Судья: Литвинович С.Н. Дело № 33-4071/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 декабря 2015
Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Брагиной Л.А.,
судей Марисова А.М., Шефер И.А.,
при секретаре Пензиной О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске дело по иску прокурора Первомайского района Томской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Первомайская средняя общеобразовательная школа Первомайского района» о возложении обязанности совершения действий по оборудованию школьного автобуса тахографом
по апелляционной жалобе представителя Муниципального казенного учреждения Управление образования Администрации Первомайского района ФИО1 на решение Первомайского районного суда Томской области от 12 октября 2015 года.
Заслушав доклад судьи Марисова А.М., представителя истца ФИО2, судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
Прокурор Первомайского района Томской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Первомайская средняя общеобразовательная школа Первомайского района» (далее МБОУ Первомайская СОШ) о возложении на ответчика обязанности по оборудованию школьного автобуса /__/ с государственным регистрационным знаком /__/ тахографом в срок до 31.12.2015 и обеспечению ввода тахографа в эксплуатацию.
В обоснование заявленных требований указывает, что при проведении проверки соблюдения образовательными учреждениями Первомайского района требований законодательства об образовании, о защите жизни и здоровья учащихся, о противодействии терроризму, о безопасности дорожного движения при перевозке несовершеннолетних к месту учебы и обратно прокуратурой Первомайского района установлено, что транспортное средство /__/, государственный регистрационный знак /__/, владельцем которого является ответчик, не оснащено тахографом – техническим средством контроля, обеспечивающим непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, режиме труда и отдыха водителя. Отсутствие тахографа на школьном автобусе создает угрозу безопасности дорожного движения, жизни и здоровью учащихся.
В судебном заседании помощник прокурора Первомайского района Томской области Чубукова Е.А. исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным основаниям.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика МБОУ Первомайская СОШ и представителя третьего лица муниципального казенного учреждения Управление образования Администрации Первомайского района (далее Первомайское РУО).
Представитель ответчика ФИО3 представила отзыв, согласно которому по существу заявленных требований возражений не имеет.
От представителя Первомайского РУО ФИО1 поступил отзыв с возражениями против удовлетворения исковых требований в связи с отсутствием возможности обеспечить в срок до 31.12.2015 оборудование школьного автобуса тахографом по причине отсутствия в бюджете Первомайского района на 2015 год предусмотренных на эти цели необходимых средств.
Обжалуемым решением суд, руководствуясь ст. 3 Конвенции ООН о правах ребенка, ст. 2, 4, 20, 41 Конституции Российской Федерации, п. 11 ч. 1 ст. 15, п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2013 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.п. 2, 15 ч. 3, п.п. 2, 3 ч. 7 ст. 28, ч.ч. 1, 2 ст. 27, ст. 40 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму», ч. 10 ст. 1, ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности», ст. 3, ч. 1 ст. 16, ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», п.п. 1, 2, 3 Требований к тахографам, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации №36 от 13.02.2013, Правилами организованной перевозки детей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2013 №1177, иск прокурора Первомайского района Томской области удовлетворил, обязал МБОУ Первомайская СОШ в срок до 31.12.2015 оборудовать школьный автобус /__/, государственный регистрационный номер /__/, тахографом, картой водителя и обеспечить ввод тахографа в эксплуатацию.
В апелляционной жалобе Первомайское РУО в лице представителя ФИО1 просит отменить данное решение и принять по делу новое об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает, что учредителем МБОУ Первомайская СОШ является муниципальное образование Первомайский район Томской области в лице Администрации Первомайского района, соответственно, источниками финансирования МБОУ Первомайская СОШ являются средства бюджета муниципального образования в виде субсидии на выполнение муниципального задания и иные цели, а также средства областного бюджета в виде субсидий и иных межбюджетных трансфертов. При этом при принятии решения Думы Первомайского района от 25.12.2014 №347 «О бюджете муниципального образования «Первомайский район» Томской области на 2015 год» субсидии на финансовое обеспечение оборудования транспортных средств муниципальным образовательным организациям предусмотрены не были. Департаментом общего образования Томской области также указано на невозможность отнесения расходов по приобретению тахографа на счет средств субвенции из областного бюджета. Таким образом, финансовой возможности исполнить решение суда в установленный срок не имеется.
Старший помощник прокурора Первомайского района Томской области Чубукова Е.А. в возражениях на апелляционную жалобу выражает согласие с решением суда, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В соответствии со ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть жалобу в отсутствие извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания и не явившихся в суд представителей ответчика и третьего лица.
Обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения по правилам ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Конвенции о правах ребенка государства - участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.
В силу ч. 1 ст. 38 Конституции Российской Федерации детство находится под защитой государства.
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации)
Абзацем 3 ч. 2 ст. 4 Федерального закона N 124-ФЗ от 24 июля 1998 года "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" установлено, что государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана, в том числе на принципе поддержки семьи в целях воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе.
В соответствии с ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организация питания обучающихся и работников образовательной организации.
Пунктом 2 части 6 указанной статьи предусмотрена обязанность образовательной организации создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с ч. 7 ст. 28 указанного Закона образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" закреплены основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования, в том числе право на транспортное обеспечение в соответствии со ст. 40 данного Федерального закона (п. 4 ч. 2 ст. 34).
Согласно ч. 1 ст. 40 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" транспортное обеспечение обучающихся включает в себя организацию их бесплатной перевозки до образовательных организаций и обратно в случаях, установленных частью 2 настоящей статьи, а также предоставление в соответствии с законодательством Российской Федерации мер социальной поддержки при проезде на общественном транспорте.
Частью 2 ст. 40 вышеуказанного Федерального закона установлено, что организация бесплатной перевозки обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, между поселениями осуществляется учредителями соответствующих образовательных организаций.
Из материалов дела следует, что МБОУ Первомайская СОШ является бюджетным образовательным учреждением, функции и полномочия учредителя выполняют Управление образования Администрации Первомайского района, Комитет по управлению муниципальной собственностью администрации Первомайского района.
При этом учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся и работников во время образовательного процесса (п. 2.8 Устава МБОУ Первомайская СОШ).
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
Согласно п. 4 ст. 3 указанного Федерального закона противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
В силу ст. 1 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" основными в сфере регулирования безопасности дорожного движения являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
В соответствии со ст. 3 данного закона основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно п. 22.9 Правил дорожного движения Российской Федерации перевозка детей допускается при условии обеспечения их безопасности с учетом особенностей конструкции транспортного средства.
Статьей 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" определены основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, включающие в том числе и обязанность оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (далее - тахографы). Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2012 года N 1213 установлено, что требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, правила их использования, обслуживания и контроля их работы утверждаются Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 13 февраля 2013 года N 36 во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2012 года N 1213 утверждены категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами.
В соответствии с вышеназванным приказом тахографами оснащаются транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых превышает 5 тонн (категория М3).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.11.2010 N 2136-р утверждена Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года. Разделом 3 указанной концепции предусмотрено, что в целях повышения эффективности реализации указанных мер применительно к сельским учреждениям образования необходимо ориентироваться в том числе на развитие сети образовательных учреждений с учетом демографических факторов, а также на обеспечение пешеходной доступности для детей начальной школы и организацию подвоза детей на специализированных автобусах к основной и средней школе в пределах 30-минутной транспортной доступности.
В настоящее время Правительством РФ утверждены Правила организованной перевозки группы детей автобусами (Постановление от 17 декабря 2013 г. N 1177). В соответствии с пунктом 3 Правил, вступающим в законную силу с 22 июня 2014 г., для осуществления организованной перевозки группы детей используется автобус, с года выпуска которого прошло не более 10 лет, который соответствует по назначению и конструкции техническим требованиям к перевозкам пассажиров, допущен в установленном порядке к участию в дорожном движении и оснащен в установленном порядке тахографом, а также аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.
Согласно паспорту транспортного средства /__/ МБОУ Первомайская СОШ принадлежит автобус для перевозки детей марки /__/, госномер /__/.
Как следует из представленных материалов и не оспаривается сторонами, по результатам проведенной прокуратурой Первомайского района Томской области проверки соблюдения действующего законодательства в сфере образования, защиты жизни и здоровья учащихся, противодействия терроризму, обеспечения безопасности дорожного движения при перевозке несовершеннолетних установлено, что школьный автобус марки /__/, государственный регистрационный знак /__/, принадлежащий МБОУ Первомайская СОШ, не оборудован тахографом и картой водителя.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований прокурора Первомайского района Томской области, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что отсутствие оснащения автобуса /__/, осуществляющего подвоз детей к образовательному учреждению, тахографом не соответствует требованиям законодательства.
На основании изложенного, судебная коллегия считает возможным согласиться с выводом суда первой инстанции об удовлетворении иска прокурора Первомайского района Томской области, поскольку отсутствие в автобусе, принадлежащем ответчику, предусмотренного Правилами организованной перевозки группы детей автобусами тахографа не обеспечивает в должной мере безопасность дорожного движения, тем самым нарушает предусмотренные положениями Конституции Российской Федерации и действующего законодательства права учащихся на безопасную транспортировку к месту обучения, создает предпосылки к совершению различного рода противоправных посягательств на учащихся образовательного учреждения. Выявленные нарушения могут повлечь причинение вреда жизни и здоровью лиц, обучающихся в МБОУ Первомайская СОШ.
Содержащийся в апелляционной жалобе довод об отсутствии финансовой возможности обеспечить в срок до 31.12.2015 оборудование школьного автобуса тахографом не имеет правового значения и не влияет на законность принятого решения.
Отсутствие в бюджете финансовых средств на указанные цели не освобождает ответчика от исполнения требований действующего законодательства.
Иных правовых доводов и оснований к отмене решения суда апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений процессуального законодательства, которые могли привести к неправильному разрешению спора, судом не допущено.
С учетом изложенного, решение суда является законным и обоснованным, не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь п. 1 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
Решение Первомайского районного суда Томской области от 12 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Муниципального казенного учреждения Управление образования Администрации Первомайского района ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: