Докладчик Алексеева Г.И. Апелляционное дело № 33-4057/2018
Судья Порфирьева А.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 августа 2018 года г. Чебоксары
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе: председательствующего Лысенина Н.П., судей Алексеевой Г.И., Александровой А.В.,
с участием прокурора Ивановой И.Г.,
при секретаре Ивановой Т.Л.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Чебоксары Чувашской Республики в защиту интересов Российской Федерации к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о признании деятельности по организации регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом незаконной, запрете осуществлять указанную деятельность, поступившее по апелляционной жалобе представителя ответчика индивидуального предпринимателя ФИО1 - ФИО2 на заочное решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 31 мая 2018 года.
Заслушав доклад судьи Алексеевой Г.И., судебная коллегия
установила:
Прокурор Ленинского района г.Чебоксары Чувашской Республики обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю (далее ИП) ФИО1 о признании деятельности по организации и осуществлению регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом по маршруту «Чебоксары-Казань», «Казань-Чебоксары» незаконной и запрете осуществлять указанную деятельность.
Иск мотивирован тем, что проведенной прокуратурой проверкой соблюдения законодательства в сфере перевозок пассажиров автомобильным транспортом установлено, что ежедневно от кафе «Лира», расположенного по адрес, отправляются автобусы в направлении г.Казань по расписанию из г.Казань: 07:30, 08:30, 09:30, 11:30, 12:30, 14:00, 15:30, 17:30, 19:00 час.; из г.Чебоксары: 06:00, 09:30, 11:00, 13:05, 15:30, 16:15, 18:00, 20:30 час. Данное расписание содержится в рекламных буклетах, в которых указаны сведения о времени и месте отправления автобусов по маршруту «Чебоксары-Казань», «Казань-Чебоксары». Деятельность по перевозке пассажиров по данному маршруту осуществляется ИП ФИО1 Перевозки осуществляются на основании договора фрахтования, оформленного в форме заказ-наряда на предоставление транспортного средства для заказной перевозки пассажиров и багажа, тогда как фактически осуществляются регулярные перевозки пассажиров. Отсутствие заключенного ИП ФИО1 с уполномоченным органом по организации регулярных перевозок по междугородним маршрутам договора на осуществление регулярных маршрутных перевозок является нарушением требований законодательства, угрожает безопасности дорожного движения и может привести к причинению вреда неопределенному кругу лиц.
Прокурор Григорьева Л.И. в судебном заседании исковые требования поддержала.
Ответчик ИП ФИО1 в судебное заседание не явился.
Третьи лица Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики, Средне-Волжское МУГАДН Ространснадзора Министерства транспорта Российской Федерации в судебное заседание явку своих представителей не обеспечили.
Заочным решением Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 31 мая 2018 года постановлено:
«Признать незаконной деятельность индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>) по организации и осуществлению регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом по маршруту «Чебоксары-Казань», «Казань-Чебоксары».
Запретить индивидуальному предпринимателю ФИО1 организацию и осуществление регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом по маршруту «Чебоксары-Казань», «Казань-Чебоксары».
Определением Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 29 июня 2018 года в удовлетворении заявления представителя ИП ФИО1 – ФИО2 об отмене заочного решения Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 31 мая 2018 года отказано.
Указанное заочное решение обжаловано представителем ответчика ИП ФИО1 - ФИО2 на предмет отмены по мотивам незаконности и необоснованности, несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела. В апелляционной жалобе представитель ответчика указывает, что определением Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 29 июня 2018 года необоснованно отказано в удовлетворении заявления ответчика об отмене заочного решения, поскольку суд пришел к выводу о невозможности возобновить производство по делу для устранения правил о подсудности спора. Решение суда принято незаконным составом суда, с нарушением правил о подсудности, в соответствии со ст. 28 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) настоящее дело подсудно Зеленодольскому городскому суду Республики Татарстан. Решение суда в части запрета на осуществление деятельности по перевозке не соответствует конституционному принципу свободы предпринимательской деятельности. Запрет деятельности и пресечение незаконных действий не являются тождественными правовыми средствами. Ответчик полагает, что, устанавливая запрет на деятельность по перевозке, суд лишает возможности осуществлять эту деятельности даже на законных основаниях.
В судебном заседании представитель ответчика ИП ФИО1 – ФИО2 апелляционную жалобу поддержал.
Прокурор Иванова И.Г. полагала апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Проверив в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ решение в пределах доводов апелляционной жалобы, признав возможным рассмотрение дела в отсутствие остальных надлежаще извещенных лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд первой инстанции исходил из осуществления ИП ФИО1 пассажирских перевозок по маршруту «Чебоксары-Казань», «Казань-Чебоксары» с нарушением действующего законодательства: ст. 19 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, ст.ст. 3, 11 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортном и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В соответствии со статьями 784, 787 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки.
Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
По договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа.
Порядок заключения договора фрахтования, а также форма указанного договора устанавливаются транспортными уставами и кодексами.
Предъявляемые к регулярным перевозкам и к перевозке пассажиров и багажа по заказу требования установлены Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортном и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее - Устав), Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 года № 112 (далее - Правила).
В соответствии с п.п. 4, 5 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ межрегиональный маршрут регулярных перевозок - маршрут регулярных перевозок в границах не менее двух субъектов Российской Федерации; смежный межрегиональный маршрут регулярных перевозок - межрегиональный маршрут регулярных перевозок в границах субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя и граничащего с ним субъекта Российской Федерации либо межрегиональный маршрут регулярных перевозок в границах Краснодарского края и Республики Адыгея.
В соответствии с ч.ч. 1, 6 ст. 13 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортном и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» смежный межрегиональный маршрут регулярных перевозок устанавливается, изменяется, отменяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого расположен начальный остановочный пункт по данному маршруту (ч. 1); смежный межрегиональный маршрут регулярных перевозок считается установленным или измененным соответственно со дня включения предусмотренных пунктами 1 - 11 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона сведений о данном маршруте в реестр смежных межрегиональных маршрутов регулярных перевозок, со дня изменения предусмотренных пунктами 3 - 11 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона сведений о данном маршруте в этом реестре.
Согласно ст. 2 Устава заказ-наряд - форма договора фрахтования;
маршрут регулярных перевозок - предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке;
пассажир - физическое лицо, заключившее договор перевозки пассажира, или физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования транспортного средства;
перевозчик - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их получение лицу;
расписание - график, устанавливающий время или интервалы прибытия транспортных средств в остановочный пункт либо отправления транспортных средств от остановочного пункта;
фрахтователь - физическое или юридическое лицо, которое по договору фрахтования обязуется оплатить стоимость пользования всей либо частью вместимости одного или нескольких транспортных средств, предоставляемых на один или несколько рейсов для перевозок пассажиров и багажа, грузов;
фрахтовщик - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору фрахтования обязанность предоставить фрахтователю всю либо часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозок пассажиров и багажа, грузов.
Согласно ст. 27 Устава автомобильного транспорта перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставленным на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме (ч. 1).
Договор фрахтования, указанный в части 1 настоящей статьи, должен включать в себя: 1) сведения о фрахтовщике и фрахтователе; 2) тип предоставляемого транспортного средства (при необходимости - количество транспортных средств); 3) маршрут и место подачи транспортного средства; 4) определенный или неопределенный круг лиц, для перевозки которых предоставляется транспортное средство; 5) сроки выполнения перевозки; 6) размер платы за пользование транспортным средством; 7) порядок допуска пассажиров для посадки в транспортное средство, установленный с учетом требований, предусмотренных правилами перевозок пассажиров (в случае, если транспортное средство предоставляется для перевозки определенного круга лиц) (ч. 2).
Договор фрахтования, указанный в части 1 настоящей статьи, может включать в себя иные не указанные в части 2 настоящей статьи условия (ч. 3).
При отсутствии необходимости осуществления систематических перевозок пассажиров и багажа по заказу договор фрахтования, указанный в части 1 настоящей статьи, заключается в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа. Реквизиты и порядок заполнения такого заказа-наряда устанавливаются правилами перевозок пассажиров (ч. 4).
В случае, если договором фрахтования, указанным в части 1 настоящей статьи, предусматривается предоставление транспортных средств для перевозки неопределенного круга лиц, взимание платы с указанных лиц не допускается (ч. 5).
Раздел 3 «Перевозка пассажиров и багажа по заказу» Правил № 112 устанавливает правила заказных перевозок.
Так, перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставляемым на основании договора фрахтования, условия которого определяются соглашением сторон в соответствии со статьей 27 Федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (п. 89).
Договором фрахтования может предусматриваться использование транспортных средств для перевозки определенного круга лиц или неопределенного круга лиц (п. 90).
Договор фрахтования, предусматривающий использование транспортных средств для перевозки определенного круга лиц, устанавливает порядок допуска этих лиц к посадке в транспортное средство в соответствии с пунктом 92 настоящих Правил (п. 91).
Посадка лиц, определенных договором фрахтования, в транспортное средство, предоставленное для заказной перевозки пассажиров и багажа, осуществляется при предъявлении указанными лицами фрахтовщику документов (служебного удостоверения, экскурсионной путевки и др.), удостоверяющих их право на проезд в этом транспортном средстве, и (или) в соответствии со списком пассажиров, представленным фрахтовщику фрахтователем (п. 92).
Договор фрахтования может заключаться в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа, оформляемого фрахтовщиком. Указанный заказ-наряд должен содержать обязательные реквизиты, которые представлены в приложении № 4. В заказе-наряде на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа допускается размещение дополнительных реквизитов, учитывающих особые условия осуществления перевозок пассажиров и багажа по заказам (п. 93).
Транспортное средство, предоставляемое для перевозки пассажиров и багажа по заказу, оформляется табличками с надписью «Заказной», размещаемыми: а) над лобовым стеклом транспортного средства и (или) в верхней части лобового стекла; б) на правой стороне кузова по ходу транспортного средства; в) на заднем окне транспортного средства (п. 95).
Над лобовым стеклом и (или) на правой стороне кузова по ходу транспортного средства указывается краткое наименование фрахтовщика (п. 97).
В случае если договором фрахтования предусматривается использование транспортных средств для перевозки неопределенного круга лиц, на правой стороне кузова по ходу транспортного средства устанавливается указатель маршрута, на котором проставляются наименования начального и конечного, а также промежуточных остановочных пунктов маршрута (при их наличии) (п. 98).
Регулярные же перевозки пассажиров и багажа в соответствии со ст. 19 Устава автомобильного транспорта осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок и относятся к перевозкам транспортом общего пользования. Ст. 20 Устава автомобильного транспорта предусмотрено, что заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, сдача пассажиром багажа - багажной квитанцией, провоз пассажиром ручной клади за плату - квитанцией на провоз ручной клади. Обязательные реквизиты билета, багажной квитанции, квитанции на провоз ручной клади устанавливаются правилами перевозок пассажиров. Кассовый чек с указанными на нем реквизитами билета, багажной квитанции, квитанции на провоз ручной клади приравнивается соответственно к билету, багажной квитанции, квитанции на провоз ручной клади.
Таким образом, в отличие от заказных, регулярные перевозки осуществляются на основании публичного договора, осуществляются систематически по одному и тому же маршруту в одно и то же время либо с определенными интервалами движения, осуществляется перевозка по обращению любого физического лица.
Кроме того, регулярные перевозки осуществляются на основании разрешительных документов, выдаваемых уполномоченным органом в сфере организации регулярных пассажирских перевозок.
Из представленных прокуратурой Ленинского района г.Чебоксары Чувашской Республики материалов проверки соблюдения законодательства в сфере перевозок пассажиров автомобильным транспортом следует, что в ходе ее проведения установлено, что ежедневно от кафе «Лира», расположенного по адрес отправляются автобусы в направлении г. Казань по расписанию из г.Казань: 07.30, 08.30, 09.30, 11.30, 12.30, 14.00, 15.30, 17.30, 19.00 час.; из г.Чебоксары: 06.00, 09.30, 11.00, 13.05, 15.30, 16.15, 18.00, 20.30 час. Расписание содержится в рекламных буклетах с указанием сведений о времени и месте отправления автобусов по маршруту «Чебоксары-Казань» и «Казань-Чебоксары».
Указанные ИП ФИО1 в объяснении от 10 апреля 2018 года маршрут и время отправления автобусов от стоянки на территории кафе «Лира» адрес и с автобусной стоянки «Автостанция» г. Казани (адрес) соответствуют указанным в рекламном буклете, представленном из материалов проверки прокуратуры.
Из представленных доказательств следует, что перевозки осуществляются ИП ФИО1 на основании договора фрахтования, оформленного в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства для заказной перевозки пассажиров и багажа, заключенного им с ФИО3
В соответствии со ст. 4 Закона Чувашской Республики от 29 декабря 2003 года № 48 «Об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом Чувашской Республике» организация регулярных перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок, а также участие в организации регулярных перевозок автомобильным транспортом по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок осуществляется органом исполнительной власти Чувашской Республики, уполномоченным законом Чувашской Республики или иным нормативным правовым актом Чувашской Республики на осуществление функций по организации регулярных перевозок, возлагаемых Федеральным законом на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченный орган исполнительной власти Чувашской Республики).
Из приведенных норм законодательства следует, что регулярные перевозки пассажиров и багажа по маршруту регулярных межрегиональных перевозок могут осуществляться перевозчиком только по маршрутам, установленным уполномоченными органами, перевозчик не вправе самостоятельно устанавливать маршруты перевозок пассажиров и багажа.
По сообщению Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики от 21 мая 2018 года согласно данным Реестра межрегиональных маршрутов регулярных перевозок, размещенного на официальном сайте Минтранса России, перевозчик ИП ФИО1 в качестве перевозчика по маршруту «Чебоксары-Казань», «Казань-Чебоксары» в реестре межрегиональных маршрутов регулярных перевозок не значится.
При этом перевозки пассажиров по маршруту носят регулярный характер, места отправления маршрута определены: адрес (указаны в заказ-наряде), услуги по перевозке оказываются неопределенному кругу лиц, пассажиры самостоятельно вносят плату, при этом пассажиры вносятся в списки в том числе после посадки в транспортное средство, что следует из полученных в ходе проведения прокурорской проверки объяснений и материалов.
При таких обстоятельствах установленная периодичность движения транспортных средств по постоянному расписанию движения автобусов с определенными интервалами и по определенному маршруту движения, определение мест посадки и высадки пассажиров, вид транспорта фрахтовщика и форма договора фрахтования, способ организации перевозок и публичный характер взаимоотношений между ответчиком и пассажирами с оказанием услуг по перевозке неопределенному кругу лиц свидетельствуют об организации и осуществлении ответчиком регулярных перевозок.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что ответчик фактически организовал и осуществляет регулярные пассажирские перевозки автомобильным транспортом по маршруту «Чебоксары-Казань», «Казань-Чебоксары» в отсутствие заключенного с уполномоченным органом по организации регулярных перевозок по междугородним маршрутам договора на осуществление регулярных маршрутных перевозок либо свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, что противоречит требованиям Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортном и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Правил № 112, Закона Чувашской Республики от 29 декабря 2003 года № «Об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом Чувашской Республике».
Положение об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Чувашской Республике, утвержденное постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 15 апреля 2005 года № 96 «О совершенствовании управления пассажирскими перевозками автомобильным транспортом в Чувашской Республике», на которое сослался суд первой инстанции, утратило силу в связи с изданием Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 декабря 2016 года № 534 «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Чувашской Республике», которым уполномоченным органом исполнительной власти Чувашской Республики на осуществление функций по организации регулярных перевозок, возлагаемых Федеральным законом «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определено Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики (п. 1) и утверждены Правила организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Чувашской Республике (далее - Правила) (п. 2).
Однако необоснованная ссылка суда на нормативный акт, утративший силу, не повлекла принятия неправильного по существу решения.
Довод апелляционной жалобы о нарушении территориальной подсудности в связи с тем, что ответчик проживает в адрес, не влекут отмены обжалуемого решения.
В соответствии с абз. 3 п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 года № 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции» дело может быть передано на рассмотрение по подсудности в суд первой инстанции, если на нарушение правил подсудности указано в апелляционных жалобе, представлении и суд апелляционной инстанции установит, что лицо, подавшее жалобу, или прокурор, принесший представление, заявляли в суде первой инстанции ходатайство о неподсудности дела этому суду либо что у них отсутствовала возможность заявить в суде первой инстанции такое ходатайство по причине их неизвещения о времени и месте судебного заседания или непривлечения к участию в деле; если вследствие нарушения правил родовой подсудности при рассмотрении дел, связанных с государственной тайной, или правил исключительной подсудности по искам о правах на недвижимое имущество отсутствовала возможность собрать, исследовать и оценить в качестве относимых и допустимых доказательств сведения, соответственно составляющие государственную тайну или находящиеся по месту расположения недвижимого имущества, что могло привести к вынесению неправильного по существу решения суда.
Ответчик ИП ФИО1 извещался судом о месте и времени рассмотрения дела по указанному им в объяснении от 10 апреля 2018 года, имеющемуся в материалах проверки, адресу места проживания (л.д. 6, 37). При надлежащем извещении о месте и времени судебного заседания ответчик в суд первой инстанции не явился, ходатайств о направлении дела по подсудности в суд первой инстанции, имея такую возможность, поскольку был извещен надлежаще, не направил. При таких обстоятельствах судебная коллегия доводы апелляционной жалобы о нарушении судом правил подсудности отклоняет.
Доводы апелляционной жалобы, касающиеся нарушения судом конституционного принципа свободы предпринимательской деятельности, не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку судом установлен факт осуществления ИП ФИО1 предпринимательской деятельности - пассажирских перевозок по указанному маршруту с нарушением действующего законодательства. Установленные нарушения ответчика по конкретным перевозкам и в связи с этим запрет на осуществление такой деятельности не свидетельствует о запрете ответчику организовывать и осуществлять перевозки с соблюдением законодательства.
Таким образом, выводы суда об удовлетворении исковых требований являются обоснованными.
Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы представителя ответчика, так как она выводов суда не опровергает, на законность решения не влияет, судом правильно определены юридические значимые обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено, решение суда мотивировано.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу представителя ответчика ИП ФИО1- ФИО2 на заочное решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 31 мая 2018 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий Н.П. Лысенин
Судьи Г.И. Алексеева
А.В. Александрова