Дело №
Судья ФИО6
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Махачкала 13 августа 2018 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего – ФИО21,
судей – ФИО20, Абдуллаева М.К.,
при секретаре – ФИО8,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе главы ГО «<адрес>» РД ФИО22 на решение Дербентского районного суда РД от <дата>.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан ФИО20, объяснения представителя администрации СП «сельсовет Первомайский» <адрес> и администрации МР «<адрес>» по доверенности ФИО9 просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
Администрация MP «<адрес>» РД администрация СП «сельсовет Первомайский" обратились в суд с иском к администрации городского округа «<адрес>» РД, ФГУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства Обороны РФ, ФИО18, ФИО19, ФИО10, ФИО1, ФИО4, ФИО2, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО3 о признании недействительными акта приема-передачи объектов недвижимого имущества от 12.10.2012г., зарегистрированного права собственности МО городской округ «<адрес>» на земельные участки, свидетельства о государственной регистрации права от 25.06.2013г., об исключении из единого государственного реестра недвижимости записи регистрации от 25.06.2013г. 05-05-01/209/2013-981; 05-05-01/209/2013-983; 05-05-01/209/2013-984; 05-05-01/209/2013-985; 05-05-01/209/2013-987, об истребовании из чужого незаконного владения земельных участков, признании право собственности MP «<адрес>» на здания, строения и сооружения, переданные по акту приема-передачи от 20.04.1998г.
В обоснование искового заявления указано, что государственным актом на право пользования землей A-I № от 27.03.1984г. войсковой части № на территории совхоза «Оборона Страны» (сельсовет Первомайский) <адрес> Дагестанской АССР исполнительным комитетом Дербентского районного Совета народных депутатов были предоставлены в бессрочное пользование земельные участки №,4 га; №,0 га; №,0 га; №,60 га; №,80 га (земли специального назначения).
После передислокации части был составлен акт от 20.04.1998г. приема-передачи зданий и сооружений военных городков №№, 2, 3, 4, 5, находящихся на территории <адрес>, в муниципальную собственность <адрес>, подписанный представителями войсковой части и администрации района и утвержденный командующим ЧА ВВС ПВО и главой администрации <адрес>.
Кроме того, позднее начальником Астраханской квартирно-эксплуатационной части района Министерства обороны РФ в адрес главы сельсовета Первомайский было направлено письмо за № от 30.03.2010г. с просьбой о рассмотрении вопроса о принятии объектов недвижимости, находящихся в оперативном управлении Астраханской КЭЧ района из федеральной собственности в муниципальную собственность сельсовета Первомайский.
По результатам рассмотрения указанного обращения в Реестр муниципального имущества сельсовета Первомайский на основании распоряжения от 03.04.2010г. № были внесены следующие объекты недвижимости:
военный городок №: казарма, кухня-столовая, баня, мастерская, гараж, овоще-хранилище, тех.склад/прод.склад, тех.склад, тех.склад, уборная, сарай, уборная/умывальник, жилой дом, жилой дом с магазином, жилой дом, жилой дом, жилой дом, жилой дом, жилой дом, жилой дом, земельный участок площадью 2,4 га;
военный городок №: тех.здание, уборная, сарай, земельный участок площадью 3,0 га;
военный городок №: тех.здание, уборная, сарай, земельный участок площадью 2,0 га;
военный городок №: служебное помещение, склад, тех.здание, уборная, сарай, земельный участок площадью 9,6 га;
военный городок №: склад ГСМ, тех. здание, дизель электростанция, уборная, уборная, земельный участок площадью 1,8 га.
В 2016г., в связи с обращениями жителей села Первомайский по вопросу предоставления земельных участков на территории бывшей воинской части, на запрос администрации <адрес> Управлением Росреестра по Республике Дагестан, были направлены выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 05.07.2016г. №№,, 05/107/101/2016-725, 05/107/101/2016-726, №№, №№, из содержания которых администрации Дербентского района стало известно, что право собственности на земельные участки №,4 га (к/н 05:07:000065:36); №,0 га (к/н 05:07:000065:35); №,0 га (к/н 05:07:000072:19); №,60 га (к/н 05:07:000065:29); №,80 га (к/н 05:07:000065:28), переданные ФГУ «Астраханская КЭЧ района» Минобороны России в собственность сельсовета Первомайский, 25.06.2013г. зарегистрировано за муниципальным образованием городской округ «<адрес>танские Огни».
Из ответа заместителя прокурора <адрес> от 03.09.2016г. №в-2016 администрации сельсовета Первомайский стало известно, что указанное выше военное недвижимое имущество, расположенное на территории сельсовета Первомайский, приказом Министерства обороны Российской Федерации от <дата>№ было передано в собственность администрации <адрес> по акту приема-передачи от <дата>, который послужил основанием для регистрации права собственности <адрес> на земельные участки с кадастровыми номерами 05:07:000065:36, 05:07:000065:35, 05:07:000065:28, 05:07:000065:29, 05:07:000072:19.
Между тем, приказ МО РФ от <дата>№, действия по передаче военного недвижимого имущества, расположенного на территории сельсовета Первомайский, в собственность <адрес> и государственная регистрация права собственности за ответчиком не соответствуют закону, нарушают права и законные интересы истца.
Так, на момент издания Приказа МО от <дата>№ и подписания акта приема-передачи объектов недвижимого имущества от 12.10.2012г СКТУИО МО РФ и <адрес>, отношения, связанные с безвозмездной передачей военного недвижимого имущества из федеральной собственности в муниципальную стали регулироваться Федеральным законом от <дата>№-Ф3 «О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с ч.2 ст.2 которого, военное недвижимое имущество безвозмездно передается в муниципальную собственность поселения, городских округов, муниципальных районов, на территориях которых расположено такое имущество.
Законом Республики Дагестан от 13.01.2005г. № «О статусе и границах муниципальных образований Республики Дагестан» определены границы всех муниципальных образований находящихся на территории Республики.
Ст. 12 Закона РД от 13.01.2005г. N<адрес> наделен статусом муниципального района; а согласно ст.43 данного закона Дагестанские Огни наделен статусом городского округа.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 06.10.2003г. №131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» городской округ - это городское поселение, которое не входит в границы муниципального района.
В соответствии с кадастровыми паспортами от 28.12.2012г. №№, 005-201/12-57696, 005-201/12-57691, 005-201/12-57689, от 30.10.2012г. № земельные участки с кадастровыми номерами 05:07:000065:36, 05:07:000065:35, 05:07:000065:28, 05:07:000065:29, 05:07:000072:19, а также иные объекты военного недвижимого имущества, расположенные на данных земельных участках и переданные приказом Министра обороны Российской Федерации от <дата>№ в собственность <адрес>, расположены в <адрес> Республики Дагестан.
Как следует из ответа Дербентского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Республике Дагестан от <дата>№ спорные земельные участки территориально расположены в пределах сельского поселения «сельсовет Первомайский». Данный юридический факт также установлен решением Дербентского районного суда от 30.10.2017г. по заявлению главы сельсовета Первомайский ФИО14
В приказе МО РФ от <дата>№ г. и акте приема-передачи от 12.10.2012г. Дагестанские Огни указано как поселение, входящее в состав муниципального района «<адрес>», что не соответствует Закону РД от 13.01.2005г. N6 г. и Федеральному закону от 06.10.2003г. № 131-ФЗ.
Таким образом, предоставив в собственность <адрес> объекты недвижимости, расположенные на территории сельсовета <адрес>, Минобороны России нарушило нормы ч.2 ст.2 Федерального закона от 08.12.0211г. №-Ф3. Причем, данные действия были осуществлены без учета волеизъявления органов местного самоуправления муниципального района «<адрес>» и сельского поселения «сельсовет Первомайский».
Минобороны России фактически признало не соответствие закону изданного им приказа, о чем свидетельствуют ответы ведомства на обращения жителей и администрации сельсовета (ответ МО РФ от <дата>№Т-56678/5346).
ФИО1, ФИО5 Х.С., ФИО3 обратились в суд с иском к администрации городского округа «<адрес>» РД, ФГУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства Обороны РФ о признании недействительными акта приема-передачи объектов недвижимого имущества от 12.10.2012г., права собственности МО городской округ «<адрес>» на земельный участок с кадастровым номером 05:07:000065:36, свидетельства о государственной регистрации права от 25.06.2013г. 05-АА 686808, исключении из единого государственного реестра недвижимости запись регистрации от 25.06.2013г. 01/209/2013-987.
В обоснование искового заявления указано, что по настоящее время они зарегистрированы по месту жительства и проживают на территории военного городка № (бывшая в/ч 03007) в <адрес>. Кроме того, в пределах военного городка у них имеются на праве собственности жилые дома.
После передислокации части все объекты бывшего военного недвижимого имущества, в том числе жилые дома, расположенные в пределах военного городка № бывшей войсковой части 03007, были переданы в муниципальную собственность <адрес>.
Кроме того, уже гораздо позднее, как им пояснил глава сельсовета, объекты недвижимого имущества, расположенные на территории военного городка №, были переданы Астраханской КЭЧ района в ведение сельсовета Первомайский.
О регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 05:07:000065:36 (военный городок №) за администрацией <адрес>, а также о передач последней жилых домов, расположенных в пределах названного участка, им стало известно после привлечения их к участию в деле № А15-2870/2017, рассматриваемом арбитражным судом Республики Дагестан.
Передача в собственность <адрес>, принадлежащих им жилых помещений и государственная регистрация права собственности на земельный участок, на котором они расположены, нарушает их права и законные интересы.
Решением Дербентского районного суда Республики Дагестан от <дата> иски администрации MP «<адрес>» РД, администрации сельского поселения «сельсовет Первомайский» <адрес>, ФИО1, ФИО2 и ФИО3 удовлетворены, постановлено:
«Признать недействительным акт приема-передачи объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности и закрепленных на праве оперативного управления за ФГУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, в собственность муниципального образования городской округ «<адрес>» Республики Дагестан» от 12.10.2012г.;
признать отсутствующим зарегистрированное право собственности муниципального образования городской округ «<адрес>» на земельные участки с кадастровыми номерами 05:07:000065:36, 05:07:000065:35, 05:07:000065:28, 05:07:000065:29, 05:07:000072:19, расположенные по адресу: Республика Дагестан, <адрес>, военный городок №,2,3,4,5;
признать недействительными: свидетельство о государственной регистрации права от 25.06.2013г. серии 05-АА №, свидетельство о государственной регистрации права от 25.06.2013г. серии 05-АА №, свидетельство о государственной регистрации права от 25.06.2013г. серии 05-АА №, свидетельство о государственной регистрации права от 25.06.2013г. серии 05-АА №, свидетельство о государственной регистрации права от 25.06.2013г. серии 05-АА 686808, выданные администрации <адрес> СКТУИО МО РФ на основании акта приема-передачи объектов недвижимого имущества от <дата>;
исключить из единого государственного реестра недвижимости (аннулировать) запись регистрации от <дата> 05-05-01/209/2013-981, запись регистрации от <дата> 05-05-01/209/2013-983, запись регистрации от <дата> 05-05-01/209/2013-984, запись регистрации от <дата> 05-05-01/209/2013-985, запись регистрации от <дата> 05-05-01/209/2013-987;
истребовать из чужого незаконного владения муниципального образования городской округ «<адрес>» земельные участки с кадастровыми номерами 05:07:000065:36, 05:07:000065:35, 05:07:000065:28, 05:07:000065:29, 05:07:000072:19, расположенные по адресу: Республика Дагестан, <адрес> в/г №;
признать право собственности муниципального района «Дербентский район» РД на здания, строения и сооружения, переданные по акту приема-передачи от 20.04.1998г. в муниципальную собственность <адрес>;
жилой дом с реестровым номером П12320005012 площадью 66 кв.м., кухня-столовая с реестровым номером П12320004899 площадью 146 кв.м., овощехранилище с реестровым номером П12320004860 площадью 34 кв.м., жилой дом с реестровым номером П12320005007 площадью 53 кв.м., уборная с реестровым номером П12320004861 площадью 2кв.м., сарай с реестровым номером П12320004862 площадью 24 кв.м., технический склад/продовольственный склад с реестровым номером П12320004863 площадью 30кв.м., жилой дом с реестровым номером П12320005008 площадью 165 кв.м., жилой дом с реестровым номером П12320005005 площадью 53 кв.м., баня с реестровым номером П12320004864 площадью 52 кв.м., мастерская с реестровым номером П12320004865 площадью 26 кв.м., жилой домом с магазином с реестровым номером П12320005011 площадью 66 кв.м., технический склад с реестровым номером П12320004858 площадью 55 кв.м., гараж с реестровым номером П12320004867 площадью 15 кв.м., жилой дом с реестровым номером П12320005010 площадью 66 кв.м., казарма с реестровым номером П12320004856 площадью 374 кв.м., жилой дом с реестровым номером П12320005009 площадью 280 кв.м., жилой дом с реестровым номером П12320005006 площадью 165 кв.м., уборная/умывальник с реестровым номером П12320004857 площадью 24 кв.м., технический склад с реестровым номером П12320004866 площадью 30 кв.м., расположенные на земельном участке с кадастровым номером 05:07:000065:36 площадью 24048 кв.м. по адресу: Республика Дагестан, <адрес> (военный городок №);
техническое здание с реестровым номером П12320004868 площадью 149кв.м., уборную с реестровым номером П12320004869 площадью 2кв.м., сарай с реестровым номером П12320005097 площадью 9кв.м., расположенные на земельном участке с кадастровым номером 05:07:000065:35 площадью 30 001, 2 кв.м. по адресу: Республика Дагестан, <адрес> (военный городок №);
техническое здание с реестровым номером П12320004870 площадью 174кв.м., уборную с реестровым номером П12320004871 площадью 2кв.м. сарай с реестровым номером П12320004872 площадью 9кв.м., расположенные на земельном участке с кадастровым номером 05:07:000072:19 площадью 20000 кв.м. по адресу: Республика Дагестан, <адрес> (военный городок №);
техническое здание с реестровым номером П12320004873 площадью 208 кв.м., склад с реестровым номером П12320004874 площадью 34 кв.м., уборную с реестровым номером П12320004875 площадью 2 кв.м., сарай с реестровым номером П12320004876 площадью 9 кв.м., служебное здание с реестровым номером П12320004877 площадью 66 кв.м., расположенные на земельном участке с кадастровым номером 05:07:000065:29 площадью 96000 кв.м., по адресу: Республика Дагестан, <адрес> (военный городок №);
техническое здание с реестровым номером П12320004878 площадью 134 кв.м., дизель-электростанцию с реестровым номером П12320004879 площадью 134 кв. м., склад ГСМ с реестровым номером П12320004880 площадью З6 кв.м., уборную с реестровым номером П12320004881 площадью 1 кв.м., уборную с реестровым номером П12320004882 площадью 1 кв.м., расположенные на земельном участке с кадастровым номером 05:07:000065:28 площадью 18 000 кв.м. по адресу: Республика Дагестан, <адрес> (военный городок №).
В апелляционной жалобе глава ГО «<адрес>» ФИО23 просит отменить решение Дербентского районного суда Республики Дагестан и принять по делу новое решение - отказать в удовлетворении исковых требований администрации муниципального района «<адрес>» Республики Дагестан, администрации сельского поселения «сельсовет Первомайский» <адрес> Республики Дагестан, ФИО1, ФИО2 и ФИО3.
В обоснование жалобы указано, что судом первой инстанции не приняты во внимание их доводы, изложенные в возражениях к исковым заявлениям, и имеющих существенное значение при рассмотрении данного дела.
Администрация городского округа «<адрес>» является единственным лицом, за которым зарегистрировано право собственности на спорное имущество.
Основания возникновения права собственности администрации городского округа «<адрес>» на спорные земельные участки не оспорены, не признаны недействительными в порядке, установленном законом.
Приказ Министра обороны Российской Федерации от <дата>№ «О передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования городской округ «<адрес>» Республики Дагестан» не отменен и не признан недействительным в установленном законом порядке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п.1 ст.2 Федерального закона от <дата>г. №122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (действующей на момент возникновения правоотношений) государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Оспоримость зарегистрированных в Едином государственном реестре недвижимости прав предусмотрена и частью 5 статьи 1 Федерального закона от <дата>Ш18-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
На основании части 1 статьи 2 Федерального закона от <дата> N 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" безвозмездной передаче в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность в соответствии с настоящим Федеральным законом подлежат здания, сооружения, объекты, строительство которых не завершено (за исключением зданий, сооружений, объектов, строительство которых не завершено, которые необходимы для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства), земельные участки (в том числе незастроенные земельные участки).
Согласно части 2 статьи 2 вышеуказанного закона военное недвижимое имущество безвозмездно передается в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность поселений, городских округов, на территориях которых расположено такое имущество.
Из государственного акта на право пользования землей A-I № от 27.03.1984г. следует, что войсковой части № на территории совхоза «Оборона Страны» (сельсовет Первомайский) <адрес> Дагестанской АССР исполнительным комитетом <адрес> Совета народных депутатов предоставлены в бессрочное пользование земельные участки №,4га; №,0га; №,0га; №,60га; №,80га (земли специального назначения).
<дата>г. командующим ЧА ВВС ПВО генерал-лейтенантом ФИО6 и главой администрации <адрес>ФИО24 утвержден акт приема-передачи зданий и сооружений военных городков №№,2,3,4,5, находящихся на территории <адрес>, составленного комиссией от войсковой части 03007 и администрации <адрес>, в соответствии с которым здания и сооружения военных городков №№, 2, 3, 4, 5, находящиеся на территории <адрес>, переданы в муниципальную собственность Дербентского района.
<дата>г. начальником Астраханской квартирно-эксплуатационной части района Министерства обороны РФ ФИО7 X. в адрес главы сельсовета Первомайский направлено письмо за № от 30.03.2010г. с просьбой о рассмотрении вопроса о принятии объектов недвижимости, находящихся в оперативном управлении Астраханской КЭЧ района из федеральной собственности в муниципальную собственность сельсовета Первомайский с приложением перечня высвобожденного военного имущества, планируемых передаче в муниципальную собственность, закрепленных за ФГУ «Астраханская КЭЧ района» Минобороны России.
На основании письма начальника Астраханской КЭЧ района ФИО7 X. и утвержденного главой МО «<адрес>ФИО25 перечня, объекты недвижимости:
военного городка №: казарма, кухня-столовая, баня, мастерская, гараж, овощехранилище, тех.склад/прод.склад, тех.склад, тех.склад, уборная, сарай, уборная/умывальник, жилой дом, жилой дом с магазином, жилой дом, жилой дом, жилой дом, жилой дом, жилой дом, жилой дом, земельный участок площадью 2,4 га;
военного городка №: тех.здание, уборная, сарай, земельный участок площадью 3,0 га;
военного городка №: тех.здание, уборная, сарай, земельный участок площадью 2,0 га;
военного городка №: служебное помещение, склад, тех.здание, уборная, сарай, земельный участок площадью 9,6га;
военного городка №: склад ГСМ, тех. здание, дизель электростанция, уборная, уборная, земельный участок площадью 1,8 га;
учтены в реестре муниципального имущества МО «сельсовет Первомайский» на основании распоряжения от 03.04.2010г. №.
Однако 11.10.2012г. приказом Министра обороны Российской Федерации за № "О передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования городской округ "<адрес>" Республики Дагестан" принято решение о передаче объектов недвижимого имущества военных городков NN1, 2, 3, 4, 5 и земельных участков, указанных в приложении к настоящему приказу, расположенных по адресу: Республика Дагестан, <адрес>, «сельсовет Первомайский», из федеральной собственности в собственность муниципального образования ГО «<адрес>».
Из акта приема-передачи от 12.10.2012г. видно, что администрация <адрес> приняла указанное имущество.
25.06.2013г. за муниципальным образованием городской округ «город Дагестанские Огни» зарегистрировано право собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 05:07:000065:36 площадью 2,4га, 05:07:000065:35 площадью 3,0га, 05:07:000072:19 площадью 2,0га, 05:07:000065:29 площадью 9,60га, 05:07:000065:28 площадью 1,80га, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 25.06.2013г. серии 05-АА №, серии 05-АА №, серии 05-АА №, серии 05-АА № и 05-АА 686808.
Из приложения к указанному приказу Министра обороны РФ от 11.10.2012г. за № и из акта приема-передачи от 12.10.2012г. видно, что местонахождением объектов недвижимого имущества, передаваемых в собственность МО ГО «<адрес>» Республики Дагестан, является: Республика Дагестан, <адрес> Огни, т.е. Дагестанские Огни, указано как поселение, входящее в состав муниципального района «<адрес>», что не соответствует Закону РД от 13.01.2005г. N6 г. и Федеральному закону от 06.10.2003г. № 131-ФЗ.
Так, Законом Республики Дагестан от 13.01.2005г. № «О статусе и границах муниципальных образований Республики Дагестан» определены границы всех муниципальных образований находящихся на территории Республики.
Статьей 12 Закона РД от 13.01.2005г. N<адрес> наделен статусом муниципального района, а статьей 43 данного закона Дагестанские Огни наделен статусом городского округа.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 06.10.2003г. №-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» городской округ - это городское поселение, которое не входит в границы муниципального района.
В соответствии с данными кадастровых паспортов от 28.12.2012г.
№№, 005-201/12-57696, 005-201/12-57691, 005-201/12-
57689, от 30.10.2012г. № земельные участки с кадастровыми
номерами 05:07:000065:36, 05:07:000065:35, 05:07:000065:28, 05:07:000065:29, 05:07:000072:19, а также иные объекты военного недвижимого имущества, расположенные на данных земельных участках и переданные приказом Министра обороны Российской Федерации от <дата>№ в собственность <адрес>, расположены в <адрес> Республики Дагестан.
Данное обстоятельство подтверждается и вступившим в законную силу решением Дербентского районного суда от 30.10.2017г.
Таким образом, предоставив в собственность <адрес> объекты недвижимости, расположенные на территории сельсовета <адрес>, Министерство обороны России нарушило нормы ч.2 ст.2 Федерального закона от 08.12.0211г. №423-ФЗ.
В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации (постановление от <дата>№-П и определения от <дата>№ и от <дата>№-О-П) положения части 11 статьи 154 Закона №122-ФЗ, устанавливающие порядок безвозмездной передачи в муниципальную собственность, находящегося в федеральной собственности имущества в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, предполагают необходимость учета волеизъявления органа местного самоуправления на такую передачу, согласованных действий между органами местного самоуправления и соответствующими органами государственной власти Российской Федерации и не могут рассматриваться как позволяющие принимать решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную в одностороннем порядке, игнорируя волеизъявление органов местного самоуправления и объективную необходимость такой передачи для осуществления местным самоуправлением своих полномочий.
Судом установлено, что в данном случае мотивированное волеизъявление MP «<адрес>» и сельского поселения «сельсовет Первомайский» <адрес> РД на отказ от принятия им имущества, высвобождаемых военных городков в муниципальную собственность, выраженное в соответствующем решении районного, сельского собрания, для того, чтобы спорные объекты недвижимого имущества передать муниципальному образованию <адрес>, отсутствовало.
Таким образом, спорные объекты могут находиться исключительно в муниципальной собственности MP «<адрес>» и объективно необходимы для решения вопросов местного значения.
Согласно п.2 ст.3.3 Федерального закона от <дата> № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района.
Между тем, предоставление земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости в собственность администрации <адрес>, в первую очередь, лишило жителей сельского поселения «сельсовет Первомайский» <адрес> РД возможности претендовать на свободный земельный и жилищный фонд, привели к ряду юридических осложнений: невозможность оформления земельных участков в собственность, регистрации по месту жительства и пр.
В соответствии с п.32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от <дата> N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении.
Суд признал не состоятельными доводы представителя МО «<адрес>танские Огни» ФИО15 о пропуске истцами срока исковой давности по требованиям о применении последствий недействительности ничтожной сделки и о признании такой сделки недействительной.
Согласно п. 1 ст. 181 Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент заключения договора аренды, срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки составляет три года. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки.
Исковая давность в силу пункта 1 статьи 181 Гражданского кодекса Федерального закона от <дата>г. №100-ФЗ «О внесении изменений в подразделы 4 и 5 раздела 1 части первой и статью 1153 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» составляет три года и исчисляется со дня, когда оспаривающее сделку лицо узнало или должно было узнать о наличии обстоятельств, являющихся основанием для признания сделки недействительной, но не ранее введения в отношении должника первой процедуры банкротства.
Переходными положениями - пункт 9 статьи 3 Федерального закона N100-ФЗ предусмотрено, что новые сроки исковой давности и правила их исчисления применяются к требованиям, сроки предъявления которых были предусмотрены ранее действовавшим законодательством и не истекли до <дата>.
Исходя из времени составления акта приема-передачи недвижимого имущества -12.10.2012г., срок исковой давности по которому к 01.09.2013г. не истек, к рассматриваемому спору подлежит применить нормы об исковой давности в новой редакции Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно разъяснению совместного Постановления Пленума Верховного Суда РД и Высшего Арбитражного Суда РФ № от <дата>г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» течение срока исковой давности по искам, направленным на оспаривание зарегистрированного права, начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о соответствующей записи в ЕГРП. При этом сама по себе запись в ЕГРП о праве или обременении недвижимого имущества не означает, что со дня ее внесения в ЕГРП лицо знало или должно было знать о нарушении права.
В 2016г. в связи с обращениями жителей сельсовета Первомайский к главе сельсовета по вопросу предоставления земельных участков на территории бывшей воинской части администрацией <адрес> были направлены запросы в Управление Росреестра по Республике Дагестан о предоставлении общедоступных сведений о собственнике недвижимости.
С ходатайством о приобщении к делу дополнительных документов представителя администрации «сельсовет Первомайский» представлена выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 05.07.2016г. за №№,, 05/107/101/2016-725, 05/107/101/2016-726, №№, №№ о регистрации 25.06.201г. права собственности на земельные участки №,4 га (кадастровый №); №,0 га (кадастровый номер II 05:07:000065:35); №,0га (кадастровый №); №,60 га (кадастровый №); №,80 га (кадастровый №), переданных 30.03.2010г. ФГУ «Астраханская КЭЧ района» Минобороны России в собственность МО «сельсовет Первомайский», за муниципальным образованием городской округ «<адрес>».
Из письма от 1.08.2016г. следует, что начальник юридического отдела администрации <адрес> известил о данном факте главу МО «сельсовет Первомайский» ФИО14 с рекомендацией обратиться в прокуратуру для проверки законности регистрации права собственности на спорные объекты за МО ГО «город Дагестанские Огни».
Из письма заместителя прокурора <адрес> A.M. от <дата>г. за №в-2016 на имя главы МО «сельсовет Первомайский» следует, что в результате проведенной прокуратурой города проверки установлено, спорное имущество на основании приказа Министра обороны РФ от 11.10.2012г. за № передано по акту передачи от 22.10.2012г., подписанного начальником ФГКУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ ФИО16 и главой администрации ГО «<адрес>танские Огни» ФИО17
06.02.2017г. решением Арбитражного суда <адрес> от 06.02.2017г. (дело № А40-219345/16) в удовлетворении заявления администрации «сельсовета Первомайский» о признании приказа Министра обороны РФ за № от 11.10.2012г. отказано с разъяснением о возможности обращения в Арбитражный суд Республика Дагестан в порядке искового производства с требованием об оспаривании зарегистрированного права.
Из определения Арбитражного суда Республики Дагестан от 28.12.2017г. (дело №А15-2870/2017) следует, что производство по делу по иску администрации «сельсовета Первомайский» об оспаривании зарегистрированного права собственности на спорное имущество МО «<адрес>» прекращено в связи с привлечением к участию в деле в качестве ответчиков физических лиц.
Рассматриваемые судом иски администрации MP «<адрес>» и сельского поселения «сельсовет Первомайский» к администрации ГО «<адрес>» поданы соответственно 24.01.2018г. и 22.02.2018г., т.е. в пределах 3-х летнего срока исковой давности с момента, когда им, не являющимся сторонами оспариваемой сделки, стало известно о незаконной передаче спорного имущества ответчику.
Доказательств, что администрациям MP «<адрес>» и сельского поселения «сельсовет Первомайский» было известно о наличии оспариваемого акта приема передачи недвижимого имущества более трех лет до даты обращения в суд, сторонами не представлено.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку все обстоятельства по делу были проверены с достаточной полнотой, соответствуют собранным по делу доказательствам.
Доводы апелляционной жалобы повторяют правовую позицию ответчика, выраженную в судебном заседании при рассмотрении дела судом первой инстанции, в связи с чем, эти доводы не могут быть признаны состоятельными, поскольку по существу сводятся к переоценке выводов суда о фактических обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения спора, и не содержат каких-либо подтверждений, которые могли бы послужить основанием к принятию судом иного решения, а потому не могут быть положены в основу отмены состоявшегося судебного акта. В обжалуемом решении судом первой инстанции дана оценка достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности. Оснований для другой оценки доказательств, представленных при разрешении спора, судебная коллегия не усматривает.
Доводов и ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что при принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, дана полная и всесторонняя оценка исследованным в судебном заседании доказательствам по правилам статьи 67 ГПК РФ, правильно применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Дербентского районного суда Республики Дагестан от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: