ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4074 от 04.04.2018 Пермского краевого суда (Пермский край)

Дело № 33- 4074

Судья Кочегарова Д.Ф.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Пермь 04 апреля 2018 года

Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе председательствующего судьи Судневой В.Н.

судей Овчинниковой Н.А., Никитиной Т.А.

при секретаре Рогатневой А.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ГУ МВД России по Пермскому краю на решение Свердловского районного суда г.Перми от 07 февраля 2018 года, которым постановлено:

Административное исковое заявление администрации Чернушинского муниципального района удовлетворить.

Признать отказ информационного центра ГУ МВД России по Пермскому краю в предоставлении сведений о наличии ( отсутствии) судимости в отношении кандидатов в присяжные заседатели по запросу Чернушинского муниципального района от 07.11.2017 № СЭД-261-02-01-06-1244 незаконным.

Обязать ГУ МВД России по Пермскому краю предоставить сведения о наличии (отсутствии) судимости кандидатов в присяжные заседатели по запросу Чернушинского муниципального района от 7.11.2017 № СЭД-261-02-01-06-1244.

Заслушав доклад судьи Судневой В.Н., объяснения представителя ГУ МВД России по Пермскому краю –Белоноговой С.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя администрации Чернушинского муниципального района Пермского края- Слобожаниной О.А., возражающей против удовлетворения апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия

у с т а н о в и л а :

Администрация Чернушинского муниципального района обратилась в суд с административным иском о признании отказа информационного центра Главного Министерства внутренних дел РФ по Пермскому краю в предоставлении сведений о наличии (отсутствии) судимости в отношении кандидатов в присяжные заседатели по запросу администрации Чернушинского муниципального района незаконным, обязании информационный центр Главного управления Министерства внутренних дел РФ по Пермскому краю предоставить сведения о наличии (отсутствии) судимости кандидатов в присяжные заседатели по запросу администрации Чернушинского муниципального района.

В обоснование требований указывают, что в целях исполнения требований ФЗ РФ от 20.08.2004 «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» администрация Чернушинского муниципального района готовит списки кандидатов в присяжные заседатели для районного суда и Пермского гарнизонного военного суда. Согласно приложению к письму Министерства территориальной безопасности Пермского края от 17.05.2017 основной список кандидатов в присяжные заседатели для районного суда должен включать 1000 кандидатов, запасной список -100 кандидатов, для Пермского гарнизонного военного суда -15 кандидатов. Присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели не могут быть лица, имеющие непогашенную или неснятую судимость. 7.11.2017 в Информационный центр был направлен запрос со ссылкой на правовые позиции Верховного Суда РФ по вопросу порядка формирования списков кандидатов в присяжные заседатели. Вместе с тем, в предоставлении информации было отказано по основанию отсутствия такой обязанности. Полагают, что данный отказ противоречит требованиям закона, администрация вправе испрашивать указанную информацию, необходимую для реализации возложенных на них законом полномочий.

Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит ГУ МВД России по Пермскому краю указывая, что ГУ МВД России по Пермскому краю является органом государственной власти, а именно органом исполнительной власти, не организацией, что делает невозможным применение в их отношении ч.1 ст. 6 Федерального закона № 113- ФЗ. В соответствии с ч.4 ст. 17 Закона о полиции информация, содержащаяся в банках данных, предоставляется государственным органам и их должностным лицам только в случаях, предусмотренных федеральным законом. В соответствии со ст. 12 Конституции РФ органы местного самоуправления, к которым относится администрация Чернушинского района Пермского края, не входит в систему органов государственной власти, что не было принято судом во внимание. Правовая форма сообщения о наличии (отсутствия) судимости лица составленного, по мнению суда, путем исключения из представленного списка лиц, имеющих судимость, без предоставления дополнительной информации о факте осуждения и назначения субъекту персональных данных приговором суда наказания, в целом не предусмотрена действующим законодательством.

Проверив законность и обоснованность постановленного решения суда, судебная коллегия оснований к его отмене не находит.

Судом первой инстанции установлено, что в рамках исполнения требований ст. 6 Федерального закона от 20.08.2004 № 113-ФЗ « О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» администрация Чернушинского муниципального района составляет списки кандидатов в присяжные заседатели для районного суда и Пермского гарнизонного военного суда.

Согласно приложению к письму Министра территориальной безопасности Пермского края от 17.05.2017 № СЭД-10-02.2-04-18 основной список кандидатов в присяжные заседатели для районного суда должен включать 1000 кандидатов, запасной список-100 кандидатов, для Пермского гарнизонного военного суда- 15 кандидатов ( л.д.21-23).

Для составления списка кандидатов администрация Чернушинского муниципального района обязана провести проверочные мероприятия в отношении лиц на наличие (отсутствие) непогашенной или неснятой судимости.

7.11.2017 в адрес руководителя информационного отдела ГУ МВД России по Пермскому краю направлен запрос № СЭД-261-02-01-06-1244 о проверке списков с целью выявления лиц, имеющих непогашенную или неснятую судимость, не позднее 22.11.2017 и направлении информации в адрес администрации Чернушинского муниципального района ( л.д.16).

15.11.2017 информационным центром ГУ МВД России по Пермскому краю отказано в предоставлении сведений, поскольку проверка исполнительно-распорядительными органами муниципальных образований кандидатов в присяжные заседатели на наличие ( отсутствие) у них судимости, осуществляется во исполнение части 3 статьи 5 Федерального закона от 20 августа 2004 г.№ 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судом общей юрисдикции в Российской Федерации» вне рамок оказания государственных и муниципальных услуг. Кроме того, статьей 6 Федерального закона № 113-ФЗ не предусмотрена обязанность государственных органов предоставлять информацию необходимую для составления списков кандидатов в присяжные заседатели по запросу исполнительно- распорядительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.( л.д.12)

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона от 20.08.2004 № 113-ФЗ (ред. от 01.07.2017) «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 20.08.2004 № 113-ФЗ), и пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований. При этом, суд верно исходил из того, что исполнительно-распорядительный орган муниципального образования по соответствующему запросу вправе получать информацию, необходимую для составления списков кандидатов в присяжные заседатели, в том числе, предусмотренную частью 2 статьи 3 Федерального закона от 20.08.2004 № 113-ФЗ о наличии у лица непогашенной или неснятой судимости. Должностные лица и руководители организаций независимо от их организационно-правовой формы обязаны по данному запросу представить информацию, необходимую для составления списков кандидатов в присяжные заседатели.

Оснований не согласиться с указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 20.08.2004 № 113-ФЗ исполнительно-распорядительный орган муниципального образования каждые четыре года составляет список и запасной список кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования, включая в указанные списки граждан, постоянно проживающих на территории соответствующего муниципального образования.

На основании части 4 статьи 5 Федерального закона от 20.08.2004 № 113-ФЗ кандидаты в присяжные заседатели муниципального образования определяются путем случайной выборки с использованием Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» на основе содержащихся в ее информационном ресурсе персональных данных об избирателях, участниках референдума. При этом из числа отобранных граждан исключаются лица, которые не могут быть присяжными заседателями в соответствии с частью 2 статьи 3 настоящего Федерального закона.

В силу пункта 2 части 2 статьи 3 Федерального закона от 20.08.2004 № 113-ФЗ присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели не могут быть лица, имеющие непогашенную или неснятую судимость.

В случае выявления обстоятельств, указанных в пункте 2 части 2 статьи 3 Федерального закона от 20.08.2004 № 113-ФЗ (наличие непогашенной или неснятой судимости), граждане, включенные в список или запасной список кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования, подлежат исключению из указанных списков исполнительно-распорядительным органом муниципального образования (часть 1 статьи 7 Федерального закона от 20.08.2004 № 113-ФЗ).

Согласно части 14 статьи 5 Федерального закона от 20.08.2004 № 113-ФЗ исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований и высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны ежегодно (или по представлению председателя суда в более короткие сроки) проверять и при необходимости изменять и дополнять в соответствии с положениями настоящей статьи списки кандидатов в присяжные заседатели, исключая из них граждан, утративших право быть присяжными заседателями, и включая в них тех, кто был отобран дополнительно.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 20.08.2004 № 113-ФЗ должностные лица и руководители организаций независимо от их организационно-правовой формы обязаны представлять по запросу исполнительно-распорядительного органа муниципального образования и высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ информацию, необходимую для составления списков кандидатов в присяжные заседатели.

Анализ приведенных правовых положений позволяет сделать вывод о том, что исполнительно-распорядительный орган муниципального образования в целях надлежащего исполнения обязанности по составлению списка кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования, равно как и внесению в данный список изменений и дополнений, наделен правом на получение информации, необходимой для составления списка кандидатов в присяжные заседатели, в том числе, предусмотренную частью 2 статьи 3 Федерального закона от 20.08.2004 № 113-ФЗ, о наличии у лица непогашенной или неснятой судимости.

Должностные лица и руководители организаций независимо от их организационно-правовой формы обязаны по запросу исполнительно-распорядительного органа муниципального образования представлять информацию, необходимую для составления списков кандидатов в присяжные заседатели.

Принимая во внимание, что административным ответчиком создано препятствие для исполнения административным истцом обязанности по комплектованию корпуса присяжных заседателей и составлению списков в присяжные заседатели для Чернушинского районного суда и Пермского гарнизонного военного суда на 2018-2021 годы, суд первой инстанции в целях преодоления негативных последствий особоснованно удовлетворил заявленные требования.

Доводы жалобы о том, что ГУ МВД России по Пермскому краю являются органами государственной власти, следовательно, не могут быть отнесены к категории «Организация», что делает невозможным применение по отношению к ним ч.1 ст. 6 Федерального закона № 113-ФЗ, основаны на ошибочном толковании закона.

В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 20.08.2004 № 113-ФЗ за не представление информации, необходимой для составления списков кандидатов в присяжные заседатели, а также за представление неверной информации лица, указанные в части 1 настоящей статьи (должностные лица и руководители независимо от их организационно-правовой формы) несут ответственность, установленную Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Административная ответственность должностных лиц за непредставление информации для составления списков присяжных заседателей предусмотрена статьей 17.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом, понятие должностного лица, определено в примечании к статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой лицо, выполняющее организационно-распорядительные функции органов государственной власти, является должностным лицом. В связи с этим применение судом первой инстанции к спорным правоотношениям Федерального закона от 20.08.2004 № 113-ФЗ является правильным.

При оценке законности оспариваемого решения следует учесть, что списки кандидатов в присяжные заседатели для исключения из данного списка лиц, имеющих судимость, направлены в адрес ответчиков, являющихся уполномоченными органами для начала административной процедуры по выдаче информации о наличии (отсутствии) судимости, что согласуется с Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, утвержденным Приказом МВД России от 07.11.2011 года № 1121 (ред. от 28.06.2016).

При таких обстоятельствах судебная коллегия оснований к отмене решения суда не усматривает.

Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании материального закона, направлены на оспаривание выводов суда первой инстанции, оснований не согласиться с которыми судебная коллегия не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС Российской Федерации, суде6бная коллегия

о п р е д е л и л а :

Решение Свердловского районного суда г.Перми от 07 февраля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ МВД России по Пермскому краю – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: