ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4074/2016 от 14.12.2016 Верховного Суда Республики Хакасия (Республика Хакасия)

Председательствующий: Канзычакова Т.В.

Дело № 33-4074/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Абакан 14 декабря 2016 г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:

председательствующего Страховой О.А.,

судей Паксимади Л.М., Веселой И.Н.,

при секретаре Шумиловой У.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Абакана, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации города Абакана о понуждении произвести необходимые действия по устранению нарушений требований законодательства о пожарной безопасности,

по апелляционной жалобе ответчика администрации города Абакана на решение Абаканского городского суда от 23 сентября 2016 г., которым исковые требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Паксимади Л.М., объяснения представителя администрации города Абакана ФИО1, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, прокурора Васильевой Е.В., представителя третьего лица ФИО2, выразивших согласие с решением суда, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор города Абакана, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации г. Абакана о понуждении произвести необходимые действия по устранению нарушений требований законодательства о пожарной безопасности. Требования мотивировал тем, что в апреле 2016 года по результатам прокурорской проверки муниципального образования г. Абакан установлено, что наружное противопожарное водоснабжение некоторых районов муниципального образования имеет недостаточную развитую сеть пожарных гидрантов, обеспечивающих в круглогодичном режиме пожаротушение любого обслуживаемого данной сетью здания, сооружения или его части, находящегося в радиусе не более 200 м, не менее чем от двух пожарных гидрантов. Администрации города Абакана вынесено предписание, которое до настоящего времени не выполнено, что создает угрозу безопасности жизни и здоровью неопределенного круга лиц, а также их имуществу в случае возникновения пожара на территории муниципального образования г. Абакан.

В дальнейшем, уточнив исковые требования (л.д. 106), прокурор города Абакана просил суд: обязать администрацию г. Абакана в срок не позднее 30 июня 2017 г. разместить в соответствии с требованиями СП 8.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности» и СП 31.13330.2012 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» источники наружного противопожарного водоснабжения, определенные ст. 68 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарное безопасности», в следующих районах города: (в границах улиц Озерная – Маршала ФИО3 – Катерная; Складская – Заводская – ФИО4; Аскизская – Мира – Железнодорожная – Розы Люксембург – ФИО5 – Совхозная; Аскизская – Мира – ФИО6 – Спортивная – Белоярская – ФИО7 – Южная дамба; район Энергетик в границах улиц ФИО7 – Южная дамба – Аскизская; в 10 жилом районе в границах улиц Аскизская трасса М-54 – река Ташеба), обеспечивающие в круглогодичном режиме пожаротушение любого обслуживаемого данными источниками наружного противопожарного водоснабжения здания, сооружения или его части, находящегося в радиусе не более 200 м, не менее чем от двух пожарных гидрантов.

Определениями суда от 16 августа 2016 г. и 14 сентября 2016 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены МП «Водоканал» и Абаканская дистанция гражданских сооружений – структурного подразделения Красноярской дирекции по эксплуатации зданий и сооружений - структурного подразделения Красноярской железной дороги-филиала ОАО «РЖД» (л.д. 29, 98).

В судебном заседании помощник прокурора города Абакана Логинова Ю.С. поддержала уточненные исковые требования.

Представители администрации города Абакана ФИО1, ФИО8, ФИО9 в судебном заседании исковые требования не признали по доводам, изложенным в письменных возражениях, в дополнениях к письменных возражениям (л.д. 70-72, 91-95, 128-129). Дополнительно пояснили, что настоящий иск прокурором заявлен преждевременно, поскольку предписанием № 91/1/1 установлен срок для устранения нарушений обязательных требований пожарной безопасности – не позднее 01 апреля 2017 г., в муниципальном образовании города Абакан приняты и исполняются нормативные правовые акты, направленные на осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности. В случае удовлетворения иска просили суд установить срок исполнения заявленных требований прокурора до 31 декабря 2022 г.

Представитель третьего лица ГУ МЧС по РХ ФИО10 суду пояснил, что уточненные исковые требования подлежат удовлетворению, поскольку администрации г. Абакана с 2010 года выдавались предписания относительно выявленных нарушений в области пожарной безопасности, однако с указанного времени работа по устранению выявленных нарушений ведется ответчиком не в полном объеме.

Представители третьих лиц ОАО «РЖД» и МП «Водоканал», надлежащим образом извещенные о дате и времени рассмотрения дела, в зал суда не явились, дело рассмотрено в их отсутствие.

Решением суда от 23 сентября 2016 г. исковые требования удовлетворены (л.д. 145-152).

Представитель ответчика администрации города Абакана ФИО1 в апелляционной жалобе на решение суда просит его отменить, принять новое об отказе в удовлетворения заявленных требований (л.д. 158-159). Полагает, что прокурором города Абакана, в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ, не доказано отсутствие в указанных границах города источников противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. Кроме того, в материалы дела не представлен расчет конкретного количества и (или) видов источников противопожарного водоснабжения. Отсутствие точных данных не позволило ответчику представить конкретные объемы работ, выполнение которых необходимо произвести при исполнении решения суда. Поясняет, что ответчиком в материалы дела представлен мотивированный расчет разумного срока для осуществления мероприятий, указанных в иске, - 31 декабря 2022 г. Данный расчет основан на нормах Бюджетного кодекса РФ, законодательстве о контрактной системе в сфере закупок, а также с учетом специфики строительства источников наружного противопожарного водоснабжения. Указывает, что объективно решение суда не может и не будет выполнено в срок до 30 июня 2018 г.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор г. Абакана выразил согласие с решением суда, просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы (л.д. 165-166).

Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) установлено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Закон о пожарной безопасности) предусмотрено, что обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.

В силу п. 10 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.

Согласно ч. 3 ст. 10 Закона о пожарной безопасности финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.

Частью 4 ст. 6 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» предусмотрено, что пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со ст. 63 этого Закона.

На территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения.

К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся:

1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами;

2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации;

3) противопожарные резервуары (ст. 68 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ).

Пункт 8.6 «СП 8.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности», утв. Приказом МЧС Российской Федерации от 25 марта 2009 г. № 178, устанавливает, что пожарные гидранты надлежит предусматривать вдоль автомобильных дорог на расстоянии не более 2,5 м от края проезжей части, но не ближе 5 м от стен зданий; допускается располагать гидранты на проезжей части. Пожарные гидранты следует устанавливать на кольцевых участках водопроводных линий. Допускается установка гидрантов на тупиковых линиях водопровода с учетом указаний п. 8.4 и принятием мер против замерзания воды в них. Расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать пожаротушение любого обслуживаемого данной сетью здания, сооружения или его части не менее чем от двух гидрантов при расходе воды на наружное пожаротушение 15 л/с и более и одного - при расходе воды менее 15 л/с с учетом прокладки рукавных линий длиной не более указанной в п. 9.11 по дорогам с твердым покрытием.

Согласно п. 9.11 «СП 8.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности», утв. Приказом МЧС Российской Федерации от 25 марта 2009 № 178, пожарные резервуары или искусственные водоемы надлежит размещать из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе:

при наличии автонасосов - 200 м;

при наличии мотопомп - 100 - 150 м в зависимости от технических возможностей мотопомп.

Для увеличения радиуса обслуживания допускается прокладка от резервуаров или искусственных водоемов тупиковых трубопроводов длиной не более 200 м с учетом требований п. 9.9 настоящего Свода правил.

Расстояние от точки забора воды из резервуаров или искусственных водоемов до зданий III, IV и V степеней огнестойкости и до открытых складов горючих материалов должно быть не менее 30 м, до зданий I и II степеней огнестойкости - не менее 10 м.

Из материалов дела следует, что 22 апреля 2016 г. администрации города Абакана вынесено предписание № 91/1/1 об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности, а именно: в границах улиц Озерная – Маршала ФИО3 – Катерная; Складская – Заводская – ФИО4; Аскизская - Мира – Железнодорожная – Розы Люксембург – ФИО5 – Совхозная; Аскизская – Мира – ФИО6 – Спортивная – Белоярская – ФИО7 – Южная дамба; район Энергетик в границах улиц ФИО7 – Южная дамба – Аскизская; в 10 жилом районе в границах улиц Аскизская трасса М-54 – река Ташеба выполнить наружное противопожарное водоснабжение, обеспечивающее в круглогодичном режиме пожаротушение любого обслуживаемого данной сетью здания, сооружения или его части, находящегося в радиусе не более 200 м, не менее чем от двух пожарных гидрантов, пожарные гидранты надлежит предусматривать вдоль автомобильных дорог на расстоянии не более 2,5 м от края проезжей части, но не ближе 5 м от стен зданий допускается располагать гидранты на проезжей части (л.д. 4-6).

Факт нарушения ответчиком указанных требований пожарной безопасности также подтверждается актом проверки от 22 апреля 2016 г. № 91 (л.д. 7-21).

Сам по себе факт наличия выявленных нарушений лицами, участвующими в деле, не оспаривался.

Проанализировав положения Федеральных законов от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Свода правил «СП 8.13130.2009. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности», суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обоснованности заявленных прокурором требований.

В обоснование своих возражений на требования прокурора г. Абакана ответчик указал, что администрацией г. Абакана приняты и исполняются нормативные правовые акты, направленные на осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности.

Решением Совета Депутатов г. Абакана от 18 марта 2014 г. № 78 утвержден Стратегический план социально-экономического развития муниципального образования город Абакана до 2021 года.

Таблица 2.3.3 Плана содержит программу развития муниципального предприятия города Абакана «Водоканал» до 2021 года, данная программа предусматривает и строительство водопровода по всей территории города Абакана, включая указанные в иске территории.

Постановлением администрации города Абакана от 14 августа 2015 г. № 1573 утверждена Схема водоснабжения муниципального образования город Абакан на период до 2025 года, которая также предусматривает устройство пожарного оборудования (пожарных гидрантов).

Из представленных ответов администрации города Абакана от 16 сентября 2016 г. № 2670 и от 20 сентября 2016 г. № 2695, адресованных соответственно в Управление надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по РХ, Главному госинспектору города Абакана и Алтайского района по пожарному надзору, усматривается, что при формировании бюджета на 2017 год будут предусмотрены средства на разработку программы по соблюдению мер пожарной безопасности в границах муниципального образования в соответствии с требованиями Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Между тем, протоколами об административном правонарушении от 21 октября 2010 г. № 414, от 06 декабря 2011 г. № 531, предписанием от 19 октября 2010 г. № 295/1/1, от 06 декабря 2011 г. № 282/1/1, от 22 мая 2011 г. № 85/1/1 по устранению нарушений обязательств требований пожарной безопасности, актами проверок от 06 января 2011 г. № 282, от 22 мая 2014 г. № 85/1/1 подтверждается факт неисполнения ответчиком указанных требований пожарной безопасности на протяжении длительного времени.

Совокупность исследованных по делу доказательств, которым суд дал надлежащую оценку, обоснованно приводит к выводу о том, что ответчик, к полномочиям которого относится соблюдение требований законодательства о пожарной безопасности, допустил нарушение таких требований, что создает угрозу безопасности жизни и здоровья неопределенного круга лиц, поскольку в случае неподготовленности имеющихся пожарных гидрантов (водоисточников), при необеспечении территории города Абакана достаточным количеством источников наружного противопожарного водоснабжения, не устранение указанных в предписании нарушений пожарной безопасности, может повлечь негативные последствия и приведет к недопустимому риску для жизни и здоровья людей.

Судебная коллегия находит выводы суда, изложенные в решении, основанными на нормах закона и соответствующими фактическим обстоятельствам дела. Оснований не согласиться с данными выводами у суда апелляционной инстанции не имеется.

Доводу подателя жалобы о том, что прокурором г. Абакана не доказано отсутствие в указанных границах города источников противопожарного водоснабжения для тушения пожаров, суд первой инстанции дал надлежащую оценку и верно указал в решении, что акт проверки от 22 апреля 2016 г. подтверждает отсутствие гидрантов в конкретных районах города с указанием улиц.

Довод апелляционной жалобы о том, что суд при определении срока для осуществления мероприятий не учел необходимость соблюдения органами местного самоуправления требований установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок и товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», которыми предусмотрены сроки проведения необходимых процедур, судебная коллегия находит несостоятельным поскольку данный довод судом исследовался, в решении суда ему дана надлежащая оценка. Принимая во внимание возможность выполнения ответчиком указанных действий, судом установлен срок до 30 июня 2018 г.

Доводы апелляционной жалобы о том, что, определяя срок для осуществления мероприятий, суд не учел специфику строительства источников наружного противопожарного водоснабжения (в первую очередь – это невозможность выполнения земляных и сварочных (на сетях водоснабжения) работ в зимний период, который в Республике Хакасия может составлять 5 – 6 месяцев, ответчиком при рассмотрении дела в суде первой инстанции не приводились, а значит, и не могут повлечь отмену вынесенного судебного постановления.

Учитывая требования закона, судебная коллегия полагает, что суд правильно разрешил по существу заявление прокурора, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, а также иные доводы, заявленные в суде апелляционной инстанции, выводов суда не опровергают и не являются основанием для отмены решения суда по основаниям, предусмотренным статьей 330 ГПК РФ.

Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Абаканского городского суда от 23 сентября 2016 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Абакана – без удовлетворения.

Председательствующий

О.А. Страхова

Судьи

Л.М. Паксимади

И.Н. Веселая