ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4071 от 07.05.2013 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Судья Иванов В.И. Дело № 33-4071

Докладчик Рыжонина Т.Н.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

07 мая 2013 года. Судебная коллегия по гражданским делам

Кемеровского областного суда в составе:

председательствующего Рыжониной Т.Н.,

судей Бугровой Н.М., Раужина Е.Н.,

при секретаре Калашниковой С.А.,

с участием помощника прокурора Левченко Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Рыжониной Т.Н. гражданское дело

по апелляционному представлению прокурора Беловского района Мишина А.Н. на решение Беловского районного суда Кемеровской области от 08 февраля 2013 года

по иску прокурора Беловского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц: обучающихся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «<...> средняя общеобразовательная школа», муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «<...> детский сад» к крестьянскому фермерскому хозяйству «К.Н.Н.» о запрете продажи алкогольной продукции и табачных изделий,

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Беловского района обратился в суд с иском к КФХ «К.Н.Н.» о запрете продажи алкогольной продукции и табачных изделий.

Требования мотивировал тем, что прокуратурой района по повторному обращению М. проведена проверка по факту реализации алкогольной продукции и табачных изделий магазинами в <адрес> муниципального района. В ходе проверки установлено, что КФХ «К.Н.Н.» зарегистрировано на основании свидетельства, выданного МРИ ФНС России № по Кемеровской области ДД.ММ.ГГГГ. Главой КФХ «К.Н.Н.» является К.Н.Н.. КФХ «К.Н.Н.» осуществляет свою деятельность в помещениях магазинов «<С.>», расположенного по адресу: <адрес>, и «<Б.>», расположенного по адресу: <адрес>. Согласно информации отдела архитектуры градостроительства Беловского муниципального района магазин «<С.>», принадлежащий КФХ «К.Н.Н.», расположен на расстоянии 62 метров от границы земельного участка МБОУ «<...> СОШ», магазин «<Б.>» - на расстоянии 8 метров от границы земельного участка МБДОУ «<...> детский сад». Указанные образовательные учреждения имеют лицензию на право ведения образовательной деятельности.

В нарушение п. 5 ст. 3 ФЗ от 10.07.2001 г. № 87-ФЗ «Об ограничении курения табака», пунктов 2, 4 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ (в ред. от 28.07.2012) «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», п. 1 Решения Совета народных депутатов Старобачатского сельского поселения от 17.03.2010 № 25 «О порядке определения прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции на территории <...> сельского поселения» в магазинах «<С.>» и «<Б.>» осуществляется розничная продажа табачных изделий и алкогольной продукции, следовательно, нарушено право на охрану здоровья неопределенного круга лиц, находящихся в МБОУ «<...> СОШ», МБДОУ «<...> детский сад». На момент предъявления иска в МБДОУ «<...> СОШ» обучается 322 человека, МБДОУ «<...> детский сад» посещает 43 ребенка.

Просил запретить КФХ «К.Н.Н.» продажу табачных изделий через магазин «<С.>», расположенный по адресу: <адрес>, и продажу алкогольной продукции и табачных изделий через магазин «<Б.>», расположенный по адресу: <адрес>.

Ответчик – глава КФХ «К.Н.Н.» К.Н.Н., действующий на основании устава, иск признал в части требования о запрете на продажу табачной продукции в принадлежащих КФХ «К.Н.Н.» магазинах «<С.>» и «<Б.>», с иском в части запрета на продажу алкогольной продукции не согласен.

Решением Беловского районного суда Кемеровской области от 08 февраля 2011 года постановлено:

Исковые требования прокурора Беловского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц: муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «<...> средняя общеобразовательная школа», муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «<...> детский сад» к Крестьянскому фермерскому хозяйству «К.Н.Н.» удовлетворить частично.

Запретить Крестьянскому фермерскому хозяйству «К.Н.Н.» продажу табачных изделий через магазин «<С.>», расположенный по адресу: <адрес>.

Запретить Крестьянскому фермерскому хозяйству «К.Н.Н.» продажу табачных изделий через магазин «<Б.>», расположенный по адресу: <адрес>.

В удовлетворении исковых требований прокурора Беловского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц: муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «<...> средняя общеобразовательная школа», муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «<...> детский сад» в части запрета Крестьянскому фермерскому хозяйству «К.Н.Н.» продажи алкогольной продукции через магазин «<Б.>», расположенного по адресу: <адрес> отказать.

В апелляционном представлении прокурор Беловского района просит отменить решение суда в части отказа в удовлетворении требований о запрете продажи алкогольной продукции КФХ «К.Н.Н.» через магазин «<Б.>» как незаконное и необоснованное. Указывает, что Закон № 171-ФЗ делегирует право по определению границ земельных участков, составляющих прилегающую территорию, органам местного самоуправления в порядке, установленном Правительством РФ. Однако соответствующее постановление Правительством РФ на момент направление искового заявления не принято.

Магазин «<Б.>», принадлежащий КФХ «К.Н.Н.», расположенный по адресу: <адрес>, осуществляет розничную продажу алкогольной продукции на расстоянии 8 метров от муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «<...> детский сад», расположенного по адресу: <адрес>.

До 19.01.2013 года порядок определения границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, законодательно не был определен, однако имеющийся пробел законодательства не лишает органы местного самоуправления правомочия по определению этих границ.

Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 N 1425 "Об определении органами государственной власти субъектов Российской Федерации мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности, в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, а также определении органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции" утверждены Правила определения органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции.

Органы, местного самоуправления вправе дифференцированно определять границы прилегающих территорий для установления запрета на розничную продажу алкогольной продукции в стационарных торговых объектах и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (п. 6 Правил).

Расчет прилегающей территории необходимо производить от ограждения образовательного учреждения до входа для посетителей в стационарный торговый объект.

Вывод суда о том, что прилегающей территорией детского образовательного учреждения является земельный участок от границы забора до здания детского сада, не соответствует требованиям действующего законодательства.

Доводы, указанные в решении суда о наличии у ответчика лицензии, дающей право на реализацию алкогольной и спиртосодержащей продукции считаю необоснованными, так как в силу ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "О лицензировании отдельных видов деятельности" содержит перечень лицензионных требований с учетом особенностей осуществления лицензируемого вида деятельности. При этом, к лицензионным требованиям не могут быть отнесены требования о соблюдении законодательства Российской Федерации в соответствующей сфере деятельности в целом, требования законодательства Российской Федерации, соблюдение которых является обязанностью любого хозяйствующего субъекта, требования к конкретным видам и объему выпускаемой или планируемой к выпуску продукции, а также требования к объему выполняемых работ, оказываемых услуг (п. 4 ст. 8 № 99-ФЗ).

Указанным законом не предусмотрена обязанность предоставления лицензиатом документов, содержащих требования о соблюдении законодательства РФ.

На апелляционную жалобу поданы возражения представителем К.Н.Н. – Т.

Изучи материалы дела, заслушав помощника прокурора Беловского района - Левченко Е.В., поддержавшую доводы апелляционного представления, представителя муниципального образования <...> сельское поселение - К., представителя третьего лица муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «<...> детский сад», поддержавших доводы апелляционной жалобы, К.Н.Н., главу КХК «К.Н.Н.»- К.Н.Н., просившего решение суда оставить без изменения, обсудив доводы апелляционного представления и возражения на апелляционное представление, проверив законность и обоснованность решения суда, в соответствии с ч.1 ст. 327*1 ГПК РФ, в переделах доводов апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему.

Отказывая в удовлетворении требований прокурора в части запрета Крестьянскому фермерскому хозяйству «К.Н.Н.» продажи алкогольной продукции через магазин «<Б.>» расположенный по адресу: <адрес>, суд первой инстанции пришел к выводу, что КФХ «К.Н.Н. осуществляет деятельность по продаже алкогольной продукции за пределами прилегающей территории, посколькурешение Совета народных депутатов Старобачатского сельского поселения МО «<...> сельское поселение» Беловского муниципального района № 25 от 17.03.2010г. «О порядке определения прилегающих территории, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции на территории Старобачатского сельского поселения» не приведено в соответствии с требованием ст.ст. 16, 26 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития)алкогольной продукции» (в редакции от 28.07.2012г.).

Однако, по мнению судебной коллегии, данный вывод суда является ошибочным.

В соответствии с п.2.4. ст. 16 ФЗ РФ от 22.11.1995г. № 171- ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» не допускается розничная продажа алкогольной продукции на прилегающих к образовательным учреждениям территориях. К прилегающим территориям относятся земельные участки, которые непосредственно прилегают к зданиям, строениям, сооружениям и границы которых определяются решениями органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Закон № 171-ФЗ делегирует право по определению границ земельных участков, составляющих прилегающую территорию, органам местного самоуправления в порядке, установленном Правительством РФ.

Согласно п. 1 Решения Совета народных депутатов Старобачатского сельского поселения от 17.03.2011 № 25 «О порядке определения прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции на территории Старобачатского сельского поселения» расстояние прилегающих территорий к местам массового скопления граждан и нахождения источников повышенной опасности, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции должно быть не менее 50 метров от границ земельных участков, на которых в соответствии с кадастровом планом расположены указанные места.

В нарушение указанных требований, магазин «<Б.>», принадлежащий крестьянско-фермерскому хозяйству «К.Н.Н.», расположенный по адресу: <адрес> осуществляет розничную продажу алкогольной продукции на расстоянии 8 метров от муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «<...> детский сад», расположенного по адресу: <адрес>.

Указанный нормативно-правовой акт органов местного самоуправления не опротестовывался, не отменен, на момент рассмотрения гражданского дела являлся действующим, и не противоречит требованиям Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ (ред. от 28.07.2012) «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» и Постановлению Правительства РФ от 27.12.2012 N 1425 "Об определении органами государственной власти субъектов Российской Федерации мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности, в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, а также определении органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции».

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции магазин КФХ «К.Н.Н.» «<Б.>», расположен по адресу: <адрес>, торгует алкогольной продукцией. Согласно договорам аренды от 01.01.2009 года, здания магазинов переданы КФХ «К.Н.Н.» в аренду сроком на 4 года (л.д.14). К.Н.Н. Департаментом потребительского рынка и предпринимательства Администрации Кемеровскойц области была выдана КФХ «К.Н.Н.» лицензия № от 17 декабря 2007г. сроком действия по 01.07.2013г. на осуществление розничной продажи алкогольной продукции, в том числе на объекте расположенном по адресу: <адрес> (магазин).

Вблизи торгового помещения расположено МБДОУ «<...> детский сад», по адресу: <адрес>.

Согласно предоставленным администрацией <...> сельского поселения данным от входа в магазин «<Б.>» до входа на территорию МДОУ «<...> детский сад» - расстояние составило 24м. 50 см.;

От входа в магазин «<Б.>» до входа в МДОУ «<...> детский сад» - расстояние составило 47м.

От ограждения территории детского сада до здания магазина растение 8 метров.

До 22.07.2011 года прилегающие территории определялись органами местного самоуправления в порядке установленном субъектами Российской Федерации.

В связи с изменениями, внесенными в ФЗ РФ от 22.11.1995г. № 171-ФЗ Федеральным законом от 18.07.2011 года № 218-ФЗ с 22.07.2011г. прилегающие территории определяются органами местного самоуправления в порядке установленном Правительством Российской Федерации.

До 19.01.2013 года порядок определения границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, законодательно не был определен, однако имеющийся пробел законодательства не лишал органы местного самоуправления правомочия по определению этих границ, в соответствии с ФЗ РФ от 22.11.1995г. № 171-ФЗ

.

Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 N 1425 "Об определении органами государственной власти субъектов Российской Федерации мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности, в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, а также определении органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции" утверждены Правила определения органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции.

Согласно п. 4 Правил территория, прилегающая к организациям и объектам, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции включает обособленную территорию (при наличии таковой), а также территорию, определяемую с учетом конкретных особенностей местности; и застройки, примыкающую к границам обособленной территории либо непосредственно к зданию (строению, сооружению), в котором расположены организации и (или) объекты.

Органы местного самоуправления вправе дифференцированно определять границы прилегающих территорий для установления запрета на розничную продажу алкогольной продукции в стационарных торговых объектах и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (п. 6 Правил).

В соответствии с п. 7 Правил способ расчета расстояния от организаций и (или) объектов, указанных в пункте 2 настоящих Правил, до границ прилегающих территорий определяется органом местного самоуправления.

Таким образом, решение Совета народных депутатов Старобачатского сельского поселения от 17.03.2011 № 25 «О порядке определения прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции на территории Старобачатского сельского поселения» не противоречит указанным Правилам.

Указанное решение местного органа самоуправления, хотя и издано до изменения в ФЗ РФ от 22.11.1995г. № 171-ФЗ и указанных Правил, однако им не противоречит, и в установленном порядке не оспорено.

Само по себе отсутствие сведений о земельном участке детского сада в кадастровом учете, также не может являться основанием к отмене решения суда, поскольку данная территория установлена фактически, огорожена.

Таким образом, в соответствии с «Правилами» прилегающая территория включает в себя как огороженную территорию, так и территорию за ограждением (огороженная территория + 50 метров).

Таким образом, продажа спиртосодержащей продукции в непосредственной близости от детского учреждения не может быть признана законной, а потому решение в обжалованной части подлежит, отменене, требования прокурора удовлетворению.

Доводы о том, что ответчик осуществляет деятельность по розничной торговле алкогольными напитками на основании действующей лицензии, основаны на неправильном толковании закона.

Частью 11 статьи 5 Федерального закона N 218-ФЗ установлено, что лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, выданные до 22 июля 201 1 года, действуют до окончания срока их действия. Однако организация обязана прекратить осуществление лицензируемого вида деятельности в обособленном подразделении, если место нахождения такого обособленного подразделения организации перестает соответствовать особым требованиям к розничной продаже алкогольной продукции в результате внесения изменений в законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции

Кроме того, в соответствии с п. 11 ст. 5 указанного ФЗ РФ, лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, выданные до дня вступления в силу данного Федерального закона, действуют до окончания срока их действий. При этом закон имел ввиду несоответствие их выдачи требованиям установленным абзацем вторым пункта 9 статьи 8, пунктом 2,3 статьи 11, абзацем первым и вторым пункта 6 статьи 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к правоотношениям, возникшим после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Беловского районного суда Кемеровской области от 08 февраля 2013 года в обжалованной части, части отказа в удовлетворении исковых требований о запрете Крестьянскому фермерскому хозяйству «К.Н.Н.» продажи алкогольной продукции через магазин «Бриз», расположенного по адресу: <адрес> отменить.

В отмененной части принять новое решение, требования прокурора Беловского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

Запретить Крестьянскому фермерскому хозяйству «К.Н.Н.» продажу алкогольной продукции через магазин «<Б.>», расположенного по адресу: <адрес>.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Председательствующий Т.Н. Рыжонина

Судьи Н.М. Бугрова

Е.Н. Раужин