие строительного и жилищно-коммунального комплексов Республики Бурятия» и быть включенным в Список участников данной программы.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда.
На территории Муйского района Республики Бурятия в рамках Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. №1050 и Государственной программы Республики Бурятия «Развитие строительного и жилищно-коммунального комплексов Республики Бурятия», утвержденной Постановлением Правительства Республики Бурятия от 02.08.2013 г. №424 реализуется мероприятие «Переселение граждан из аварийного и непригодного для проживания жилищного фонда в зоне БАМа, признанных непригодными для проживания, и (или) из жилых домов (помещений) признанных аварийными и не подлежащими реконструкции» (далее по тексту мероприятие).
Приложением №1 к подпрограмме 2 «Развитие жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия» Госпрограммы определен Порядок предоставления и методика расчета субсидий из республиканского бюджета местным бюджетам, предназначенных для реализации Мероприятия (далее по тексту Порядок), который определяет условия предоставления и расходования, а также методику расчета субсидий, выделяемых из республиканского бюджета местным бюджетам (далее - субсидии) на реализацию указанного мероприятия.
Субсидии предоставляются Министерством строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия (далее - Министерство), являющимся главным распорядителем бюджетных средств, в соответствии со сводной бюджетной росписью республиканского бюджета, в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий период (п. 1.3 Порядка).
Согласно п. 1.4 Порядка субсидии могут быть использованы на приобретение муниципальными образованиями жилых помещений экономкласса, в том числе на вторичном рынке жилья; строительство муниципальными образованиями жилых помещений экономкласса, в том числе завершение ранее начатого строительства; предоставление муниципальными образованиями социальных выплат собственникам жилых помещений, признанных аварийным и непригодным для проживания жильем, для приобретения жилых помещений.
Согласно п. 2.3 Порядка предоставление социальных выплат собственникам жилых помещений, признанных аварийным и непригодным для проживания жильем, осуществляется в соответствии с очередностью расселения и списком собственников.
Очередность расселения многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу, и жилых помещений, признанных непригодными для проживания (далее - очередность расселения), формируется Министерством и утверждается распоряжением Правительства Республики Бурятия (п. 1.16 Порядка).
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 16.06.2016 г. №260 утвержден порядок формирования и утверждения очередности расселения многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу, и жилых помещений, признанных непригодными для проживания, расположенных в зоне БАМа, в рамках Государственной программы Республики Бурятия (далее по тексту Порядок формирования очередности).
До начала действия Порядка формирования очередности социальные выплаты предоставлялись собственникам на основании Списков, чьи жилые помещения были признаны аварийными и непригодными для проживания.
Из материалов дела следует, что истец являлся собственником жилого помещения по адресу: <...>, данный дом состоял в реестре ветхого и аварийного жилого фонда МО «Муйский район», подлежащим расселению в рамках подпрограммы «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в зоне БАМа на территории Республики Бурятия». Кроме того, данный жилой дом был включен в план очередности сноса ветхого и аварийного жилищного фонда МО «Муйский район» по данной подпрограмме на 2016 год (л.д. 65).
Более того, из материалов дела следует, что ФИО1 до пожара обращался в АМО ГП «Поселок Таксимо» с документами для участия в Программе переселения граждан из аварийного и ветхого жилищного фонда в зоне БАМа, был включен в список (л.д. 13).
Из указанного следует, что фактически до уничтожения жилого дома, где находилась квартира истца, в результате пожара, в связи с установленными выше обстоятельствами, данный дом фактически был включен в Списки многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу, и жилых помещений, признанных непригодными для проживания.
Соответственно, выводы суда, что истец имеет право быть участником государственной программы Республики Бурятия «Развитие строительного и жилищно-коммунального комплексов Республики Бурятия» и быть включенными в Списки участников данной программы, являются правильными.
Вместе с тем вынося указанное решение, суд не учел, что в настоящее время действует редакция Госпрограммы от 09.06.2018 г., где предусмотрено мероприятие «Переселение граждан из жилых помещений, расположенных в зоне БАМа, признанных непригодными для проживания, и (или) из жилых домов (помещений), признанных аварийными и не подлежащими реконструкции» подпрограммы 2 «Развитие жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия» и Порядок предоставления и методика расчета субсидий из республиканского бюджета местным бюджетам, предназначенных для реализации указанного выше мероприятия, в соответствии с которым предоставление социальных выплат собственникам жилых помещений, признанных аварийным и непригодным для проживания жильем, осуществляется в соответствии с очередностью расселения (приложение №1 к подпрограмме 2).
Поскольку ФИО1 не предоставил документов, что жилое помещение по адресу: <...> предоставлялось ему как временное жилье в связи со строительством БАМа, то он в рамках предъявленных требований может претендовать на участие в вышеуказанной программе по Спискам многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу, и жилых помещений, признанных непригодными для проживания в соответствии с Порядком формирования и утверждения очередности расселения многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу, и жилых помещений, признанных непригодными для проживания, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали, в рамках Государственной программы Республики Бурятия «Развитие строительного и жилищно-коммунального комплексов Республики Бурятия», утвержденным постановлением Правительства Республики Бурятия от 16.06.2016 г. №260 и очередностью расселения многоквартирных домов, утвержденной распоряжением Правительства Республики Бурятия от 02.08.2016 г. №489-р.
В этой связи решение суда в этой части подлежит изменению.
Само по себе уничтожение жилого дома в результате пожара и прекращение права собственности по основаниям, предусмотренным ст. 235 ГК РФ, не свидетельствует, что истец лишен возможности участвовать в Государственной программы Республики Бурятия «Развитие строительного и жилищно-коммунального комплексов Республики Бурятия», поскольку право истца быть участником данной Госпрограммы, подтверждено вышеустановленными обстоятельствами.
На момент возникновения такого права у истца жилое помещение по улице<...> принадлежало истцу на праве собственности.
Иные доводы жалоб по установленным выше обстоятельствам подлежат отклонению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Абзац второй решения Муйского районного суда РБ от 03 июля 2018 года изменить.
Абзац третий изложить в следующей редакции:
Обязать Администрацию муниципального образования «Муйский район» включить ФИО1 в Списки №, №2 и 3 участников Государственной программы Республики Бурятия «Развитие строительного и жилищно-коммунального комплексов Республики Бурятия», утвержденной постановлением Правительства Республики Бурятия от 02.08.2013 г. №424 в соответствии с Порядком формирования и утверждения очередности расселения многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу, и жилых помещений, признанных непригодными для проживания, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали, в рамках Государственной программы Республики Бурятия «Развитие строительного и жилищно-коммунального комплексов Республики Бурятия», утвержденным постановлением Правительства Республики Бурятия от 16.06.2016 г. №260.
В остальной части решение суда оставить без изменения, доводы апелляционных жалоб – без удовлетворения.
Председательствующий: Ц.В.Дампилова
Судьи: Е.Н.Чупошев
ФИО7