ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4063 от 05.11.2015 Тверского областного суда (Тверская область)

Дело № 33-4063 Судья Марина Е.А. 2015 год

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда

в составе председательствующего судьи Золина М.П.,

судей Гудковой М.В., Беляк А.С.,

при секретаре Соколовской А.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Твери

05 ноября 2015 года

по докладу судьи Гудковой М.В.

дело по апелляционной жалобе ФИО1 <данные изъяты> и Бойковой <данные изъяты>

на решение Кашинского городского суда <адрес>

от 17 августа 2015 года, которым постановлено:

«в удовлетворении исковых требований ФИО1 <данные изъяты> и Бойковой <данные изъяты> к ФИО6 <данные изъяты>, ФИО2 <данные изъяты>, ФИО2 <данные изъяты>, ОАО «Сбербанк России», ФИО3 <данные изъяты> ФИО10 <данные изъяты>, Смаге <данные изъяты>, ФИО1 <данные изъяты>, ФИО13 <данные изъяты>, ФИО14 <данные изъяты>, ФИО3 <данные изъяты> об обязании установить в принадлежащих ответчикам на праве собственности комнатах, индивидуальные (комнатные) приборы учета электрической энергии, - отказать».

Судебная коллегия

установила:

ФИО4 и ФИО5 обратились в суд с иском к
ФИО6, ФИО7, ФИО8, ОАО «Сбербанк России», ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15 о возложении обязанности установить в принадлежащих ответчикам на праве собственности комнатах, индивидуальные (комнатные) приборы учета электрической энергии.

Требования мотивированы тем, что в принадлежащих истцам на праве собственности комнатах, расположенных по адресу: <адрес>,
<адрес>, установлены индивидуальные приборы учета электроэнергии, а в жилых помещениях, принадлежащих ответчикам, индивидуальные приборы учета электроэнергии не установлены. В связи с этим ответчики производят оплату потребленной электроэнергии, начисляемой по установленным нормативам потребления, исходя из количества зарегистрированных в жилом помещении лиц. При этом количество реально проживающих лиц в комнатах ответчиков значительно превышает количество зарегистрированных. Объем электроэнергии потребленной на общедомовые нужды рассчитывается как разница между показаниями общедомового прибора учета и суммой показаний всех установленных индивидуальных приборов учета. Получившаяся разница распределяется между всеми собственниками жилых помещений дома. Большая часть электроэнергии, отнесенная к общедомовым нуждам, потребляется ответчиками в процессе эксплуатации собственных электроприборов: электрические водонагреватели, стиральные машины, холодильники и другие, которые ответчики установили самовольно в коридорах, кухнях, ванных комнатах. Следовательно, ответчики потребляют значительно больше электроэнергии, чем им начисляют по нормативам. Согласно прилагаемым квитанциям за ноябрь 2014 года индивидуальное потребление электроэнергии у ответчиков составило 1255 кВт*ч, общедомовые нужды - 1450 кВт*ч; за декабрь 2014 года индивидуальное потребление - 1217 кВт*ч, общедомовые нужды - 1420 кВт*ч; за январь 2015 года индивидуальное потребление - 1145 кВт*ч, общедомовые нужды -
1571 кВт*ч; за апрель 2015 года индивидуальное потребление - 1225 кВт*ч, общедомовые нужды - 1379 кВт*ч; за май 2015 года индивидуальное потребление - 1269 кВт*ч, общедомовые нужды - 1434 кВт*ч. В то время как показания индивидуальных приборов учета электроэнергии истцов за указанный период варьируются от 10 кВт*ч до 47 кВт*ч. Из чего следует, что объем потребленной на общедомовые нужды электроэнергии значительно превышает общее индивидуальное энергопотребление в жилом доме, и в десятки раз превышает объем электроэнергии потребленной истцами на личные нужды. Указанный объем потребленной на общедомовые нужды электроэнергии не может складываться исключительно из освещения мест общего пользования. Напротив, большую его часть составляет электроэнергия, потребленная ответчиками исключительно в личных целях. Ответчики данное обстоятельство не оспаривают, но отказываются подписывать соглашение о порядке определения объема (количества) электрической энергии, потребленной в помещениях, являющихся общим имуществом собственников комнат в коммунальной квартире, и о его распределении между всеми потребителями в коммунальной квартире, а также возможность заключить соглашение, которое предусмотрено пунктом 50 постановления Правительства РФ № 354 от 6 мая 2011 года «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». В результате истцы вынуждены переплачивать электроэнергию, потребленную ответчиками для личных, а не общедомовых нужд.

Истцы полагали, что установка индивидуальных приборов учета всеми собственниками жилых помещений, решит проблему справедливого распределения расходов за потребленную электроэнергию, просили обязать ответчиков установить в принадлежащих им на праве собственности комнатах индивидуальные (комнатные) приборы учета электрической энергии.

В судебном заседании истец ФИО4 поддержала исковые требования в полном объеме и дополнительно пояснила, что в доме, в котором она проживает, имеется два подъезда и два этажа, этажи коридорного типа, все жильцы проживают в коммунальных комнатах, имеется общая ванная и кухня на каждом этаже. В доме установлен общедомовой прибор учета. В свою комнату она за свой счет установила индивидуальный (комнатный) прибор учета электроэнергии, у ответчиков в коммунальных комнатах индивидуальные приборы учета электроэнергии не установлены. Она оплачивает электроэнергию по показаниям индивидуального счетчика и по счетчику за общедомовые нужды (далее - ОДН). В плату за общедомовые нужды входит оплата за свет в общих коридорах, лестничные площадки, стиральные машины и водонагреватели ответчиков, общие кухни, туалеты, мойки. При использовании электроэнергии в местах общего пользования не нагорает такое количество за ОДН, которое ей приходит в квитанциях на оплату. В комнатах ответчиков зарегистрировано по одному человеку, а фактически проживает больше, в связи с чем перерасход электроэнергии по нормативу от этого идет на общедомовой счетчик и раскидывается на оплату ОДН иных жильцов комнат. Ответчики электричество не экономят, так как они платят по нормативу потребления, поэтому, что нагорает свыше норматива потребления, раскидывается на общедомовые нужды. Она не пользуется электрическими приборами в местах общего пользования. Работниками МУП «ПЖРЭУ» установлен факт незаконного подключения водонагревателей и стиральных машин к общедомовому прибору учета. Данное подключение сделали ответчики, однако, кто именно, она пояснить не может.

Истец ФИО5 в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования в полном объеме, привела доводы, аналогичные позиции ФИО4

Представитель истцов - ФИО16 в судебном заседании полагала исковые требования ФИО4 и ФИО5 обоснованными и подлежащими удовлетворению, дополнив, что спорный дом имел статус общежития коридорного типа. Не все комнаты в доме оборудованы индивидуальными приборами учета электрической энергии, в связи с чем начисление за электроэнергию на общедомовые нужды происходит следующим образом: учитываются показания индивидуальных приборов учета, у тех собственников, у кого счетчиков нет, рассчитываются по нормативам, все это складывается и вычитается из показаний общедомового прибора учета. Далее получившаяся сумма распределяется между всеми собственниками жилых комнат. Вместе с тем на втором этаже имеются электрические приборы, которые не используются истцами.

Ответчик ФИО17 в судебном заседании исковые требования истцов не признала, по существу заявленных требований пояснила, что приобрела комнату в ДД.ММ.ГГГГ в кредит по ипотеке у «Сбербанка». Площадь комнаты <данные изъяты> кв.м. По периметру второго этажа нарушена вся проводка, так как она старая и постоянно искрится. Проводка между комнатами не изолированная, смешанная, провода переходят из одной комнаты в другую. После получения первой квитанции по оплате за электроэнергию, она обратилась к директору электроснабжающей организации ОАО «<данные изъяты>» в г. Кашин, который пояснил, что для оплаты электроэнергии в меньшем объеме необходимо в самостоятельном порядке поставить комнатный прибор учета электрической энергии, однако, придется обратиться к специалистам, которые первоначально заменят проводку за <данные изъяты> рублей в её комнате и дополнительно необходимо будет купить счетчик за свой счет, а также понести расходы на его установку и опломбирование. Перед установкой счетчика в комнате необходимо заменить централизованно старую проводку в местах общего пользования в доме. Она не является специалистом в данной области, и как в самостоятельном порядке ей установить счетчик на старую проводку она не знает.

Ответчик ФИО13 исковые требования истцов не признала, полагала их необоснованными. По существу заявленных требований пояснила, что истцу ФИО4 счетчик в комнату установили незаконно. Она с мужем и тремя детьми проживает в комнате, площадью
<данные изъяты> кв.м, которая приобретена ею за счет материнского капитала в ДД.ММ.ГГГГ. У неё подключена стиральная машина и водонагреватель на три семьи. Провода её комнаты отсоединены от соседней комнаты, однако, провода, закрепленные в комнате ФИО4 не отсоединены от комнаты, в которой проживает ответчик ФИО14, в связи с чем никто не знает как начисляется плата за электроэнергию ФИО4 по индивидуальному прибору учета. Водонагревателем, расположенным в ванне, пользуются все жильцы дома, в том числе и ФИО4 с сожителем, тогда как водонагреватель установлен только на три семьи: А-ных, В-вых и М-вых. Истец просит на неё возложить обязанность установить счетчик в её комнате, однако, она как физическое лицо не сможет самостоятельно установить счетчик себе в комнату, поскольку этим должна; заниматься специализированные организации, у которых имеется соответствующая лицензия. У неё многодетная семья, денежных средств на установку комнатного счетчика и замену проводки в комнате не имеет. Истцы должны предъявлять иск к энергоснабжающей организации, а не к ней.

Ответчик ФИО14 в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещалась. В предыдущих судебных заседаниях высказала позицию о том, что исковые требования истцов являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поддержала в полном объеме позицию ФИО13, дополнив, что она проживает в двух комнатах, которые объединены между собой. Ежемесячная плата за свет составляет <данные изъяты> рублей. Индивидуальный счетчик у неё установлен в
комнате, который подключил неофициально её муж, так как он электрик, а в комнате счетчика не имеется. У неё нет денежных средств на оплату еще одного счетчика и замену проводки в двух комнатах.

Ответчик ФИО6 в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена. В предыдущем судебном заседании, ФИО6 заявила, что при разрешении исковых требований полагается на усмотрение суда. Она проживает в комнате, расположенной на втором этаже. В комнате у неё нет люстры, поскольку из-за плохой и искрящейся проводки она может пользоваться только бра или телевизором. Ежемесячно оплачивает квитанцию за свет около <данные изъяты> рублей. Требования истцов в части возложения на нее обязанности установить счетчик в комнате являются незаконными, поскольку иск необходимо предъявить к организации, которая обслуживает дом - МУП «ПЖРЭУ». На каждом этаже необходимо поставить свой общедомовой счетчик, затем должны быть заменены провода в общих коридорах, после необходимо разъединить проводку со смежными комнатами и только после этого установить комнатный прибор учета каждому собственнику. Электрики должны проверить всю проводку, так как провода в общем коридоре должным образом не изолированы, коробки не закрыты и без замены проводов в коридоре счетчики в комнатах установить невозможно.

Ответчики ФИО7, ФИО8, ОАО «Сбербанк России», ФИО9, ФИО15, ФИО10, ФИО12, в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили.

Представитель третьего лица ООО «Атомэнергосбыт» ФИО18, полагал исковые требования необоснованными, пояснив, что расчет начислений платы за электроэнергию по общедомовому прибору учета стал производиться с 2012 года, с 01 апреля 2014 года плата за электроэнергию начисляется ОАО «Атомэнергосбыт». Общедомовой прибор учета установлен на границе балансовой принадлежности сетей, в связи с чем плата за электроэнергию на ОДН начисляется правомерно. Ответчики вправе обратиться в соответствующую энергоснабжающую организацию для заключения договора на установку индивидуального прибора учета, однако, перед этим необходимо будет заменить проводку в комнатах, купить счетчик, опломбировать его. Данные работы должны быть произведены за счет ответчиков. Каких-либо нарушений по начислению платы за потребленную жителями дома электроэнергию в местах общего пользования ОАО «Атомэнергосбыт» не допускается.

Представитель третьего лица МУП «ПЖРЭУ» ФИО19 с исковыми требованиями ФИО4 и ФИО5 не согласился, указав, что в обязанности МУП «ПЖРЭУ» не входит установка индивидуальных приборов учета в каждой комнате ответчика. МУП «ПЖРЭУ» осуществляет замену электропроводки по заявлению жильцов дома только в местах общего пользования, однако, жители дома с таким заявлением в МУП «ПЖРЭУ» не обращались.

Третьи лица ФИО20 и ФИО21 в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени были извещены заранее и надлежащим образом, ходатайства об отложении дела слушанием не представили, представили заявления с просьбой рассматривать дело в их отсутствие.

Третье лицо ФИО20 в предыдущих судебных заседаниях не возражала против заявленных исковых требованиях, пояснив, что в установке в комнатах иных собственников счетчика имеется необходимость. Прибор учета в своей комнате она устанавливала за счет собственных средств, поменяв перед этим проводку. Её расходы по установке прибора составили около <данные изъяты> рублей. За свет по индивидуальному прибору учета она оплачивает <данные изъяты> рублей в месяц, <данные изъяты> рублей - за общедомовые нужды. Она согласна с размером электроэнергии, которая нагорает за общедомовые нужды, и она не возражает ежемесячно оплачивать такие большие суммы за электроэнергию за общедомовые нужды, поскольку она постоянно пользуется электроэнергией, расположенной в местах общего пользования.

Третье лицо ФИО22 при разрешении исковых требований полагалась на усмотрение суда, пояснив, что установка счетчиков в комнатах жильцов не решит проблемы об оплате электроэнергии за общедомовые нужды во всем доме. Возложение на ответчиков обязанность установки счетчиков является нецелесообразным, поскольку установкой счетчиков должна заниматься специализированная организация.

Третье лицо ФИО23 в судебном заседании поддержала объяснения третьего лица ФИО22, дополнив, что проживает с мужем ФИО24 в комнате В доме у неё самая большая площадь комнаты и в месяц за электроэнергию она оплачивает около <данные изъяты> рублей. Она, как и другие третьи лица, участвующие в деле, постоянно пользуется водонагревателем, стиральной машиной в местах общего пользования. Счетчик в комнату она установила в 2006 году по собственной инициативе. Если все жильцы дома установят у себя в комнатах индивидуальные приборы учета электроэнергии, то все провода будут подсоединены к рубильнику, который расположен на первом этаже, тогда все провода замкнет, поскольку проводка старая. Управляющая организация МУП «ПЖРЭУ» должна первоначально поменять всю электропроводку в местах общего пользования, затем необходимо заменить провода в комнатах, а только после этого устанавливать комнатные приборы учета электроэнергии.

Третьи лица ФИО25, ФИО24 и ФИО26 в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены, ходатайства об отложении дела не представили. От ФИО26 поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ФИО4 и ФИО5 ставится вопрос об отмене решения суда и принятии нового решения. В жалобе истцы ссылаются на то, что при оплате объема потребляемой электрической энергии, исходя из показаний общего прибора учета за вычетом показаний комнатных приборов учета истцов, они вынуждены при оплате мест общего пользования нести расходы и за потребленную ответчиками электрическую энергию, комнаты которых не оборудованы комнатными приборами учета. Бездействием ответчиков нарушаются права истцов. Возложение на ответчиков обязанности установить комнатные приборы учета не противоречит положениям постановления Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

ФИО4, ФИО5, их представитель ФИО16 в судебном заседании требования апелляционной жалобы по указанным в ней основаниям поддержали.

Иные лица, участвующие в деле, ответчики ФИО6,
ФИО7, ФИО9, ФИО10, ФИО11 ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО8, ФИО15, ОАО «Сбербанк России» третьи лиц ФИО20, ФИО21,
ФИО22, ФИО23, ФИО26, ФИО24,
ФИО25, ОАО «АтомЭнергоСбыт», МУП «ПЖРЭУ» в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения извещались надлежащим образом, в связи с чем, обусловленные положениями статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации препятствия для рассмотрения дела в апелляционной инстанции, отсутствуют.

Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях, относительно жалобы, представления. В силу части второй указанной нормы в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

Проверив материалы дела, заслушав объяснения истцов и их представителя, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного по делу решения.

Как следует из материалов дела, ФИО4 является собственником комнаты , а ФИО5 - собственником комнаты <адрес>. Ответчики также являются собственниками жилых помещений в указанном многоквартирном доме.

Дом, который ранее имел статус общежития, имеет два этажа, на каждом из которых расположены места общего пользования: коридор, общая кухня, общая ванная комната, две общих умывальных комнаты, два общих туалета, а также жилые комнаты, в которых отсутствуют кухни и санузлы, то есть по конфигурации дом представляет собой общежитие коридорного типа. Жилые комнаты в доме приватизированы. В доме установлен общедомовой прибор учета электроэнергии.

В занимаемых комнатах истцами и третьими лицами ФИО22, ФИО20, ФИО23 установлены индивидуальные (комнатные) приборы учета электроэнергии.

В жилых помещениях ответчиков ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11,
ФИО12, ФИО13, ФИО14 и ФИО15 индивидуальные прибора учета электроэнергии не установлены.

Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулируются Федеральным законом от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Согласно части 1 статьи 13 Закона об энергосбережении производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

С 01 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют
(ч.9 ст.13).

В силу части 12 статьи 13 Закона об энергосбережении организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 – 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.

Указанные организации при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и неустранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления также обязаны приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета. Собственники этих приборов учета обязаны обеспечить допуск указанных организаций к приборам учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на их эксплуатацию, а в случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.

В силу части 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В силу части 5 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. Именно на собственника жилого помещения возлагается обязанность и по обеспечению оснащения этого помещения индивидуальными приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии.

Данные положения согласуются с положениями части 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.

В соответствии с частями 3, 4 указанной статьи Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором. Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

В соответствии с частями 2, 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

В части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В пункте 33 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», определены права потребителя, то есть лица, пользующегося на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющего коммунальные услуги, и установлено, что он имеет право: з) принимать решение об установке индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе прибора учета, функциональные возможности которого позволяют определять объемы потребленных коммунальных ресурсов дифференцированно по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, и обращаться за выполнением действий по установке такого прибора учета к лицам, осуществляющим соответствующий вид деятельности; и) требовать от исполнителя совершения действий по вводу в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, даже если такой прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, не позднее месяца, следующего за днем его установки, а также требовать осуществления расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию; к) требовать от исполнителя совершения действий по техническому обслуживанию индивидуальных, общих (квартирных) или комнатных приборов учета в случае, когда исполнитель принял на себя такую обязанность по договору, содержащему положения о предоставлении коммунальных услуг; к(1)) при наличии индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета ежемесячно снимать его показания и передавать полученные показания исполнителю или уполномоченному им лицу не позднее даты, установленной договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

В силу пункта 34 указанных Правил потребитель обязан:

г) в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета, распределители утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и прошедшие поверку;

ж) допускать исполнителя в занимаемое жилое или нежилое помещение для снятия показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, проверки их состояния, факта их наличия или отсутствия, а также достоверности переданных потребителем исполнителю сведений о показаниях таких приборов учета и распределителей в заранее согласованное в порядке, указанном в пункте 85 настоящих Правил, время, но не чаще 1 раза в 6 месяцев.

Согласно пункту 81 указанных Правил оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.

Таким образом, обязанность по обеспечению оборудования жилого помещения индивидуальными приборами учета используемой электроэнергии лежит на собственнике, и именно он в силу положений статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации принимает решение об оборудовании жилого помещения индивидуальными приборами учета, об исполнении обязанности по их установке.

В случае принятия собственником жилого помещения решения об оборудовании жилого помещения такими приборами, организации, указанные в пункте 12 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» обязаны их установить.

Из содержания указанных выше нормативных актов следует, что собственник жилого помещения в многоквартирном доме вправе производить оплату за коммунальные услуги, рассчитанную при наличии индивидуальных приборов учета, исходя из потребляемых коммунальных услуг, так и в порядке, установленном для случаев отсутствия таких приборов, то есть исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

Указанными Правилами определен порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги, при этом он дифференцирован в зависимости от того, оборудовано ли жилое помещение индивидуальными приборами учета, а в силу Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года, также в зависимости от наличия технической возможности установки индивидуальных приборов учета. Действующими правилами предусмотрена возможность собственника помещения в многоквартирном доме вносить оплату за коммунальные услуги исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, при этом размер данной оплаты увеличивается, в том числе в зависимости от причин, в силу которых собственник жилого помещения не оборудовал его индивидуальными приборами учета.

Предусмотрев обязанность собственника помещения в многоквартирном доме оборудовать жилое помещение индивидуальными приборами учета, законодатель, предоставил собственнику возможность самостоятельно принимать решение об оборудовании его жилого помещения такими приборами, и предусмотрел для собственника неблагоприятные последствия неисполнения данной обязанности в виде иного расчета платы за коммунальные услуги, в том числе с применением повышающих коэффициентов.

Неустановление ответчиками индивидуальных приборов учета приведет к тому, что исчисление для них платы за коммунальные услуги будет осуществляться с учетом нормативов.

Необорудование ответчиками их жилых помещений индивидуальными приборами учета, прав истцов не нарушает, и не может служить основанием к понуждению собственников помещений в многоквартирном доме по требованию других собственников помещений в этом доме к оборудованию жилых помещений индивидуальными приборами учета электрической энергии.

Из объяснений истцов следует, что фактически их права нарушены не отсутствием указанных приборов учета в жилых помещениях жилого дома, а несоблюдением порядка пользования жилыми помещениями и общим имуществом жилого дома, использованием общего имущества в личных интересах, присоединения к общему имуществу, имущества, находящегося в индивидуальной собственности, вселением лиц, не учитываемых при определении размера платы за коммунальную услугу.

Законом предусмотрена возможность оплаты собственниками жилых помещений коммунальные услуги в размере, рассчитанном как исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, так и из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, при отсутствии приборов учета.

Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от
06 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» определен порядок расчета платы за электроэнергию в зависимости от того оборудован ли дом общедомовым прибором учета, а жилые помещения в нем индивидуальными приборами учета.

Согласно пунктам 50-52 указанных Правил, если коммунальная квартира оборудована общим (квартирным) прибором учета электрической энергии и при этом все комнаты в коммунальной квартире оборудованы комнатными приборами учета электрической энергии, то размер платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную потребителю в комнате в коммунальной квартире, определяется в соответствии с формулой 9 приложения № 2 к настоящим Правилам.

Если коммунальная квартира оборудована общим (квартирным) прибором учета электрической энергии и при этом не все комнаты в коммунальной квартире оборудованы комнатными приборами учета электрической энергии, то расчет размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную потребителю, проживающему в комнате (комнатах), оборудованной комнатным прибором учета электрической энергии, осуществляется исходя из показаний комнатного прибора учета и достигнутого соглашения между всеми потребителями в коммунальной квартире о порядке определения объема (количества) электрической энергии, потребленной в помещениях, являющихся общим имуществом собственников комнат в коммунальной квартире, и о его распределении между всеми потребителями в коммунальной квартире.

Указанное соглашение должно быть оформлено в письменной форме, подписано потребителями коммунальной квартиры или их уполномоченными представителями и передано исполнителю. Исполнитель в этом случае осуществляет расчет платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную потребителям в коммунальной квартире в соответствии с полученным от них соглашением, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором такое соглашение было передано исполнителю.

При отсутствии указанного соглашения расчет платы за коммунальную услугу по электроснабжению осуществляется в соответствии с формулой 7 приложения № 2 к настоящим Правилам без учета показаний комнатных приборов учета электрической энергии.

Расчет размера платы за коммунальные услуги, предоставленные потребителям в жилых помещениях в общежитиях коридорного, гостиничного и секционного типа (с наличием на этажах общих кухонь, туалетов или блоков душевых), производится в порядке, установленном для расчета размера платы за коммунальные услуги для потребителей, проживающих в коммунальной квартире.

Расчет размера платы за коммунальные услуги, предоставленные потребителям в жилых помещениях в общежитиях квартирного типа, производится в порядке, установленном для расчета размера платы за коммунальные услуги для потребителей, проживающих в жилых помещениях в многоквартирном доме.

Доводы истцов о том, что применяемый при исчислении платы за электроснабжение порядок расчета нарушает их права, могут являться основанием для оспаривания актов, устанавливающих порядок расчета платы за коммунальные услуги в доме, в котором не все помещения оборудованы индивидуальными приборами учета, предъявления требований об устранении нарушений пользования общим имуществом, жилыми помещениями, использованию других способов защиты права, а не к понуждению собственников помещений в многоквартирном доме к оборудованию находящихся в их собственности жилых помещений индивидуальными приборами учета использования электроэнергии, поскольку право решать вопрос об оборудовании помещения такими приборами учета предоставленного собственнику, который в случае неустановления таких приборов учета несет риск неблагоприятных последствий.

Кроме того, как следует из материалов дела, истец ФИО4 ранее обращались в суд с иском к собственникам помещений многоквартирного дома об определении объема подлежащей оплате коммунальной услуги электроснабжения на общедомовые нужды и возмещении расходов на оплату электроэнергии на общедомовые нужды и решением Кашинского городского суда Тверской области от 26 февраля 2013 года, оставленным без изменения определение судебной коллегии по гражданским делам Тверской областного суда от 25 апреля 2013 года, в удовлетворении данных требований отказано. При этом суд, давая оценку доводам истцов о нарушении их прав, об оплате ими непотребленной электроэнергии, признал установленным, что установленными в местах общего пользования водонагревателями имеют возможность пользоваться все жильцы дома, в том числе ФИО4, что потребляемая принадлежащими ответчиками стиральными машинами электроэнергия входит в установленный приказом РЭК Тверской области норматив потребления электроэнергии на одного человека, для жильцов у которых отсутствуют индивидуальные приборы учета электроэнергии, которая оплачивается как электроэнергия для личных нужд.

С учетом приведенных обстоятельствах решение суда об отказе в удовлетворении исковых требований является правильным, соответствует нормам материального права и установленным по делу обстоятельствам.

Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Выводы суда о том, что обязанность по установке индивидуальных электроприборов возложена на энергоснабжающую организацию, а не на собственников жилых помещений, не могут повлечь за собой отмену решения суда, которым в удовлетворении требований истцов правомерно отказано. Решение об оборудовании жилого помещения индивидуальными приборами учета электрической энергии вправе принять собственник жилого помещения, на основании заявки которого энергоснабжающая или иная организация, наделенная соответствующими полномочиями, может выполнить работы по установке указанных приборов. Вместе с тем истцам не предоставлено право требовать от ответчиков совершения действий, которые они в силу закона вправе и не совершать.

Применительно к установленным обстоятельствам, оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для удовлетворения апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Кашинского городского суда Тверской области от 17 августа 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 <данные изъяты> и Бойковой <данные изъяты> – без удовлетворения.

Председательствующий: М.П. Золин

Судьи: М.В. Гудкова

А.С. Беляк