ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4088 от 24.12.2015 Тульского областного суда (Тульская область)

Дело № 33-4088 Судья Суханова Т.Е.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

(резолютивная часть)

24 декабря 2015 года город Тула

Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:

председательствующего Дмитренко М.Н.,

судей Сенчуковой Е.В., Назарова В.В.,

при секретаре Моисеевой Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9 по доверенности ФИО10, на решение Привокзального районного суда г.Тулы от 13 октября 2015 года по иску ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9 к ООО «ФИО12» о взыскании расходов в виде обещанных наград.

Заслушав доклад судьи Сенчуковой Е.В., судебная коллегия

установила:

истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9 обратились в суд с иском к ответчику ООО «ФИО12» о взыскании расходов в виде обещанных наград, указав в обоснование исковых требований, что они являются покупателями магазина «ФИО12», расположенного по адресу: <адрес>, участвовали в акции под названием «Фишкомания». Акция стартовала ДД.ММ.ГГГГ и должна была продлиться до ДД.ММ.ГГГГ согласно выданному истцам рекламному буклету. По условиям акции покупателю, совершившему покупку на сумму не менее <данные изъяты> руб., выдается акционная «фишка». Собрав достаточное количество купонов с фишками, покупатель получает скидку на товар по акции в размере 50% от стоимости товара либо приобретает товар за один рубль.

В период действия акции истцы обратились в магазин за получением призов согласно условиям акции, однако были проинформированы, что призы закончились. Позже они узнали, что акция была закрыта ДД.ММ.ГГГГ В адрес магазина направляли претензию, однако положительного ответа получено не было.

В рекламном буклете представлена информация о том, что количество акционного товара ограничено, и магазин оставляет за собой право замены товаров на равнозначные по цене и потребительским свойствам. Полагают, что препятствия для проведения акции до указанного в рекламных листовках срока ДД.ММ.ГГГГ у общества отсутствовали.

Поскольку истцы условия акции выполнили, но обещанной награды не получили, то полагают, что имеют право на возмещение понесенных расходов в пределах стоимости обещанной награды.

Истец ФИО1 на собранные купоны рассчитывала получить: два <данные изъяты>, стоимость которых составляет <данные изъяты> руб. (<данные изъяты> руб. + <данные изъяты> руб.); телевизор <данные изъяты> стоимостью <данные изъяты> руб.. Таким образом, ее расходы в пределах стоимости обещанных наград составляют <данные изъяты> руб.

Истец ФИО2 на собранные купоны рассчитывала получить: ноутбук <данные изъяты> стоимостью <данные изъяты> руб.; планшет <данные изъяты> стоимостью <данные изъяты> руб.; iPhone <данные изъяты> стоимостью <данные изъяты> руб.; телевизор <данные изъяты> стоимостью <данные изъяты> руб.. Таким образом, ее расходы в пределах стоимости обещанных наград составляют <данные изъяты> руб.

Истец ФИО3 на собранные купоны рассчитывал получить: три iPhone <данные изъяты>, стоимость которых составляет <данные изъяты> руб. (<данные изъяты> руб. х 3). Таким образом, его расходы в пределах стоимости обещанных наград составляет <данные изъяты> руб.

Истец ФИО4 на собранные купоны рассчитывала получить: моющий пылесос <данные изъяты> стоимостью <данные изъяты> руб.; планшет <данные изъяты> стоимостью <данные изъяты> руб.; iPhone <данные изъяты> стоимостью <данные изъяты> руб.; телевизор <данные изъяты> стоимостью <данные изъяты> руб. Таким образом, ее расходы в пределах стоимости обещанных наград составляют <данные изъяты> руб.

Истец ФИО5 на собранные купоны рассчитывал получить: ноутбук <данные изъяты> дюйма стоимостью <данные изъяты> руб.; планшет <данные изъяты> стоимостью <данные изъяты> руб.; iPhone <данные изъяты> стоимостью <данные изъяты> руб.; телевизор <данные изъяты> стоимостью <данные изъяты> руб. Таким образом, его расходы в пределах стоимости обещанных наград составляют <данные изъяты> руб.

Истец ФИО6 на собранные купоны рассчитывал получить: два iPhone <данные изъяты> стоимостью <данные изъяты> руб. (<данные изъяты> руб. + <данные изъяты> руб.); телевизор <данные изъяты> стоимостью <данные изъяты> руб. Таким образом, его расходы в пределах стоимости обещанных наград составляют <данные изъяты> руб.

Истец ФИО7 на собранные купоны рассчитывал получить: моющий пылесос <данные изъяты> стоимостью <данные изъяты> руб., планшет <данные изъяты> стоимостью <данные изъяты> руб.; iPhone <данные изъяты> стоимостью <данные изъяты> руб.; телевизор <данные изъяты> стоимостью <данные изъяты> руб. Таким образом, его расходы в пределах стоимости обещанных наград составляют <данные изъяты> руб.

Истец ФИО8 на собранные купоны рассчитывала получить: три iPhone <данные изъяты> общей стоимостью <данные изъяты> руб. (<данные изъяты> руб. х 3). Таким образом, ее расходы в пределах стоимости обещанных наград составляют <данные изъяты> руб.

Истец ФИО9 на собранные купоны рассчитывала получить: моющий пылесос <данные изъяты> стоимостью <данные изъяты> руб.; планшет <данные изъяты> стоимостью <данные изъяты> руб.; iPhone <данные изъяты> стоимостью <данные изъяты> руб.; телевизор <данные изъяты> стоимостью <данные изъяты> руб. Таким образом, ее расходы в пределах стоимости обещанных наград составляют <данные изъяты> руб.

Общие расходы истцов в пределах стоимости обещанных наград составляют <данные изъяты> руб.

На основании изложенного, истцы просили суд взыскать с ответчика расходы в виде обещанных наград в указанном выше размере и расходы по оплате юридических услуг представителя в размере <данные изъяты> руб. в пользу каждого из истцов

Истцы ФИО8, ФИО6, ФИО9, ФИО4 в судебном заседании исковые требования поддержали и просили их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.

Представитель истцов ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9 по доверенностям ФИО10 в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал по указанным в иске основаниям и просил суд их удовлетворить.

Представитель ответчика ООО «ФИО12» по доверенности ФИО11 в судебном заседании заявленные исковые требования не признал и просил в их удовлетворении отказать. Пояснил, что в августе ДД.ММ.ГГГГ поставщики перестали поставлять в ООО «ФИО12» соответствующую продукцию для проведения акции «Фишкомания» по оговоренным с ними ценам. А ДД.ММ.ГГГГ при перемещении полученных от поставщика фишек со склада, расположенного по адресу: <адрес> на другой склад исчезли фишки в количестве <данные изъяты> штук, о чем была составлена служебная записка. Ввиду этого на основании приказа главного исполнительного директора от ДД.ММ.ГГГГ. акция «Фишкомания» была прекращена с ДД.ММ.ГГГГ., о чем на кассах магазина было выставлено объявление. Акционные товары, которые оставались в ООО «ФИО12» в наличии, выдавались потребителям вплоть до ДД.ММ.ГГГГ г., однако истцы в ООО «ФИО12» в период проведения акции за получением акционного товара не обращались. Большая часть представленных ими чеков датирована ДД.ММ.ГГГГ и далее, т.е. эти товары покупались после проведения акции. Считал, что возникшие между истцами и ответчиком правоотношения не подпадают под действие норм ГК РФ, регулирующих правоотношения в сфере публичного обещания награды.

Истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО5, ФИО7 в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом, представили суду письменные заявления с просьбой о рассмотрении дела в их отсутствие.

В порядке ст.167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Решением Привокзального районного суда г.Тулы от 13.10.2015 г. в удовлетворении исковых требований ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9 отказано.

В апелляционной жалобе представителем истцов по доверенностям ФИО10 ставится вопрос об отмене данного решения как незаконного и необоснованного. Доводы жалобы сводятся к утверждению о неправильном применении судом первой инстанции норм материального и процессуального права и неправильной оценке всей совокупности доказательств.

В отзыве на апелляционную жалобу ответчик ООО «ФИО12» ссылается на несостоятельность доводов заявителей жалобы и просит решение суда оставить без изменения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя истцов по доверенности Ч.Д.АБ., подержавшего апелляционную жалобу, возражения на нее представителя ответчика ООО «ФИО12» по доверенности ФИО11, судебная коллегия приходит к следующему.

Защита нарушенных или оспоренных гражданских прав в силу положений ст.ст.11, 12 ГК РФ может осуществляться в судебном порядке путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

При этом избранный способ защиты нарушенного права и законных интересов должен отвечать принципам правовой соразмерности, то есть должен быть основан на соблюдении баланса интересов и прав спорящих сторон.

При разрешении настоящего дела по существу суд первой инстанции, приняв во внимание характер возникшего между сторонами спора, сущность заявленных истцами требований и приведенные в их обоснование обстоятельства, возражения стороны ответчика, правильно руководствовался нормами Гражданского кодекса РФ.

Так, согласно ст.437 ГК РФ реклама и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, рассматриваются как приглашение делать оферты, если иное прямо не указано в предложении.

Содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, признается офертой (публичная оферта).

В силу ст.440 ГК РФ, когда в оферте определен срок для акцепта, договор считается заключенным, если акцепт получен лицом, направившим оферту, в пределах указанного в ней срока.

В соответствии со ст.494 ГК РФ предложение товара в его рекламе, каталогах и описаниях товаров, обращенных к неопределенному кругу лиц, признается публичной офертой, если оно содержит все существенные условия договора розничной купли-продажи.

Выставление в месте продажи (на прилавках, в витринах и т.п.) товаров, демонстрация их образцов или предоставление сведений о продаваемых товарах (описаний, каталогов, фотоснимков товаров и т.п.) в месте их продажи признается публичной офертой независимо от того, указаны ли цена и другие существенные условия договора розничной купли-продажи, за исключением случая, когда продавец явно определил, что соответствующие товары не предназначены для продажи.

На основании п.1 ст.454 ГК РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).

Согласно п.1 ст.1055 ГК РФ лицо, объявившее публично о выплате денежного вознаграждения или выдаче иной награды (о выплате награды) тому, кто совершит указанное в объявлении правомерное действие в указанный в нем срок, обязано выплатить обещанную награду любому, кто совершил соответствующее действие, в частности отыскал утраченную вещь или сообщил лицу, объявившему о награде, необходимые сведения.

При этом особенностью публичного обещания награды является то, что результат должен быть единственным в своем роде, он не может быть выполнен лучше или хуже. Поэтому требовать выплаты вознаграждения вправе лицо, достигшее результата, указанного в обещании.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, в соответствии с приказом ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ «О правилах, порядке и сроках проведения акции «Фишкомания» главного исполнительного директора ООО «ФИО12» определено: провести акцию «Фишкомания». Период проведения акции с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Условия: совершив покупку на сумму <данные изъяты> руб. и выше, покупатель получает фишки, промаркированные специальным знаком. Фишки выдаются в обмен на чеки, каждые <данные изъяты> руб. в чеке – 1 фишка. Покупатель вклеивает полученные фишки в купоны. Набрав определенное количество полностью заполненных купонов, покупатель может приобрести акционные товары на особых выгодных условиях – со скидкой 50% или за 1 рубль. Сразу после оплаты покупателем акционного товара по купону, данный купон изымается кассиром и передается ответственному сотруднику для хранения и учета.

В списке магазинов, участвующих в акции, в том числе, указан магазин, расположенный по адресу: <адрес>.

Список акционных товаров:

iPhone <данные изъяты>, обычная цена <данные изъяты> руб., количество заполненных купонов для получения 50% скидки - 15, цена со скидкой 50% - <данные изъяты> руб., количество заполненных купонов для покупки за 1 рубль -30;

электрическая соковыжималка, обычная цена <данные изъяты> руб., количество заполненных купонов для получения 50% скидки - 1, цена со скидкой 50% - <данные изъяты> руб., количество заполненных купонов для покупки за 1 рубль -2;

фотокамера <данные изъяты> обычная цена <данные изъяты> руб., количество заполненных купонов для получения 50% скидки - 3, цена со скидкой 50% - <данные изъяты> руб., количество заполненных купонов для покупки за 1 рубль -7;

паровая система <данные изъяты>, обычная цена <данные изъяты> руб., количество заполненных купонов для получения 50% скидки - 4, цена со скидкой 50% - <данные изъяты> руб., количество заполненных купонов для покупки за 1 рубль -9;

комплект спутникового телевидения <данные изъяты>, обычная цена <данные изъяты> руб., количество заполненных купонов для получения 50% скидки - 5, цена со скидкой 50% - <данные изъяты> руб., количество заполненных купонов для покупки за 1 рубль -11;

ноутбук <данные изъяты>, обычная цена <данные изъяты> руб., количество заполненных купонов для получения 50% скидки - 6, цена со скидкой 50% - <данные изъяты> руб., количество заполненных купонов для покупки за 1 рубль -12;

планшет <данные изъяты>, обычная цена <данные изъяты> руб., количество заполненных купонов для получения 50% скидки - 8, цена со скидкой 50% - <данные изъяты> руб., количество заполненных купонов для покупки за 1 рубль -16;

моющий пылесос <данные изъяты>, обычная цена <данные изъяты> руб., количество заполненных купонов для получения 50% скидки - 10, цена со скидкой 50% - <данные изъяты> руб., количество заполненных купонов для покупки за 1 рубль -20;

телевизор <данные изъяты>, обычная цена <данные изъяты> рублей, количество заполненных купонов для получения 50% скидки - 13, цена со скидкой 50% - <данные изъяты> руб., количество заполненных купонов для покупки за 1 рубль – 25.

Покупка со скидкой возможна при наличии купонов с достаточным количеством фишек, необходимых для предоставления скидки (не менее 12 фишек на каждый купон). Количество покупок со скидкой в период проведения акции не ограничено. Фишки выдаются в обмен на чеки определенных магазинов. Выдача товара производится в магазинах ФИО12 по адресам: <адрес>

Количество акционного товара, указанного в каталоге, ограничено. Магазин оставляет за собой право замены товаров, участвующих в акции, на равнозначные по цене и потребительским свойствам. Подробности об условиях акции – в магазинах.

Приказом главного исполнительного директора ООО «ФИО12» от ДД.ММ.ГГГГ были внесены изменения в правила, порядок и сроки проведения акции «Фишкомания», утвержденные приказом ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ., в части обмена фишек на чеки – чеки у покупателей не забирать, так как нарушаются права потребителя.

В соответствии с приказом главного исполнительного директора ООО «ФИО12» от ДД.ММ.ГГГГ проведение акции «Фишкомания» прекращено с ДД.ММ.ГГГГ в связи с тем, что закончились акционные товары.

В силу приказа и.о. главного исполнительного директора ООО «ФИО12» от ДД.ММ.ГГГГ «Об утилизации акционных материалов «Фишкомания», в срок в течение 3 рабочих дней с даты подписания настоящего приказа директорам структурных подразделений (магазинов) следовало провести утилизацию всех акционных материалов, относящихся к проведению в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ акции «Фишкомания» (бобины с фишками, купоны и т.д.) по правилам утилизации твердых бытовых отходов с составлением соответствующих актов.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО13, ФИО7, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО8, ФИО21, ФИО22, ФИО6 и ФИО23 обратились в ООО «ФИО12» с коллективной претензией о том, что в магазине, расположенном по адресу: <адрес>, они участвовали в акции «Фишкомания». Акция должна была продлиться до ДД.ММ.ГГГГ Они обратились в магазин за получением призов согласно условиям акции, однако им было в этом отказано. Позже они узнали, что акция была закрыта ДД.ММ.ГГГГ. Считали, что они вправе требовать от ООО «ФИО12» получения обещанного вознаграждения либо возмещения расходов, понесенных в связи с совершением указанного в объявлении действия. На основании изложенного, просили осуществить выдачу призов в соответствии с условиями акции «Фишкомания».

При этом сведений об обращении истцов ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 и ФИО9 к ответчику с требованием о выдаче акционного товара в период проведения акции либо после ее проведения в материалы дела не представлено.

Согласно положений ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Суд первой инстанции, проанализировав пояснения участвующих в деле лиц, исследованные письменные доказательства, допросив свидетелей ФИО., ФИО., ФИО., установил, что ООО «ФИО12» не делало публичное объявление о выплате денежного вознаграждения или выдаче иной награды (о выплате награды) тому, кто совершит указанное в объявлении правомерное действие в указанный в нем срок. Условиями акции «Фишкомания» не была предусмотрена выплата участникам акции денежного вознаграждения как альтернатива заключению договора купли-продажи акционного товара. При этом проведенная ООО «ФИО12» акция ни к чему клиентов не обязывала.

Отказывая при указанных обстоятельствах в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что доказательств несения убытков в связи с проведением данной акции истцы суду не представили, они добровольно заключали договоры купли-продажи и приобретали товары в магазине ответчика.

Кроме того, как правильно отметил суд, возникшие между истцами и ответчиком правоотношения не подпадают под регулирование ст.1055 ГК РФ и не возлагают на ответчика обязанности выплаты денежного вознаграждения за полученные в период акции фишки.

Таким образом, полно и правильно установив обстоятельства, имеющие значение для дела, проанализировав собранные и исследованные в судебном заседании доказательства и дав им надлежащую правовую оценку, в соответствии с требованиями материального и процессуального законов, суд постановил законное и обоснованное решение.

Доводы апелляционной жалобы представителя истцов не могут являться основанием отмены принятого судом решения, поскольку они не основаны на нормах действующего материального законодательства, являлись предметом исследования и оценки суда первой инстанции и сводятся к переоценке собранных по делу доказательств и неверному толкованию норм права.

Кроме того, доводы апелляционной жалобы не содержат ссылки на иные обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции и ставящие под сомнение постановленное судом решение.

Нарушений норм процессуального и материального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.

Руководствуясь ст.ст. 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Привокзального районного суда г.Тулы от 13 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9 по доверенностям ФИО10 – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи