ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4091/2016 от 01.06.2016 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

Дело № 33-4091/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

01 июня 2016 года г. Оренбург

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:

председательствующего судьи Устьянцевой С.А.,

судей: Имамовой Р.А., Сенякина И.И.,

при секретаре М.В.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гайского межрайонного прокурора в интересах муниципального образования Гайский городской округ, неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Энергосервисная компания «Южный Урал», Отделу жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства администрации города Гая о принятии мер к надлежащему исполнению муниципальных контрактов

по апелляционной жалобе Общества с ограниченной ответственностью «Энергосервисная компания «Южный Урал»

на решение Гайского городского суда Оренбургской области от 29 февраля 2016 года,

заслушав доклад судьи Устьянцевой С.А.,

УСТАНОВИЛА:

Гайский межрайонный прокурор, действуя в интересах муниципального образования Гайский городской округ, неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеназванным иском, указав в обоснование заявленных требований, что Гайской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования» город Оренбург на 2011 – 2015 годы». Проверкой соблюдения сроков выполнения работ, предусмотренных муниципальными контрактами, и передачи жилых помещений подрядной организацией отделу ЖКХ и КС администрации города Гая установлено следующее. В период с 06 октября 2014 года по 16 октября 2014 года между администрацией Ириклинского поссовета Гайского района и ООО «Энергосервисная компания «Южный Урал» заключены 28 муниципальных контрактов на участие в долевом строительстве жилых многоквартирных домов для переселения граждан из аварийного жилья. Согласно п. 2.9 муниципальных контрактов на участие в долевом строительстве с учетом дополнительных соглашений к ним срок окончания работ по строительству установлен 31 декабря 2015 года. По состоянию на 01 февраля 2016 года дома в (адрес) находятся в стадии строительства, работы ведутся, объекты к сдаче не готовы. Ненадлежащее исполнение обязательств со стороны ООО «Энергосервисная компания «Южный Урал» нарушает права граждан, проживающих в аварийных жилых помещениях, для нужд которых приобретаются жилые помещения. Просит обязать ООО «Энергосервисная компания «Южный Урал» принять меры к надлежащему исполнению муниципальных контрактов, а именно, передать отделу ЖКХ и КС администрации города Гая жилые помещения (квартиры) по акут приема – передачи с выполненными отделочными работами, установленным сантехническим оборудованием и межкомнатными дверями, которые должны соответствовать санитарным и техническим правилам и нормам до 01 апреля 2016 года. Обязать отдел ЖКХ и КС администрации города Гая осуществлять контроль и приемку жилых помещений (квартир) и подписать акты приема – передачи.

В судебном заседании старший помощник прокурора П.Т.И. поддержал исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика ООО «Энергосервисная компания «Южный Урал» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в представленном суду отзыве исковые требования не признал по изложенным в нем основаниям.

В судебном заседании представитель Отдела ЖКХ и КС администрации города Гая П.И.В., действующая на основании доверенности (дата), пояснила, что строительство многоквартирных домов в рамках областной адресной программы переселения из аварийного жилого фонда ведется крайне неудовлетворительно, в адрес подрядчика неоднократно выставлялись претензионные письма о ненадлежащем исполнении контрактов, до настоящего времени строительство домов не завершено, требование об уплате штрафов не исполнено. Считает срок до 01 апреля 2016 года недостаточным для завершения строительства.

Представитель администрации города Гая Ф.О.И., действующая на основании доверенности от (дата), в судебном заседании поддержала заявленные прокурором исковые требования.

Решением Гайского городского суда Оренбургской области от 29 февраля 2016 года исковые требования Гайского межрайонного прокурора, действующего в интересах муниципального образования Гайский городской округ, неопределенного круга лиц, удовлетворены. Суд обязал ООО «Энергосервисная компания «Южный Урал» принять меры к надлежащему исполнению муниципальных контрактов, а именно: передать Отделу ЖКХ и КС администрации города Гая жилые помещения (квартиры) по акту приема – передачи в соответствии с техническими и санитарными нормами, которые должны соответствовать санитарным и техническим правилам и нормам до 01 апреля 2016 года. Обязал Отдел ЖКХ и КС администрации города Гая осуществлять контроль и приемку жилых помещений (квартир) и подписать акты приема – передачи.

Не согласившись с решением суда, представителем ООО «Энергосервисная компания «Южный Урал» подана апелляционная жалоба, в которой он просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, прекратить производство по делу.

Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителей ответчика ООО «Энергосервисная компания «Южный Урал» Н.Н.М., действующего на основании доверенности от (дата), Д.Е.В., действующей на основании доверенности от (дата), поддержавших доводы апелляционной жалобы, прокурора отдела прокуратуры Оренбургской области С.И.В., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы и поступивших относительно них возражений, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, полагая возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителей Отдела ЖКХ и КС администрации города Гая, администрации города Гая, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно статье 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции вправе, в том числе, отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что 06 октября 2014 года между администрацией Ириклинского поссовета Гайского района Оренбургской области («Участник долевого строительства») и ООО «Энергосервисная компания «Южный Урал» («Застройщик») были заключены муниципальные контракты , , , , , , , , 02-40-14, , 02-42-14, 13 октября 2014 года , , , , , , 15 октября 2014 года , , , , , 02-58-14, 02-59-14, 02-60-14, 02-61-14, 02-62-14, на участие в долевом строительстве для переселения граждан из жилого фонда, признанного непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу на территории Ириклинского поссовета Гайского района Оренбургской области.

В соответствии с пунктом 2.1 Контрактов их предметом является обязанность застройщика своими силами построить квартиры для предоставления гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда.

Разделом 5 Контрактов предусмотрено, что жилые помещения должны быть пригодными для проживания граждан, благоустроенными, отвечать санитарным и техническим требованиям.

Согласно пункту 2.9 муниципальных контрактов срок окончания выполнения работ 30 ноября 2015 года.

Дополнительными соглашениями к муниципальным контрактам срок окончания работ установлен 31 декабря 2015 года.

На основании постановлении Администрации города Гая от 26 июня 2015 года № 546-пА «О правопреемстве в отношении муниципальных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на отдельных территориях Гайского городского округа» Отдел жилищно – коммунального хозяйства и капитального строительства Администрации города Гая является правопреемником администрации Ириклинского поссовета Гайского района Оренбургской области по муниципальным контрактам на участие в долевом строительстве для переселения граждан из жилого фонда, признанного непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу.

Материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривалось, что муниципальные контракты по состоянию на 01 февраля 2016 года не исполнены в установленные сроки.

В обоснование заявленных исковых требований Гайский межрайонный прокурор ссылается на то, что ненадлежащее исполнение обязательств со стороны ООО «Энергосервисная компания «Южный Урал» нарушает права граждан, проживающих в аварийных жилых помещениях, для нужд которых приобретаются жилые помещения.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ненадлежащее исполнение обязательств со стороны ООО «Энергосервисная компания «Южный Урал» нарушает права граждан, проживающих в аварийных помещениях, для нужд которых приобретаются жилые помещения, а также интересы муниципального образования «Гайский городской округ». А также отклонил доводы представителя ответчика о том, что спор носит гражданско–правовой характер и не может быть предметом административного воздействия со стороны прокуратуры.

Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 2 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.

Статья 764 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет стороны государственного или муниципального контракта. По государственному или муниципальному контракту подрядчиком может выступать юридическое или физическое лицо. По государственному контракту государственными заказчиками могут выступать государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, а также казенные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации при размещении заказов на выполнение подрядных работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования. По муниципальному контракту муниципальными заказчиками могут выступать органы местного самоуправления, а также иные получатели средств местных бюджетов при размещении заказов на выполнение подрядных работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.

Материалами дела подтверждается, что муниципальные контракты на строительство 18 домов были заключены между ООО «Энергосервисная компания «Южный Урал» и администрацией Ириклинского поссовета Гайского района Оренбургской области по результатам электронного аукциона, проводившегося в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В соответствии с частью 1 статьи 1 вышеуказанного Федерального закона он регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

Пунктами 12, 13 части 1 статьи 3 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусмотрено, что федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере закупок; контрольный орган в сфере закупок - федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления муниципального района, орган местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 года № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» определены соответствующие государственные органы по регулированию контрактной системы и по контролю в сфере закупок, а именно: министерство экономического развития Российской Федерации - федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; федеральная антимонопольная служба - федеральный органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля (надзора) в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также согласование применения закрытых способов определения поставщиков подрядчиков, исполнителей).

Таким образом, Федеральным законом от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» определено не только законодательство, подлежащее применению в сфере закупок, (причем на всех их этапах, от планирования закупок товаров, работ, услуг, до контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, включая исполнение государственных и муниципальных контрактов), но и государственные органы, уполномоченные на контроль и взаимодействие с заказчиками и исполнителями государственных и муниципальных контрактов.

При этом действующим законодательством, а также муниципальными контрактами предусмотрена ответственность сторон контракта в случае нарушения его условий.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом первой инстанции при постановлении обжалуемого решения не было принято во внимание, что отношения между отделом жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства администрации города Гая и ООО «Энергосервисная компания «Южный Урал» в рамках исполнения муниципальных контрактов не могут быть предметом административного воздействия со стороны Гайской межрайонной прокуратуры, поскольку носят экономический гражданско-правовой характер.

На основании вышеизложенного, судебная коллегия считает необходимым обжалуемое решение суда отменить на основании стати 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и постановить новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Гайского городского суда Оренбургской области от 29 февраля 2016 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Гайского межрайонного прокурора в интересах муниципального образования Гайский городской округ, неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Энергосервисная компания «Южный Урал», Отделу жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства администрации города Гая о принятии мер к надлежащему исполнению муниципальных контрактов отказать.

Председательствующий:

Судьи: