председательствующий по делу № М-24/2019
судья Добрынин В.А. дело № 33-4058/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего Бирюковой Е.А.,
судей Михеева С.Н., Процкой Т.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Питаевой Д.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите 17 сентября 2019 г. гражданское дело по иску прокурора Красночикойского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному учреждению «Альбитуйская основная общеобразовательная школа», администрации муниципального района «Красночикойский район» о возложении обязанности выполнить мероприятия по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности образовательного учреждения,
по представлению и.о. прокурора Красночикойского района Налабордина Ю.В. на определение Красночикойского районного суда Забайкальского края от 2 августа 2019 г., которым постановлено:
«Заявление заместителя начальника Красночикойского районного отдела судебных приставов УФССП России по Забайкальскому краю Малецкой О.Н. о прекращении исполнительного производства удовлетворить.
Прекратить исполнительное производство №-ИП, возбужденное <Дата> на основании исполнительного документа -исполнительного листа № от <Дата>, в отношении должника МОУ «Альбитуйская основная общеобразовательная школа» по гражданскому делу № по иску прокурора Красночикойского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к МОУ «Альбитуйская основная общеобразовательная школа», администрации муниципального района «Красночикойский район» о возложении обязанности выполнить мероприятия по антитеррористической защищенности».
Заслушав доклад судьи Бирюковой Е.А., судебная коллегия
установила:
заместитель начальника Красночикойского районного отдела судебных приставов УФССП России по Забайкальскому краю Малецкая О.Н. обратилась в суд с заявлением, ссылаясь на то, что на исполнении в Красночикойском районном отделе судебных приставов УФССП России по Забайкальскому находится исполнительное производство №-ИП, возбужденное <Дата> в отношении МОУ «Альбитуйская ООШ» на основании исполнительного документа, выданного Красночикойским районным судом Забайкальского края по делу № 2-413/2016, предметом исполнения которого является обязанность образовательного учреждения в течение 9 месяцев со дня вступления решения в законную силу, организовать пропускной режим в МОУ «Альбитуйская ООШ» в соответствии с требованиями федерального законодательства, установить в здании школы, расположенном по адресу: <адрес>, тревожную кнопку для экстренного вызова полиции и систему видеонаблюдения. Должником исполнено требование исполнительного документа в части установления системы видеонаблюдения. Между тем, требование в части установки в здании школы тревожной кнопки для экстренного вызова полиции должником исполнено не может быть, поскольку образовательное учреждение находится вне зоны действия Красночикойского ОВО - филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по Забайкальскому краю». Ссылаясь на утрату возможности исполнить решение суда, заявитель просил суд рассмотреть вопрос о прекращении исполнительного производства №-ИП в указанной части (л.д. 148-149).
Судом постановлено вышеприведенное определение (л.д. 167-171).
Не согласившись с названным определением, и.о. прокурора Красночикойского района Налабордин Ю.В. обратился с представлением, в котором ставит вопрос об его отмене и принятии по делу нового определения об отказе в удовлетворении заявления о прекращении исполнительного производства. Ссылаясь на положения Федерального закона от 29 декабря 2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального закона от 6 марта 2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Федерального закона от 30 декабря 2009 № 384 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009, указывает, что образовательное учреждение должно быть оборудовано, в том числе, каналом передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел или в ситуационные центры «Службы 112». Таким образом, законодательством установлена обязанность незамедлительно информировать о террористических актах именно указанные органы, которые располагают необходимыми силами и средствами для пресечения террористических актов и преступлений террористической направленности и к компетенции которых относится применение определенных мер и ограничений для проведения соответствующих операций. Обращает внимание, что установка тревожной кнопки возможна с использованием в качестве канала связи телефонной линии, имеющейся в с. Альбитуй. Сигнал с тревожной кнопки может обрабатываться не только Красночикойским ОВО, но также дежурной частью ОМВД России по Красночикойскому району, службой Система-112 или ЕДДС администрации Красночикойского района. Настаивает на том, что соблюдение требований об установке в образовательном учреждении тревожной кнопки приобретает особое значение в связи с необходимостью защиты интересов несовершеннолетних воспитанников учреждения, охраны их жизни, здоровья и обеспечения безопасности при осуществлении деятельности образовательного учреждения (л.д. 177-181).
В силу положений части 3 статьи 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) частная жалоба рассмотрена без извещения лиц, участвующих в деле.
Изучив доводы частной жалобы, проверив законность и обоснованность постановленного судьей определения, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В силу положений статьи 3 ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Из материалов дела следует, что решением Красночикойского районного суда Забайкальского края от 29 июня 2016 г. по гражданскому делу № 2-413/2016 на администрацию муниципального района «Красночикойский район» возложена обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование МОУ «Альбитуйская ООШ» для устранения нарушений законодательства об антитеррористической защищенности; а на МОУ «Альбитуйская ООШ» - в течение 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать пропускной режим в МОУ «Альбитуйская ООШ» в соответствии с требованиями федерального законодательства, установить в здании школы, расположенном по вышеназванному адресу, тревожную кнопку для экстренного вызова полиции и систему видеонаблюдения (л.д. 24-28)
Данное решение не обжаловалось, вступило в законную силу 5 августа 2016 г., исполнительные листы в отношении должников предъявлены к принудительному исполнению.
<Дата>. врио судебного пристава-исполнителя Красночикойского районного отдела судебных приставов УФССП России по Забайкальскому краю в отношении МОУ «Альбитуйская ООШ» возбуждено исполнительное производство №-ИП (л.д. 34).
Администрации муниципального района «Красночикойский район» неоднократно судом предоставлялась отсрочка исполнения вышеназванного решения суда (л.д. 56-58, 141-143).
Установлено, что вышеназванное решение суда в части установки системы видеонаблюдения должником МОУ «Альбитуйская ООШ» исполнено (л.д.152). В части требований об установке в здании образовательного учреждения тревожной кнопки для экстренного вызова полиции решение суда не исполнено.
Обращаясь в суд с вышеназванным заявлением, заместитель начальника Красночикойского районного отдела судебных приставов УФССП России по Забайкальскому краю указал на наличие оснований для прекращения исполнительного производства в названной части ввиду того, что образовательное учреждение находится вне зоны действия Красночикойского ОВО – филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по Забайкальскому краю».Прекращая исполнительное производство в заявленной части, суд первой инстанции исходил из наличия объективных и неустранимых обстоятельств, делающих невозможным дальнейшее принудительное исполнение требований исполнительного документа.
С такими выводами суда судебная коллегия согласиться не может, поскольку они постановлены без учета следующих обстоятельств.
В силу части 1 статьи 439 ГПК РФ исполнительное производство прекращается судом в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве».
Основания для прекращения исполнительного производства предусмотрены статьей 43 Федерального закона от 2 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Так, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 43 данного Федерального закона исполнительное производство прекращается судом в случае, в том числе, утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия.
По смыслу приведенных положений Закона подобная утрата возможности исполнения исполнительного документа, являющаяся основанием для прекращения исполнительного производства, должна носить объективный характер и не может определяться причинами, зависящими от должника.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства по заявлению о прекращении исполнительного производства на основании представленных доказательств должен быть установлен факт возникновения реальной утраты возможности исполнения исполнительного документа и отсутствие возможности его исполнения любыми способами.
Судебная коллегия находит, что приведенные заявителем обстоятельства не являются основанием для прекращения исполнительного производства в части возложения обязанности по установке тревожной кнопки на основании пункта 2 части 1 статьи 43 Федерального закона от 2 октября 2007 № 229-ФЗ, поскольку сами по себе не свидетельствуют об утрате возможности исполнения решения суда и не освобождают должника от исполнения предусмотренных законом обязанностей.
Согласно положениям действующего законодательства образовательное учреждение несет обязанность по созданию безопасных условий для обучающихся, и должно быть оборудовано, в том числе, каналом передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел или в ситуационные центры «Службы 112».
Постановлением Правительства РФ от 25 марта 2015 № 272 утверждены Требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, а также объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий).
В силу пункта 5 указанных Требований антитеррористическая защищенность должна соответствовать характеру угроз, оперативной обстановке, обеспечивать наиболее эффективное и экономное использование сил и средств, задействованных в обеспечении безопасности мест массового пребывания людей.
Согласно пункту 25 Требований в рамках использования сил и средств органов внутренних дел и войск национальной гвардии Российской Федерации по обеспечению правопорядка патрули должны быть максимально приближены к местам массового пребывания людей с целью оперативного реагирования на изменение оперативной обстановки.
В соответствии с пунктом 34 Требований при поступлении в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, администрацию муниципального образования или правообладателю места массового пребывания людей информации (в том числе анонимного характера) об угрозе совершения или о совершении террористического акта в месте массового пребывания людей должностные лица исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, администрации муниципального образования или правообладатель места массового пребывания людей незамедлительно информируют об этом территориальный орган безопасности, территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий посредством имеющихся в их распоряжении средств связи.
Пунктом 7 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 г., предусмотрено, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму.
Таким образом, законодательством установлена обязанность незамедлительно информировать о террористических актах именно указанные органы, которые располагают необходимыми силами и средствами для пресечения террористических актов и преступлений террористической направленности и к компетенции которых относится применение определенных мер и ограничений для проведения соответствующих операций.
В подтверждение доводов заявления об утрате возможности исполнения требований исполнительного производства в материалы дела представлен ответ начальника Красночикойского ОВО - филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по Забайкальскому краю» от 15 июля 2019 г., согласно которому установить тревожную кнопку для экстренного вызова полиции в МОУ «Альбитуйская ООШ» не представляется возможным ввиду нахождения учреждения вне зоны действия Красночикойского отделения вневедомственной охраны (л.д. 153).
Иных доказательств, достоверно и объективно подтверждающих факт утраты возможности исполнения исполнительного документа и отсутствия возможности его исполнения любыми иными способами в материалы дела не представлено.
При этом, как верно отмечено прокурором в представлении, поскольку целью установки тревожной кнопки является уведомление полиции об экстренной ситуации, сигнал может обрабатываться не только Красночикойским отделения вневедомственной охраны, но также дежурной частью ОМВД России по Красночикойскому району, службой Система-112 или ЕДДС администрации Красночикойского района.
Доказательств обратного, как и того, что установка тревожной кнопки не возможна с использованием в качестве канала связи телефонной линии, наличие которой в с. Альбитуй не оспаривалось, заявителем в материалы дела не представлено.
Таким образом, достаточных и убедительных доказательств утраты возможности исполнения исполнительного документа в силу непреодолимых обстоятельств, как и невозможности исполнения решения суда иными способами заявителем не представлено, решение суда вступило в законную силу и подлежит безусловному и неукоснительному исполнению.
Принятие мер безопасности является необходимым условием реализации содержания конституционных и иных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, в частности, права на личную безопасность, тем более в условиях пребывания несовершеннолетних учащихся и работников образовательного учреждения.
При изложенных обстоятельствах постановленное судом определение нельзя признать законным, оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявления о прекращении исполнительного производства.
Руководствуясь статьей 334 ГПК РФ, судебная коллегия
определение:
определение Красночикойского районного суда Забайкальского края от 2 августа 2019 г. отменить.
В удовлетворении заявления заместителя начальника Красночикойского районного отдела судебных приставов УФССП России по Забайкальскому краю Малецкой О.Н. о прекращении исполнительного производства №-ИП, возбужденного 26августа 2016 г. в отношении МОУ «Альбитуйская основная общеобразовательная школа», отказать.
Председательствующий:
Судьи:
<данные изъяты>
<данные изъяты>