Судья: Трубина И.Н.
Докладчик: Чунькова Т.Ю. Дело № 33-4068
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
31 марта 2016 года Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего Чуньковой Т.Ю.,
судей: Гордиенко А.Л., Овчаренко О.А.,
при секретаре: Мельничук В.Е.,
заслушав в открытом судебном заседании в апелляционной инстанции по докладу судьи Чуньковой Т.Ю.
гражданское дело по апелляционной жалобе начальника Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) ФИО1 на решение Центрального районного суда города Кемерово Кемеровской области от 23 декабря 2015 года
по иску ФИО2 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии, о назначении досрочной трудовой пенсии,
установила:
ФИО2 обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) (далее – УПФР в г. Кемерово и Кемеровском районе) о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии, о назначении досрочной трудовой пенсии.
Свои требования мотивирует тем, что 17.09.2015 г. она обратилась в отдел ПФР в Центральном районе г. Кемерово и Кемеровском районе с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности на основании п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением комиссия по пенсионным вопросам УПФР в г. Кемерово и Кемеровском районе № от 25.08.2015 г. ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием стажа на соответствующих видах работ. При этом из подсчета стажа был исключен период с 01.09.2014 г. по 15.09.2015 г. (1 год 0 месяцев 15 дней) в должности учителя русского языка и литературы в автономной некоммерческой организации «Средняя общеобразовательная школа «<данные изъяты>», т.к. стаж на соответствующих видах работ не подтвержден индивидуальными сведениями. Законодателем изначально определена единственная организационно - правовая форма учебных организаций - учреждение, а не автономные некоммерческие организации.
Считает отказ в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности незаконным.
С учетом уточнения исковых требований истец просит признать незаконным решение УПФР в г.Кемерово и Кемеровском районе от 25 сентября 2015 года об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости в части отказа принятия к зачету периода работы с 01.09.2014 г. по 15.09.2015 г. (1 год 0 месяцев 15 дней) учителем русского языка и литературы в АНО «СОШ «<данные изъяты>», включить данный период работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, обязать ответчика назначить досрочную страховую пенсию по старости с учётом этого периода с момента возникновения права на пенсию.
Истец ФИО2 иск поддержала.
Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) ФИО3, действующая на основании доверенности от 15.09.2015 г., иск не признала.
Решением Центрального районного суда города Кемерово Кемеровской области от 23 декабря 2015 года постановлено: Исковые требования ФИО2 удовлетворить. Признать незаконными решение от 25.09.2015 г. Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) в части отказа зачесть в стаж для назначения досрочной страховой пенсии период работы ФИО2 в АНО «Средняя общеобразовательная школа «<данные изъяты>» с 01.09.2014 г. по 15.09.2015 г. (1 год 0 мес. 15 дней) в должности учителя русского языка и литературы.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) включить период работы ФИО2 в АНО «Средняя общеобразовательная школа «<данные изъяты>» с 01.09.2014 г. по 15.09.2015 г. (1 год 0 мес. 15 дней) в должности учителя русского языка и литературы в стаж работы, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) назначить ФИО2 досрочную страховую пенсию со дня обращения за назначением пенсии - с 17.09.2015 г.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) в пользу ФИО2 расходы по госпошлине в размере <данные изъяты> рублей.
В апелляционной жалобе начальник УПФР в г. Кемерово и Кемеровском районе ФИО1 просит решение суда отменить, указывая, что спорный период не включен в специальный стаж истицы в связи с тем, что раздел «Наименование учреждений» Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность учреждениях для детей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781, содержит исчерпывающий перечень должностей и учреждений, работа в которых включается в подсчёт специального педагогического стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью наименование учреждения «Автономная некоммерческая организация» не предусмотрено.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст.327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Судом первой инстанции установлено, что 17.09.2015 г. истец ФИО2 обратилась в УПФР (ГУ) г. Кемерово и Кемеровской области (межрайонное) с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
Из материалов дела видно, что в подтверждение необходимого для назначения пенсии трудового стажа истец представила трудовую книжку, согласно которой истец имеет стаж работы на педагогических должностях в детских образовательных учреждениях 25 лет, справки работодателя АНО «Средняя общеобразовательная школа «<данные изъяты>» от дата№ и от дата. №, выписку из индивидуального лицевого счета застрахованного лица (л.д. 11-16).
Решением комиссии УПФР (ГУ) г. Кемерово и Кемеровской области по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от дата истцу отказано в досрочном назначении пенсии по старости по причине отсутствия специального педагогического стажа, требуемой продолжительности.
Комиссией установлено, что продолжительность специального стажа педагогической деятельности у истца составляет 23 лет 11 месяцев 18 дней, при этом в специальный стаж работы истца не был включен период работы с 01.09.2014 г. по 15.09.2015 г. (1 год 0 месяцев 17 дней) в должности учителя русского языка и литературы в Автономной некоммерческой организации «Средняя общеобразовательная школа «дата» в связи с тем, что наименование учреждения «Автономная некоммерческая организация» не предусмотрено в Списке должностей, профессий и учреждений, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, с учетом которого назначается досрочная страховая пенсия по старости в связи с педагогической деятельностью.
В соответствии с п.19 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.13.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 вышеназванного федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Подпунктом «м» пункта 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» установлено, что определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяется при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
К учреждениям, указанным в п.1 раздела «Наименование учреждений» Списка работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, утв. По-становлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781, отнесены общеобразовательные учреждения: школы всех наименований.
Таким образом, Списком работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781, подлежащим применению при рассмотрении вопроса о включении в специальный стаж педагогической деятельности периодов работы при назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ от 28.13.2013 «О страховых пенсиях» предусмотрено наименование учреждения – «школа», в котором истец осуществляла трудовую деятельность в спорный период и продолжает работать в настоящее время.
Указанными списками наименование такого общеобразовательного учреждения как Автономная некоммерческая организация «Средняя общеобразовательная школа «<данные изъяты>» действительно не предусмотрено, однако предусмотрено наименование учреждения «общеобразовательная школа» и «средняя обще-образовательная школа».
Уставом АНО «Средняя общеобразовательная школа «<данные изъяты>» установлено, что целями и задачами организации являются: образовательная деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, направленного на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования; реализация основных общеобразовательных программ, образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, организация внеурочной деятельности в соответствии с федеральными государственными общеобразовательными стандартами; согласно имеющейся лицензии осуществлять преподавательскую деятельность; проводить тестирование обучающихся, оценивать их знания согласно «Положению об общеобразовательной школе» с последующей выдачей документа общегосударственного образца, действительного на всей территории Российской Федерации (л.д. 32-50).
Направление деятельности указано - учебно-образовательное в рамках среднего образования.
В соответствии с лицензиями серии № от 05.06.2002 г., регистрационный №; серии № от 16.06.2006 г., регистрационный №; серии № от 03.09.2009 г., регистрационный №; № от 19.06.2014 г., выданными Государственной службой по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области, АНО «Средняя общеобразовательная школа «<данные изъяты>» имеет право осуществления образовательной деятельности по образовательным программам, указанным в приложениях к лицензии при соблюдении зафиксированных в нем контрольных нормативов и предельной численности контингента обучающихся воспитанников (л.д. 22, 24, 25, 27).
Приложение № к Свидетельству о государственной аккредитации от 24.06.2014 г. № (серия №) содержит перечень общеобразовательных программ, по которым АНО «Средняя общеобразовательная школа «<данные изъяты>» имеет право образовательной деятельности, а именно общеобразовательные программы, направления и специальности: начальное общее образование, основное общее образование и среднее (полное) общее образование (л.д.29).
Свидетельства о государственной аккредитации № от 26.11.2004 г., регистрационный №; серии № от 09.06.2011 г., регистрационный номер №; серии № от 24.06.2014 г., регистрационный номер №, копии которых представлены в материалы дела, удостоверяют, что АНО «Средняя общеобразовательная школа «<данные изъяты>» прошло государственную аккредитацию, по результатам которой установлен следующий государственный статус: Общеобразовательное учреждение, средняя общеобразовательная школа. В соответствии с установленным государственным статусом образовательное учреждение реализует образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, имеет право на выдачу выпускникам документа государственного образца аттестата об основном общем, среднем (полном) общего образования (л.д. 23, 26, 28).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ в сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства граждан, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении их прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Критерии (признаки), лежащие в основе установления специальных норм пенсионного обеспечения, должны определяться исходя из преследуемой при этом цели дифференциации правового регулирования, т.е. сами критерии и правовые последствия дифференциации должны быть сущностно взаимообусловлены. Условия приобретения права на предоставление трудовой пенсии по старости досрочно в соответствии с действующим законодательством должны быть аналогичны предусматривавшимся ранее действовавшим пенсионным законодательством.
По смыслу ст. 8 (ч. 2), 19 (ч. 1 и 2), 35 (ч. 1), 37 (ч. 1 и 3), 39 (ч. 1 и 2) и 55 (ч. 3) Конституции Российской Федерации форма собственности, как таковая, не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим, в частности, в учреждениях для детей в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям (п.10 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 03.06.2004 года № 11-П).
С учетом изложенного, суд пришел к правильному выводу, что спорные периоды работы истицы в АНО «Средняя общеобразовательная школа «<данные изъяты>» подлежат включению в специальный стаж, поскольку форма собственности и организационная форма АНО «Средняя общеобразовательная школа «<данные изъяты>» не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности истца от других работников образования, поскольку материалами дела установлено, что указанное учреждение осуществляет образовательную деятельность, также как и муниципальные средние общеобразовательные школы, с соблюдением стандартов образовательной деятельности.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил и установил все обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда обоснованны, соответствуют установленным по делу обстоятельствам, суд правильно применил нормы материального права, в связи с чем оснований для отмены законного и обоснованного решения суда в обжалуемой части по доводам апелляционной жалобы не имеется.
С учетом изложенного доводы апелляционной жалобы не влекут отмену решения суда, не опровергают выводы суда по существу спора.
Руководствуясь частью 1 статьи 327.1, статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда города Кемерово от 23 декабря 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда РФ (Государственного учреждения) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонного) – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи