ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4053/19 от 18.06.2019 Ярославского областного суда (Ярославская область)

Судья Орлова Ю.В. Дело № 33-4053/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе:

председательствующего судьи Задворновой Т.Д.

судей Пискуновой В.А., Драчева Д.А.

при секретаре Хлестковой О.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Ярославле

18 июня 2019 года

гражданское дело по апелляционной жалобе Департамента охраны объектов культурного наследия Ярославской области на решение Ярославского районного суда Ярославской области от 28 февраля 2019 года, которым постановлено:

Исковые требования удовлетворить.

Признать за Свистуновой Т.В. право собственности на жилой дом общей площадью <данные изъяты>, расположенный на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>, согласно техническому паспорту на жилой дом от 22.11.2018г., выполненному Верхне-Волжским филиалом АО «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» Ярославское отделение.

Заслушав доклад судьи Пискуновой В.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Свистунова Т.В. обратилась в суд с иском к Администрации ЯМР ЯО, в котором просит признать за ней право собственности на индивидуальный жилой дом лит. Б, расположенный по адресу: <адрес>

В обоснование иска указано, что в 2007-м году истец купила земельный участок и одноэтажный жилой дом, расположенные по адресу: <адрес>. В 2010 году истец стала строить новый жилой дом и закончила его строительство в конце 2018 года. Старый жилой дом был демонтирован и снят с кадастрового учета 09.12.2018 г. Вновь возведенный жилой дом соответствует строительным, санитарным, пожарным, градостроительным нормам и правилам. Однако, Администрация ЯМР ЯО направила в адрес истца уведомление, в котором указала о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, поскольку в соответствии с Правилами застройки, землепользования Карабихского сельского поселения земельный участок с кадастровым номером расположен в охранной зоне объекта культурного наследия музея-заповедника Н.А.Некрасова «Карабиха». На территории данной охранной зоны новое капитальное строительство, не связанное с задачами заповедника, запрещено. Однако, принадлежащий истцу земельный участок не имеет никаких ограничений в его использовании.

Судом принято вышеуказанное решение, с которым не согласен Департамент охраны объектов культурного наследия Ярославской области.

В апелляционной жалобе просят решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме. Доводы жалобы сводятся к нарушению судом норм материального права, несоответствию выводов суда фактическим обстоятельствам дела.

Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы, выслушав представителя Свистуновой Т.В. по доверенности Басалаеву Т.К., возражавшую против жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия полагает следующее.

Удовлетворяя исковые требования Свистуновой Т.В., суд первой инстанции пришел к выводам о том, что истцом представлены надлежащие доказательства, свидетельствующие о соответствии возведенного истцом жилого дома строительным, противопожарным и санитарным нормам и правилам, об отсутствии угрозы возведенного дома жизни и здоровью граждан; категория принадлежащего истцу земельного участка и вид его разрешенного использования допускают строительство на нем жилого дома.

При этом, суд первой инстанции исходил из того, что принадлежащий истцу земельный участок в границы территории объекта культурного наследия музея-заповедника Н.А.Некрасова «Карабиха» не входит, сведения об охранной зоне объекта культурного наследия федерального значения Усадьба-музей Н.А.Некрасова, имеющиеся в Правилах землепользования и застройки Карабихского сельского поселения ЯМР ЯО, в ЕГРН не внесены, ее точное местоположение не определено. Соответственно, не имелось препятствий для строительства жилого дома на земельном участке, принадлежащем Свистуновой Т.В.

Судом по делу установлено, что Свистуновой Т.В. на основании договора купли-продажи от 06.04.2007 г. принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства; существующие ограничения права: использование земель в водоохраной зоне реки Которосль в установленном правилами порядке.

На данном земельном участке Свистуновой Т.В. возведен жилой дом, параметры которого отражены в техническом паспорте, составленном АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» Ярославское отделение от 22.11.2018 г., а именно: двухэтажный, общей площадью <данные изъяты>, фундамент: монолитный железобетонный, стены: газосиликатные блоки.

Согласно заключениям строительно-технического обследования ООО СК «Гелиос», ЯООООО «ВДПО», ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ярославской области» жилой дом соответствует строительным, противопожарным и санитарным нормам и правилам, не создает угрозы жизни и здоровью граждан.

Уведомлением Управления архитектуры и градостроительства Администрации ЯМР ЯО от 06.12.2018 г. Свистунова Т.В. уведомлена о несоответствии параметров, указанных в уведомлении предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства; о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке ввиду расположения земельного участка в охранной зоне объекта культурного наследия музея-заповедника Н.А.Некрасова «Карабиха», на территории данной охранной зоны новое капитальное строительство, не связанное с задачами заповедника, запрещено.

Согласно ч.1 ст.33 Федерального закона от 25.06.2002 г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях из защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Согласно п.1 ст.34 указанного Федерального закона №73-ФЗ в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.

Согласно п.2 статьи 34 Федерального закона №73-ФЗ охранная зона объекта культурного наследия – территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель и земельных участков, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.

В силу п.1 ст.3 Федерального закона от 05.04.2016 г. №95-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и статью 15 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» решения об утверждении зон охраны объектов культурного наследия, принятые в соответствии с законодательством РСФСР и Российской Федерации до дня вступления в силу этого закона, признаются действующими.

Из материалов дела следует, что решением исполнительного комитета Ярославского областного Совета народных депутатов от 22.09.1989 г. №362 принят Проект зон охраны государственного литературно-мемориального музея-заповедника Н.А.Некрасова «Карабиха», который содержит текстовое и графическое описание границ данной зоны и режимы использования земель.

Согласно пп.1 ч.8 ст.26 Федерального закона от 03.08.2018 г. №342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 01.01.2022 года зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до дня официального опубликования настоящего Федерального закона решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принятым в соответствии с законодательством, действовавшим на день принятия решения.

Согласно ч.9 указанной статьи в случаях, если это предусмотрено законодательством, действовавшим на день установления зоны с особыми условиями использования территории, указанной в части 8 настоящей статьи, такая зона считается установленной при условии, что установлено или утверждено описание местоположения границ такой зоны в текстовой и (или) графической форме или границы такой зоны обозначены на местности.

Согласно ч.10 этой же статьи зоны с особыми условиями использования территорий, которые установлены до дня официального опубликования настоящего Федерального закона нормативными правовыми актами или решениями об их установлении, при соблюдении условий, указанных в частях 8 и 9 настоящей статьи, считаются установленными вне зависимости от соответствия решений об их установлении требованиям, установленным в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона).

Поскольку Проект зон охраны утвержден решением уполномоченного исполнительного органа государственной власти – решением Исполкома Ярославского областного Совета народных депутатов от 22.09.1989 г. №362, принятым в соответствии с законодательством, действующим на момент принятия указанного решения, а также содержит описание местоположения границ зон охраны в текстовой и графической форме, то в соответствии с Федеральным законом от 03.08.2018 г. №342-ФЗ утвержденные решением исполкома Ярославского областного Совета народных депутатов от 22.09.1989 г. №362 зоны охраны считаются установленными вне зависимости от соответствия решений об их установлении требованиям, установленным в соответствии со ст.106 Земельного кодекса РФ.

Согласно пункта 2 вышеуказанного решения исполкома №362 Некрасовскому и Ярославскому райисполкома предписано производить все виды строительства и использования земель в соответствии с утвержденными зонами охраны музея-заповедника.

Согласно Проекта зон охраны государственного литературно-мемориального музея-заповедника Н.А.Некрасова «Карабиха» территория охранной зоны, кроме усадебного комплекса Н.А.Некрасова и прочих указанных объектов, включает в себя, в том числе поселок Речной, получивший развитие в настоящее время. На территории охранной зоны предписывается: по поселку Речному: снос дисгармоничных построек по мере амортизации (двухэтажный жилой дом из силикатного кирпича, гаражи; сохранение традиционного характера застройки (одноэтажной, деревянной, усадебного типа). На территории охранной зоны запрещается: новое капитальное строительство, не связанное с задачами заповедника.

Графические границы зон охраны отображены на схеме «Проект зон охраны музея-заповедника Н.А.Некрасова. Основной чертеж».

Из указанного следует, что жилой дом в пос.Речной, возведенный Свистуновой Т.В., находится в границах охранной зоны, для которой действуют установленные Проектом зон охраны ограничения.

Указанным ограничениям, в частности: сохранению традиционного характера застройки (одноэтажной, деревянной, усадебного типа), возведенный Свистуновой Т.В. жилой дом не соответствует, поскольку не является деревянным (наружные стены из газосиликатных блоков), нарушает этажность (два этажа вместо одного, предписанного ограничениями), не относится к постройкам усадебного типа.

Установление ограничений в режиме использования объектов недвижимости, находящихся в границах территории объекта культурного наследия, зонах их охраны, направлено на сохранение, предотвращение повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика, нарушения установленного порядка использования объектов культурного наследия. Особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и строительство, устанавливаемых на территории объекта культурного наследия и зонах их охраны, имеет своей целью защиту конституционно значимых ценностей и обеспечение сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории.

Возведение указанного объекта недвижимости, несоответствующего ограничениям, установленным для территории охранной зоны, в которой он находится, свидетельствует о несоблюдении истцом режима использования земель, в отношении которых установлены ограничения, влечет нарушение обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении, и, соответственно, противоречит вышеуказанным положениям Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», влечет нарушение реализации конституционного права граждан Российской Федерации на доступ к культурным ценностям, на сохранение своей культурно-национальной самобытности, историко-культурной среды обитания, на защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.

Учитывая изложенное, по мнению судебной коллегии, признание права собственности на вышеуказанный жилой дом, возведенный истцом, являлось незаконным, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют установленным по делу обстоятельствам, нормы материального права, регулирующие возникшие правоотношения, применены судом неправильно, в связи с чем решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в иске Свистуновой Т.В.

При вышеуказанных обстоятельствах, ввиду возведения данного жилого дома в противоречии с положениями Закона №73-ФЗ, Федерального закона от 03.08.2018 г. №342-ФЗ, Проектом зон охраны музея-заповедника Н.А.Некрасова «Карабиха», его соответствие строительным, противопожарным и санитарным нормам безопасности (ст.222 Гражданского кодекса РФ) не является юридически значимым для разрешения данного спора и не влечет признания права собственности на данный объект недвижимости за лицом, которое его возвело, то есть за истцом.

Установленное судом обстоятельство о том, что принадлежащий истцу земельный участок не входит в границы территории самого объекта культурного наследия Усадьба-музей Н.А.Некрасова, также не является юридически значимым обстоятельством, поскольку по делу однозначно установлен факт вхождения пос.Речной, в котором расположен спорный жилой дом, в охранную зону музея-заповедника, в которой предписываются ограничения использования.

На основании изложенного, руководствуясь ст.328, п.3, 4 ч.1 ст.330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ярославского районного суда Ярославской области от 28 февраля 2019 года отменить.

Принять по делу новое решение.

В иске Свистуновой Т.В. о признании права собственности на жилой дом общей площадью <данные изъяты>, расположенный на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>, согласно техническому паспорту на жилой дом от 22.11.2018 г., выполненному Верхне-Волжским филиалом АО «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» Ярославское отделение, отказать.

Председательствующий

Судьи