Судья Адзиев М.М.
Дело № 33 – 4070 /2016 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Махачкала 22 сентября 2016 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:
Председательствующего Биремовой А.А.,
Судей Гасановой Д.Г. и Гебековой Л.А.,
при секретаре Абакаровой Р.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе. на решение Советского районного суда г.Махачкалы от 28 июня 2016 года, которым постановлено:
ФИО1 в удовлетворении иска к министерству по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Республики Дагестан о взыскании <.> руб. отказать.
Заслушав доклад судьи Гасановой Д.Г., объяснение представителя ФИО2- ФИО3 и представителя администрации МР «Кайтагский район» - ФИО4, просивших решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении иска, представителя Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Республики Дагестан - ФИО5, просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась с иском к Министерству по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Республики Дагестан о взыскании <.> руб.
Требования мотивировала тем, что она является собственником жилого дома, расположенного в сел. Баршамай Кайтагского района РД. Врезультате стихии - сильных ливневых дождей и схода селей, прошедших в сел. Баршамай с 18 на 19 мая 2013 года, домовладение получило значительные повреждения.
Согласно акту. №2 от 12.07.2013г. и заключению №2 от 12.07.2013 года межведомственной" комиссией, в состав которой также вошли инженер ГУП «Дагестангражданкоммунпроект» РД и представителя ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по РД. ее дом признан непригодным для проживания.
Указом Президента РД от 3 июня 2013 года в целях ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, имевшей место на территории РД, 16-19 мая 2013 года был введен с 29 мая 2013 года режим чрезвычайной ситуации на территории нескольких муниципальных образований, в том числе Кайтагского района.
Распоряжением Правительства РД от 9 августа 2013 г. №240-р «О реестре жилых помещений, признанных непригодными для проживания в результате ливневых дождей и схода селей в результате произошедших 16-19 мая 2013 года на территории Республики Дагестан, на получение государственных жилищных сертификатов» утвержден реестр жилых домов признанных непригодными для проживания (приложение №1) и список граждан на получение государственных жилищных сертификатов (приложение №2) всего 26). В этом реестре значится и она с членами семьи.
Распоряжением Правительства РФ от 26 марта 2014 г. №444-р Правительству РД из резервного фонда Правительства РФ решено выделить бюджетные ассигнования, в том числе на оказание пострадавшим гражданам единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества.
В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Согласно п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007г. №304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайные ситуации подразделяются на чрезвычайные ситуации локального характера, муниципального характера, межмуниципального характера, регионального характера межрегионального характера, федерального характера.
МЧС России чрезвычайную ситуацию имевшую место 17-19 мая 2013 году на территории Республики Дагестан классифицировало как региональную
Пунктом 30 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794 предусмотрено, исходя из классификации чрезвычайной ситуации, что ликвидация локальной чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами организации; муниципального характера осуществляется силами и средствами органов местного самоуправления; межмуниципального и регионального характера осуществляется силами и средствами органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации; межрегионального и федерального характера осуществляется силами и средствами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации.
Согласно ст. 12 Закона Республики Дагестан от 19.10.2001 г. №34 (в редакции от 07.12.2015) « О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера для осуществления управления и координации деятельности республиканских органов исполнительной власти в области зашиты, населения от чрезвычайных ситуаций создается республиканский орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Согласно ст. 34 Закона РД «№34 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» финансовое обеспечение деятельности органа исполнительной власти Республики Дагестан, уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в соответствии с Федеральным коном «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является расходным обязательством публики Дагестан.
Согласно п. 1.1 Положения «О Министерстве по делам гражданской чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных Республики Дагестан, утвержденного постановлением Правительства РД от 14 октября 2014 года №480 Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Республики Дагестан является исполнительным органом государственной власти Республики Дагестан, осуществляющим функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, управлению и контролю в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального регионального характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах в пределах установленных полномочий, а также координирующим деятельность в этой сфере иных органов исполнительной власти Республики Дагестан.
По смыслу законоположений, содержащих правовые гарантии возмещения гражданам ущерба, причиненного их имуществу вследствие стихийных бедствий, посредством помощи в приобретении жилого помещения, государственная финансовая поддержка в приобретении жилья осуществляется с целью возмещения гражданам ущерба, причиненного их имуществу стихийным бедствием, и, соответственно, должна быть оказана до тех пор, пока причиненный ущерб не будет возмещен. При этом органы государственной власти, уполномоченные на осуществление финансовой поддержки указанной выше категории граждан, обязаны в полной мере обеспечить получение гражданами финансовой помощи на приобретение жилого помещения в качестве возмещения ущерба, причиненного их имуществу чрезвычайной ситуацией.
В нарушение вышеприведенных норм права финансовую помощь от государства на приобретение жилого помещения в качестве возмещения ущерба, причиненного ее семье чрезвычайной ситуацией, она не получала.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 7 июня 1995 г. N 561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий» предусмотрены конкретные пределы осуществления мер государственной поддержки указанной категории граждан: государственные жилищные сертификаты выдаются из расчета предоставления гражданам общей площади по социальной норме в размере 33 кв.м. для одиноких граждан, 42 кв.м. на семью из 2 человек, по 18 кв.м. на каждого члена семьи при составе семьи из 3-х и более человек. Государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам, постоянно проживавшим и зарегистрированным в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия с учетом средней стоимости 1 кв. метра общей площади, сложившейся в регионе, в котором произошли чрезвычайная ситуация или стихийное бедствие. Средняя рыночная стоимость 1 кв. метра общей площади в указанном регионе определяется на основе нормативных актов Министерства регионального развития Российской Федерации.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 2 октября 2015 г. г. №710 "О средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на четвертый квартал 2015 года" определена средняя рыночная стоимость 1 квадратного метра общей площади жилья по Республике Дагестан в размере 25450 рублей.
На момент чрезвычайной ситуации постоянно проживающими и зарегистрированными являются 8 человек. Следовательно, сумма подлежащая взысканию с ответчика составит 3 664 800 (три миллиона шестьсот шестьдесят четыре тысячи восемьсот) рублей. (18 кв.м. х 8 х 25450 руб.).
Просит взыскать указанную сумму с ответчика.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ФИО2 просит решение суда отменить.
Она указывает, что являлась собственником жилого дома, расположенного в""сел. Баршамай Кайтагского района РД. В результате стихии - сильных ливневых дождей и схода селей, прошедших в сел. Баршамай с 18 на 19 мая 2013 года, домовладение получило значительные, многочисленные повреждения.
Согласно Акту №2 от 12.07.2013г. и Заключения №2 от 12.07.2013 года межведомственной комиссией, в состав которой также вошли инженер ГУП «Дагестангражданкоммунпроект» РД и представителя ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по РД, дом признан непригодным для проживания.
Отказ в иске суд мотивировал тем, что надлежащим ответчиком в данном случае является субъект РФ – Республика Дагестан, а не Министерство по делам ГО и ЧС Предъявление иска к Министерству не равнозначно предъявлению иска субъекту РФ – республика Дагестан.
Данный вывод не основан на требованиях действующего законодательства.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Согласно п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. №304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайные ситуации подразделяются на чрезвычайные ситуации локального характера, муниципального характера, межмуниципального характера, регионального характера, межрегионального характера, федерального характера.
МЧС России чрезвычайную ситуацию имевшую место 17-19 мая 2013 году на территории Республики Дагестан классифицировал как региональную
В соответствии с приведенным п.30 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794 ликвидация локальной чрезвычайной ситуации межмуниципального и регионального характера осуществляется силами и средствами органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации.
Согласно ст. 34 Закона РД «№34 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» финансовое обеспечение деятельности органа исполнительной власти Республики Дагестан, уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в соответствии с Федеральным коном «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является расходным обязательством публики Дагестан.
Согласно п. 1.1 Положения «О Министерстве по делам гражданской чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных Республики Дагестан, утвержденного постановлением Правительства РД от 14 октября 2014 года №480, Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Республики Дагестан является исполнительным органом государственной власти Республики Дагестан, осуществляющим функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, управлению и контролю в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального регионального характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах в пределах установленных полномочий, а также координирующим деятельность в этой сфере иных органов исполнительной власти Республики Дагестан.
С учетом приведенных выше положений закона регионального характера чрезвычайной ситуации, обстоятельств дела, суд правильно указал, что ответчиком по данному делу является субъект Российской Федерации – Республика Дагестан, а не Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Отказ суда в иске является обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы о том, что вывод суда о том, что предъявление иска к Министерству, как к ответчику, не равнозначно предъявлению иска к субъекту Российской Федерации – Республика Дагестан, не основаны на требованиях действующего законодательства, Мин6истерство является надлежащим ответчиком по делу, несостоятельны.
Они основаны на неправильном толковании приведенных выше норм закона и Положения, из которых следует, что Министерство по делам ГО и ЧС РД является всего лишь исполнительным органом государственной власти Республики Дагестан. Предъявление иска к Министерству не равнозначно предъявлению иска к субъекту РФ - Республика Дагестан.
Решение суда является законным и обоснованным, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Советского районного суда г.Махачкалы от 28 июня 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу –без удовлетворения
Председательствующий
Судьи