ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4062/18 от 13.08.2018 Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан)

Дело

Судья ФИО6

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Махачкала 13 августа 2018 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего – ФИО21,

судей – ФИО20, Абдуллаева М.К.,

при секретаре – ФИО8,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе главы ГО «<адрес>» РД ФИО22 на решение Дербентского районного суда РД от <дата>.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан ФИО20, объяснения представителя администрации СП «сельсовет Первомайский» <адрес> и администрации МР «<адрес>» по доверенности ФИО9 просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

установила:

Администрация MP «<адрес>» РД администрация СП «сельсовет Первомайский" обратились в суд с иском к администрации городского округа «<адрес>» РД, ФГУ «Се­веро-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства Обороны РФ, ФИО18, ФИО19, ФИО10, ФИО1, ФИО4, ФИО2, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО3 о признании недействительными акта приема-передачи объектов недвижимого имущества от 12.10.2012г., зарегистрированного права собственности МО городской округ «<адрес>» на земельные участки, свидетельства о государственной регистрации права от 25.06.2013г., об исключении из единого государственного реестра недвижимости записи регистрации от 25.06.2013г. 05-05-01/209/2013-981; 05-05-01/209/2013-983; 05-05-01/209/2013-984; 05-05-01/209/2013-985; 05-05-01/209/2013-987, об истребовании из чужого незаконного владения зе­мельных участков, признании право собственности MP «<адрес>» на здания, строения и сооружения, переданные по акту приема-передачи от 20.04.1998г.

В обоснование искового заявления указано, что государственным актом на право пользова­ния землей A-I от 27.03.1984г. войсковой части на терри­тории совхоза «Оборона Страны» (сельсовет Первомайский) <адрес> Дагестанской АССР исполнительным комитетом Дербентского рай­онного Совета народных депутатов были предоставлены в бессрочное пользование земельные участки ,4 га; ,0 га; ,0 га; ,60 га; ,80 га (земли специального назначения).

После передислокации части был составлен акт от 20.04.1998г. приема-пе­редачи зданий и сооружений военных городков №, 2, 3, 4, 5, находя­щихся на территории <адрес>, в муниципальную собственность <адрес>, подписанный представителями войско­вой части и администрации района и утвержденный командующим ЧА ВВС ПВО и главой администрации <адрес>.

Кроме того, позднее начальником Астраханской квартирно-эксплуатационной части района Министерства обороны РФ в адрес главы сельсовета Первомайский было направлено письмо за от 30.03.2010г. с просьбой о рассмотрении вопроса о принятии объектов недвижимости, находящихся в оперативном управлении Астраханской КЭЧ района из федеральной собственности в муниципальную собственность сельсовета Первомайский.

По результатам рассмотрения указанного обращения в Реестр муниципального имущества сельсовета Первомайский на основании распоряжения от 03.04.2010г. были внесены следующие объекты недвижимости:

военный городок : казарма, кухня-столовая, баня, мастерская, гараж, овоще-хранилище, тех.склад/прод.склад, тех.склад, тех.склад, уборная, сарай, уборная/умывальник, жилой дом, жилой дом с магазином, жилой дом, жилой дом, жилой дом, жилой дом, жилой дом, жилой дом, земельный участок пло­щадью 2,4 га;

военный городок : тех.здание, уборная, сарай, земельный участок пло­щадью 3,0 га;

военный городок : тех.здание, уборная, сарай, земельный участок пло­щадью 2,0 га;

военный городок : служебное помещение, склад, тех.здание, уборная, сарай, земельный участок площадью 9,6 га;

военный городок : склад ГСМ, тех. здание, дизель электростанция, уборная, уборная, земельный участок площадью 1,8 га.

В 2016г., в связи с обращениями жителей села Первомайский по вопросу предоставления земельных участков на терри­тории бывшей воинской части, на запрос администрации <адрес> Управлением Росреестра по Республике Дагестан, были направлены выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 05.07.2016г. №,, 05/107/101/2016-725, 05/107/101/2016-726, №, №, из содержания которых администрации Дербент­ского района стало известно, что право собственности на земельные участки ,4 га (к/н 05:07:000065:36); ,0 га (к/н 05:07:000065:35); ,0 га (к/н 05:07:000072:19); ,60 га (к/н 05:07:000065:29); ,80 га (к/н 05:07:000065:28), переданные ФГУ «Астраханская КЭЧ района» Миноборо­ны России в собственность сельсовета Первомайский, 25.06.2013г. зарегистрировано за муниципальным образованием городской округ «<адрес>­танские Огни».

Из ответа заместителя прокурора <адрес> от 03.09.2016г. в-2016 администрации сельсовета Первомайский стало известно, что указанное вы­ше военное недвижимое имущество, расположенное на территории сельсове­та Первомайский, приказом Министерства обороны Российской Федерации от <дата> было передано в собственность администрации <адрес> по акту прие­ма-передачи от <дата>, который послужил основанием для регистрации права собственности <адрес> на земельные участки с кадастро­выми номерами 05:07:000065:36, 05:07:000065:35, 05:07:000065:28, 05:07:000065:29, 05:07:000072:19.

Между тем, приказ МО РФ от <дата>, действия по передаче во­енного недвижимого имущества, расположенного на территории сельсовета Первомайский, в собственность <адрес> и государственная регистрация права собственности за ответчиком не соответствуют закону, нарушают права и законные интересы истца.

Так, на момент издания Приказа МО от <дата> и подписания акта приема-передачи объектов недвижимого имущества от 12.10.2012г СКТУИО МО РФ и <адрес>, отношения, связанные с безвозмезд­ной передачей военного недвижимого имущества из федеральной собствен­ности в муниципальную стали регулироваться Федеральным законом от <дата>-Ф3 «О порядке безвозмездной передачи военного недвижи­мого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с ч.2 ст.2 которого, военное недвижимое имущество безвозмездно передается в муниципальную собственность поселения, город­ских округов, муниципальных районов, на территориях которых располо­жено такое имущество.

Законом Республики Дагестан от 13.01.2005г. «О статусе и границах муниципальных образований Республики Дагестан» определены границы всех муниципальных образований на­ходящихся на территории Республики.

Ст. 12 Закона РД от 13.01.2005г. N<адрес> наделен статусом муниципального района; а согласно ст.43 данного закона Дагестанские Огни наделен статусом городского округа.

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 06.10.2003г. №131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» городской округ - это городское поселение, которое не входит в границы муниципального района.

В соответствии с кадастровыми паспортами от 28.12.2012г. №, 005-201/12-57696, 005-201/12-57691, 005-201/12-57689, от 30.10.2012г. земельные участки с кадастровыми номера­ми 05:07:000065:36, 05:07:000065:35, 05:07:000065:28, 05:07:000065:29, 05:07:000072:19, а также иные объекты военного недвижимого имущества, расположенные на данных земельных участках и переданные приказом Ми­нистра обороны Российской Федерации от <дата> в собственность <адрес>, расположены в <адрес> Республики Дагестан.

Как следует из ответа Дербентского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Республике Дагестан от <дата> спорные земельные участки территориально расположены в пределах сельского поселения «сельсовет Первомайский». Данный юридический факт также установлен решением Дербентского районного суда от 30.10.2017г. по заявлению главы сельсовета Первомайский ФИО14

В приказе МО РФ от <дата> г. и акте приема-передачи от 12.10.2012г. Дагестанские Огни указано как поселение, входящее в состав муниципального района «<адрес>», что не соответствует Закону РД от 13.01.2005г. N6 г. и Федеральному закону от 06.10.2003г. № 131-ФЗ.

Таким образом, предоставив в собственность <адрес> объекты недвижимости, расположенные на территории сельсовета <адрес>, Минобороны России нарушило нормы ч.2 ст.2 Феде­рального закона от 08.12.0211г. -Ф3. Причем, данные действия были осуществлены без учета волеизъявления органов местного самоуправления муниципального района «<адрес>» и сельского поселения «сель­совет Первомайский».

Минобороны России фактически признало не соответствие закону издан­ного им приказа, о чем свидетельствуют ответы ведомства на обращения жи­телей и администрации сельсовета (ответ МО РФ от <дата>Т-56678/5346).

ФИО1, ФИО5 Х.С., ФИО3 обратились в суд с иском к администрации городского округа «<адрес>» РД, ФГУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отноше­ний» Министерства Обороны РФ о признании недействительными акта приема-передачи объектов недви­жимого имущества от 12.10.2012г., права собственности МО городской округ «<адрес>» на земельный участок с кадастровым номером 05:07:000065:36, свидетельства о государственной регистрации права от 25.06.2013г. 05-АА 686808, исключении из единого государственного реестра недвижимости запись регистрации от 25.06.2013г. 01/209/2013-987.

В обоснование искового заявления указано, что по настоящее время они зарегистрированы по месту жительства и про­живают на территории военного городка (бывшая в/ч 03007) в <адрес>. Кроме того, в пределах военного городка у них имеются на праве собственности жилые дома.

После передислокации части все объекты бывшего военного недвижимого имущества, в том числе жилые дома, расположенные в пределах военного городка бывшей войсковой части 03007, были переданы в муниципа­льную собственность <адрес>.

Кроме того, уже гораздо позднее, как им пояснил глава сельсовета, объ­екты недвижимого имущества, расположенные на территории военного го­родка , были переданы Астраханской КЭЧ района в ведение сельсовета Первомайский.

О регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 05:07:000065:36 (военный городок ) за администрацией <адрес>, а также о передач последней жилых домов, расположенных в пределах названного участка, им стало известно после привлечения их к участию в деле № А15-2870/2017, рассматриваемом арбитражным судом Республики Дагестан.

Передача в собственность <адрес>, принадлежащих им жилых помещений и государственная регистрация права собственности на земель­ный участок, на котором они расположены, нарушает их права и законные интересы.

Решением Дербентского районного суда Республики Дагестан от <дата> иски администрации MP «<адрес>» РД, администрации сель­ского поселения «сельсовет Первомайский» <адрес>, ФИО1, ФИО2 и ФИО3 удовлетворены, постановлено:

«Признать недействительным акт приема-передачи объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности и закрепленных на праве оперативного управления за ФГУ «Северо-Кавказское территориаль­ное управление имущественных отношений» Министерства обороны Рос­сийской Федерации, в собственность муниципального образования городс­кой округ «<адрес>» Республики Дагестан» от 12.10.2012г.;

признать отсутствующим зарегистрированное право собственности муниципального образования городской округ «<адрес>» на земельные участки с кадастровыми номерами 05:07:000065:36, 05:07:000065:35, 05:07:000065:28, 05:07:000065:29, 05:07:000072:19, располо­женные по адресу: Республика Дагестан, <адрес>, военный городок ,2,3,4,5;

признать недействительными: свидетельство о государственной регистра­ции права от 25.06.2013г. серии 05-АА , свидетельство о государ­ственной регистрации права от 25.06.2013г. серии 05-АА , свиде­тельство о государственной регистрации права от 25.06.2013г. серии 05-АА , свидетельство о государственной регистрации права от 25.06.2013г. серии 05-АА , свидетельство о государственной регис­трации права от 25.06.2013г. серии 05-АА 686808, выданные администрации <адрес> СКТУИО МО РФ на основании акта приема-передачи объектов недвижимого имущества от <дата>;

исключить из единого государственного реестра недвижимости (анну­лировать) запись регистрации от <дата> 05-05-01/209/2013-981, запись регистрации от <дата> 05-05-01/209/2013-983, запись регистрации от <дата> 05-05-01/209/2013-984, запись регистрации от <дата> 05-05-01/209/2013-985, запись регистрации от <дата> 05-05-01/209/2013-987;

истребовать из чужого незаконного владения муниципального образования городской округ «<адрес>» земельные участки с кадастровыми номерами 05:07:000065:36, 05:07:000065:35, 05:07:000065:28, 05:07:000065:29, 05:07:000072:19, расположенные по адресу: Республика Да­гестан, <адрес> в/г ;

признать право собственности муниципального района «Дербентский рай­он» РД на здания, строения и сооружения, переданные по акту приема-передачи от 20.04.1998г. в муниципальную собственность <адрес>;

жилой дом с реестровым номером П12320005012 площадью 66 кв.м., кухня-столовая с реестровым номером П12320004899 площадью 146 кв.м., овощехранилище с реестровым номером П12320004860 площадью 34 кв.м., жилой дом с реестровым номером П12320005007 площадью 53 кв.м., уборная с реестровым номером П12320004861 площадью 2кв.м., сарай с реестровым номером П12320004862 площадью 24 кв.м., технический склад/продовольственный склад с реестровым номером П12320004863 площадью 30кв.м., жилой дом с реестровым номером П12320005008 площадью 165 кв.м., жилой дом с реестровым номером П12320005005 площадью 53 кв.м., баня с реестровым номером П12320004864 площадью 52 кв.м., мастерская с реестровым номером П12320004865 площадью 26 кв.м., жилой домом с магазином с реестровым номером П12320005011 площадью 66 кв.м., технический склад с реестровым номером П12320004858 площадью 55 кв.м., гараж с реестровым номером П12320004867 площадью 15 кв.м., жилой дом с реестровым номером П12320005010 площадью 66 кв.м., казарма с реестровым номером П12320004856 площадью 374 кв.м., жилой дом с реестровым номером П12320005009 площадью 280 кв.м., жилой дом с реестровым номером П12320005006 площадью 165 кв.м., уборная/умывальник с реестровым номером П12320004857 площадью 24 кв.м., технический склад с реестровым номером П12320004866 площадью 30 кв.м., расположенные на земельном участке с кадастровым номером 05:07:000065:36 площадью 24048 кв.м. по адресу: Республика Дагестан, <адрес> (военный городок );

техническое здание с реестровым номером П12320004868 площадью 149кв.м., уборную с реестровым номером П12320004869 площадью 2кв.м., сарай с реестровым номером П12320005097 площадью 9кв.м., располо­женные на земельном участке с кадастровым номером 05:07:000065:35 пло­щадью 30 001, 2 кв.м. по адресу: Республика Дагестан, <адрес> (военный городок );

техническое здание с реестровым номером П12320004870 площадью 174кв.м., уборную с реестровым номером П12320004871 площадью 2кв.м. сарай с реестровым номером П12320004872 площадью 9кв.м., распо­ложенные на земельном участке с кадастровым номером 05:07:000072:19 площадью 20000 кв.м. по адресу: Республика Дагестан, <адрес> (военный городок );

техническое здание с реестровым номером П12320004873 площадью 208 кв.м., склад с реестровым номером П12320004874 площадью 34 кв.м., уборную с реестровым номером П12320004875 площадью 2 кв.м., сарай с реестровым номером П12320004876 площадью 9 кв.м., служебное здание с реестровым номером П12320004877 площадью 66 кв.м., расположенные на земельном участке с кадастровым номером 05:07:000065:29 площадью 96000 кв.м., по адресу: Республика Дагестан, <адрес> (военный городок );

техническое здание с реестровым номером П12320004878 площадью 134 кв.м., дизель-электростанцию с реестровым номером П12320004879 площадью 134 кв. м., склад ГСМ с реестровым номером П12320004880 площадью З6 кв.м., уборную с реестровым номером П12320004881 площадью 1 кв.м., уборную с реестровым номером П12320004882 площадью 1 кв.м., расположенные на земельном участке с кадастровым номером 05:07:000065:28 площадью 18 000 кв.м. по адресу: Республика Дагестан, <адрес> (военный городок ).

В апелляционной жалобе глава ГО «<адрес>» ФИО23 просит отменить решение Дербентского районного суда Республики Дагестан и принять по делу новое решение - отказать в удовлетворении исковых требований администрации муниципального района «<адрес>» Республики Дагестан, администрации сельского поселения «сельсовет Первомайский» <адрес> Республики Дагестан, ФИО1, ФИО2 и ФИО3.

В обоснование жалобы указано, что судом первой инстанции не приняты во внимание их доводы, изложенные в возражениях к исковым заявлениям, и имеющих существенное значение при рассмотрении данного дела.

Администрация городского округа «<адрес>» является единственным лицом, за которым зарегистрировано право собственности на спорное имущество.

Основания возникновения права собственности администрации городского округа «<адрес>» на спорные земельные участки не оспорены, не признаны недействительными в порядке, установленном законом.

Приказ Министра обороны Российской Федерации от <дата> «О передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования городской округ «<адрес>» Республики Дагестан» не отменен и не признан недействительным в установленном законом порядке.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с п.1 ст.2 Федерального закона от <дата>г. №122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (действующей на момент возникновения правоотношений) государ­ственная регистрация является единственным доказательством существо­вания зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Оспоримость зарегистрированных в Едином государственном реестре нед­вижимости прав предусмотрена и частью 5 статьи 1 Федерального закона от <дата>Ш18-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

На основании части 1 статьи 2 Федерального закона от <дата> N 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов фе­дерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Россий­ской Федерации" безвозмездной передаче в собственность субъекта Рос­сийской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность в соответствии с настоящим Федеральным законом подлежат здания, сооружения, объекты, строительство которых не завершено (за исключением зданий, сооружений, объектов, строительство которых не завершено, которые необходимы для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства), земельные участки (в том числе незастроенные земельные участки).

Согласно части 2 статьи 2 вышеуказанного закона военное недвижимое имущество безвозмездно передается в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность поселений, городских округов, на территориях которых расположено такое имущество.

Из государственного акта на право пользования землей A-I от 27.03.1984г. следует, что войсковой части на территории совхоза «Оборона Страны» (сельсовет Первомайский) <адрес> Дагес­танской АССР исполнительным комитетом <адрес> Совета народных депутатов предоставлены в бессрочное пользование земельные участки ,4га; ,0га; ,0га; ,60га; ,80га (земли специального назначения).

<дата>г. командующим ЧА ВВС ПВО генерал-лейтенантом ФИО6­ и главой администрации <адрес>ФИО24 ут­вержден акт приема-передачи зданий и сооружений военных городков №,2,3,4,5, находящихся на территории <адрес>, составленного комиссией от войсковой части 03007 и администрации <адрес>, в соответствии с которым здания и сооружения военных городков №, 2, 3, 4, 5, находящиеся на территории <адрес>, переданы в муниципальную собственность Дербентского рай­она.

<дата>г. начальником Астраханской квартирно-эксплуатационной части района Министерства обороны РФ ФИО7 X. в адрес главы сельсовета Первомайский направлено письмо за от 30.03.2010г. с просьбой о рассмотрении вопроса о принятии объек­тов недвижимости, находящихся в оперативном управлении Астраханской КЭЧ района из федеральной собственности в муниципальную собственность сельсовета Первомайский с приложением перечня высвобожденного военно­го имущества, планируемых передаче в муниципальную собственность, зак­репленных за ФГУ «Астраханская КЭЧ района» Минобороны России.

На основании письма начальника Астраханской КЭЧ района ФИО7 X. и утвержденного главой МО «<адрес>ФИО25 перечня, объекты недвижимости:

военного городка : казарма, кухня-столовая, баня, мастерская, гараж, овощехранилище, тех.склад/прод.склад, тех.склад, тех.склад, уборная, сарай, уборная/умывальник, жилой дом, жилой дом с магазином, жилой дом, жилой дом, жилой дом, жилой дом, жилой дом, жилой дом, земельный участок пло­щадью 2,4 га;

военного городка : тех.здание, уборная, сарай, земельный участок пло­щадью 3,0 га;

военного городка : тех.здание, уборная, сарай, земельный участок пло­щадью 2,0 га;

военного городка : служебное помещение, склад, тех.здание, уборная, сарай, земельный участок площадью 9,6га;

военного городка : склад ГСМ, тех. здание, дизель электростанция, убо­рная, уборная, земельный участок площадью 1,8 га;

учтены в реестре муниципального имущества МО «сельсовет Первомайский» на основании распоряжения от 03.04.2010г. .

Однако 11.10.2012г. приказом Министра обороны Российской Федерации за "О передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования городской округ "<адрес>" Республики Дагестан" принято решение о передаче объектов недвижимого имущества военных городков NN1, 2, 3, 4, 5 и земельных участков, указан­ных в приложении к настоящему приказу, расположенных по адресу: Рес­публика Дагестан, <адрес>, «сельсовет Первомайский», из феде­ральной собственности в собственность муниципального образования ГО «<адрес>».

Из акта приема-передачи от 12.10.2012г. видно, что администрация <адрес> приняла указанное имущество.

25.06.2013г. за муниципальным образованием городской округ «город Да­гестанские Огни» зарегистрировано право собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 05:07:000065:36 площадью 2,4га, 05:07:000065:35 площадью 3,0га, 05:07:000072:19 площадью 2,0га, 05:07:000065:29 площадью 9,60га, 05:07:000065:28 площадью 1,80га, что под­тверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 25.06.2013г. серии 05-АА , серии 05-АА , серии 05-АА , серии 05-АА и 05-АА 686808.

Из приложения к указанному приказу Министра обороны РФ от 11.10.2012г. за и из акта приема-передачи от 12.10.2012г. видно, что местонахождением объектов недвижимого имущества, передаваемых в соб­ственность МО ГО «<адрес>» Республики Дагестан, является: Республика Дагестан, <адрес> Ог­ни, т.е. Дагестанские Огни, указано как поселение, входящее в состав му­ниципального района «<адрес>», что не соответствует Закону РД от 13.01.2005г. N6 г. и Федеральному закону от 06.10.2003г. № 131-ФЗ.

Так, Законом Республики Дагестан от 13.01.2005г. «О статусе и грани­цах муниципальных образований Республики Дагестан» определены границы всех муниципальных образований на­ходящихся на территории Республики.

Статьей 12 Закона РД от 13.01.2005г. N<адрес> наделен статусом муниципального района, а статьей 43 данного закона Дагестанские Огни наделен статусом городского округа.

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 06.10.2003г. -Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» городской округ - это городское поселение, которое не входит в границы муниципального района.

В соответствии с данными кадастровых паспортов от 28.12.2012г.
, 005-201/12-57696, 005-201/12-57691, 005-201/12-
57689, от 30.10.2012г. земельные участки с кадастровыми
номерами 05:07:000065:36, 05:07:000065:35, 05:07:000065:28, 05:07:000065:29, 05:07:000072:19, а также иные объекты военного недви­жимого имущества, расположенные на данных земельных участках и пере­данные приказом Министра обороны Российской Федерации от <дата> в собственность <адрес>, расположены в <адрес> Республики Дагестан.

Данное обстоятельство подтверждается и вступившим в законную силу решением Дербентского районного суда от 30.10.2017г.

Таким образом, предоставив в собственность <адрес> объекты недвижимости, расположенные на территории сельсовета <адрес>, Министерство обороны России нарушило нормы ч.2 ст.2 Феде­рального закона от 08.12.0211г. №423-ФЗ.

В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации (постановление от <дата>-П и определения от <дата> и от <дата>-О-П) положения части 11 статьи 154 Закона №122-ФЗ, устанавливающие порядок безвозмездной передачи в муниципаль­ную собственность, находящегося в федеральной собственности имущества в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государ­ственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, предполагают необходимость учета волеизъявления органа местного самоуправления на такую передачу, согласованных действий между органами местного самоуправ­ления и соответствующими органами государственной власти Российской Федерации и не могут рассматриваться как позволяющие принимать решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную в одностороннем порядке, игнорируя волеизъявление органов местного само­управления и объективную необходимость такой передачи для осущест­вления местным самоуправлением своих полномочий.

Судом установлено, что в данном случае мотивированное волеизъявление MP «<адрес>» и сельского поселения «сельсовет Первомайский» <адрес> РД на отказ от принятия им имущества, высвобожда­емых военных городков в муниципальную собственность, выраженное в соответствующем решении районного, сельского собрания, для того, чтобы спорные объекты недвижимого имущества передать муниципальному обра­зованию <адрес>, отсутствовало.

Таким образом, спорные объекты могут находиться исключительно в муниципальной собственности MP «<адрес>» и объективно необходимы для решения вопросов местного значения.

Согласно п.2 ст.3.3 Федерального закона от <дата> № 137-ФЗ «О вве­дении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на терри­тории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального рай­она.

Между тем, предоставление земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости в собственность администрации <адрес>, в первую очередь, лишило жителей сельского поселения «сельсовет Первомайский» <адрес> РД возможности претендовать на свободный земельный и жилищный фонд, привели к ряду юридических осложнений: невозможность оформления земельных участков в собственность, регистрации по месту жительства и пр.

В соответствии с п.32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от <дата> N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении.

Суд признал не состоятельными доводы представителя МО «<адрес>­танские Огни» ФИО15 о пропуске истцами срока исковой давности по требованиям о применении последствий недействительности ничтожной сделки и о признании такой сделки недействительной.

Согласно п. 1 ст. 181 Гражданского кодекса Российской Федерации в редак­ции, действовавшей на момент заключения договора аренды, срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки составляет три года. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки.

Исковая давность в силу пункта 1 статьи 181 Гражданского кодекса Феде­рального закона от <дата>г. №100-ФЗ «О внесении изменений в подразделы 4 и 5 раздела 1 части первой и статью 1153 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» составляет три года и исчисляется со дня, когда оспаривающее сделку лицо узнало или должно было узнать о наличии обстоятельств, являющихся основанием для признания сделки не­действительной, но не ранее введения в отношении должника первой процедуры банкротства.

Переходными положениями - пункт 9 статьи 3 Федерального закона N100-ФЗ предусмотрено, что новые сроки исковой давности и правила их исчис­ления применяются к требованиям, сроки предъявления которых были пре­дусмотрены ранее действовавшим законодательством и не истекли до <дата>.

Исходя из времени составления акта приема-передачи недвижимого иму­щества -12.10.2012г., срок исковой давности по которому к 01.09.2013г. не истек, к рассматриваемому спору подлежит применить нормы об исковой давности в новой редакции Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно разъяснению совместного Постановления Пленума Верховного Суда РД и Высшего Арбитражного Суда РФ от <дата>г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» течение срока исковой давности по искам, направленным на оспаривание зарегистрированного права, начинается со дня, когда лицо узнало или дол­жно было узнать о соответствующей записи в ЕГРП. При этом сама по себе запись в ЕГРП о праве или обременении недвижимого имущества не озна­чает, что со дня ее внесения в ЕГРП лицо знало или должно было знать о на­рушении права.

В 2016г. в связи с обращениями жителей сельсовета Первомайский к гла­ве сельсовета по вопросу предоставления земельных участков на территории бывшей воинской части администрацией <адрес> были направлены запросы в Управление Росреестра по Республике Дагестан о предостав­лении общедоступных сведений о собственнике недвижимости.

С ходатайством о приобщении к делу дополнительных документов представителя администрации «сельсовет Первомайский» представлена выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сде­лок с ним от 05.07.2016г. за №,, 05/107/101/2016-725, 05/107/101/2016-726, №, № о регистрации 25.06.201г. права собственности на земельные участки ,4 га (кадастровый ); ,0 га (кадастровый номер II 05:07:000065:35); ,0га (кадастровый ); ,60 га (кадастровый ); ,80 га (кадастровый ), переданных 30.03.2010г. ФГУ «Астраханская КЭЧ района» Минобороны России в собственность МО «сельсовет Первомайский», за муници­пальным образованием городской округ «<адрес>».

Из письма от 1.08.2016г. следует, что начальник юридического отдела администрации <адрес> известил о данном факте главу МО «сельсовет Первомайский» ФИО14 с рекомендацией обратиться в прокуратуру для проверки закон­ности регистрации права собственности на спорные объекты за МО ГО «го­род Дагестанские Огни».

Из письма заместителя прокурора <адрес> A.M. от <дата>г. за в-2016 на имя главы МО «сельсовет Первомайский» следует, что в результате проведенной проку­ратурой города проверки установлено, спорное имущество на основании при­каза Министра обороны РФ от 11.10.2012г. за передано по акту пере­дачи от 22.10.2012г., подписанного начальником ФГКУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ ФИО16 и главой администрации ГО «<адрес>­танские Огни» ФИО17

06.02.2017г. решением Арбитражного суда <адрес> от 06.02.2017г. (дело № А40-219345/16) в удовлетворении заявления администрации «сельсовета Первомайский» о признании приказа Министра обороны РФ за от 11.10.2012г. отказано с разъяснением о возможности обращения в Арбит­ражный суд Республика Дагестан в порядке искового производства с требо­ванием об оспаривании зарегистрированного права.

Из определения Арбитражного суда Республики Дагестан от 28.12.2017г. (дело №А15-2870/2017) следует, что производство по делу по иску админис­трации «сельсовета Первомайский» об оспаривании зарегистрированного права собственности на спорное имущество МО «<адрес>» прекращено в связи с привлечением к участию в деле в качестве ответчиков физических лиц.

Рассматриваемые судом иски администрации MP «<адрес>» и сельского поселения «сельсовет Первомайский» к администрации ГО «<адрес>» поданы соответственно 24.01.2018г. и 22.02.2018г., т.е. в пределах 3-х летнего срока исковой давности с момента, когда им, не яв­ляющимся сторонами оспариваемой сделки, стало известно о незаконной передаче спорного имущества ответчику.

Доказательств, что администрациям MP «<адрес>» и сельского поселения «сельсовет Первомайский» было известно о наличии оспари­ваемого акта приема передачи недвижимого имущества более трех лет до даты обращения в суд, сторонами не представлено.

Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку все обстоятельства по делу были проверены с достаточной полнотой, соответствуют собранным по делу доказательствам.

Доводы апелляционной жалобы повторяют правовую позицию ответчика, выраженную в судебном заседании при рассмотрении дела судом первой инстанции, в связи с чем, эти доводы не могут быть признаны состоятельными, поскольку по существу сводятся к переоценке выводов суда о фактических обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения спора, и не содержат каких-либо подтверждений, которые могли бы послужить основанием к принятию судом иного решения, а потому не могут быть положены в основу отмены состоявшегося судебного акта. В обжалуемом решении судом первой инстанции дана оценка достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности. Оснований для другой оценки доказательств, представленных при разрешении спора, судебная коллегия не усматривает.

Доводов и ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.

С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что при принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, дана полная и всесторонняя оценка исследованным в судебном заседании доказательствам по правилам статьи 67 ГПК РФ, правильно применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Дербентского районного суда Республики Дагестан от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: