ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4090/2015 от 13.05.2015 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Судья Ласуков Е.И. Дело № 33-4090/2015

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

13 мая 2015 года г. Барнаул

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего Тертишниковой Л.А.,

судей Александровой Л.А., Соболевой С.Л.,

при секретаре Ахроменко А.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу третьего лица Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю на решение Волчихинского районного суда Алтайского края от 01 декабря 2014 года по делу

по иску К.Ю. к отделению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Волчихинскому району о возложении обязанности произвести перерасчет выслуги лет в льготном исчислении, признании незаконным отказа в увольнении из органов внутренних дел по выслуге лет, дающей право на получение пенсии, возложении обязанности назначить пенсию.

Заслушав доклад судьи Тертишниковой Л.А., судебная коллегия

установила:

К.Ю. в период с ДД.ММ.ГГ по настоящее время проходит службу в органах внутренних дел. ДД.ММ.ГГ, полагая, что у него имеется льготный стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет в органах внутренних дел (более 20 лет), истец обратился в отделение Министерства внутренних дел Российской Федерации по <адрес> (далее - ОМВД по <адрес>) с заявлением об увольнении по выслуге лет, дающей право на назначение пенсии.

ДД.ММ.ГГ письмом начальника ОМВД по <адрес> до сведения К.Ю. было доведено, что уволить его по указанному основанию не представляется возможным, так как выслуга лет составляет в календарном исчислении <данные изъяты>, в льготном – <данные изъяты>. При этом периоды: участия в боевых действиях во время военной службы по призыву с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, службы в должности милиционер-конвоир в охранно-конвойной службе с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, службы в должности полицейский изолятора временного содержания с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ включены ответчиком в стаж в календарном исчислении, так как должности, которые занимал истец, не включены в Перечень должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, утв. приказом МВД РФ от 09.10.2004 № 640, период военной службы по призыву включается в выслугу лет в календарном порядке.

К.Ю. обратился с иском в суд, просил признать незаконным отказ в увольнении по выслуге лет; обязать ответчика засчитать ему в льготном исчислении: из расчета один месяц за три месяца - время участия его в боевых действиях на территории <данные изъяты> в период прохождения срочной службы; из расчета один месяц службы за полтора месяца - периоды службы с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в должности стажера по должности милиционер-конвоир охранно-конвойной службы милиции <адрес> отдела внутренних дел, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в должности милиционера-конвоира охранно-конвойной службы милиции <адрес> отдела внутренних дел, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в должности полицейского изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых отделения полиции по <адрес> Межмуниципального отдела внутренних дел Российской Федерации «Михайловский», с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в должности полицейского изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по <адрес>.

В ходе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования, просил назначить ему пенсию по выслуге лет.

В обоснование заявленных требований истец указал, что включение спорных периодов работы в должности милиционера-конвоира, полицейского изолятора внутренних дел в стаж в льготном исчислении (1 мес. за 1,5 мес.) необходимо производить в связи с тем, что в его функциональные обязанности входила доставка задержанных и заключенных под стражу лиц в суды, он осуществлял непосредственные функции по охране и конвоированию подозреваемых, обвиняемых изолятора временного содержания. Льготное исчисление стажа в период участия в боевых действиях предусмотрено Постановлениями Правительства Российской Федерации от 20.08.1999 № 930-54, от 27.02.2001 № 135-9, от 09.02.2004 № 65.

Ответчик ОМВД по <адрес> и третье лицо Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее- ГУ МВД России по Алтайскому краю) в ходе рассмотрения дела возражали против удовлетворения иска, полагая, что отказ во включении спорных периодов в стаж в льготном исчислении являлся правомерным.

Решением Волчихинского районного суда Алтайского края от 01 декабря 2014 года исковые требования К.Ю. удовлетворены частично.

Признан незаконным отказ ОМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГ в увольнении К.Ю. по основанию, предусмотренному п. 4. ч 2 ст. 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года «О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в связи с отсутствием необходимой выслуги лет.

На ОМВД России по <адрес> возложена обязанность зачесть при расчете выслуги лет для назначения пенсии К.Ю. период прохождения службы с ДД.ММ.ГГ до ДД.ММ.ГГ в должности стажера по должности милиционера-конвоира охранно-конвойной службы изолятора временного содержания <адрес> отдела внутренних дел, с ДД.ММ.ГГ до ДД.ММ.ГГ в должности милиционера-конвоира охранно-конвойной службы изолятора временного содержания <адрес> отдела внутренних дел, с ДД.ММ.ГГ до ДД.ММ.ГГ в должности полицейского изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых отделения полиции по <адрес> Межумуниципального ОВД Российской Федерации «Михайловский» в льготном исчислении из расчета 1 месяц службы как 1,5 месяца, а также период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ фактического участия в боевых действиях на территории Северо-Кавказского региона, засчитываемой в выслугу лет для назначения пенсии из расчета один месяц службы за три месяца.

В остальной части требований отказано.

Взысканы с ОМВД России по <адрес> в пользу К.Ю. расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей.

В апелляционной жалобе третье лицо ГУ МВД России по Алтайскому краю просит отменить решение суда, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права и принять новое решение об отказе в иске. В обоснование требований третье лицо выражает несогласие с выводом суда о зачете периода службы истца по призыву с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в льготном исчислении из расчета один месяц за три основываясь только на записях в военном билете, считая его не соответствующим требованиям подпункта «е» п.3 Постановления Совета Министров от 22.09.1993 №941, который предусматривает льготное исчисление времени непосредственного участия в контртеррористической операции (1 день за 3 дня), а также времени военной службы в подразделениях, включенных в состав группировки сил и средств для проведения контртеррористической операции (1 день за 1,5 дня) только при условии подтверждения факта службы в указанных условиях приказами, изданными должностными лицами, имеющими соответствующую компетенцию. Соответствующих приказов истец в суд не представил. Третье лицо также указывает, что ссылка суда на Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2001 №896 «О зонах вооруженных конфликтов» несостоятельна, так как истец проходил службу с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, когда территория Чеченской Республики не была отнесена к зоне вооруженного конфликта. Указ Президента от 07.06.2000 №1054, на который сослался суд, утратил силу 09.07.2007.

Также ГУ МВД России по Алтайскому краю указывает, что суд, удовлетворяя требования истца о зачете в льготном исчислении периодов службы в ИВС, в качестве единственного доказательства выполнения истцом функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых принял показания свидетеля Л.Р., которое нельзя признать допустимым. Профессиональная служебная деятельность сотрудника органов внутренних дел осуществляется в соответствии с должностным регламентом (инструкцией), которые и являются надлежащими доказательствами выполнения сотрудником конкретной функции.

Кроме того, третье лицо указывает, что не было извещено о рассмотрении дела ДД.ММ.ГГ, по делу им была получена лишь копия искового заявления и судебная повестка о проведении предварительного судебного заседания ДД.ММ.ГГ, иных извещений не поступало, что является безусловным основанием к отмене решения.

Представитель ГУ МВД России по Алтайскому краю Ш.. в судебном заседании суда апелляционной инстанции настаивала на доводах апелляционной жалобы.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, об уважительности причин неявки судебную коллегию не уведомили, что в силу ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием рассмотрения гражданского дела в отсутствие этих лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене судебного акта по основаниям, предусмотренным пунктом 2 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ).

В соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания;

Согласно ч. 1 ст.113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату. Лицам, участвующим в деле, судебные извещения и вызовы должны быть вручены с таким расчетом, чтобы указанные лица имели достаточный срок для подготовки к делу и своевременной явки в суд (ч.3).

Как видно из материалов дела, в судебном заседании ДД.ММ.ГГ представитель третьего лица ГУ МВД России по Алтайскому краю участия не принимал, при этом сведений о направлении третьему лицу судебной повестки с информацией о времени и месте рассмотрения дела в указанную дату материалы дела не содержат. Факт осуществления звонка представителю ГУ МВД России по Алтайскому краю по телефону (3852) 393-226, который согласно телефонограмме состоялся ДД.ММ.ГГ в 15:38 (л.д.86) не подтверждается представленной судом первой инстанции детализацией звонков за указанную дату.

При наличии изложенных обстоятельств судебная коллегия, посчитав третье лицо ГУ МВД России по Алтайскому краю не извещенным надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, перешла к рассмотрению дела по правилам первой инстанции, о чем вынесено определение от ДД.ММ.ГГ, которым к участию в деле в качестве ответчика привлечено ГУ МВД России по Алтайскому краю.

При рассмотрении дела по правилам суда первой инстанции судебной коллегией установлены следующие обстоятельства.

В соответствии с п. «а» ст. 13, п. «а» ст. 1 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 (ред. от 28.12.2013, с изм. от 04.06.2014) «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации, имеющие на день увольнения со службы выслугу на службе в органах внутренних дел 20 лет и более, имеют право на пенсию за выслугу лет.

Предметом спора по настоящему делу является наличие у К.Ю. права на пенсию за выслугу лет, которое возникает при установлении необходимого стажа службы. Органами, уполномоченными решать вопрос о назначении пенсии, признается наличие у истца стажа службы в органах внутренних дел в размере <данные изъяты> в календарном исчислении, <данные изъяты> в льготном исчислении. Таким образом, для возникновения права на пенсию, исходя из позиции ответчиков, истцу недостает специального стажа продолжительностью <данные изъяты>.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, К.Ю. проходил службу в органах внутренних дел, в том числе в период с ДД.ММ.ГГ до ДД.ММ.ГГ в качестве стажера по должности милиционер-конвоир охранно-конвойной службы милиции, с ДД.ММ.ГГ до ДД.ММ.ГГ в должности милиционера конвойного отделения изолятора временного содержания, с ДД.ММ.ГГ до ДД.ММ.ГГ в должности полицейского изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых отделения полиции по <адрес> Межмуниципального отдела внутренних дел Российской Федерации «Михайловский», с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в должности полицейского изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по <адрес>, что ответчик не оспаривает.

Указанные периоды службы истца являются спорными, так как включены ответчиком в стаж в календарном исчислении, а истец полагал, что они должны учитываться в льготном исчислении: месяц за полтора.

Согласно статье 18 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом «а» статьи 13 Закона засчитывается, в числе прочего, служба на должностях рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел. При этом указано, что время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении. Установлено, что Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии определяется Правительством Российской Федерации.

Порядок исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации утвержден Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 № 941.

Пункт 1 указанного Порядка устанавливает, что в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам (далее именуются - военнослужащие), лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитываются служба в милиции, исправительно-трудовых учреждениях, военизированной пожарной охране, других учреждениях и формированиях органов внутренних дел, Государственной противопожарной службе (охраны общественного порядка) Российской Федерации и бывшего Союза ССР в должностях офицерского, сержантского, рядового и начальствующего состава (в том числе в должностях стажеров).

Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

Согласно абз. 45 подп. «г» п. 3 названного Порядка (в редакции Постановления Правительства РФ от 04.01.2014 № 6) в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел засчитывается на льготных условиях, а именно один месяц службы за полтора месяца, служба в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции, подразделениях полиции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, - с 1 января 2001 г. по перечню должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации.

До 26 ноября 2003 года действовала редакция указанной нормы, не содержавшая ссылку на необходимость устанавливать соответствие должности перечню, установленному Министерством внутренних дел. В ранее действовавшей редакции эта норма предусматривала, что в льготном порядке включается в стаж служба в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществление функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, то есть необходимо было лишь установить указанный характер службы.

Действующий Перечень должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий был утвержден приказом Министра внутренних дел Российской Федерации от 09.10.2004 № 640 и вступил в силу лишь 14.11.2004.

Указанный Перечень в редакции от 26.06.2006, действовавшей на момент обращения истца с заявлением об увольнении по выслуге лет, содержал ссылку на должности милиционера и милиционера-водителя взвода (отделения) охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых изолятора временного содержания, а также должность милиционера изолятора временного содержания.

Действующая с 10.10.2014 редакция Перечня содержит наименование должностей: полицейский, (милиционер), полицейский (водитель), (милиционер-водитель) взвода (отделения) охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых изолятора временного содержания, а также полицейский изолятора временного содержания. При этом примечанием к Перечню установлено условие для указанных должностей - непосредственное осуществление функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений после 30 апреля 2011 года.

Вместе с тем, во время прохождения истцом службы в спорные периоды с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в охранно-конвойной службе изолятора временного содержания Волчихинского РОВД в качестве стажера по должности милиционера-конвоира, а затем милиционера-конвоира вышеуказанный Перечень, утвержденный приказом МВД РФ от 09.10.2004 № 640, не действовал.

Таким образом, вопреки доводам жалобы, материалами дела подтверждено, что в спорные периоды истец проходил службу в качестве милиционера –конвоира (в том числе стажера) конвойной службы изолятора временного содержания Волчихинского РОВД, что является достаточным основанием для включения этих периодов в выслугу лет в льготном порядке, поскольку факт выполнения им функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений непосредственно вытекает из наименования должности «милиционер-конвоир» и структурного подразделения, в котором истец нес службу.

Более того, согласно представленному ответчиком по запросу судебной коллегии штатному расписанию Отдела внутренних дел Волчихинского района, утвержденному приказом УВД Алтайского края *** от ДД.ММ.ГГ (действовало до 2003 года), в изоляторе временного содержания подозреваемых и обвиняемых Отдела было создано конвойное отделение, в котором были предусмотрены следующие должности: командир, он же заместитель начальника ИВС (1), милиционер-кинолог (1), милиционер-водитель (1), а также милиционер (2).

Исходя из изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что наименование должности истца «милиционер-конвоир» внесено ответчиком в его послужной список ошибочно, на самом деле истец выполнял функции, соответствующие должности «милиционер конвойного отделения изолятора временного содержания», поименованной впоследствии в соответствующем Перечне.

На основании приказа №*** от ДД.ММ.ГГ в связи с изменением должностей в штатном расписании произошло переименование должности истца, которая стала именоваться «милиционер конвойного отделения изолятора временного содержания <адрес> отдела внутренних дел Алтайского края». Последующий период службы в указанной выше должности добровольно зачтен ответчиком в стаж работы истца в льготном исчислении из расчета 1 месяц службы за 1,5 месяца, что подтверждается соответствующим приказом, расчетом выслуги лет (л.д. 24-26, 39-41).

При этом доказательств того факта, что должностные обязанности истца после переименования его должности на основании приказа от ДД.ММ.ГГ изменились по сравнению с выполняемыми ранее, в спорные периоды службы, обязанностями ответчики не представили.

С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что К.Ю. имеет право на зачет периодов его службы с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в конвойном отделении (службе) изолятора временного содержания Волчихинского РОВД в качестве стажера по должности милиционера-конвоира, а затем – милиционера-конвоира в выслугу лет в льготном исчислении, и то обстоятельство, что на момент рассмотрения вопроса о его праве на пенсию по выслуге лет законодательство изменилось, что поставило его в неравное положение с сотрудниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедшими на пенсию раньше, не должно нарушать его право.

Что касается спорных периодов службы истца с ДД.ММ.ГГ до ДД.ММ.ГГ в должности полицейского изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых отделения полиции по <адрес> Межмуниципального отдела внутренних дел Российской Федерации «Михайловский», с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в должности полицейского изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по <адрес>, судебная коллегия отмечает следующее.

Переименование должности «милиционер» в должность «полицейский» произошла в связи с принятием и вступлением ДД.ММ.ГГ в силу Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции».

Соответствующие изменения в Перечень должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий, утвержденный приказом Министра внутренних дел Российской Федерации от 09.10.2004 № 640, внесены приказом МВД России от 18.08.2014 № 697.

В действующей с ДД.ММ.ГГ редакции указанного Перечня поименована должность полицейского изолятора временного содержания, непосредственно осуществляющего функции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений после ДД.ММ.ГГ.

Из представленной МО МВД России «Михайловский» по запросу судебной коллегии копии приказа о назначении истца полицейским изолятора временного содержания с ДД.ММ.ГГ следует, что ему была установлена ежемесячная надбавка за особые условия службы в изоляторе временного содержания в размере 10% должностного оклада. Из представленных ответчиком должностных инструкций от ДД.ММ.ГГ и ДД.ММ.ГГ следует, что К.Ю. в спорные периоды выполнял функции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых, что также подтвердил в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции свидетель Л.Р., которому периоды работы в аналогичной должности зачтены ответчиком в льготном порядке.

Более того, в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции и в апелляционной инстанции представитель ГУ МВД России по Алтайскому краю П.О. признала, что истец имеет право на включение периода службы с ДД.ММ.ГГ по момент рассмотрения дела, то есть не оспаривал характера службы истца (л.д.100).

С учетом изложенного, судебная коллегия находит требования истца о включении периодов службы с ДД.ММ.ГГ до ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в льготном исчислении из расчета 1 месяц за 1,5 месяца подлежащими удовлетворению.

В календарном исчислении указанные периоды службы согласно представленному ответчиком расчету стажа составляют соответственно <данные изъяты>). При исчислении стажа в льготном порядке с коэффициентом 1,5 дополнительно стаж должен быть увеличен на <данные изъяты>

Исходя из признанного ответчиком стажа продолжительностью <данные изъяты>, с учетом исчисления указанных периодов службы в льготном порядке, на момент увольнения специальный стаж К.Ю. составит <данные изъяты>), что достаточно для назначения ему пенсии за выслугу лет.

Относительно периода времени участия истца в боевых действиях в период прохождения военной службы по призыву – с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ судебная коллегия отмечает следующее.

Из военного билета и учетно-послужной карточки К.Ю. следует, что с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ он проходил военную службу по призыву (действительную срочную службу) в звании рядового в составе войсковой части ***.

В графе 18 и в графе «особые отметки» военного билета истца имеются соответствующие записи за подписью начальника штаба воинской части *** о том, что с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в составе в/ч ***К.Ю. выполнял служебно-боевые задачи в составе объединенной группировки войск на территории Северо-Кавказского региона, что составило <данные изъяты> боевых дней. В военном билете имеется отметка о том, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.1999 № 930-54 истец имеет право на зачет периода участия в боевых действий в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсии из расчета один месяц за три (л.д.45-51).

В обоснование исковых требований, истец, как проходивший службу по призыву во внутренних войсках МВД России, в том числе с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в Северо-Кавказском регионе, ссылается на Постановления Правительства Российской Федерации от 20.08.1999 №930-54, от 27.02.2001 №135-9, от 09.02.2004 №65, согласно которым военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, для назначения пенсии засчитывается в выслугу лет и трудовой стаж один месяц военной службы за три месяца.

В силу статьи 2 Закона Российской Федерации от 21 января 1993 года № 4328-1 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территории Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, для назначения пенсии в соответствии с законодательством о пенсионном обеспечении военнослужащих засчитывается в выслугу лет один месяц военной службы за полтора месяца (часть 1). Военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, для назначения пенсии засчитывается в выслугу лет и трудовой стаж один месяц военной службы за три месяца (часть 2).

Данный закон вопросы пенсионного обеспечения непосредственно не регулирует, а устанавливает общее правило о льготном исчислении выслуги лет и трудового стажа всех военнослужащих, выполнявших задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.

Между тем Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 и Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлен дифференцированный порядок льготного исчисления выслуги лет и трудового стажа военнослужащих, выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.

Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих, в том числе и исчисление выслуги лет для назначения пенсии, регламентируется Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

В статье 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 перечислены лица, на которых распространяется действие данного Закона, в частности на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и семьи этих лиц.

В силу статьи 2 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - действительную срочную военную службу) в вооруженных силах и воинских формированиях, указанных в пункте "а" статьи 1 настоящего Закона, и семей этих лиц осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Согласно части 3 статьи 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, определяется Правительством Российской Федерации.

Абзацем первым пункта 5 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» (далее - Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941), изданного во исполнение требований Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1, установлено, что военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении.

В соответствии с частью 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») периоды службы в воинских частях, штабах и учреждениях, входящих в состав действующей армии, в партизанских отрядах и соединениях в период боевых действий, а также время нахождения на излечении в лечебных учреждениях вследствие военной травмы, периоды военной службы в зоне отчуждения, определяемой в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», включаются в общий трудовой стаж в тройном размере.

Пунктом 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5481/1-1 «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» указано на то, что при применении части второй статьи 2 Закона Российской Федерации от 21 января 1993 г. № 4328-1 в целях исчисления трудового стажа для назначения пенсий в соответствии со статьей 94 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в РСФСР» военнослужащие, выполняющие задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, считаются проходящими военную службу в действующей армии.

Таким образом, из содержания приведенных нормативных положений следует, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту и выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, срок службы засчитывается в выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1. Военнослужащим, выполняющим аналогичные задачи по призыву в период выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, срок службы засчитывается в льготном (в тройном размере) исчислении в трудовой стаж в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в Чеченской Республике чрезвычайное (военное) положение не вводилось, а действовал режим контртеррористической операции (раздел III приложения к Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах»).

Правовое регулирование проведения контртеррористических операций установлено Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 20 Федерального закона "О противодействии терроризму" лица, участвующие в борьбе с терроризмом, находятся под защитой государства и подлежат правовой и социальной защите. К указанным лицам относятся, в частности, военнослужащие, сотрудники и специалисты федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов, осуществляющих борьбу с терроризмом.

При этом в силу части 1 статьи 23 Федерального закона «О противодействии терроризму» военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов, проходящим (проходившим) службу в подразделениях, непосредственно осуществляющих (осуществлявших) борьбу с терроризмом, в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсий один день службы засчитывается за полтора дня, а время непосредственного участия в контртеррористических операциях - из расчета один день службы за три дня.

Согласно части 2 статьи 20 Федерального закона «О противодействии терроризму» социальная защита лиц, участвующих в борьбе с терроризмом, осуществляется с учетом правового статуса таких лиц, устанавливаемого федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Подпунктом "в" пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 г. № 65 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации» установлено, что при назначении пенсии в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсии засчитывается время непосредственного участия в составе специальных сил и сил Объединенной группировки в контртеррористических операциях из расчета 1 месяц службы (военной службы) за 3 месяца сотрудникам и военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.

Таким образом, из названного Постановления Правительства Российской Федерации и Федерального закона «О противодействии терроризму» следует, что в льготном исчислении в выслугу лет засчитывается время непосредственного участия в контртеррористических операциях военнослужащим, обладающим статусом лица, проходящего военную службу по контракту.

Аналогичное правовое регулирование имело место и в ранее действовавшем Федеральном законе от 25 июля 1998 г. № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом» (пункт 1 части 1 и часть 2 статьи 19, статья 22).

Судом установлено, что К.Ю. проходил военную службу по призыву во внутренних войсках МВД России.

Федеральный закон от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 27-ФЗ) также не предусматривает возможности засчитывать в выслугу лет в льготном исчислении срок военной службы военнослужащим внутренних войск, проходящим военную службу по призыву.

Так, согласно частям 4 и 5 статьи 37 Федерального закона № 27-ФЗ:

срок военной службы, засчитываемый в выслугу лет, дающую право на пенсию, военнослужащим внутренних войск, проходящим военную службу по контракту, исчисляется из расчета один месяц за три месяца;

срок военной службы, засчитываемый в трудовой стаж для назначения пенсии, военнослужащим внутренних войск, проходящим военную службу по призыву, исчисляется из расчета один месяц за три месяца.

Следовательно, в данном случае льготное исчисление периодов прохождения службы военнослужащим внутренних войск, проходящим военную службу по призыву, будет также учитываться при назначении пенсии в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а не с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1.

При таких обстоятельствах судебная коллегия считает вывод суда первой инстанции об удовлетворения исковых требований К.Ю. в части включения периода службы истца по призыву с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ не соответствующим положениям Закона Российской Федерации от 21 января 1993 г. № 4328-1, Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 и Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941, поскольку правило о льготном исчислении выслуги лет и трудового стажа всех военнослужащих, выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, должно применяться дифференцированно, то есть в зависимости от того, проходила военная служба по контракту или по призыву, а именно: военнослужащим, проходившим военную службу по контракту и выполнявшим задачи в условиях чрезвычайного положения, срок такой службы засчитывается в льготном исчислении в выслугу лет, а военнослужащим, выполнявшим аналогичные задачи по призыву, - в льготном исчислении в трудовой стаж.

С учетом изложенного, решение суда в указанной части подлежит отмене, а требования истца - оставлению без удовлетворения.

В соответствии со статьей 6, пункту "а" статьи 53 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются со дня увольнения со службы, но не ранее дня, до которого им выплачено денежное довольствие при увольнении.

Таким образом, увольнение со службы является необходимым условием как назначения пенсии за выслугу лет.

Поскольку К.Ю. продолжает проходить службу в органах полиции, соответственно требования его о назначении пенсии удовлетворению не подлежат.

Доводы представителя ГУ МВД РФ по АК о необходимости исключения их из числа ответчиков отклоняются. Поскольку согласно Инструкции об организации работы по пенсионному обеспечению в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от 27.05.2005 № 418, расчет выслуги лет согласовывается кадровым подразделением по последнему месту службы увольняемого лица с пенсионным органом, которым в силу п. 6 Инструкции являются МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ по месту увольнения со службы.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Волчихинского районного суда Алтайского края от 01 декабря 2014 года отменить, принять по делу новое решение.

Удовлетворить исковые требования К.Ю. частично.

Обязать отделение Министерства внутренних дел Российской Федерации по <адрес> и Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю засчитать в стаж службы в органах внутренних дел (выслугу лет) в льготном исчислении (1 месяц за 1,5 месяца) следующие периоды службы:

- с ДД.ММ.ГГ до ДД.ММ.ГГ в качестве стажера по должности милиционера-конвоира охранно-конвойной службы изолятора временного содержания <адрес> отдела внутренних дел Алтайского края,

- с ДД.ММ.ГГ до ДД.ММ.ГГ в должности милиционера-конвоира охранно-конвойной службы изолятора временного содержания <адрес> отдела внутренних дел Алтайского края,

- с ДД.ММ.ГГ до ДД.ММ.ГГ в должности полицейского изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых отделения полиции по <адрес> Межмуниципального отдела внутренних дел Российской Федерации «Михайловский»,

- с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в должности полицейского изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по <адрес>.

В остальной части исковые требования К.Ю. оставить без удовлетворения.

Взыскать с отделения Министерства внутренних дел Российской Федерации по <адрес> в пользу К.Ю. 200 рублей в возмещение расходов по оплате государственной пошлины.

Апелляционную жалобу ГУ МВД России по Алтайскому краю удовлетворить частично.

Председательствующий

Судьи:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>