ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4058/2016 от 08.11.2016 Смоленского областного суда (Смоленская область)

Судья Капустин О.А. Дело № 33–4058/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:

председательствующего Винеля А.В.,

судей: Коженовой Т.В., Решетняка Р.В.,

при секретаре Ершовой А.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 29 августа 2016 года, которым ей отказано в удовлетворении иска.

Заслушав доклад судьи Коженовой Т.В., объяснения представителя истца ФИО1 – адвоката Шепетько Е.В., судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда

установила:

ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации г. Смоленска (далее – Администрация) об оспаривании постановления от (дата) г., которым ей было отказано во включении с состав участников программы «Обеспечение жильем молодых семей» на <данные изъяты>-<данные изъяты> годы, как представившей не в полном объеме документы. По мнению истицы, оснований для предоставления документов в отношении её супруга ФИО2, брак с которым носит формальный характер, не имелось, поскольку он не изъявлял своего желания стать участником указанной программы.

В судебном заседании представитель истицы - ФИО3 исковые требования поддержал.

Представитель Администрации ФИО4 исковые требования не признала, ссылаясь на то, что ФИО1 не представила необходимые документы, в связи с чем отсутствуют основания для включения её в состав участников муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей» на <данные изъяты>-<данные изъяты> годы.

Привлеченный в качестве третьего лица ФИО2, в судебном заседании считал иск подлежащим удовлетворению.

Решением Ленинского районного суда г. Смоленска от 29 августа 2016 года в удовлетворении иска ФИО1 отказано.

В апелляционной жалобе истица ФИО1 просит отменить решение суда, как незаконное и необоснованное, ссылаясь на нарушение норм материального права, неправильным установлением судом обстоятельств имеющих значение для дела. Также указав, что она должна была быть включена в состав участников программы «Обеспечение жильем молодых семей» на <данные изъяты>-<данные изъяты> годы согласно ранее поданных документов.

В суде апелляционной инстанции представитель истицы ФИО1 – адвокат Шепетько Е.В., поддержала доводы апелляционной жалобы, просила её удовлетворить.

Иные лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще.

В соответствии с ч. 1 ст. 327, ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов жалобы и возражений на неё, не находит оснований для его отмены.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года N 675 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2002 - 2010 годы, включающая в себя подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей».

Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2006 года N 285 утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы.

Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года N 1050 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011 - 2015 годы, включающая в себя подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей». Приложением N 3 к подпрограмме являются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.

Постановление Администрации г.Смоленска от 27 октября 2010 г. № 323-адм «Об утверждении муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2011-2015 годы признано утратившим силу, в связи с принятием постановления Администрации Смоленской области от 28 ноября 2013 г. №974 «Об утверждении областной государственной программы «Социальная поддержка граждан, проживающих на территории Смоленской области» на 2014 - 2016 годы», постановления Администрации г. Смоленска от 25 марта 2014 г. №523-адм «Об утверждении муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2014-2016 годы (далее – Постановление №523-адм).

Из материалов дела установлено, что постановлением Администрации г. Смоленска от (дата) г. ФИО1 с составом семьи два человека (она и дочь ФИО5) признана нуждающейся в жилых помещениях и включена в состав участников долгосрочной городской целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей» на <данные изъяты>-<данные изъяты> годы.

(дата) г. ФИО1 через своего представителя обратилась в Администрацию г. Смоленска с заявлением о включении в состав участников программы Обеспечение жильем молодых семей» на <данные изъяты>-<данные изъяты> годы.

Постановлением от (дата) г. в удовлетворении данного заявле­ния ФИО1 отказано, как представившей не в полном объеме документы, а именно, в связи со вступлением в брак ФИО1 и ФИО2 отсутствует документ, подтверждающий признание семьи в данном составе нуждающейся в жилых помещениях; отсутствует документ, подтверждающий наличие у семьи доходов, не позволяющих получить кредит; отсутствуют документы, определенные подпунктом 2.6.2.1 и пунктами 2.6.1, 2.6.3 Административного регламента Администрации г. Смоленска по предоставлению муниципальной услуги «Признание молодых семей нуждающимися в улучшении жилищных условий и включение в состав участников муниципальной про­граммы «Обеспечение жильем молодых семей» на <данные изъяты> - <данные изъяты> годы».

Обращаясь в суд с иском, ФИО1 ссылается на отсутствие не­обходимости предоставления документов, касающихся ее супруга ФИО2, посколь­ку последний не изъявлял своего желания стать участником указанной программы.

Цель муниципальной программы - поддержка молодых семей, проживающих на территории города Смоленска и признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, в решении жилищной проблемы.

Механизм реализации Программы базируется на оказании поддержки молодым семьям в улучшении жилищных условий путем предоставления социальных выплат.

Согласно п. 5 постановления Администрации г. Смоленска от 25 марта 2014 г. №523-адм «Об утверждении муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2014-2016 годы (далее – Постановления №523-адм) участником Программы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, подавшая заявление на участие в Программе и соответствующая следующим условиям:

- возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия Департаментом Смоленской области по социальному развитию (далее - Департамент) решения о включении молодой семьи - участницы Программы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;

- семья признана нуждающейся в улучшении жилищных условий;

- семья имеет доходы, достаточные для получения ипотечного жилищного кредита, или иные денежные средства, достаточные для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Для целей Программы под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, указанные в абзаце первом настоящего раздела и соответствующие вышеустановленным условиям (далее - молодые семьи), поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные Администрацией города Смоленска по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Проанализировав представленные доказательства, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении иска, поскольку истица как претендент на получение социальной выплаты, не представила необходимые документы, в том числе документы, касающиеся её супруга ФИО2

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, поскольку он сделан с учетом положений статей 55, 56, 57 ГПК РФ, подтвержден материалами дела и основан на правильном толковании и применении норм материального права к отношениям сторон.

Постановлением Администрации Смоленской области от 26 марта 2014 г. № 213 утвержден порядок организации работы по улучшению жилищных условий молодых семей путем предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома (далее - Порядок).

Согласно пункту 2.1 Порядка для включения в список молодых семей - участников Государственной программы, изъявивших желание получить социальную выплату в пла­нируемом году, молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту житель­ства заявление по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку в 2 экземпля­рах (один экземпляр возвращается заявителю с указанием даты и времени принятия заяв­ления и приложенных к нему документов) с приложением:

- копий документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи;

- копии свидетельства о браке (на неполную семью не распространяется);

- документа, подтверждающего признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий,

- документа, подтверждающего признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, или копии свидетельства о государственной регистрации права собственности на жилое помещение (жилой дом), приобретенное (построенное) с использованием средств ипотечного жилищного кредита (займа) (выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о зарегистрированных правах на указанное жилое помещение (указанный жилой дом) (при незавершенном строительстве жилого дома представляются договор строительного подряда или иные документы, подтверждающие расходы по строительству жилого дома (далее - документы на строительство)), и документа, подтверждающего признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий на момент заключения соответствующего кредитного договора;

- документов, подтверждающих наличие у молодой семьи достаточных доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, либо при получении молодой семьей ипотечного жилищного кредита (займа), предоставленного на приобретение (строительство) жилого помещения (дома), - копии кредитного договора (договора займа) и справки кредитора (заимодавца) о сумме остатка основного долга и сумме задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом). Порядок и условия признания молодой семьи имеющей достаточные доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, определяются нормативным правовым актом Администрации Смоленской области.

ФИО1 обратилась в Администрацию с заявлением о включении ее с семьей из двух человек в состав участников муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей» на <данные изъяты>-<данные изъяты> годы по дате включения в состав участников муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей» на <данные изъяты>-<данные изъяты> годы.

Письмом Администрации от (дата) истице была разъяснена необходимость предоставления документов, подтверждающих ее право на участие в программе, в том числе справку, подтверждающую наличие у ФИО1 банковских вкладов по состоянию на ноябрь <данные изъяты> г, заявление об оценке доходов, справку с места жительства о составе семьи, заявление о согласии на обработку персональных данных, копию паспорта ФИО1, копию свидетельства о рождении ФИО5

Принимая решение об исключении семьи истицы из списков участников программы, ответчиком в составе членов семьи истицы учитывался её супруг ФИО2, зарегистрированный по иному адресу.

