Судья Алексеев А.А.
Дело № 33- 4078 /2015 22.04.2015 г.
Апелляционное определение
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе
председательствующего судьи Змеевой Ю.А.
судей Кириенко Е.В., Панковой Т.В.
при секретаре Цыганковой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Перми дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Ленинского районного суда г.Перми от 03.02.2015 г., которым постановлено:
Взыскать с ФИО1 в пользу Управления Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Перми недоимку по страховым взносам и пени за 2014 г. в размере 142848,21 руб., из которых 138627,84 руб. - недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ по страховой части трудовой пенсии, 274,12 руб. – недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, зачисляемая в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, 3818,67 руб. - пени по страховой части трудовой пенсии, 127,58 руб. - пени на страховые взносы на обязательное медицинское страхование, зачисляемые в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, а также расходы по оплате государственной пошлины 4056,96 руб.
Заслушав доклад судьи Змеевой Ю.А., пояснения ФИО1, поддержавшей доводы жалобы; представителя УПФ РФ (ГУ) в Ленинском районе г.Перми, возражавшей против удовлетворения жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Перми обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании недоимки по страховым взносам и пени за 2014г. в размере 142 848,21 руб. (в том числе, 138 627,84 руб. - недоимка по страховой части трудовой пенсии; 274,12 руб. недоимка в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; 3 818,67 руб. - пени по страховой части трудовой пенсии; 127,58 руб. - пени в Федеральный фонд обязательного медициского страхования), а также, расходов по государственной пошлине 4056,96 руб. Свои требования истец обосновал тем, что ФИО1 была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 22.06.2006г. Снята с регистрационного учета 30.01.2014 г. С начала отчетного периода до момента ликвидации в качестве индивидуального предпринимателя 30.01.2014 г. налоговую декларацию и налоговую отчетность не предоставляла. Задолженность по недоимкам по страховым взносам за 2010,2011,2012,2013 г.г. и пени, начисленная и предъявленная требованиями от 14.03.2011 г., от 15.03.2012 г., от 19.03.2013 г. и от 25.03.2014 г., ответчиком не погашена. Согласно расчету по начисленным и уплаченным страховым взносам формы РСВ-2 ПФР, недоимка ответчика по страховым взносам за 2014 г. на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ составила по страховой части трудовой пенсии – 138 627,84руб.; недоимка по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования составила 274,12 руб. В связи с неисполнением обязанности по уплате страховых взносов за 2010-2014 г.г. ответчику начислены пени за период с 26.03.2014 г. по 07.05.2014 г. (до даты выставления требования) на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ по страховой части трудовой пенсии -3818,67 руб.; на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования-127,58 руб. Ответчику направлено требование от 07.05.2014 г. об уплате недоимки по страховым взносам и пени. Оплата задолженности ответчиком не произведена. Свои требования истец обосновал нормами Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого и о принятии нового решения о взыскании с ответчика недоимки на обязательное пенсионное страхование 11552,32 руб., пени по страховой части трудовой пенсии- 133,43 и об отказе в удовлетворении остальных требований просит в апелляционной жалобе ФИО1 При этом, доводы жалобы сводятся к несогласию заявителя с расчетом недоимки по страховым взносам в размере 138627,84 руб. и соответствующей суммы пени. Ссылаясь на нормы ч.4.1 ст.14 Федерального закона № 212-ФЗ от 24.07.2009 г., заявитель указывает, что она прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя 30.01.2014 г., следовательно, сумма взносов за 2014 г. (из расчета 138627,84 : 12 = 11552,32) составляет 11552 руб. 32 коп. Из этого же размера должны исчисляться пени, размер которых составит 133 руб.43 коп. Суд не применил названную заявителем правовую норму, что, по мнению заявителя, привело к неправильному определению размера взносов за 2014 г. и к нарушению прав плательщика взносов.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель УПФ РФ (ГУ) в Ленинском районе г.Перми просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив законность принятого судом решения в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе (ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», в соответствии с п.2 ч.1 ст.5 которого, плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся: индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.
Согласно ч.ч.1,1.1,1.2,4.1,9 ст.14 указанного Федерального закона, плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
1.1.Размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:
1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз;
2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
1.2. Фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, установленного пунктом 3 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
4.1. Если плательщики страховых взносов прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность после начала очередного расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, прекращен либо приостановлен статус адвоката, прекращены полномочия нотариуса, занимающегося частной практикой. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, включительно.
11. Сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. В случае, если в указанной информации отсутствуют сведения о доходах налогоплательщиков в связи с непредставлением ими необходимой отчетности в налоговые органы до окончания расчетного периода, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за истекший расчетный период взыскиваются органами контроля за уплатой страховых взносов в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
Основания, размеры и порядок взыскания пени установлены ст.25 Федерального закона № 212-ФЗ от 24.07.2009 г.
Как установлено судом первой инстанции, ФИО1 являлась индивидуальным предпринимателем с 22. 02.2006 г. по 30.01. 2014 г., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей № 274 от 3. 02.2014 г. Управлением ПФ РФ (ГУ) в Ленинском районе г. Перми ФИО1 были направлены требования об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование, а также об уплате пени в связи с несвоевременной уплатой указанных страховых взносов: от 14.03. 2011 г. - за 2010 год в общей сумме 12230,61 руб.; от 15.03. 2012 г. - за 2011 год в общей сумме 17 638,04 руб. ; от 19.03. 2013 г. - за 2012 год в общей сумме 20 345,43 руб.; от 25.03. 2014 г. - за 2013 год в общей сумме 40 132,21 руб.; от 07.05.2014 г. - за 2014 год в общей сумме 142 848,21 руб. Указанными требованиями ответчику был установлен срок для уплаты недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование, и пени в связи с несвоевременной уплатой страховых взносов: за 2010 год - до 02 апреля 2011, за 2011 год - до 3 апреля 2012, за 2012 год - до 9 апреля 2013, за 2013 год - до 15 апреля 2014, за 2014 г. – до 27 мая 2014 г. В установленный срок после прекращения регистрации в качестве индивидуального предпринимателя обязанность по оплате страховых взносов в добровольном порядке ФИО1 не исполнена. В связи с нарушением ответчиком обязанности по своевременной оплате страховых взносов, истцом начислены пени за просрочку оплаты страховых взносов за 2014 г. за период с 26.03.2014 г. по 07.05.2014 г. в сумме 3 946,25 руб., из которых 3818,67 руб. - пени на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на страховую часть пенсии; 127,58 руб.-пени на страховые взносы на ОМС, зачисляемые в ФФОМС. 07.05.2014 г. ответчику направлено требование об оплате недоимки по страховым взносам, пени и штрафа за 2014 г., со сроком оплаты до 27.05.2014 г. Ответчиком денежные средства не уплачены. Судом установлено также, что ФИО1 налоговая декларация и налоговая отчетность в налоговый орган не сдана. Представленный истцом расчет недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование, а также пени за нарушение срока оплаты страховых взносов за 2014 г. ответчиком не оспорен.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что ФИО1, являясь индивидуальным предпринимателем, приняла на себя обязанность по оплате страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда РФ и Фонда обязательного медицинского страхования. Доказательств надлежащего исполнения ответчиком обязанности по оплате страховых взносов в установленном законом размере до 27.05.2014 г. не представлено.Установленная законом процедура направления ответчику требования об уплате недоимки по страховым взносам истцом соблюдена. Поскольку налоговая отчетность ответчиком до окончания отчетного периода в налоговый орган не представлена, суд, с учетом требований ч.1.1 ст.14 Федерального закона от 24.07.2012 г.№ 212-ФЗ и размера предельной величины страхового взноса в ПФРФ в 2014 г.(138627,84 руб.) пришел к выводу о законности и обоснованности расчета истца. Заявленные требования признаны судом обоснованными и подлежащими удовлетворению. Требования в части взыскания расходов по государственной пошлине удовлетворены судом по основаниям ст.98 ГПК РФ.
Выводы суда являются правильными, основаны на верном определении судом обстоятельств, имеющих значение для дела, исследованных судом доказательствах, соответствуют требованиям закона.
Доводы апелляционной жалобы несостоятельны и отмену решения не влекут, так как выводов суда не опровергают, основаны на ошибочном толковании закона.
Порядок определения размера страховых взносов, уплачиваемых плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам(в том числе, индивидуальными предпринимателями) установлен ст.14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», согласно п.4.1 которой, если плательщики страховых взносов прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность после начала очередного расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, прекращен либо приостановлен статус адвоката, прекращены полномочия нотариуса, занимающегося частной практикой. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, включительно.
Однако, как следует из ч.11 ст.14 указанного Федерального закона, сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. В случае, если в указанной информации отсутствуют сведения о доходах налогоплательщиков в связи с непредставлением ими необходимой отчетности в налоговые органы до окончания расчетного периода, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за истекший расчетный период взыскиваются органами контроля за уплатой страховых взносов в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
Из анализа указанных правовых норм следует, что фиксированный размер страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию, определяемый в порядке, предусмотренном ч.ч.1.1,4.1 ст.14 Федерального закона № 212-ФЗ от 24.07.20019 г., применяется в случае предоставления в налоговый орган плательщиком страховых взносов налоговой отчетности.
Поскольку из переданных налоговыми органами сведений следует, что ответчик не представила необходимую отчетность в налоговые органы, расчет подлежащих оплате за 2014 г. страховых взносов должен производиться в порядке, установленном ч.11 ст.14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ.
В связи с чем, довод жалобы о том, что фиксированный размер страховых взносов должен определяться в порядке, установленном п.4.1 ст.14 указанного Федерального закона несостоятелен и отмену решения не влечет. Представленный заявителем жалобы расчет не может быть принят в качестве обоснования размера страховых взносов и пени.
Как правильно указал суд, если плательщик взносов не представит налоговую отчетность в инспекцию до окончания расчетного периода и в связи с этим у органов ПФР не будет информации о доходах такого лица, взносы за соответствующий расчетный период будут взысканы в фиксированном размере – исходя из увеличенного в 12 раз восьмикратного размера МРОТ и страхового тарифа. В соответствии со сведениями, представленными ИФНС России по Ленинскому району г. Перми от 29.04.2014г. № 21-44/06143, от 06.10.2014 г. № 21-18/11735дсп, от 31.10.2014 г. № 07-20/05963ДСП по запросу Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Перми, ФИО1 налоговая декларация и отчетность в налоговый орган не сдана. Следовательно, расчет истца, согласно которому размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ составляет 138627,84 руб.(5554 руб. х 8 х 26%х12), является правильным. Расчет пени за период с 26.03.2014 г. по 07.05.2014 г. в соответствии со ст.25 Федерального закона № 212-ФЗ от 24.07.2009 г. обоснованно произведен истцом от суммы 138627,84 руб.
Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г.Перми от 03.02.2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи