Председательствующий: Макарочкина О.Н. Дело № 33-4065/2020
(2-984/2020)
55RS0005-01-2020-000982-39
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе
председательствующего Панкратовой Е.А.,
судей Беспятовой Н.Н., Крицкой О.В.,
при секретаре Лавровой Т.А.
рассмотрела в судебном заседании 01 сентября 2020 года
дело по апелляционной жалобе, дополнениям к ней Министерства труда и социального развития Омской области на решение Первомайского районного суда г. Омска от 26 июня 2020 года, которым постановлено:
«Исковые требования удовлетворить
Признать за ФИО1 право на установление и выплату пенсии за выслугу лет с <...> в соответствии со статьей 47.1 Закона Омской области от 22.12.2004 года № 601-ОЗ «Кодекс о государственных должностях Омской области и государственной гражданской службе Омской области».
Обязать Министерство труда и социального развития Омской области установить и выплачивать пенсию за выслугу лет с <...> в соответствии со статьей 47.1 Закона Омской области от 22.12.2004 года №601-ОЗ «Кодекс о государственных должностях Омской области и государственной гражданской службе Омской области».
Взыскать с Министерства труда и социального развития Омской области в пользу ФИО1 судебные расходы в размере 300 рублей».
Заслушав доклад судьи Панкратовой Е.А., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
ФИО1 обратился в суд к Министерству труда и социального развития О. области о признании права на дополнительное пенсионное обеспечение, возмещении судебных расходов.
В обоснование указывал, что <...> обратился к ответчику с заявлением об установлении и выплате пенсии за выслугу лет, в чем ему было отказано со ссылкой на отсутствие права на пенсию за выслугу лет (отсутствие стажа государственной гражданской службы Омской области продолжительностью не менее 15 лет).
С решением ответчика не согласен. Просил обязать МТСР включить в стаж государственной гражданской службы следующих периодов: замещения должности директора О. филиала ФГОУ ВПО «Академия бюджета и казначейства Министерства финансов Российской Федерации» с <...> по <...>; замещения должности руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Омской области с <...> по <...>, признать право на установление и выплату пенсии за выслугу лет в соответствии со ст.47.1 Закона Омской области от 22.12.2004 №601-ОЗ «Кодекс о государственных должностях Омской области и государственной гражданской службе Омской области» с <...>, взыскать судебные расходы в размере 300 руб.
В судебном заседании истец ФИО1, его представитель ФИО2 иск поддержали.
Представители ответчика Министерства труда и социального развития Омской области ФИО3, ФИО4 в удовлетворении иска просили отказать за необоснованностью.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе, дополнениям к ней Министерство труда и социального развития по Омской области просит решение суда отменить, в удовлетворении иска отказать.
В обоснование жалобы указывает, что ФИО1 обратился в Министерство с заявлением об установлении пенсии за выслугу лет на основании ст. 47.1 Кодекса о государственных должностях Омской области. Согласно представленным истцом документам, стаж государственной гражданской службы Омской области на дату увольнения составил 12 лет 04 месяца 05 дней вместо требуемого менее 15 лет.
Спорные периоды трудовой деятельности истца в Омском филиале ФГОУ ВПО «Академия бюджета и казначейства Министерства финансов Российской Федерации», в Управлении ФНС по Омской области обоснованного исключены из подсчета стажа, дающего право на дополнительное пенсионное обеспечение. Приводимая истцом в обоснование своей позиции ссылка на выписку из приказа Федеральной налоговой службы России от <...> о включении в стаж государственной гражданской службы периода замещения им должности директора Омского филиала ФГОУ ВПО «Академия бюджета и казначейства Министерства финансов Российской Федерации» с <...> по <...> не может быть принята во внимание при оценке его пенсионных прав, так как в соответствии с этим приказом указанный период работы учитывался для установления государственным гражданским служащим ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет и для определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет, размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу.
Судом необоснованно отклонено ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве третьих лиц Министерства экономики, который на дату выдачи справки о стаже государственной гражданской службы истца был уполномочен устанавливать продолжительность соответствующего стаж, дающего право на дополнительное пенсионное обеспечение; а также Министерства финансов Омской области, публичным обязательством которого является финансирование расходов на выплату лицам пенсии за выслугу лет.
Считает неправильным вывод суда о том, что у ответчика в рамках межведомственного взаимодействия имелась возможность получить выписку из приказа Федеральной налоговой службы России от 03.09.2012№ ММВ-10-4/928@ на том основании, что у Министерства в рамках межведомственного взаимодействия отсутствует обязанность направлять запросы об истребовании такого документа, как справка ФНС.
Указывает, что при разрешении спора в возникшем правоотношении нормы ФЗ от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ» силу прямого действия не имели, поэтому применены судом необоснованно.
Признавая за истцом право на пенсию за выслугу лет с <...>, суд не установил продолжительность стажа государственной гражданской службы Омской области на день его увольнения с государственной гражданской службы, тем самым не проверил соблюдение одного из обязательных условий для установления пенсии за выслугу лет - наличие на день увольнения с государственной гражданской службы Омской области стажа государственной гражданской службы Омской области продолжительностью не менее 15 лет, вновь указывая, что по представленным в Минтруд ФИО1 документам продолжительность стажа на государственной гражданской службе Омской области составляет 12 лет 4 месяца 5дней.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ФИО1 - ФИО2 просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителя Министерства труда и социального развития Омской области ФИО4, поддержавшей апелляционную жалобу, дополнения к ней, пояснения ФИО1, его представителя ФИО2, согласившихся с решением суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 является получателем страховой пенсии по старости с <...>.
<...>ФИО1 обратился в Министерство труда и социального развития Омской области с заявлением об установлении пенсии за выслугу лет в соответствии со ст.47.1 Кодекса о государственных должностях Омской области и государственной гражданской службе Омской области.
Распоряжением от <...>№ <...>-р в установлении и выплате пенсии за выслугу лет истцу отказано в связи с отсутствием права на пенсию за выслугу лет (наличие стажа государственной гражданской службы Омской области менее 15 лет).
По представленным в Минтруд ФИО1 документам для назначения пенсии за выслугу лет, продолжительность стажа на государственной гражданской службе Омской области составила 12 лет 4 месяца 5 дней. В стаж государственной гражданской службы Омской области истца включены следующие периоды его трудовой деятельности:
- с <...> по <...> – ведущий специалист Главного планово-экономического управления Омского облисполкома;
- с <...> по <...> – главный специалист Экономического комитета Администрации Омской области;
- с <...> по <...> – исполняющий обязанности начальника отдела, начальника отдела Экономического комитета Администрации Омской области;
- с <...> по <...> – заместитель председателя Экономического комитета Администрации Омской области;
- с <...> по <...> – исполняющий обязанности председателя, председателя Экономического комитета Администрации Омской области;
- с <...> по <...> – председатель Экономического комитета Администрации Омской области;
- с <...> по <...> – первого заместителя Министра экономики Омской области.
В стаж государственной гражданской службы Омской области ФИО1 не включены следующие периоды:
- замещения должности директора Омского филиала ФГОУ ВПО «Академия бюджета и казначейства Министерства финансов Российской Федерации» с <...> по <...>;
- замещения должности руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Омской области с <...> по <...>.
Полагая незаконным отказ во включении в стаж государственной гражданской службы Омской области указанных периодов работы, а также в назначении пенсии за выслугу лет, ФИО1 обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований со ссылкой на то, что в судебном заседании факт незаконного отказа истцу в установлении пенсии за выслугу лет нашел свое подтверждение.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда в связи со следующим.
Согласно статье 1 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации" государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Российской Федерации (далее также - государственные должности) - должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.
Государственная гражданская служба Российской Федерации - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (ст. 3, Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).
Должности федеральной государственной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента Российской Федерации, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации - законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Федерального закона в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность (ст. 8 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).
В соответствии с п. 2 ст. 3 Кодекса должность государственной гражданской службы Омской области (далее - должность государственной гражданской службы) - должность, учреждаемая областными законами или иными нормативными правовыми актами Омской области в соответствии с федеральным законом в целях обеспечения исполнения полномочий государственных органов Омской области либо лиц, замещающих государственные должности Омской области.
Государственная гражданская служба Омской области (далее - государственная гражданская служба) - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий государственных органов Омской области и лиц, замещающих государственные должности Омской области (ст. 6 Кодекса).
Реестр должностей государственной гражданской службы утверждается Губернатором Омской области (п. 2, 3 ст. 4 Кодекса).
Указом Губернатора Омской области от 23.01.2004 №18 «О Реестре должностей государственной гражданской службы Омской области» утвержден Реестр должностей государственной гражданской службы Омской области, в который включены перечень должностей в аппарате Губернатора и Правительства Омской области, в Представительстве Омской области при Правительстве Российской Федерации, в органах исполнительной власти Омской области, в представительствах органов исполнительной власти Омской области, в аппарате Законодательного собрания Омской области, в аппарате Контрольно-счетной палаты Омской области, в аппарате Избирательной комиссии Омской области, в аппарате Уполномоченного Омской области по правам человека, в Службе Омской области в аппарате мировых судей Омской области, в Службе Омской области, предусматриваемых за счет субвенций из федерального бюджета для осуществления переданных органам исполнительной власти Омской области полномочий Российской Федерации.
Должность «руководитель Управления Федеральной налоговой службы по Омской области», должность «директор Омского филиала ФГОУ ВПО «Академия бюджета и казначейства Министерства финансов Российской Федерации» не входят в Реестр должностей государственной гражданской службе в государственных органах Омской области.
В абзаце 1 пункта 1 статьи 47.1. Кодекса определена совокупность обязательных условий для установления пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Омской области, а именно:
- наличие стажа государственной гражданской службы Омской области не менее 15 лет;
- замещение должности государственной гражданской службы Омской области не менее 12 месяцев непосредственно перед увольнением с государственной гражданской службы Омской области и увольнение с замещаемой должности государственной гражданской службы Омской области не ранее 01.01.2017.
Пунктом 9 статьи 3 Закона №1966-ОЗ от 24.04.2017 установлено, что за лицами, замещавшими должности государственной гражданской службы, приобретшими право на пенсию за выслугу лет в соответствии со статьей 47.1 Кодекса о государственных должностях Омской области и государственной гражданской службе Омской области и уволенными с государственной гражданской службы до <...>, лицами, продолжающими замещать на <...> должности государственной гражданской службы и имеющими на <...> стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет не менее 20 лет, лицами, продолжающими замещать на <...> должности государственной гражданской службы, имеющими на этот день не менее 15 лет стажа государственной гражданской службы и приобретшими до <...> право на страховую пенсию по старости (инвалидности) в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях», сохраняется право на пенсию за выслугу лет без учета изменений, внесенных настоящим Законом.
В силу п. 3 ст. 47.1 Кодекса в стаж государственной гражданской службы для установления пенсии за выслугу лет включаются (засчитываются) периоды замещения должностей в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 19.11.2007 № 1532 «Об исчислении стажа государственной гражданской службы Российской Федерации для установления государственным гражданским служащим Российской Федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации».
Периоды службы (работы), которые были включены (засчитаны) в установленном законодательством Российской Федерации порядке в стаж государственной гражданской службы для установления государственным гражданским служащим ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу, сохраняются при определении стажа государственной гражданской службы для установления пенсии за выслугу лет.
Стаж государственной гражданской службы для установления пенсии за выслугу лет устанавливается руководителем государственного органа Омской области.
Периоды, засчитываемые в стаж государственной гражданской службы, суммируются и исчисляются календарно (в годах, месяцах, днях).
Документами, подтверждающими стаж государственной гражданской службы, являются трудовая книжка, военный билет, справка военного комиссариата и иные документы соответствующих государственных органов, архивных учреждений, установленные законодательством Российской Федерации.
Приказом от 03.09.2012 №ММВ-10-4\928@ «О зачислении периодов замещения отдельных должностей руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях в стаж государственной гражданской службы Российской Федерации для установления государственным гражданским служащим Российской Федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу работу Российской Федерации», изданный органом государственной власти (ФНС России), период замещения ФИО1 должности заместителя руководителя Управления ФНС России по Омской области - период работы директором Омского филиала ФГОУ ВПО «Академия бюджета и казначейства Министерства финансов Российской Федерации (с <...> по <...>) включен в стаж государственной гражданской службы Российской Федерации для установления для установления ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу работу Российской Федерации».
Давая правовую оценку представленному доказательству, судебная коллегия приходит к выводу о том, что само по себе данное обстоятельство не влечет за собой возникновение у ФИО1 права на установление пенсии за выслугу лет, поскольку подтверждает период замещения истцом государственной гражданской службы Российской Федерации после увольнения с должности государственной гражданской службы Омской области и указывает на то, что отсутствует факт замещения должности государственной гражданской службы Омской области не менее 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением с государственной гражданской службы Омской области, что является одним из обязательных условий установления пенсии за выслугу лет.
Представленная истцом справка УФНС России по Омской области подтверждает периоды замещения истцом должности государственной гражданской службы Российской Федерации после увольнения с должности государственной гражданской службы Омской области.
Таким образом, ФИО1 на дату обращения с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет не отвечал требованиям, установленным законодательством Омской области, поскольку продолжительность его стажа составила менее 15 лет и он не менее 12 полных месяцев непосредственно период увольнением не занимал должность государственной гражданской службы Омской области.
В данной связи судебная коллегия отклоняет довод ФИО1 о том, что периоды замещения им должностей государственной гражданской службы Российской Федерации учитываются при установлении факта работы не менее 12 полных месяцев непосредственно период увольнением с должности государственной гражданской службы Омской области, поскольку по логике приведенных норм права полномочие по реализации гарантий государственного пенсионного обеспечения граждан, замещавших должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, возложено федеральным законодателем на субъекты Российской Федерации, которые – впредь до принятия федерального закона, устанавливающего общий для всех граждан Российской Федерации, проходящих государственную службу, порядок пенсионного обеспечения сохраняют полномочие самостоятельно устанавливать такой порядок за счет собственных бюджетных средств.
Тем самым доводы апелляционной жалобы судебная коллегия признает обоснованными и заслуживающими внимания.
При изложенных обстоятельствах решение суда не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене, по делу надлежит принять новое решение об отказе в удовлетворении требований ФИО1 к Министерству труда и социального развития Омской области о признании незаконным отказа о признании права на установление и выплату пенсии за выслугу лет с <...>, взыскании судебных расходов.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Первомайского районного суда г. Омска 26 июня 2020 года отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Министерству труда и социального развития Омской области о признании незаконным отказа о признании права на установление и выплату пенсии за выслугу лет с <...>, взыскании судебных расходов отказать.
Председательствующий
Судьи