ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4050 от 21.10.2014 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

 Председательствующий по делу                        дело № 33-4050-2014

 судья Мусихин А.В.

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:

 председательствующего судьи Пичуева В.В.

 судей Ходюкова Д.С., Карабельского А.А.

 при секретаре Гайгул И.А.

 с участием прокурора Арутюнова А.В.

 рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите 21 октября 2014 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора Чернышевского района в интересах неопределенного круга лиц к МОУ СОШ с. Старый Олов, администрации муниципального района «Чернышевский район» о взыскании задолженности по оплате за негативное воздействие на окружающую среду,

 по апелляционной жалобе руководителя администрации муниципального района «Чернышевский район» М.В. Чтчян,

 на решение Чернышевского районного суда Забайкальского края от 16 июля 2014 года, которым постановлено требования прокурора Чернышевского района удовлетворить.

 Взыскать с муниципального образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа с. Старый Олов в пользу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Забайкальскому краю сумму задолженности по платежам за негативное воздействие на окружающую среду за 2013 год в размере <данные изъяты> рублей.

 Обязать администрацию муниципального района «Чернышевский район» в случае недостаточности средств у муниципального образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа с. Старый Олов перечислить за счет средств бюджета недостающую сумму.

 Заслушав доклад судьи Забайкальского краевого суда Д.С. Ходюкова, судебная коллегия

 УСТАНОВИЛА:

 В ходе проведения прокурорской проверки соблюдения бюджетного законодательства и законодательства об охране окружающей среды было установлено, что по данным Управления Росприроднадзора по Забайкальскому краю у МОУ СОШ с. Старый Олов имеется задолженность по оплате за негативное воздействие на окружающую среду в размере <данные изъяты> рублей за 2013 год, чем нарушаются нормы действующего законодательства. Вместе с тем, при недостаточности денежных средств у школы, обязанность по оплате задолженности возлагается на администрацию муниципального района «Чернышевский район» за счет средств бюджета. На основании изложенного, прокурор обратился в суд и просил взыскать с МОУ СОШ с. Старый Олов сумму задолженности по платежам за негативное воздействие на окружающую среду за 2013 год в размере <данные изъяты> рублей, а в случае недостаточности денежных средств у Учреждения обязать администрацию муниципального района «Чернышевский район» за счет средств бюджета перечислить недостающую денежную сумму.

 Судом постановлено вышеприведенное решение.

 В апелляционной жалобе представитель ответчика – руководитель администрации МР «Чернышевский район» Чтчян М.В. выражает несогласие с принятым решением, просит его отменить, ссылается, что в соответствии со 120 статьей ГК РФ собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам. Ссылается, что бюджетное учреждение финансируется субсидиями из бюджета Российской Федерации и возложение обязанности произвести финансирование исполнения решения суда за счет средств бюджета муниципального района незаконно.

 Кроме того, в жалобе заявитель не соглашается с расчетом задолженности, указывает на нарушение прав ответчика который не извещен заблаговременно о рассмотрении дела.

 В возражениях на апелляционную жалобу прокурор, участвующий в рассмотрении дела, Пешкова А.Б. просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

 В суд апелляционной инстанции ответчики не явились о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

 В суде прокурор краевой прокуратуры Арутюнов А.В. просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

 Изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав прокурора, судебная коллегия не находит основания для отмены решения суда.

 В соответствии со ст.16 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.

 Как указано в пункте 9 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации 28 августа 1992 года №632, перечисление средств осуществляется природопользователями в сроки, устанавливаемые территориальными органами Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации.

 По делу правильно установлено судом первой инстанции, что ответчик МОУ СОШ с. Старый Олов имеет задолженность по платежам за негативное воздействие на окружающую среду за 2013 год в сумме <данные изъяты> руб. (л.д.12).

 Учитывая, что законодательством возложены обязанности на лиц, воздействующих на окружающую среду, возмещать ущерб, суд обосновано возложил на ответчика обязанность погасить задолженность по платежам за негативное воздействие на окружающую среду.

 Доводы ответчика, что учредитель учреждения не несет ответственности по возникшим обязательствам муниципального образовательного учреждения за счет собственных средств, отклоняются по следующим основаниям.

 Согласно уставу МОУ СОШ с. Старый Олов, данное учреждение является бюджетным (пункт 3.1. устава, (л.д. 16).

 Источником финансовых ресурсов Учреждения являются, в том числе субсидии, получаемые от учредителя на основании заданий учредителя и средства бюджета муниципального района «Чернышевский район» (пункт 7.6. устава, (л.д.17). Главная задача учреждения обеспечение образовательного процесса. Функционирование учреждения приводит к вредному воздействию на окружающую среду, за которое взимается плата.

 Согласно ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.

 Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели (абз.2 а.1 ст.78.1 Кодекса).

 Порядок предоставления субсидий в соответствии с абзацем 1 настоящего пункта из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации.

 Частью 16 статьи 30 Федерального закона от 8 мая 2010 года №83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» предусмотрено, что расходы бюджетных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются средства, полученные бюджетными учреждениями в соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 78.1 и статьей 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), осуществляются после проверки документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств, и соответствия содержания операции кодам классификации операций сектора государственного управления и целям предоставления субсидии в соответствии с порядком санкционирования указанных расходов, установленным соответствующим финансовым органом.

 Приказом Минфина России от 16 июля 2010 года №72н «О санкционировании расходов федеральных государственных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, полученные в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 и пунктом 1 статьи 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации» утвержден Порядок санкционирования расходов федеральных бюджетных учреждений и федеральных автономных учреждений, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, полученные в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 и пунктом 1 статьи 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

 Приказом Министерства финансов Забайкальского края от 28 апреля 2011 года №44-ПД утвержден Порядок санкционирования расходов бюджетных и автономных учреждений Забайкальского края, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, полученные в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

 Настоящий Порядок устанавливает порядок санкционирования оплаты денежных обязательств бюджетных и автономных учреждений Забайкальского края, наделенных обязанностью ведения бухгалтерского учета, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, предоставленные учреждениям в соответствии с законом о краевом бюджете на цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения государственного задания на оказание государственных услуг.

 Орган исполнительной власти Забайкальского края, осуществляющий функции и полномочия учредителя, в отношении учреждения, ежегодно представляет в Министерство финансов Забайкальского края Перечень целевых субсидий, в котором отражаются целевые субсидии, предоставляемые в соответствующем финансовом году (пункт 3 Порядка).

 Перечень целевых субсидий формируется органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя учреждения (пункт 3 Порядка).

 В соответствии с Требованиями к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утвержденными Приказом Минфина России от 28 июля 2010 года №81н, государственное (муниципальное) бюджетное и автономное учреждение составляют План в порядке, определенном органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении учреждения, если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

 В целях формирования показателей по поступлениям и выплатам, учреждение составляет на этапе формирования проекта бюджета на очередной финансовый год и плановый период План, исходя из представленной органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, информации о планируемых объемах расходных обязательств: субсидий, предоставляемых в соответствии с абз.2 п.1 ст.78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в ред. Приказа Минфина России от 27 декабря 2013 года №140н); субсидий, предоставляемых в соответствии с проектом закона (решения) о бюджете на осуществление соответствующих целей (в ред., действовавшей до 04 марта 2014 года).

 Указанные суммы формируются учреждением на основании информации, полученной от органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, в соответствии с пунктом 9 настоящих Требований.

 План государственного (муниципального) бюджетного учреждения утверждается органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если такое право не предоставлено другим лицам.

 Таким образом, денежные средства на уплату муниципальным учреждением сбора за негативное воздействие на окружающую среду финансируются за счет целевых субсидий, планируемый объем этих расходных обязательств формируется учредителем, функции которого в настоящем случае выполняет администрация муниципального района «Чернышевский район» в соответствии с Уставом (пункт 2.1 (л.д.16). Бюджетное учреждение отражает эти расходы в Плане хозяйственной деятельности, который утверждается также учредителем.

 Поэтому ссылки представителя Администрации муниципального образования о ненадлежащем ответчике в силу того, что он как учредитель не несет обязательств за свое Учреждение, не может быть принята как обоснованная с учетом вышеприведенных правовых норм, принимая во внимание обязательный характер платежа за негативное воздействие на окружающую среду. Последнее, в свою очередь, исключает возможность варьировать степень ответственности участников бюджетного процесса, а именно муниципального учреждения в формировании показателей по поступлениям и выплатам и учредителя в формировании перечня целевых субсидий, повлиявшую на выполнение обязательств, предусмотренных законодательством об охране окружающей среды.

 Доводы ответчика, что расчет задолженности неверен, судебная коллегия находит не обоснованными, не подтвержденными своими доказательствами, в связи с чем данные доводы в силу части 1 статьи 56 ГПК РФ оставляются без внимания, как и доводы о нарушении прав ответчика поздним извещением о времени рассмотрения дела. Ходатайств об отложении дела в связи с недостаточностью времени для подготовки не заявлялось, явку в суд ответчик проигнорировал, таким образом, распорядившись своими правами.

 Вопреки утверждениям автора жалобы выводы суда являются обоснованными, соответствуют установленным по делу обстоятельствам и действующему законодательству и оснований для отмены решения суда не имеется.

 Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия

 определила:

 Решение Чернышевского районного суда Забайкальского края от 16 июля 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу руководителя администрации МР «Чернышевский район» Чтчян М.В. – без удовлетворения.

 Председательствующий:                         В.В. Пичуев

 Судьи:                                                        А.А. Карабельский

                                                                             Д.С. Ходюков