ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4056/2022 от 31.03.2022 Свердловского областного суда (Свердловская область)

Дело № 33-4056/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Екатеринбург 31.03.2022

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего

ФИО1,

судей

ФИО2,

Фефеловой З.С.,

при ведении протоколирования с использованием средств аудиозаписи помощником судьи Адамовой К.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области о понуждении к совершению действий,

по апелляционной жалобе ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области на решение Кировградского городского суда Свердловской области от 21.12.2021,

заслушав доклад судьи Фефеловой З.С., объяснения представителя ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области ФИО3, представителя истца прокурора Карауш С.А.,

установила:

Нижнетагильский межрайонный природоохранный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Кировградский городской суд Свердловской области с иском к Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области, Администрации городского округа Верхний Тагил о понуждении к совершению действий, указав в обоснование заявленного иска следующее: прокуратурой в ходе осуществления надзора за исполнением законодательства об охране окружающей среды установлено, что на территории пос. Белоречка г. Верхний Тагил Свердловской области расположен объект накопленного вреда окружающей среде - остановленный Белореченский медный рудник. Постановлением Правительства Свердловской области от 20.06.2019 № 375-ПП утверждена государственная программа «Обеспечение рационального, безопасного природопользования и развитие лесного хозяйства на территории Свердловской области до 2024 года». В рамках данной программы Министерством природных ресурсов и экологии Свердловской области произведена оценка вышеуказанного объекта накопленного вреда. 08.10.2018 между Министерством природных ресурсов и экологии Свердловской области и ООО «Компания ЭКОТЕХПРОМ» заключен государственный контракт, предметом которого является оказание услуги по проведению оценки объектов накопленного вреда окружающей среде, в том числе объекта - остановленный Белореченский медный рудник. 21.12.2018 Министерством приняты результаты оказанной услуги по указанному государственному контракту. На протяжении более двух лет Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области не обеспечило включение объекта накопленного вреда окружающей среде -остановленный Белореченский медный рудник в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде (ГРОНВОС). Дважды Минприроды России отказано во включении указанного объекта в ГРОНВОС с указанием на допущенные недостатки и неполноту представленных сведений, которые возможно устранить. Однако на протяжении длительного периода времени данные недостатки не устранены, объект накопленного вреда продолжает оказывать негативное воздействие на окружающую природную среду, тем самым допускается нарушение права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Просит возложить на ответчика Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области обязанность в срок до 01.06.2022 обеспечить включение объекта накопленного вреда окружающей среде – остановленный Белореченский медный рудник в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде. Также просит возложить на ответчиков обязанность в срок не позднее 31.12.2022 организовать выполнение работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде от остановленного Белореченского медного рудника; в срок до 31.12.2024 направить в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации акт о приемке работ по ликвидации накопленного вреда на объекте - остановленный Белореченский медный рудник для исключения его из государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде.Определением суда от 21.12.2021 производство по гражданскому делу по иску Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации городского округа Верхний Тагил о понуждении к совершению действий, прекращено.

Решением Кировградского городского суда Свердловской области от 21.12.2021 исковые требования удовлетворены. Суд постановил:

возложить на Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области обязанность в срок не позднее 01.06.2022 обеспечить включение объекта накопленного вреда окружающей среде - остановленный Белореченский медный рудник в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде;

возложить на Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области в срок не позднее 31.12.2022 организовать выполнение работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде от остановленного Белореченского медного рудника;

возложить на Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области в срок не позднее 31.12.2024 направить в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации акт о приемке работ по ликвидации накопленного вреда на объекте - остановленный Белореченский медный рудник для исключения его из государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде.

Ответчиком Министерством природных ресурсов и экологии Свердловской области подана апелляционная жалоба, в которой просит решение Кировградского городского суда Свердловской области от 21.12.2021 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Указывает, что включение объекта отходов в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде носит заявительный характер, на основании проведенной оценки накопленного вреда, меры по обеспечению включения объекта государственный реестр законом не предусмотрены. Считает, что проведение работ по ликвидации и консервации горных выработок, при прекращении права пользования недрами, законодательством о недрах не закреплено за органами местного самоуправления и субъектом Российской Федерации, равно как несение расходов по их ликвидации. Полагает, что надлежащим ответчиком по организации работ по ликвидации и консервации горных выработок объекта является Уралнедра. Также указывает, что исполнение решения суда требует комплексного и системного подхода, с учетом положений Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», и является неисполнимым в указанные в исковом заявлении сроки. Кроме того, требования о возложении обязанности организовать выполнение работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде от объекта, направить в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации акт о приемке работ по ликвидации накопленного вреда на объекте, для исключения его из государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде, является преждевременным, поскольку решение о включении объекта в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде не принято.

Представитель истца представил возражения на апелляционную жалобу ответчика, в которых указано на несостоятельность доводов жалобы, просил оставить решение суда без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области доводы апелляционной жалобы поддержал.

Представитель истца прокурор Карауш С.А. в судебном заседании суда апелляционной инстанции указал, что решение суда является законным и обоснованным, не подлежит отмене по доводам апелляционных жалоб.

Судебная коллегия в соответствии с положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определила рассмотреть дело при данной явке.

Заслушав объяснения лиц, присутствующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» под объектами накопленного вреда окружающей среде понимаются территории и акватории, на которых выявлен накопленный вред окружающей среде, объекты капитального строительства и объекты размещения отходов, являющиеся источником накопленного вреда окружающей среде.

Судом установлено, что Нижнетагильской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе осуществления надзора за исполнением законодательства об охране окружающей среды установлено, что на территории пос. Белоречка г. Верхний Тагил Свердловской области расположен объект накопленного вреда окружающей среде - остановленный Белореченский медный рудник. 08.10.2018 между Министерством природных ресурсов и экологии Свердловской области и ООО «Компания ЭКОТЕХПРОМ» заключен государственный контракт, предметом которого является оказание проведение оценки объектов накопленного вреда окружающей среде, в том числе остановленного Белореченского медного рудника. 21.12.2018 Министерством природных ресурсов и экологии Свердловской области приняты результаты работ по указанному государственному контракту, что подтверждается актом сдачи-приемки № 1 от 21.12.2018. Министерством природных ресурсов и экологии Свердловской области в адрес Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации были направлены 29.01.2019, 21.06.2019, 21.04.2019 заявки на включение объекта накопленного вреда окружающей среде - остановленный Белореченский медный рудник в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде. Указанные заявки рассмотрены, оставлены без удовлетворения с предложением устранить выявленные замечания.

В соответствии с пунктом 2 статьи 78 Федерального закона № 7-ФЗ на основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ, а согласно пункту 3 статьи 78 указанного Федерального закона иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.

Согласно ст. 80.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ выявление объектов накопленного вреда окружающей среде осуществляется посредством инвентаризации и обследования территорий и акваторий, на которых в прошлом осуществлялась экономическая и иная деятельность и (или) на которых расположены бесхозяйные объекты капитального строительства и объекты размещения отходов.

Оценка объекта накопленного вреда окружающей среде включает в себя установление:

объема или массы загрязняющих веществ, отходов и их классов опасности;

площади территорий и акваторий, на которых расположен объект накопленного вреда окружающей среде, категории и видов разрешенного использования земель;

уровня и объема негативного воздействия на окружающую среду, включая способность загрязняющих веществ к миграции в иные компоненты природной среды, возможность загрязнения водных объектов, в том числе являющихся источниками питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, возможность возникновения экологических рисков;

наличия на объектах накопленного вреда окружающей среде опасных веществ, указанных в международных договорах, стороной которых является Российская Федерация;

количества населения, проживающего на территории, окружающая среда на которой испытывает негативное воздействие вследствие расположения объекта накопленного вреда окружающей среде;

количества населения, проживающего на территории, окружающая среда на которой находится под угрозой негативного воздействия вследствие расположения объекта накопленного вреда окружающей среде.

Выявление и оценку объектов накопленного вреда окружающей среде вправе проводить органы государственной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации, выявление и оценка объектов накопленного вреда окружающей среде проводятся федеральными органами исполнительной власти.

Учет объектов накопленного вреда окружающей среде осуществляется посредством их включения в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде, который ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в срок, не превышающий тридцати рабочих дней со дня поступления от органов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, результатов выявления и оценки объектов накопленного вреда окружающей среде.

Ведение государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде включает в себя рассмотрение материалов выявления и оценки объектов накопленного вреда окружающей среде, принятие решения о включении или об отказе во включении в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде, категорирование объектов накопленного вреда окружающей среде, обновление информации об объекте накопленного вреда окружающей среде, исключение из государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде.

Категорирование объектов накопленного вреда окружающей среде осуществляется в отношении объектов накопленного вреда окружающей среде, включенных в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде.

Категорирование объектов накопленного вреда окружающей среде проводится посредством сопоставления их влияния на состояние экологической безопасности в целях обоснования очередности проведения работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде и принятия неотложных мер.

По результатам категорирования объектов накопленного вреда окружающей среде выделяются приоритетные объекты, накопленный вред окружающей среде на которых подлежит ликвидации в первоочередном порядке.

Порядок ведения государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде устанавливается Правительством Российской Федерации.

Сведения государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде носят общедоступный характер и предоставляются на безвозмездной основе, за исключением информации, отнесенной законодательством Российской Федерации к категории ограниченного доступа или к государственной тайне.

Согласно пункту 2 статьи 80.2 Федерального закона № 7-ФЗ организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде вправе осуществлять органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

Организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде вправе осуществлять органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации, организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде проводит федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное управление в области охраны окружающей среды.

Организация работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде включает в себя проведение необходимых обследований, в том числе инженерных изысканий, разработку проекта работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, его согласование и утверждение, проведение работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, контроль и приемку выполненных работ.

Пунктом 4 статьи 80.2 Федерального закона № 7-ФЗ установлено, что порядок организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде устанавливается Правительством Российской Федерации.

Статьей 6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определены полномочия субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами, к которым также относится организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов; разработка, утверждение и реализация региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами.

Порядок включения объектов накопленного вреда в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде определен Правилами ведения государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.04.2017 № 445.

Правила организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05. 2018 № 542.

В силу п. 2 Правил организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2018 № 542, организацию работ по ликвидации накопленного вреда на объектах накопленного вреда, включенных в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде (далее - объекты), осуществляют органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

В соответствии с п. 15 Правил организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2018 № 542, акт о приемке работ по ликвидации накопленного вреда на объекте подписывается заказчиком и исполнителем.

Указанный акт направляется заказчиком в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации посредством почтового отправления с описью вложения и уведомлением о вручении для исключения объекта из государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде, предусмотренного пунктом 2 настоящих Правил, за исключением случаев, когда заказчиком организации работ по ликвидации накопленного вреда является Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Статья 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Применив вышеприведенные нормы материального права, установив, что до настоящего времени мероприятия по оценке объектов накопленного вреда окружающей среде не проведены, дав оценку представленным доказательствам по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований.

Судебная коллегия соглашается с вышеприведенными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на исследованных в судебном заседании обстоятельствах и сделаны в соответствии с нормами права, подлежащими применению при разрешении данного спора.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, судом дана оценка доводам ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области, при принятии судебного постановления, обязывающего ответчика совершить определенные действия, судом в порядке статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предоставлен достаточный и разумный срок для совершения таких действий, с учетом того, что информацией об объектах, обладающих признаками объектов накопленного вреда, ответчики обладали значительно раньше, чем с настоящим иском в суд обратился прокурор. Судом учтены все этапы организации работ по указанным мероприятиям.

Так, 08.10.2018 между Министерством природных ресурсов и экологии Свердловской области и ООО «Компания ЭКОТЕХПРОМ» заключен государственный контракт, предметом которого является оказание проведение оценки объектов накопленного вреда окружающей среде, в том числе остановленного Белореченского медного рудника. 21.12.2018 Министерством природных ресурсов и экологии Свердловской области приняты результаты работ по указанному государственному контракту, что подтверждается актом сдачи-приемки № 1 от 21.12.2018.

Министерством природных ресурсов и экологии Свердловской области в адрес Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации были направлены 29.01.2019, 21.06.2019, 21.04.2019 заявки на включение объекта накопленного вреда окружающей среде - остановленный Белореченский медный рудник в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде. Указанные заявки рассмотрены, оставлены без удовлетворения с предложением устранить выявленные замечания.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что у ответчика имелась реальная возможность и достаточный срок для того, чтобы приступить к выполнению требований Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в отношении указанных в обжалуемом решении суда объектов.

Вопросы порядка и способа исполнения решения суда, а также сроки его исполнения могут быть разрешены с использованием иных правовых механизмов, урегулированных гражданским процессуальным законом. Так, при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления, должник вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения (статья 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Не подлежат удовлетворению и доводы ответчика о необходимости привлечения в качестве ответчика Уралнедра.

Из материалов дела следует, что объект накопленного вреда расположен на землях, государственная собственность на которые не разграничена, отсутствует зарегистрированное в установленном порядке право собственности как Российской Федерации, как Свердловской области, так и городского округа Верхний Тагил.

В силу прямого указания закона, федеральные органы государственной власти, к которым, в том числе, относится Уралнедра, выявляют и проводят оценку, а затем организуют работы по его ликвидации, только в отношении тех объектов накопленного вреда, которые расположены на землях, находящихся в федеральной собственности (ст. 80.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Фактически доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на обоснованность и законность постановленного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, по существу сводятся к несогласию с той оценкой исследованных доказательств, которая дана судом первой инстанции, а также к иному толкованию норм материального права. Однако оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у суда второй инстанции не имеется, поскольку установленные ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правила оценки доказательств судом нарушены не были, выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, нарушений норм материального и процессуального права, приведших к неправильному разрешению спора, судом не допущено, и спор по существу разрешен верно.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.

Руководствуясь ст. ст. 320, 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Кировградского городского суда Свердловской области от 21.12.2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика – без удовлетворения.

Мотивированный текст апелляционного удостоверения изготовлен 01.04.2022.

Председательствующий

ФИО1

Судьи

ФИО2

З.С. Фефелова

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...