К О П И ЯСУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА Апелл. дело № 33-406/2013
судья Русина Л.Г.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
24 февраля 2014 года город Салехард
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи Мосиявич С.И.,
судей коллегии Мочаловой Н.В., Зотиной Е.Г.,
при секретаре Умниковой Е.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Азизова Т.А.о. на решение Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 ноября 2013 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Азизова Т.А.о. и Аббасовой Л.А.к. к Администрации муниципального образования город Ноябрьск о признании многодетной семьи участницей муниципальной долгосрочной программы «Обеспечение жильем многодетных семей по муниципальному образованию город Ноябрьск на 2012-2014 годы» отказать.
Заслушав доклад судьи суда ЯНАО Мочаловой Н.В. судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Азизов Т.А.о и Аббасова Л.А.к обратились в суд с иском к Администрации г. Ноябрьска о признании многодетной семьи участницей муниципальной долгосрочной программы «Обеспечение жильем многодетных семей по муниципальному образованию город Ноябрьск на 2012-2014 годы». В обоснование иска указано, что семья является многодетной, но решением общественной жилищной комиссии при Администрации г. Ноябрьска их семье отказано во включении в состав участников данной программы. Основанием для отказа послужил п. 1.5. Порядка предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья многодетным семьям на территории МО г. Ноябрьск, в частности, что истец Аббасова Л.А.к зарегистрирована на территории г. Ноябрьска ЯНАО менее 5 лет в соответствии с данными, имеющимися в ее паспорте гражданина РФ. Однако, являясь гражданином Республики Азербайджан, Аббасова Л.А.к с 24 января 2006 года проживала и была временно зарегистрирована в г. Ноябрьске. В качестве гражданина Российской Федерации на территории г. Ноябрьск зарегистрирована по месту жительства и проживает 3 года 6 месяцев. Таким образом, общий срок проживания на территории г. Ноябрьска более 5 лет.
В судебном заседании истцы Азизов Т.А.о, Аббасова Л.А.к. и представитель Кузнецов А.А. на иске настаивали.
Представитель ответчика Ноябрьского городского департамента по имуществу Администрации г. Ноябрьска Кульгова Н.А. в судебном заседании с требованиями не согласилась, указав, что истцами не представлено доказательств постоянного проживания на территории муниципального образования более пяти лет, что является основанием для отказа в признании многодетной семьи участницей указанной программы.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
Не согласившись с постановленным судебным актом, истец Азизов Т.А.о в апелляционной жалобе просил решение суда отменить. При этом указал, что законодательство Российской Федерации не разделяет понятие регистрации на временную и постоянную, вопреки этому суд безосновательно пришел к выводу о том, что регистрация истца на территории города Ноябрьск должна носить исключительно постоянный характер не менее пяти лет как гражданина Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в порядке ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. к ч. 1 ст.72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст.76 Конституции Российской Федерации).
В силу ч. 2 ст.5 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные правоотношения, в пределах предоставленных действующим федеральным законодательством полномочий.
Реализуя предоставленные субъекту Российской Федерации в области жилищных отношений полномочия, главой Администрации города Ноябрьска издано постановление от 08 ноября 2012 года № П-1504 «Об утверждении порядка предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья многодетным семьям на территории муниципального образования город Ноябрьск» (далее - Порядок), положения которого устанавливают порядок и механизм предоставления социальных выплат, а также критерии, по которым определяются участники программы, а именно: наличие гражданства Российской Федерации у членов многодетной семьи (пп. а п. 1.5 Порядка); регистрация по месту жительства членов многодетной семьи на территории муниципального образования не менее 5 лет (кроме несовершеннолетних детей) (пп. б п. 1.5 Порядка), признание нуждающейся в улучшении жилищных условий (пп. в п. 1.5 Порядка).
Из материалов дела следует, что семья истцов Азизова и Аббасовой является многодетной, имеет трех несовершеннолетних детей: ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Решением общественной жилищной комиссии при Администрации города Ноябрьска семья истцов Азизова и Аббасовой не была включена в состав участников программы по мотиву отсутствия документов, подтверждающих факт пятилетнего проживания на территории муниципального образования город Ноябрьск (пп. б п. 1.5 Порядка).
Разрешая спор по существу, суд пришел к выводу о законности данного отказа, указал, что из системного толкования пп.б п. 1.5 Порядка следует, что право на участие в муниципальной программе имеют многодетные семьи, имеющие 3 и более детей, являющиеся гражданами Российской Федерации, имеющие постоянную регистрацию на территории муниципального образования не менее 5 лет, нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Истцами не был подтвержден факт наличия постоянного проживания истца Аббасовой Л.А.к. на территории г. Ноябрьск не менее 5 лет как гражданина Российской Федерации, следовательно, семья истцов не имеет права на участие в программе.
Указанный вывод нельзя признать верным в силу следующего.
В соответствии со статьей 20 Гражданского кодекса РФ, статьей 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» под местом жительства понимается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Из анализа положений статей 2 и 3 названного Федерального закона следует, что регистрация осуществляется в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод и исполнения обязанностей. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 6 октября 2008 года N 619-О-П, на основании ранее высказанных в его постановлениях позиций, регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства, при отсутствии регистрации место жительства гражданина может устанавливаться судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов.
В соответствии с положениями Порядка предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья многодетным семьям на территории муниципального образования город Ноябрьск, утвержденного постановлением Администрации г. Ноябрьск от 08 ноября 2012 года № П-1504, право на меры социальной поддержки возникает у граждан Российской Федерации, имеющих место жительства в г. Ноябрьск, нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющих 3 и более детей.
При этом указанным Порядком не только предоставление мер социальной поддержки многодетным семьям, но и сама процедура оформления и выдачи свидетельства, удостоверяющего права на получение субсидии, поставлена в зависимость от регистрации гражданина органами регистрационного учета по месту жительства в городе Ноябрьске, что существенным образом ограничивает право граждан не только на получение указанных мер социальной поддержки граждан, проживающих в г. Ноябрьске, но и на сам факт признания их многодетной семьей. Однако, как следует из Указа Президента Российской Федерации N 431 от 5 мая 1992 года «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», такая обязанность у субъекта Российской Федерации возникает в силу названного федерального нормативного правового акта. Учитывая, что нормативный правовой акт в форме закона представительным органом государственной власти Российской Федерации не принят, правоотношения в сфере установления статуса многодетных семей на территории Российской Федерации и меры по их социальной поддержке регламентированы Указом Президента РФ в порядке опережающего регулирования и, как указывал неоднократно Конституционный Суд РФ, в такой ситуации, до принятия соответствующего закона нормы Указа применяются для регулирования указанных правоотношений на всей территории Российской Федерации.
Между тем на территории города Ноябрьска гарантированные Указом Президента РФ меры социальной поддержки семьям, имеющим детей, могут быть реализованы, в соответствии с указанным Порядком, только лицами, зарегистрированными органами регистрационного учета по месту жительства в городе Ноябрьске.
Более того, оформление и выдача свидетельства лицам, проживающим постоянно на территории города Ноябрьска, также возможна только при наличии регистрации по месту жительства в городе Ноябрьске, что не допустимо при наличии федерального законодательства об обязанности субъекта определить категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона, но не устанавливающего такого критерия отнесения граждан к данной категории как регистрация органами регистрационного учета по месту жительства.
Таким образом, указанный подпункт содержат ограничительное условие, предусматривающее в качестве одного из обязательных условий для предоставления мер социальной поддержки семьям с детьми регистрацию по месту жительства в городе Ноябрьск, тогда как регистрация гражданина органами регистрационного учета является, безусловно, основным, но не единственным законным подтверждением постоянного проживания гражданина на территории субъекта Российской Федерации. Факт постоянного проживания гражданина на территории субъекта Российской Федерации, как основание признания его жителем данного территориального образования, на которого распространяется законодательство субъекта Российской Федерации, может быть установлен судом общей юрисдикции.
В обосновании иска указано, что Аббасова Л.А.о с 24.01.2006 года проживала и была зарегистрирована на территории г. Ноябрьск по месту пребывания по адресу <адрес> с 24.01.2006 года по 13.04.2006 года, с 03.06.2006 года по 03.04.2007 года, с 06.04.2007 года по 03.04.2008 года, с 12.04.2008 по 03.04.2009 года, с 31.03.2009 года по 29.03.2010 года, по месту жительства - с 16.04.2010 года, предоставлены соответствующие документы (л.д.17,21).
В иске указано, что регистрация истца по месту пребывания обусловлена тем, что до 2010 года Аббасова Л.А.к. являлась гражданкой иностранного государства, имела вид на жительство, и в силу требований Федерального закона от 22.07.2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» и Федерального закона от 18.07.2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» была обязана зарегистрироваться по месту пребывания на территории РФ.
При этом материалами дела подтверждается, что истец с 2006 года постоянно проживала в г. Ноябрьске по месту жительства супруга, в жилом помещении, принадлежащим супругу на праве собственности, в 2006 году и в 2008 году в семье появились дети, которые родились также в г. Ноябрьск.
Суд указал в решении, что факт постоянного пребывания истца Аббасовой Л.А.к. на территории РФ не подтвердился, однако не дал надлежащую оценку указанным доводам иска и представленным истцами доказательствам, что привело к неправильному установлению обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильному толкованию закона. Кроме того, вывод суда о необходимости наличия постоянного проживания в г. Ноябрьске как гражданина РФ также несостоятелен, поскольку Порядком данное требование не предусмотрено, наличие гражданства России является необходимым условием на момент обращения о признании многодетной семьи таковой.
Судебная коллегия приходит к выводу, что истцом представлены доказательства постоянного проживания истца Аббасовой Л.А.к. в г. Ноябрьске с 2006 года. Стороной ответчика данный факт, имеющий правовое значение для дела, не опровергнут, доказательств обратного не представлено. Сам по себе факт регистрации по месту пребывания не является основанием для отказа в признании семьи участницей муниципальной программы.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы о нарушении судом норм материального права нашли свое подтверждение.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене с вынесением нового об удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Ноябрьского городского суда ЯНАО от 14 ноября 2013 года отменить, принять новое решение.
Иск Азизова Т.А.о. и Аббасовой Л.А.к. удовлетворить.
Признать многодетную семью Азизова Т.А.о. и Аббасовой Л.А.к. участницей муниципальной долгосрочной программы «Обеспечение жильем многодетных семей по муниципальному образованию город Ноябрьск на 2012-2014 годы».
Председательствующий
Судьи
Копия верна. Судья Н.В.Мочалова
Секретарь суда Н.Н.Копейкина