ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-404/2015 от 13.01.2015 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

  Судья – Вертиева И.С. Дело № 33-404/2015

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 13 января 2015 года г. Краснодар

 Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:

 председательствующего Казакова Д.А.,

 судей Рудь М.Ю., Кривцова А.А.,

 по докладу судьи Рудь М.Ю.,

 при секретаре Кесиди С.Р.,

 с участием прокурора Давыдова А.А.,

 слушала в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе главы муниципального образования Кущевский район Хабенкова В.С. на решение Кущевского районного суда Краснодарского края от 05 ноября 2014 года.

 Заслушав доклад судьи, судебная коллегия

 У С Т А Н О В И Л А:

 Прокурор Кущевского района в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Кущевский район, третьим лицам: МБОУ СОШ № 3, МБОУ СОШ № 4, МБОУ СОШ № 7, МБОУ СОШ № 14, МБОУ СОШ № 20, МБОУ СОШ № 26, МБОУ СОШ № 33, МБОУ ООШ № 18, МБОУ ООШ № 25, МБОУ ООШ № 28, МБОУ ООШ № 32, МБОУ НОШ № 19, МБОУ НОШ № 22, ОМВД России по Кущевскому району о признании незаконным бездействия по обеспечению антитеррористической защищенности образовательных учреждений. В обоснование заявленных требований указал, что ходе проведенной прокуратурой Кущевского района проверки образовательных учреждений, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования на территории Кущевского района, выявлены нарушения по обеспечению антитеррористической защищенности объектов. В образовательных учреждениях района не в полной мере созданы условия, гарантирующие безопасность нахождения в них несовершеннолетних: МБОУ СОШ № 3, МБОУ СОШ № 4, МБОУ СОШ № 7, МБОУ СОШ № 14, МБОУ СОШ № 20, МБОУ СОШ № 26, МБОУ СОШ № 33, МБОУ ООШ № 18, МБОУ ООШ № 25, МБОУ ООШ № 28, МБОУ ООШ № 32, МБОУ НОШ № 19, МБОУ НОШ № 22 не обеспечены системами видеонаблюдения; МБОУ СОШ № 3 не имеется ограждения территории; частично отсутствует ограждение территории МБОУ СОШ № 7 (200 м.), МБОУ СОШ № 14 (22 метра). Указанные нарушения требований законодательства о противодействии терроризму создают угрозу безопасности учащихся и работников учреждения. Администрацией муниципального образования Кущевский район не выделены денежные средства в объеме необходимом для устранения данных нарушений. По результатам рассмотрения представления прокуратуры от 20 августа 2014 года, вынесенного в адрес главы муниципального образования Кущевский район, выявленные нарушения не устранены. Прокурор Кущевского района просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Кущевский район, выраженное в несоблюдении требований антитеррористического законодательства, непринятии в полном объеме мер по антитеррористической защите граждан и объектов образования, в части оснащения системами видеонаблюдения общеобразовательных учреждений МБОУ СОШ № 3, МБОУ СОШ № 4, МБОУ СОШ № 7, МБОУ СОШ № 14, МБОУ СОШ № 20, МБОУ СОШ № 26, МБОУ СОШ № 33, МБОУ ООШ № 18, МБОУ ООШ № 25, МБОУ ООШ № 28, МБОУ ООШ № 32, МБОУ НОШ № 19, МБОУ НОШ № 22, установления в полном объеме ограждения территории МБОУ СОШ № 3, МБОУ СОШ № 7, 14. Также просил обязать ответчика устранить нарушения и выполнить мероприятия по технической укрупненности и оснащению образовательных учреждений необходимыми техническими средствами охраны: установить камеры видеонаблюдения с обзором периметра объекта, пожарных выходов, выездов, а так же систему видеонаблюдения школ в МБОУ СОШ № 3, МБОУ СОШ № 4, МБОУ СОШ № 7, МБОУ СОШ № 14, МБОУ СОШ № 20, МБОУ СОШ № 26, МБОУ СОШ № 33, МБОУ ООШ № 18, МБОУ ООШ № 25, МБОУ ООШ № 28, МБОУ ООШ № 32, МБОУ НОШ № 19, МБОУ НОШ № 22; обеспечить целостность ограждения по периметру в МБОУ СОШ № 3, МБОУ СОШ № 7, 14.

 Решением Кущевского районного суда от 05 ноября 2014 года заявленные требования прокурора Кущевского района удовлетворены в полном объеме.

 В апелляционной жалобе глава муниципального образования Кущевский район просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов жалобы указал, что полномочия органов местного самоуправления по противодействию терроризму законодательством не определены, нормативно-правовые акты носят рекомендательный характер, органы местного самоуправления не обязаны устанавливать в образовательных учреждениях видеонаблюдение.

 В возражениях на апелляционную жалобу старший помощник прокурора Кущевского района < Ф.И.О. >14 просит решение Кущевского районного суда от 05 ноября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

 Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, выслушав представителя администрации муниципального образования Кущевский район по доверенности < Ф.И.О. >11., представителя управления образования администрации муниципального образования Кущевский район по доверенности < Ф.И.О. >12 поддержавших доводы жалобы, прокурора < Ф.И.О. >13., который просил оставить решение суда без изменения, судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции по следующим основаниям.

 В соответствии со ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу, представление без удовлетворения.

 Как следует из материалов дела, прокуратурой Кущевского района проведена проверка соблюдения требований законодательства о противодействии терроризму и экстремистским проявлениям в образовательных организациях района, в ходе которой установлено, что в нарушение требований закона системами видеонаблюдения не обеспечены МБОУ СОШ № 3, МБОУ СОШ № 4, МБОУ СОШ № 7, МБОУ СОШ № 14, МБОУ СОШ № 20, МБОУ СОШ № 26, МБОУ СОШ № 33, МБОУ ООШ № 18, МБОУ ООШ № 25, МБОУ ООШ № 28, МБОУ ООШ № 32, МБОУ НОШ № 19, МБОУ НОШ № 22, не имеется ограждения территории МБОУ СОШ № 3; частично отсутствует ограждение территории МБОУ СОШ № 7 (200 м.), МБОУ СОШ № 14 (22 метра).

 Вышеуказанные образовательные учреждения находятся в ведомстве отдела образования администрации муниципального образований Кущевский район.

 В соответствии с ст. Федерального закона № 124-ФЗ от 24 июля 1998 года «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на поддержке семьи в целях обеспечения воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе.

 Согласно ч. 7 ст. 28 Федерального закона № 273 от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

 В соответствии со ст. 51 указанного Закона образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся; обеспечивает медицинское обслуживание учащихся образовательного учреждения с обязательным предоставлением помещения с соответствующими условиями для работы медицинских работников; возлагается организация питания в образовательном учреждении с предоставлением для этого помещения.

 Одним из основных принципов борьбы с терроризмом, согласно положениям статей 2, 3 Федерального закона № 35 от 06 марта 2006 года «О противодействии терроризму» является приоритет мер по предупреждению терроризма. Борьба с терроризмом в Российской Федерации осуществляется в целях выявления и устранения причин и условий, способствующих осуществлению террористической деятельности. Целью борьбы с терроризмом является предупреждение, выявление, пресечение террористической деятельности.

 В силу ч.ч. 3, 3.1 ст. 5 указанного Федерального закона органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий, а юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

 На основании п.п. 6.1, 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района, также организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

 Аналогичные полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов закреплены в статье 31 Закона Российской Федерации «Об образовании».

 На основании п. 2 ст. 18 указанного Федерального закона финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов. В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.

 Постановлением Главы администрации Краснодарского края от 14 октября 2013 года № 1203 утверждена программа «Обеспечение безопасности населения».

 Согласно приложению № 5 к государственной программе Краснодарского края «Обеспечение безопасности населения»- программа «Профилактика терроризма и экстремизма в Краснодарском крае» в целях профилактики террористических и экстремистских проявлений на территории Краснодарского края в рамках реализации государственной политики в области противодействия терроризму и экстремизму, совершенствования системы государственного управления и кризисных ситуациях в Краснодарском крае предусмотрено обеспечение учреждений образования системами видеонаблюдения, ограждением.

 Судом первой инстанции установлено, что постановлением администрации муниципального образования Кущевский район № <...> от <...> года утверждены не программные мероприятия по профилактике терроризма и экстремизма на территории муниципального образования Кущевский район на 2014 год.

 Постановлением администрации муниципального образования Кущевский район № <...> от <...> года управлению образования выделено <...> рублей для установки систем видеонаблюдения.

 Из материалов дела следует, что выделенные денежные средства израсходованы по целевому назначению, однако в указанных образовательных учреждениях видеонаблюдение не установлено.

 По результатам проверки прокуратурой Кущевского района в адрес главы администрации муниципального образования Кущевский район 20 августа 2014 года вынесено предписание об охране жизни и здоровья несовершеннолетних.

 Между тем, выявленные нарушения до настоящего времени не устранены.

 Отсутствие в образовательных учреждениях систем видеонаблюдения, ограждения способствует несанкционированному доступу в него посторонних лиц, что отрицательно сказывается на комплексной безопасности, антитеррористической защищенности лиц, пребывающих в образовательном учреждении, и, как следствие, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц и несовершеннолетних учащихся на охрану жизни и здоровья.

 На основании вышеизложенного, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, об удовлетворении требований, заявленных прокурором Кущевского района.

 Доводы апелляционной жалобы судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку администрация муниципального образования Кущевский район как учредитель образовательных учреждений должна создавать безопасные условия для обучающихся, работников в подведомственных ей образовательных организациях.

 Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующего спорные правоотношения.

 Обстоятельства имеющие значение для дела, определены верно, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.

 При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, вынесенного с соблюдением норм материального и процессуального права.

 Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 О П Р Е Д Е Л И Л А:

 Решение Кущевского районного суда Краснодарского края от 05 ноября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу главы муниципального образования Кущевский район Хабенкова В.С. – без удовлетворения.

 Председательствующий:

 Судьи: