ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-407 от 05.02.2013 Белгородского областного суда (Белгородская область)

Судья - Одинцова О.В. Дело № 33-407-2013 05 февраля 2013 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:

председательствующего Маслова А.К.

судей          Аняновой О.П., Богданова А.П.         

при секретаре Гончаровой Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании 05 февраля 2013 года

апелляционную жалобу администрации Ровеньского района Белгородской области,

на решение Октябрьского районного суда г. Белгорода от 24 октября 2012 года по делу по иску ФИО1 к Департаменту финансов и бюджетной политики Белгородской области, администрации Ровеньского района Белгородской области о взыскании задолженности по уплате денежных средств на содержание несовершеннолетних детей, переданных под опеку (попечительство).

Заслушав доклад судьи Аняновой О.П., исследовав материалы дела, судебная коллегия

установила:

на основании постановления главы администрации Айдарского сельского округа Ровеньского района Белгородской области №35 от 09.06.2000 года над несовершеннолетней ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, назначена опека. Выплата опекунского пособия назначена с 1993 года.

Дело инициировано иском ФИО1, обратившейся с требованиями о взыскании с Департамента финансов и бюджетной политики Белгородской области и администрации Ровеньского района Белгородской области в ее пользу общей задолженности за 1999-2004 гг.. сумм на питание, обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием, а также расходы на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг в сумме <данные изъяты> руб., а также индексацию задолженности в размере <данные изъяты> руб., ссылаясь на выплату денежных средств в Белгородской области с нарушением нормативных актов Правительства РФ (попечителям, опекунам) без учета фактических цен, сложившихся в регионе.

В судебное заседание истица не явилась.

Представитель ответчика Департамента финансов и бюджетной политики Белгородской области считала требования не подлежащими удовлетворению, поскольку обязанность по выплате соответствующих денежных средств лежит на органах местного самоуправления, истец не наделен правом на взыскание неполученных опекуном денежных средств, выделявшихся на его содержание.

Представитель администрации Ровеньского района Белгородской области в судебное заседание не явился, в письменном отзыве на исковое заявление против удовлетворения заявленных требований возражал, ссылаясь на то, что в спорный период на органы местного самоуправления не была возложена обязанность по выделению денежных средств для поддержки детей-сирот, безнадзорных детей, детей, ставшихся без попечения родителей. Считает произведенный истицей расчет неверным, поскольку при его производстве приняты увеличенные сроки носки одежды и максимальные цены вместо усредненных. В обоснование возражений представил свой расчет.

Решением суда исковые требования удовлетворены частично: в пользу ФИО1 с администрации Ровеньского района Белгородской области из казны Ровеньского района Белгородской области взыскана задолженность за 1999-2004 годы по уплате денежных средств на содержание несовершеннолетнего, переданного под опеку (попечительство) в сумме <данные изъяты> и убытки, связанные с инфляцией в сумме <данные изъяты> рублей, а всего <данные изъяты> руб.

В удовлетворении исковых требований к Департаменту финансов и бюджетной политики Белгородской области о взыскании задолженности по уплате денежных средств на содержание несовершеннолетнего, переданного под опеку (попечительство), отказано.

В апелляционной жалобе администрация Ровеньского района Белгородской области просит отменить решение суда полностью и принять по делу новое решение, в котором отказать в части удовлетворенных исковых требований к администрации Ровеньского района Белгородской области, ввиду нарушения норм материального права.

Проверив материалы дела, и обсудив доводы, изложенные в жалобе, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

Исследовав представленные доказательства по делу, дав им надлежащую оценку, руководствуясь Бюджетным кодексом РФ, Федеральным законом от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Постановлением Правительства РФ от 20.06.1992 г. № 409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Положением о порядке выплаты средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержденным приказом Министерства образования РФ от 16.02.1993 г. № 50, суд пришел к правильному выводу о наличии оснований для взыскания задолженности с учетом инфляции по уплате денежных средств на содержание несовершеннолетнего, переданного по опеку (попечительство), также был правильно определен размер этой задолженности.

Постанавливая решение о частичном удовлетворении иска, суд, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, исходил из установленного факта нарушения прав несовершеннолетней на получение гарантированной государством социальной помощи в полном объеме.

При сравнении расчетов размера задолженности, представленных сторонами, судом был принят за основу расчет ответчика администрации Ровеньковского района, как наиболее полный, обоснованный, более достоверно отражающий вероятную стоимость необходимых товаров и продуктов питания.

Администрацией Ровеньского района не представлено доказательств в подтверждение соответствия размера назначенного опекунского пособия установленным федеральным законодательством нормам.

Утверждение в апелляционной жалобе о том, что Администрация Ровеньского района Белгородской области является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку правовая обязанность выделения денежных средств для поддержки детей-сирот, безнадзорных детей, оставшихся без попечения родителей, не была возложена на органы местного самоуправления Ровеньского района, подлежит отклонению.

Спорные правоотношения сторон в указанный истицей период времени регулировались следующими нормативными правовыми актами.

Во исполнение Постановления Правительства РФ «О неотложных мерах по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 20.06.1992 г. № 409 Министерством образования РФ по согласованию с Министерством здравоохранения РФ, Министерством социальной защиты населения РФ, Министерством финансов РФ разработано Положение о порядке выплаты денежных средств на детей, находящихся под опекой (попечительством).

Пунктом 1 Положения о порядке выплаты денежных средств на детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержденного Приказом Министерства образования РФ от 16.02.1993 г. № 50, было определено, что местные органы управления образованием выплачивают опекунам (попечителям) денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря подопечным, исходя из установленных натуральных норм, по фактическим ценам данного региона.

Приказом Минобразования РФ от 19.08.1999 г. № 199 было утверждено Положение о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством).

Пунктом 1 вышеуказанного Положения было также определено, что органы опеки и попечительства выплачивают опекунам (попечителям) денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря, исходя из установленных натуральных норм, по фактическим ценам данного региона.

По вопросу, касающемуся порядка определения размера денежных выплат на детей, находящихся в детских домах семейного типа, под опекой, попечительством, были даны разъяснения Минобразования РФ письмом от 19.04.1993 г. № 328/15-ф «О денежных выплатах на детей, находящихся в детских домах семейного типа, под опекой, попечительством». В нем указывалось на то, что при определении размера денежных средств местные органы управления образованием должны исходить из натуральных норм, установленных Постановлением Правительства РФ от 20.06.992 г. № 409, и фактических цен данного региона.

Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием разграничения полномочий» от 29.12.2006 г. № 258-ФЗ были внесены изменения, в том числе в ст. 34 ГК РФ, согласно которой органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта РФ (с 01.01.2008 г.), в ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ - организация и осуществление деятельности по опеке и попечительству относится к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (с 01.01.2008 г.).

Кроме того, действовавшее на момент возникновения спорных правоотношений Положение о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержденное Приказом Минобразования РФ от 19.08.1999 г. № 199, также установило, что органы опеки и попечительства выплачивают опекунам (попечителям) денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря.

До 01.01.2008 г. органами опеки и попечительства являлись органы местного самоуправления (ст. 34 ГК РФ, ст. 121 СК РФ).

Ответчиком Администрацией Ровеньского района не оспаривался тот факт, что финансирование опекунских пособий в спорный период времени производилось за счет средств местного бюджета.

Согласно положениям пункта 4 статьи 242.2 БК РФ для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств местного бюджета документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования.

В резолютивной части оспариваемого судебного акта указано, что задолженность за 1999-2004 годы по уплате денежных средств на содержание несовершеннолетнего взыскана в пользу ФИО1 с администрации Ровеньского района Белгородской области из казны Ровеньского района Белгородской области.

Принимая во внимание, что изложение решения суда в вышеприведенной форме может повлечь в дальнейшем затруднения при его исполнении, в целях выполнения задач гражданского судопроизводства, установленных ст. 2 ГПК РФ, судебная коллегия полагает необходимым, исключить из резолютивной части, что задолженность по уплате денежных средств на содержание несовершеннолетнего, переданного под опеку, взыскивается из казны Ровеньского района Белгородской области, дополнить указанием, что соответствующая сумма возмещения взыскивается за счет казны муниципального образования «Ровеньский район» Белгородской области.

Иных доводов, ставящих под сомнение правильность выводов суда и содержащих правовые основания к отмене судебного акта, жалоба не содержит.

Решение суда, постановлено при соблюдении процессуального законодательства и в соответствии с нормами материального права, отмене или изменению не подлежит.

Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Октябрьского районного суда г. Белгорода от 24 октября 2012 года по делу по иску ФИО1 к Департаменту финансов и бюджетной политики Белгородской области, администрации Ровеньского района Белгородской области о взыскании задолженности по уплате денежных средств на содержание несовершеннолетних детей, переданных под опеку (попечительство) оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Ровеньского района Белгородской области – без удовлетворения,

исключив из резолютивной части указание, что задолженность по уплате денежных средств на содержание несовершеннолетнего, переданного под опеку, взыскивается из казны Ровеньского района Белгородской области, дополнить указанием, что соответствующая сумма возмещения взыскивается за счет казны муниципального образования «Ровеньский район» Белгородской области.

Председательствующий

Судьи