ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4083/19 от 15.03.2019 Свердловского областного суда (Свердловская область)

Судья Мартынюк С.Л. Дело № 33-4083/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Екатеринбург 15 марта 2019 года

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего судьи Колесниковой О.Г.,

судей Ивановой Т.С., Редозубовой Т.Л.,

при секретаре Безумовой А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело

по иску Зырянова В.П. к государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области о признании незаконным и отмене решения об отказе в возобновлении выплаты дополнительного материального обеспечения, признании права на дополнительное материальное обеспечение, возложении обязанности,

по апелляционной жалобе ответчика в лице начальника Управления Медведевой Л.Г. на решение Красногорского районного суда г. Каменск-Уральский Свердловской области от 23.11.2018.

Заслушав доклад судьи Колесниковой О.Г., объяснения представителя истца Зыряновой М.В. (нотариальная доверенность серии 66АА № 4894450 от 07.09.2018 сроком на три года), возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Зырянов В.П. обратился в суд с иском к ГУ – Управлению Пенсионного фонда РФ в г.Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области (далее по тексту - Управление) об оспаривании законности отказа в возобновлении ему выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения, ссылаясь в обоснование требований на следующие обстоятельства.

Истец является лауреатом премии Совета Министров СССР, которая присуждена ему на основании постановления Совета Министров СССР от 14.04.1986. На основании заявления истца решением Управления ему с 10.11.2017 было назначено дополнительное ежемесячное материальное обеспечение, предусмотренное Федеральным законом от 04.03.2002 № 21-ФЗ «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией» (далее по тексту - Закон № 21-ФЗ), в размере 16613,03 руб. В период с 12.12.2017 по 12.06.2018 Зырянов В.П. выполнял оплачиваемые работы в ОАО «КУМЗ» на основании гражданско-правовых договоров, в связи с чем на основании его письменного заявления выплата дополнительного ежемесячного материального обеспечения (далее по тексту – ДЕМО) с 01.01.2018 была прекращена. 21.06.2018 истец обратился в Управление с заявлением о возобновлении выплаты ДЕМО, в удовлетворении которого Управление отказало решением от 27.06.2018 № 923030/18, ссылаясь на то, что премия Совета Министров СССР не входит в предусмотренный подп. 8 п. 2 ст. 1 Закона № 21-ФЗ исчерпывающий перечень премий, присуждение которых дает право на назначение ДЕМО. Истец считает отказ незаконным, поскольку премия Совета Министров СССР является государственной премией, присуждена высшим исполнительным и распорядительным органом СССР и носит общегосударственный характер.

На основании изложенного, с учетом последующих уточнения иска и отказа от требования о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами (отказ от части иска принят судом с вынесением определения от 23.11.2018 о прекращении производства по делу в указанной части), Зырянов В.П. просил: признать незаконным и отменить решение Управления от 27.06.2018 № 923030/18; признать за ним право на ДЕМО в соответствии с подп. 8 п. 2 ст. 1 Закона № 21-ФЗ; обязать Управление назначить ему ДЕМО с 21.06.2018 пожизненно. Также истец просил взыскать с Управления в возмещение расходов на оплату услуг представителя и оформление доверенности 11 850 руб.

Ответчик возражал против иска, настаивая на правомерности оспариваемого истцом решения Управления и указывая, что перечень премий, дающих право на получение ДЕМО за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, установленный п. 2 ст. 1 Закона № 21-ФЗ, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит, премии Совета Министров СССР в указанный перечень не входят.

Решением Красногорского районного суда г. Каменск-Уральский Свердловской области от 23.11.2018 исковые требования Зырянова В.П. удовлетворены частично: решение Управления от 27.06.2018 № 923030/18 признано незаконным; за истцом признано право на назначение ДЕМО; на Управление возложена обязанность назначить истцу ДЕМО с 21.06.2018. С ответчика в пользу истца взыскано в возмещение судебных расходов 4 850 руб.

С таким решением не согласился ответчик. В апелляционной жалобе начальник Управления Медведева Л.Г. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в иске, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Повторяет доводы возражений на иск о невключении премии Совета Министров СССР в перечень премий, дающих право на получение ДЕМО. Оспаривает вывод суда о том, что указанная премия относится к государственным премиям, поскольку она присуждается в целях стимулирования и поощрения за те или иные достижения, в то время как государственная премия является высшим признанием заслуг деятеля науки перед обществом и государством и присуждается за значительный вклад в развитие естественных, технических и гуманитарных наук.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель Управления, которое о месте и времени рассмотрения дела извещалось надлежащим образом путем размещения 13.02.2019 соответствующей информации на официальном интернет-сайте Свердловского областного суда (с учетом положений ч. 2.1 ст. 113 Гражданского процессуального кодекса РФ, разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, изложенных в п. 16 Постановления от 26.12.2017 № 57 «О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов»), не явился. Истец воспользовался правом на участие в деле через представителя, которая подтвердила в заседании судебной коллегии, что истец надлежащим образом был уведомлен о судебном заседании.

Руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия определила о рассмотрении дела при данной явке.

Заслушав пояснения представителя истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из этих доводов (ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ), судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда.

В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона № 21-ФЗ граждане Российской Федерации, получающие пенсию, ежемесячное пожизненное содержание, выплачиваемое пребывающему в отставке судье, и имеющие выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, имеют право на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией.

Согласно подп. 8 п. 2 ст. 1 Закона № 21-ФЗ ДЕМО назначается лауреатам Ленинской премии, лауреатам государственных премий СССР и лауреатам государственных премий Российской Федерации (РСФСР).

Из материалов дела следует и ответчиком не оспаривалось, что Зырянов В.П., ... г.р., является получателем пенсии по старости.

Постановлением Совета Министров СССР от 14.04.1986 истцу присуждена премия Совета Министров СССР за создание и освоение технологических процессов производства полуфабрикатов силовых штампосварных конструкций минимальной массы из магниеволитиевого сплава, выдан диплом лауреата премии (л.д. 18, 19).

Наличие у истца звания лауреата премии Совета Министров СССР явилось основанием для принятия Управлением решения № 1864784/17 от 23.11.2017 о назначении истцу с 10.11.2017 ДЕМО в соответствии с Законом № 21-ФЗ. Данное обстоятельство сторонами не оспаривалось, следует из заявления истца о назначении ДЕМО от 10.11.2017, письма Управления от 13.09.2018 № 12/28259 в ответ на обращение представителя истца Зыряновой М.В. (л.д. 33, 40, 41).

В период с 12.12.2017 по 11.03.2018 и с 12.03.2018 по 12.06.2018 Зырянов В.П. выполнял работы по проведению конструкторско-технологических разработок в ОАО «КУМЗ» на основании договоров возмездного оказания услуг от 12.12.2017 № 77н-2017 и от 12.03.2018 № 37н-2018 (л.д. 30-32, 35, 36).

Поскольку в соответствии с п. 5 ст. 3 Закона № 21-ФЗ дополнительное материальное обеспечение не выплачивается в период выполнения оплачиваемой работы, на основании письменного заявления истца от 12.12.2017 Управление решением от 13.12.2017 № 170000277444/2101348/17 прекратило выплату истцу ДЕМО с 01.01.2018 (указанные обстоятельства подтверждены самим ответчиком в письме от 13.09.2018 № 12/28259 - л.д. 40, 41). Факт выплаты истцу ДЕМО в период с 10.11.2017 по 31.12.2017 ответчиком не оспаривался.

21.06.2018 истец обратился в Управление с заявлением о возобновлении выплаты ему ДЕМО (л.д. 87).

Решением Управления от 27.06.2018 № 923030/18 в удовлетворении заявления Зырянова В.П. отказано со ссылкой на то, что истец не относится к кругу лиц, имеющих право на назначение ДЕМО в соответствии с п. 2 ст. 1 Закона № 21-ФЗ (л.д. 38, 39).

Разрешая спор и удовлетворяя иск Зырянова В.П., суд руководствовался положениями ст. 1 Закона № 21-ФЗ, ст.ст. 30, 64 Конституции СССР от 05.12.1936, нормами постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17.02.1967 № 158, постановления Совета Министров СССР от 18.10.1979 № 950 «О премиях Совета Министров СССР», на основании которых и с учетом установленных в ходе рассмотрения дела обстоятельств пришел к выводу, что истец имеет право на возобновление ему выплаты ДЕМО, поскольку удостоен государственной премии СССР (учреждена высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти СССР – Советом Министров СССР) за выдающиеся достижения и особые заслуги перед государством.

Вывод суда о том, что премия Совета Министров СССР имеет статус государственной премии, является правильным, поскольку в соответствии со ст.ст. 128, 131 Конституции (Основного Закона) Союза Советских Социалистических Республик, принятой ВС СССР 07.10.1977 и действовавшей на дату присуждения истцу премии, Совет Министров СССР - Правительство СССР - являлся высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти СССР, соответственно, премии, присуждавшиеся Советом Министров СССР, относятся к числу государственных премий.

Доводы апелляционной жалобы Управления сводятся к тому, что премия Совета Министров СССР не может быть отнесена к числу государственных премий, дающих право на назначение ДЕМО, поскольку присуждается в целях стимулирования и является средством поощрения за те или иные достижения, в то время как Государственная премия является высшим признанием заслуг гражданина перед государством и присуждается за значительный вклад в развитие различных отраслей науки.

Судебная коллегия, соглашаясь с апеллянтом в том, что в силу п. 1 ст. 1 Закона № 21-ФЗ правом на получение ДЕМО обладают лауреаты не всех премий, имеющих статус государственных, а только тех из них, которые присуждаются за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, не может согласиться с обоснованностью доводов жалобы о невозможности отнесения премии Совета Министров СССР, присужденной истцу, к числу государственных премий, дающих право на назначение ДЕМО.

Для решения вопроса о том, относится ли присужденная истцу премия Совета Министров СССР к числу государственных премий, которые с учетом положений п. 1 ст. 1 Закона № 21-ФЗ дают право на назначение ДЕМО, необходимо руководствоваться нормами, действовавшими на момент присуждения премии.

На момент присуждения истцу премии Совета Министров СССР действовали постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 15.03.1977 № 211 «О совершенствовании порядка премирования руководящих, инженерно-технических работников и служащих производственных объединений, предприятий и организаций производственных отраслей народного хозяйства», постановление Совета Министров СССР от 18.10.1979 № 950 «О премиях Совета Министров СССР» и постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 17.02.1967 № 158 (в редакции от 21.02.1980) «Об утверждении Положений о Ленинских и Государственных премиях СССР и о Комитетах по Ленинским и Государственным премиям СССР при Совете Министров СССР».

Постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР от 15.03.1977 № 211 были учреждены премии Совета Министров СССР для присуждения ежегодно коллективам работников научно-исследовательских, проектно-конструкторских, технологических и других организаций, производственных и научно-производственных объединений, предприятий за выполнение комплексных научных исследований, проектно-конструкторских и технологических работ по важнейшим направлениям развития народного хозяйства и его отраслей и за внедрение результатов этих исследований и работ.

Постановлением Совета Министров СССР от 18.10.1979 № 950 установлено, что премии Совета Министров СССР, учрежденные постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 15.03.1977 № 211, присуждаются Советом Министров СССР по представлению Государственного комитета СССР по науке и технике и ВЦСПС за выполнение комплексных научных исследований, проектно - конструкторских и технологических работ по важнейшим направлениям развития народного хозяйства и его отраслей и за внедрение результатов этих исследований и работ (в том числе за выполнение научно-технических программ). Лицам, которым присуждаются премии Совета Министров СССР, вручаются диплом и нагрудный знак «Лауреат премии Совета Министров СССР». Указанные премии присуждаются ежегодно, начиная с 1981 года, ко Дню советской науки.

В соответствии с п. 1 Положения о Государственных премиях СССР, утвержденного постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР от 17.02.1967 № 158, Государственные премии СССР присуждаются за научные исследования, вносящие крупный вклад в развитие отечественной науки; за работы по созданию и внедрению в народное хозяйство наиболее прогрессивных материалов, машин и механизмов; за новые высокопроизводительные технологические процессы; за внедрение передового производственно-технического опыта, имеющего большое народнохозяйственное значение, а также за выдающиеся успехи в труде, достигнутые в социалистическом соревновании, за оригинальные и экономичные архитектурные и технические сооружения; за глубокие теоретические исследования по вопросам государственного и хозяйственного строительства и марксистско-ленинской науки; за наиболее талантливые высокоидейные произведения литературы и искусства; за создание выдающихся учебников для высших и средних специальных учебных заведений, средней школы, профессионально-технических учебных заведений и для системы партийной учебы и экономического образования.

Анализ приведенных выше нормативных положений свидетельствует о том, что существенных различий между основаниями и критериями, установленными для присуждения премий (в области науки и техники) Совета Министров СССР и Государственных премий СССР не имелось. Так, основанием для присуждения премии Совета Министров СССР являлось выполнение комплексных научных исследований, проектно - конструкторских и технологических работ по важнейшим направлениям развития народного хозяйства и его отраслей и внедрение результатов этих исследований и работ. Указанное основание созвучно с такими основаниями для присуждения Государственной премии СССР как выполнение работ по созданию и внедрению в народное хозяйство наиболее прогрессивных материалов, машин и механизмов; за новые высокопроизводительные технологические процессы; за внедрение передового производственно-технического опыта, имеющего большое народнохозяйственное значение. Следовательно, и премии Совета Министров СССР, и Государственные премии СССР, основанием для присуждения которых являлись определенные значительные достижения в различных областях науки и техники, в равной степени соответствовали критериям, установленным в п. 1 ст. 1 Закона № 21-ФЗ, а потому предоставляли лауреатам данных премий право на получение ДЕМО.

Правильность такого вывода подтверждается тем, что в совместной телетайпограмме от 12.04.2002 № 2181-ЮЛ/ЛЧ-06-32/3539 (подготовлена через месяц после принятия Закона № 21-ФЗ) Министерство труда и социального развития РФ и Пенсионный фонд РФ, разъясняя положения Закона № 21-ФЗ и приводя конкретный перечень лауреатов соответствующих премий, имеющих право на ДЕМО, включили в данный перечень лауреатов премий Совета Министров СССР.

С учетом изложенного вывод суда о том, что присужденная истцу премия Совета Министров СССР является государственной премией за выдающиеся достижения и особые заслуги перед государством, дающей право на назначение ДЕМО, следует признать правильным.

Доводы апелляционной жалобы о том, что признание исключительных и выдающихся заслуг обусловлено присуждением лишь Государственной премии СССР, несостоятельны и противоречат буквальному содержанию подп. 8 п. 2 ст. 1 Закона № 21-ФЗ ДЕМО, в котором отсутствует указание на то, что право на назначение ДЕМО имеют лауреаты исключительно Государственной премии СССР. Включив в перечень лиц, имеющих право на назначение ДЕМО, лауреатов государственных премий СССР, законодатель тем самым намеренно расширил круг претендентов (поскольку статус государственных имеют не только Государственные премии СССР, но и иные премии, учрежденные государственными органами власти), но при этом в любом случае при оценке права лица на назначение ДЕМО подлежат учету основания и критерии премирования, которые должны соответствовать тем, что приведены в п. 1 ст. 1 Закона № 21-ФЗ.

Кроме того, оснований для отказа в удовлетворении иска Зырянова В.П. у суда первой инстанции не имелось также ввиду следующего.

В соответствии с п. 5 ст. 3 Закона № 21-ФЗ ДЕМО не выплачивается в период выполнения оплачиваемой работы.

Как следует из материалов дела, решением Управления № 1864784/17 от 23.11.2017 Зырянову В.П. в соответствии с Законом № 21-ФЗ было установлено ДЕМО с 10.11.2017, выплата которого прекращена с 01.01.2018 решением Управления от 13.12.2017 № 170000277444/2101348/17 в связи с заключением истцом гражданско-правового договора о выполнении оплачиваемых работ. Обращаясь с заявлением в Управление 21.06.2018, истец, по существу, ставил вопрос о восстановлении ему спорной выплаты в связи с устранением обстоятельств, послуживших основанием для прекращения выплаты ДЕМО с 01.01.2018.

Закон № 21-ФЗ не устанавливает самостоятельного порядка выплаты ДЕМО, поэтому в соответствии со ст. 3 названного Закона применяется порядок выплаты страховой пенсии, в том числе, в части ее прекращения и восстановления, установленный Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 25 Федерального закона «О страховых пенсиях» прекращение выплаты страховой пенсии производится в случае: утраты пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию (обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию, истечения срока признания лица инвалидом, приобретения трудоспособности лицом, получающим пенсию по случаю потери кормильца, поступления на работу (возобновления иной деятельности, подлежащей включению в страховой стаж) лиц, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации) - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором обнаружены указанные обстоятельства или документы, либо истек срок инвалидности, либо наступила трудоспособность соответствующего лица.

В соответствии с ч.ч. 3, 4 ст. 25 Федерального закона «О страховых пенсиях» восстановление выплаты страховой пенсии производится, в том числе, по желанию пенсионера в случае наступления новых обстоятельств или надлежащего подтверждения прежних обстоятельств, дающих право на установление страховой пенсии, если со дня прекращения выплаты указанной пенсии прошло не более 10 лет. При восстановлении выплаты страховой пенсии право на страховую пенсию не пересматривается. При этом размер указанной пенсии определяется заново в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

По смыслу изложенных норм, поскольку Управлением при принятии решения № 1864784/17 от 23.11.2017 было признано право истца на назначение ДЕМО, при разрешении заявления истца о восстановлении спорной выплаты пенсионный орган не мог входить в обсуждение вопроса о наличии права истца на ДЕМО и отказывать в удовлетворении заявления по мотиву отсутствия у истца такого права.

Судебная коллегия полагает необходимым также отметить, что Управление не представило логичных и убедительных объяснений фактам вынесения им двух противоречивых решений - в ноябре 2017 г., когда пришло к выводу о наличии у истца права на назначение ДЕМО как у лауреата премии Совета Министров СССР, и в июне 2018 г., когда посчитало, что такое право у истца как у лауреата премии Совета Министров СССР отсутствует. При этом никаких изменений в ст. 1 Закона № 21-ФЗ, устанавливающей основания для назначения ДЕМО и перечень лиц, имеющих право на получение указанной выплаты, в период с ноября 2017 г. по июнь 2018 г. не вносилось.

Решение суда в части распределения судебных расходов постановлено судом в соответствии с требованиями ст.ст. 98. 100 Гражданского процессуального кодекса РФ. Доводов о несогласии с решением в указанной части, равно как и иных доводов, которые бы имели правовое значение для разрешения спора и нуждались в проверке, могли повлиять на оценку законности и обоснованности обжалуемого судебного акта, апелляционная жалоба ответчика не содержит.

При таком положении обжалуемое решение Красногорского районного суда г. Каменск-Уральский Свердловской области от 23.11.2018 является законным и обоснованным и по доводам апелляционной жалобы ответчика, направленным, по существу, на иное толкование норм материального права, оснований для которого судебная коллегия не усматривает, не подлежит.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судебная коллегия по материалам дела не усматривает.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Красногорского районного суда г. Каменск-Уральский Свердловской области от 23.11.2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика – без удовлетворения.

Председательствующий: Колесникова О.Г.

Судьи: Иванова Т.С.

Редозубова Т.Л.