При этом, судом установлено, что требуемые документы в установленный срок истицей не представлены в полном объеме, а именно отсутствует документ, подтверждающий наличие у семьи доходов, не позволяющих получить кредит, документ, подтверждающий признание семьи в данном составе нуждающейся в жилых помещениях; документы, определенные подпунктом 2.6.2.1 и пунктами 2.6.1, 2.6.3 Административного регламента Администрации г. Смоленска по предоставлению муниципальной услуги «Признание молодых семей нуждающимися в улучшении жилищных условий и включение в состав участников муниципальной про­граммы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2014 - 2016 годы», что не оспари­валось ФИО1 и её представителем в ходе судебного разбирательства.

Кроме того, не были представлены и иные документы, предусмотренные вышеназванным Административным регламентом. В частности, в нарушение п.2.6.8 Административного регламента приложенные к заявлению копии документов не были заверены, а их подлинники для заверения уполномоченными сотрудниками Администрации также не представлены.

Изъявив желание участвовать в программе на <данные изъяты>-<данные изъяты> годы, с учетом изменения состава семьи (истица, её дочь и супруг), истица необходимых документов в Администрацию не представила, что подтверждается материалами дела.

Само по себе указание в п.2 Постановления администрации г.Смоленска от 25.03.2014 г. об использовании списков молодых семей – участников муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей» на <данные изъяты>-<данные изъяты> годы не освобождает истицу от предоставления необходимых документов для включения в состав участников программы на <данные изъяты>-<данные изъяты> годы.

При этом, законодатель, введя п.2.1 в названное постановление, конкретизировал условия применения списков на <данные изъяты>-<данные изъяты> годы, распространив его только на участников муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей» на <данные изъяты><данные изъяты> годы.

Довод жалобы о том, что истица должна была быть включена в состав участников программы согласно ранее поданных документов, несостоятелен, т.к. участие в данной программе носит добровольный и заявительный характер, в связи с чем, гражданин, изъявивший желание участвовать в ней, должен самостоятельно представить в Администрацию заявление об участии в мероприятиях, связанных с реализацией программы, и пакет документов, предусмотренных данными актами.

Из материалов дела видно, что ФИО1 обратилась в Администрацию с заявлением об участии в программе, однако пакет необходимых документов не предоставляла, то есть отсутствует подтверждение ее добровольного волеизъявления на участие в вышеуказанной целевой программе.

Факт подачи истицей заявления о включении ее в список участников данной программы не является основанием для включения ее в сводный список участников вышеуказанной программы.

Кроме того, Администрация в письмах, направляемых в адрес истицы и ее представителя, неоднократно разъясняла, что без предоставления в полном объеме документов, предусмотренных Правилами и Административным регламентом, решение о включении истицы в списки граждан, изъявивших желание принять участие в новой программе, не может быть принято.

Более того, решением Ленинского районного суда г.Смоленска от (дата) г., вступившего в законную силу (дата) г., ФИО1 отказано в удовлетворении исковых требований о включении в состав участников долгосрочной городской целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей» на <данные изъяты>-<данные изъяты> годы.

Доводы истицы о незаконности отказа Администрации в связи с не предоставлением документов в отношении её супруга ФИО2, поскольку регистрация их брака носит формальный характер, ФИО2 членом семьи не является, фактических брачных отношений с ним не имеет, проживают раздельно, совместного хозяйства нами не ведется, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку брак истицы с ФИО2 заключен официально и не расторгнут.

В нарушение ст. 56 ГПК РФ, истицей в ходе судебного разбирательства не представлено бесспорных доказательств того, что истица и ФИО2 не являются членами одной семьи.

При таких обстоятельствах, оснований для отмены постановления Администрации г.Смоленска от (дата) г. об отказе гражданам в признании нуждающимися в улучшении жилищных условий и включении в состав участников муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей» на <данные изъяты>-<данные изъяты> годы, не имеется, суд первой инстанции правильно отказал в удовлетворении исковых требований ФИО1

При этом, судебная коллегия отмечает, что ФИО1 не лишена права на обращение в Администрацию с соответствующим заявлением по установленной форме с приложением всех необходимых документов.

Юридически значимые обстоятельства судом были установлены правильно, представленным сторонами доказательствам в решении дана надлежащая оценка в соответствии со ст. 67 ГПК РФ.

Дело рассмотрено судом в соответствии с требованиями норм материального права, и оснований для отмены решения, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, по доводам жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст.328,329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 29 августа 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: