Судья Пасевин А.Д. Дело № 33-4050/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 08 ноября 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Руди О.В.,
судей: Ячменевой А.Б., Залевской Е.А.
при секретаре Волкове А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске апелляционную жалобу истца Литвиненко Валентины Евгеньевны на решение Стрежевского городского суда Томской области от 28 июля 2023 года
по делу № 2-70/2023 по иску Литвиненко Валентины Евгеньевны к Жилкиной Дине Владимировне о признании решения, принятого общим собранием собственников помещений многоквартирного дома, недействительным (ничтожным).
Заслушав доклад судьи Ячменевой А.Б.,
установила:
Литвиненко В.Е. обратилась с иском к Жилкиной Д.В., в котором просила признать недействительным (ничтожным) решение, принятое общим собранием собственников помещений многоквартирного дома по адресу: /__/, по вопросу № 4 об утверждении ежемесячного размера платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома для собственников жилых и нежилых помещений в размере 40 руб. за 1 кв.м с 01.01.2023; по вопросу № 5 об утверждении плана работы, сметы доходов и расходов ТСН «Кедровый» на 2023 год.
В обоснование требований указано, что истец Литвиненко В.Е. является собственником квартиры /__/. Управляющей компанией многоквартирного дома является ТСН «Кедровый». Уставом ТСН «Кедровый» не определен порядок формирования перечня услуг и работ (годового плана содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме) из числа включенных в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации № 290 от 03.04.2013, что противоречит положениям пункта 2 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме. В нарушение указанных Правил ТСН «Кедровый» не направило в адрес истца по ее заявлению от 24.03.2023 проект договора о содержании и ремонте общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, заключаемого с собственниками помещений, не являющимися членами ТСН; копии перечня услуг и работ (годового плана содержания ремонта общего имущества в многоквартирном доме на 2023 год), утверждённого ТСН. В нарушение п. 3.3, п. 3.4 раздела 10 приложения к Приказу Минкомсвязи России № 74, Минстроя России № 114/пр от 29.06.2016 «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», ТСН «Кедровый» не размещена в ГИС ЖКХ информация об оказываемых услугах и (или) выполняемых работах по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о периодичности и (или) графике (сроках) оказания услуг и выполнения работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
По инициативе Жилкиной Д.В. в период с 15.10.2022 по 21.11.2022 проводилось общее собрание собственников указанного многоквартирного дома. Принятые решения оформлены протоколом от 21.11.2022, согласно которому по вопросу № 4 утвержден ежемесячный размер платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома для собственников жилых и нежилых помещений в размере 40 руб. за 1 кв.м с 01.01.2023; по вопросу № 5 утвержден план работы, сметы доходов и расходов ТСН «Кедровый» на 2023 год. При этом решением не разрешены вопросы об утверждении тарифа с расшифровкой на 2023, план работы ТСН «Кедровый» на 2023 год не приложен к протоколу и не размещен в ГИС ЖКХ.
Считает решение по вопросам № 4 и № 5, принятое на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, проведенное в период с 15.10.2022 по 21.11.2022, является ничтожным, поскольку при управлении многоквартирным домом ТСН принятие решений по обозначенным вопросам находится в исключительной компетенции общего собрания членов ТСН «Кедровый». Решение общего собрания собственников помещений по вопросам 4 и 5 повлекло причинение истцу убытков, выразившихся в обязанности истца участвовать в финансировании содержания работников ТСН «Кедровый».
Определением от 23.06.2023 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ТСН «Кедровый».
Истец Литвиненко В.Е. в суд не явилась.
В судебном заседании ответчик Жилкина Д.В., представитель ответчика Рублева Л.В. возражали против удовлетворения исковых требований.
Представитель третьего лица ТСН «Кедровый» Зайкова Н.В. указала, что собрание проведено с соблюдением требований законодательства, в голосовании принимало участие более 50% членов ТСН «Кедровый».
Обжалуемым решением исковые требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе истец Литвиненко В.Е. просит решение отменить, принять новое.
В обоснование доводов жалобы указано, что в ГИС ЖКХ отсутствует информация о членах ТСН «Кедровый». Суд не учел, что перечень услуг и работ (годовой план содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме на 2023 год) не приложен к протоколу №5 от 21.11.2022 и не поименован в качестве приложения к протоколу, не размещен в ГИС ЖК. Суд не учел, что годовой план содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме и смета доходов и расходов товарищества на год являются разными документами, не подменяющими друг друга. Суд ошибочно посчитал, что смета, приложенная к протоколу №5 от 21.11.2022 общего собрания собственников (приложение №2 «смета доходов и расходов на 2023 год»), одновременно является и годовым планом содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
В материалах дела отсутствуют сведения об утверждении общим собранием членов ТСН «Кедровый» приложения №1, в котором указан перечень, периодичность работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества МКД с определением их стоимости и размера платы за содержание и ремонт, в то время как план работы на 2023 год не приложен и не поименован в качестве приложения к протоколу №5 от 21.11.2022 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу /__/. Договор управления истец не заключала, в ее адрес он не направлялся, договор управления не приложен ни к одному протоколу общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Уставом ТСН «Кедровый» не определен порядок формирования перечня услуг и работ (годового плана содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме) из числа включенных в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290. В многоквартирном доме не предусмотрено выполнение услуг и работ из числа услуг и работ, включенных в минимальный перечень.
Уполномоченными органами ТСН «Кедровый» не определены объёмы, периодичность выполнения работ, их стоимость, что свидетельствует о неисполнении требований Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами (Утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416).
В настоящее время в результате бездействия ТСН «Кедровый» собственники помещений в многоквартирном доме, не являющие членами ТСН «Кедровый», в том числе истец, лишены возможности заключить с ТСН «Кедровый» договор о содержании и ремонте общего имущества, что исключает возможность надлежащего содержания общего имущества.
Фактическое отсутствие утверждённого уполномоченным органом ТСН «Кедровый» годового плана содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме на 2023 год, предусматривающего выполнение работ предусмотренных действующим законодательством, содержащего объемы, стоимость, периодичность и (или) график (сроки) оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, привело к тому, что размер платы за содержание жилого помещения для собственников помещений в многоквартирном доме в размере 40 руб. за 1 кв.м не соответствует требованию соразмерности, предусмотренному пунктом 35 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Полагает, что в действиях ТСН «Кедровый» имеются признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.7 КоАП РФ. Решение общего собрания по вопросам №4 и №5 повлекло причинение истцу убытков, выразивших в финансировании содержания работников ТСН «Кедровый». В ГИС ЖКХ отсутствуют сведения о том, что с января 2023 года по август 2023 ТСН «Кедровый» выполнило какие - либо работы в многоквартирном доме.
В соответствии с чч. 3, 4 ст. 167, ч.1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений к ней, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам абз.1 ч.1 и абз.1 ч.2 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия оснований для отмены решения не нашла.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Как следует из части 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника (часть 2 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, в том числе плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме (часть 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья признается объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме.
Подпунктом 2 части 1 статьи 137 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставлено право товариществу собственников жилья определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные уставом товарищества цели.
В соответствии с частью 1 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
Часть 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации содержит перечень вопросов, разрешение которых отнесено к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно подпункту 1 и 4.1 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие решений о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта, о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии со статьёй 44.1 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может проводиться посредством:
1) очного голосования (совместного присутствия собственников помещений в данном доме для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование);
2) заочного голосования (опросным путем или с использованием системы в соответствии со статьей 47.1 настоящего Кодекса);
3) очно-заочного голосования.
Согласно части 6 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований указанного Кодекса, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы. Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении. Суд с учетом всех обстоятельств дела вправе оставить в силе обжалуемое решение, если голосование указанного собственника не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и принятое решение не повлекло за собой причинение убытков указанному собственнику.
В соответствии с пунктом 1 статьи 181.1 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные настоящей главой, применяются, если законом или в установленном им порядке не предусмотрено иное.
В силу пункта 2 статьи 181 Гражданского кодекса Российской Федерации решение собрания, с которым закон связывает гражданско-правовые последствия, порождает правовые последствия, на которые решение собрания направлено, для всех лиц, имевших право участвовать в данном собрании (участников юридического лица, сособственников, кредиторов при банкротстве и других - участников гражданско-правового сообщества), а также для иных лиц, если это установлено законом или вытекает из существа отношений.
Согласно пунктам 1, 1.1 статьи 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации решение собрания считается принятым, если за него проголосовало большинство участников собрания и при этом в заседании участвовало не менее пятидесяти процентов от общего числа участников соответствующего гражданско-правового сообщества.
Члены гражданско-правового сообщества могут участвовать в заседании дистанционно с помощью электронных либо иных технических средств, если при этом используются любые способы, позволяющие достоверно установить лицо, принимающее участие в заседании, участвовать ему в обсуждении вопросов повестки дня и голосовать. Такие возможность и способы могут быть установлены законом, единогласным решением участников гражданско-правового сообщества или уставом юридического лица.
Решение собрания может быть принято без проведения заседания (заочное голосование) посредством отправки, в том числе с помощью электронных либо иных технических средств, не менее чем пятьюдесятью процентами от общего числа участников соответствующего гражданско-правового сообщества документов, содержащих сведения об их голосовании. При этом решение считается принятым, если за него проголосовало большинство направивших эти документы участников гражданско-правового сообщества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 181 Гражданского кодекса Российской Федерации решение собрания недействительно по основаниям, установленным настоящим Кодексом или иными законами, в силу признания его таковым судом (оспоримое решение) или независимо от такого признания (ничтожное решение).
Недействительное решение собрания оспоримо, если из закона не следует, что решение ничтожно.
В соответствии с пунктом 1 статьи 181.4 Гражданского кодекса Российской Федерации решение собрания может быть признано судом недействительным при нарушении требований закона, в том числе в случае, если:
допущено существенное нарушение порядка принятия решения о проведении, порядка подготовки и проведения заседания общего собрания или заочного голосования участников общества, а также порядка принятия решений общего собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания;
у лица, выступавшего от имени участника собрания, отсутствовали полномочия;
допущено нарушение равенства прав участников гражданско-правового сообщества при проведении заседания общего собрания или заочного голосования;
допущено существенное нарушение правил составления протокола, в том числе правила о письменной форме протокола (пункт 3 статьи 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 4 статьи 181.4 Гражданского кодекса Российской Федерации решение собрания не может быть признано судом недействительным, если голосование лица, права которого затрагиваются оспариваемым решением, не могло повлиять на его принятие и решение собрания не влечет существенные неблагоприятные последствия для этого лица.
В соответствии со статьей 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно:
принято по вопросу, не включенному в повестку дня, за исключением случая, если в заседании или заочном голосовании приняли участие все участники соответствующего гражданско-правового сообщества;
принято при отсутствии необходимого кворума;
принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания;
противоречит основам правопорядка или нравственности.
В силу статьи 144 Жилищного кодекса Российской Федерации органами управления товарищества собственников жилья являются общее собрание членов товарищества, правление товарищества.
Частью 1 статьи 145 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что общее собрание членов товарищества собственников жилья является высшим органом управления товарищества и созывается в порядке, установленном уставом товарищества.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 145 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья относятся установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества.
Уставом товарищества собственников жилья к компетенции общего собрания членов товарищества помимо указанных в части 2 настоящей статьи также может быть отнесено решение иных вопросов (часть 3 статьи 145 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 8 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом товарищества собственников жилья либо уставом жилищного кооператива или уставом иного специализированного потребительского кооператива.
В силу статьи 137 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья вправе, в том числе определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме; устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год товарищества размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Как видно из дела, Литвиненко В.Е. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: /__/, общей площадью /__/ кв.м (л.д. 14-16).
Управление многоквартирным жилым домом /__/ осуществляет Товарищество собственников недвижимости «Кедровый».
Согласно Уставу ТСН «Кедровый», утвержденному решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, органами управления Товарищества являются: общее собрание членов товарищества - высший орган управления товарищества (п. 8); правление Товарищества является исполнительным органом Товарищества, подотчетным общему собранию членов товарищества. Руководство деятельностью Товарищества осуществляет Правление Товарищества. Правление Товарищества избирается из числа членов Товарищества общим собранием членов Товарищества. Правление Товарищества избирается из своего состава Председателя Правления Товарищества (п. 9 Устава).
В соответствии с п. 5.7 Устава члены Товарищества вносят обязательные платежи и /или взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг. Порядок внесения платежей и взносов утверждается Правлением.
Собственники помещений, не являющиеся членами Товарищества, вносят плату за содержание и управление их помещениями, коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с Товариществом (п. 5.8 Устава).
Согласно п. 8.2 Устава к компетенции общего собрания членов товарищества относится в том числе: установление размера обязательных платежей и взносов членов Товарищества, утверждение годового плана содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме, отчета о выполнении такого плана, утверждение смет доходов и расходов товарищества на год, отчетов таких смет, аудиторских заключений, определение размера вознаграждения членов Правления Товарищества, в том числе Председателя Правления Товарищества.
В период с 15.10.2022 по 21.11.2022 по инициативе Жилкиной Д.В. проведено общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме в форме очно-заочного голосования, на котором приняты, в том числе, следующие решения:
По вопросу № 1: избрана председателем общего собрания собственников Жилкина Д.В. (собственник помещения № /__/) и секретарем общего собрания собственников – М. (собственник помещения № /__/), членами счетной комиссии Ш. и Ж.
По вопросу № 2: утверждена смета доходов и расходов ТСН «Кедровый» на 2022 год.
По вопросу № 3: принято решение об участии в городском конкурсе по благоустройству придомовой территории на 2023 год, с финансированием 10-30% от стоимости работ за счет содержания общего имущества.
По вопросу № 4: утвержден ежемесячный размер платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома для собственников жилых и нежилых помещений в размере 40 рублей за 1 кв.м. с 01.01.2023.
По вопросу № 5: утвержден план работ, сметы доходов и расходов ТНС «Кедровый» на 2023 год.
Указанные решения оформлены протоколом общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: /__/, проведенному в очно-заочной форме (л.д. 9-11).
Согласно протоколу общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 21.11.2022 в нем приняли участие 328 собственников, владеющих 11206,267 кв.м жилых и нежилых помещений в доме, что составляет 69,073% от общего числа голосов (в многоквартирном доме 481 собственников, владеющих 16223,9 кв.м жилых и нежилых помещений).
Как следует из материалов дела, списка членов ТСН «Кедровый», расчетов кворума, представленных ответчиком, копий заявлений о вступлении в члены ТСН, в собрании приняли участие 92,586% собственников помещений многоквартирного дома, которые являются членами ТСН «Кедровый». Расчет кворума в отношении членов ТСН, принявших участие в голосовании истцом не оспаривался.
Обращаясь с настоящим иском, Литвиненко В.Е. оспаривает решения общего собрания, принятые по вопросам №№ 4 и 5.
Отказывая в удовлетворении требований, суд исходил из того, что решения по вопросу № 4 «Об утверждении ежемесячного размера платы за содержание и ремонт общего имущества МКД в размере 40 руб. за 1 кв.м» и по вопросу №5 «Утверждение плана работ, сметы доходов и расходов ТСН «Кедровый» на 2023 год» приняты общим собранием, данные вопросы взаимосвязаны. Тариф на содержание и ремонт общего имущества может быть установлен только после утверждения фактических расходов.
Судебная коллегия с данными выводами суда согласилась.
Так, с учетом положений части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в том числе собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядок их оказания и выполнения установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года № 290 (далее Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме).
В соответствии с п. 17 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г.№491, собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
Из анализа вышеуказанных нормативных актов следует, что для выполнения текущего ремонта общего имущества, предусмотренного Минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, не требуется решения общего собрания. Так, обязанность по проведению такого ремонта возлагается на управляющую организацию в силу закона независимо от наличия решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома.
Как следует из протокола общего собрания №5 от 22.11.2022, собрание приняло решение по вопросу №5: утвердить план работ, смету доходов и расходов ТСН «Кедровы» на 2023 год (приложение 2).
Плановая смета доходов и расходов по статье «Содержание и ремонт жилого фонда» на 2023 год (приложение №2 к протоколу от 21.11.2022) содержит как перечень видов доходов и расходов, так и размер запланированных на получение и расходование на эти цели средств. Перечень расходов включает виды расходов на содержание и обслуживание дома, ремонт, содержание офиса и работников.
Таким образом, собственниками помещений многоквартирного дома /__/, на общем собрании 21.11.2022 утвержден перечень услуг и работ (годовой план содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме на 2023 год) с отражением объемов, стоимости, периодичности и сроков оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также утверждена плановая смета доходов и расходов по статье «Содержание и ремонт жилого фонда» на 2023 год (приложение № 2 к протоколу).
В связи с изложенным доводы апеллянта о том, что перечень услуг и работ (годовой план содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме на 2023 год) не приложен к протоколу №5 от 21.11.2022 и не поименован в качестве приложения к протоколу, не размещен в ГИС ЖК, при этом годовой план содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме и смета доходов и расходов товарищества на год являются разными документами, не подменяющими друг друга, несостоятельны.
Само по себе отсутствие в качестве приложения к протоколу общего собрания документа с названием годовой план содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме не свидетельствует об отсутствии такового, поскольку из содержания приложения №2 к протоколу - «Плановая смета доходов и расходов» следует перечень запланированных на 2023 год мероприятий по осуществлению содержания и ремонта жилого дома.
В связи с изложенным доводы о том, что уполномоченными органами ТСН «Кедровый» не определены объёмы, периодичность выполнения работ, их стоимость, что свидетельствует о неисполнении требований Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами (Утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416), не могут быть приняты во внимание.
Отсутствие данной информации в ГИС ЖК не может являться поводом для признания данных решений недействительными.
Доводы об отсутствии в материалах дела сведений об утверждении общим собранием членов ТСН «Кедровый» приложения №1 к договору управления, в котором указан перечень, периодичность работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества МКД с определением их стоимости и размера платы за содержание и ремонт, в то время как план работы на 2023 год не приложен и не поименован в качестве приложения к протоколу №5 от 21.11.2022 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу /__/, на правильность выводов не влияют, поскольку предметом спора являлись вопросы принятия решений общим собрание по вопросам № 4 и №5.
Не могут быть признаны состоятельными доводы апеллянта о том, что фактическое отсутствие утверждённого уполномоченным органом ТСН «Кедровый» годового плана содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме на 2023 год, предусматривающего выполнение работ предусмотренных действующим законодательством, содержащего объемы, стоимость, периодичность и (или) график (сроки) оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме привело к тому, что размер платы за содержание жилого помещения для собственников помещений в многоквартирном доме в размере 40 руб. за 1 кв.м не соответствует требованию соразмерности, предусмотренному пунктом 35 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Из протокола общего собрания от 22.11.2022 следует, что утверждены тарифы на содержание общего имущества многоквартирного дома в размере 40 руб. за 1 кв.м (приложение № 5).
Частью 8 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что размер обязательных платежей и (или) взносов членов ТСЖ, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в МКД, определяется органами управления ТСЖ в соответствии с Уставом ТСЖ.
В соответствии с пунктом 33 Правил № 491, размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами ТСЖ, а также размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанной организации, определяются органами управления ТСЖ на основе утвержденной органами товарищества сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.
В указанный размер платежей и (или) взносов также включаются расходы товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества, в размере, определенном в соответствии с пунктами 29(1) – 29(5) настоящих Правил.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 16 постановления от 27 июня 2017г. № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» разъяснил, что при разрешении споров, связанных с внесением платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, услуги и работы по управлению таким домом, следует учитывать, что утвержденный общим собранием собственников размер такой платы не может устанавливаться произвольно, должен обеспечивать содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства и отвечать требованиям разумности.
В пункте 14 названного выше постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации определено, что под содержанием общего имущества в многоквартирном доме следует понимать комплекс работ и услуг, направленных на поддержание этого имущества в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность их имущества, доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг.
Содержание общего имущества включает в себя текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 Правил N 491, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого МКД объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества МКД (подпункт "з" пункта 11 Правил N 491).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 30 Правил N 491 содержание общего имущества обеспечивается собственниками помещений за счет собственных средств.
В соответствии с Приложением к протоколу № 5 от 21.11.2022 общим собранием установлены тарифы на содержание общего имущества МКД ТСН «Кедровый» в размере 40 руб. за 1 кв.м, в том числе: текущий ремонт жилья – 4 руб., обслуживание конструктивных элементов здания – 4,60 руб., обслуживание электросетей и электрооборудования – 2,30 руб., обслуживание сантехнических систем – 4 руб., обслуживание приборов учета + АДС – 1,30 руб., содержание придомовой территории, вывоз снега – 3,60 руб., уборка лестничных клеток – 3 руб., уборка мусоропровода – 3,60 руб., обслуживание лифта – 6 руб., управление (услуги банков, РЦ, содержание офиса, налоги, гос.пошлина и др.) – 7,60 руб.
В подтверждение обоснованности указанных расходов ответчиком представлены договоры на оказание соответствующих услуг подрядными организациями, в том числе, по обслуживанию лифтов, об оказании услуг по начислению и перерасчету собственникам/нанимателям жилого помещения в МКД платы за содержание жилого помещения, об оказании услуг по дезинсекции и дератизации; об информационном и технологическом взаимодействии, на оказание услуг по размещению информации о многоквартирных домах и Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства и т.д.
Свидетели Д. и М. поясняли, что тариф на содержание общего имущества многоквартирного дома был увеличен по сравнению с 2022 годом менее чем на один рубль, что было обусловлено необходимостью проведения ремонтных работ дома. При проведении голосования каких-либо нарушений допущено не было, информация о предстоящем голосовании доводилась до собственников различными способами, все желающие приняли участие в нем.
Доказательства необоснованного повышения тарифа на содержании жилья, вопреки положениям статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Литвиненко В.Е. не представлены.
Таким образом, доводы апеллянта о несоразмерности установленного размера платы требованиям п. 35 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, несостоятельны.
Не влияют на правильность выводов суда и доводы о том, что в действиях ТСН «Кедровый» имеются признаки административного правонарушения по ст. 14.7 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за обман потребителей.
Указанные доводы не свидетельствуют об обмане истца как потребителя. Вопрос привлечения ТСН к административной ответственности не относится к компетенции истца.
Судом установлено, что общее собрание собственников проведено в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации, на общем собрании обсуждались вопросы, указанные в повестке дня, при голосовании по 4 и 5 вопросу оспариваемого решения принимало участие более половины членов ТСН «Кедровый».
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности, не установив существенных нарушений при проведении общего собрания и его правомочность, с учетом того, что истцом не представлено каких-либо доказательств нарушения ее прав указанным решением, принятым на общем собрании собственников жилого дома № /__/, закрепленным в протоколе № 5 от 21.11.2022, суд не установил оснований для удовлетворения исковых требований Литвиненко В.Е. о признании решения недействительным (ничтожным) по 4 и 5 вопросам.
Действительно, как верно указал суд, принятые решения по вопросу № 4 «Об утверждении ежемесячного размера платы за содержание и ремонт общего имущества МКД в размере 40 руб. за 1 кв.м» и по вопросу №5 «Утверждение плана работ, сметы доходов и расходов ТСН «Кедровый» на 2023 год» являются взаимосвязанными, только после утверждения фактических расходов может быть установлен тариф на содержание и ремонт на 2023 год.
Доводы апеллянта о том, что она договор управления не заключала, в ее адрес он не направлялся, договор управления не приложен ни к одному протоколу общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, судебная коллегия не может признать состоятельными.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", отсутствие письменного договора управления у собственника с управляющей организацией не освобождает его от внесения платы за содержание общего имущества. Данная обязанность возникает в силу закона и не обусловлена наличием договорных отношений собственника нежилого помещения с управляющей компанией или товариществом собственников жилья.
Ссылка в жалобе на то, что Уставом ТСН «Кедровый» не определен порядок формирования перечня услуг и работ (годового плана содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме) из числа включенных в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290; в многоквартирном доме не предусмотрено выполнение услуг и работ из числа услуг и работ, включенных в минимальный перечень, судебной коллегий отклоняется, поскольку на правильность выводов не влияет, основана на неверном толковании закона.
Как указано выше, выполнение работ, предусмотренных Минимальным перечнем, является обязательным в силу закона, для чего решение общего собрания не требуется.
С учетом изложенного доводы о том, что в настоящее время в результате бездействия ТСН «Кедровый» собственники помещений в многоквартирном доме, не являющие членами ТСН «Кедровый», в том числе истец, лишены возможности заключить с ТСН «Кедровый» договор о содержании и ремонте общего имущества, что исключает возможность надлежащего содержания общего имущества, несостоятельны.
Доводы об отсутствии в ГИС ЖКХ информации о членах ТСН «Кедровый» не может повлечь отмену судебного акта, поскольку отсутствие данной информации в ГИС ЖКХ не свидетельствует о недействительности обжалуемых решений общего собрания.
Более того, с учетом положений ч. 1, 2 ст. 8, ч. 9 ст. 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", ст. 2, 3, п. 1 ст. 6, ст. 7 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных", и наличия в данных документах информации, относящейся к конкретным физическим лицам, являющимся собственниками квартир в многоквартирном доме, и принимая во внимание отсутствие согласия субъектов персональных данных на предоставление персональных данных третьим лицам, что может повлечь за собой фактическое распространение персональных данных в нарушение норм Федерального закона N 152-ФЗ и, как следствие, нарушение прав граждан.
Утверждение апеллянта о том, что решение общего собрания по вопросам №4 и №5 повлекло причинение истцу убытков, выразивших в финансировании содержания работников ТСН «Кедровый», не может быть признано состоятельным, поскольку данные расходы являются необходимыми для обеспечения деятельности управляющей организации и обслуживания МКД, о чем принято соответствующее решение.
Ссылка на отсутствие в ГИС ЖКХ сведений о том, что с января 2023 года по август 2023 года ТСН «Кедровый» выполнило какие - либо работы в многоквартирном доме также несостоятельна, поскольку к предмету спора не относится и не свидетельствует о незаконности оспариваемых решений.
При таких обстоятельствах решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам жалобы нет.
Руководствуясь ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Стрежевского городского суда Томской области от 28 июля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Литвиненко Валентины Евгеньевны – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи