ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4107 от 23.10.2013 Тверского областного суда (Тверская область)

Дело № 33-4107 Судья Крылов В.К. 2013 год

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ23 октября 2013 года город ТверьСудебная коллегия по административным делам Тверского областного суда в составе председательствующего Образцовой О.А.,

судей Буйнова Ю.К., Яшиной И.В.

при секретаре Цховребадзе Г.В.

по докладу судьи Буйнова Ю.К.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Межрайонной ИФНС России №10 по Тверской области на решение Нелидовского городского суда Тверской области от 23 августа 2013 года, которым постановлено:

«Исковые требования Межрайонной ИФНС России №10 по Тверской области к ФИО1 о взыскании задолженности по транспортному налогу, удовлетворить частично.

Взыскать с ФИО1 задолженность по транспортному налогу за 2011 год в сумме <данные изъяты>, в том числе налог в сумме <данные изъяты> и пени в сумме <данные изъяты>.

В удовлетворении исковых требований Межрайонной ИФНС России №10 по Тверской области о взыскании с ФИО1 задолженности по транспортному налогу за 2009, 2010 года в сумме <данные изъяты> и пени в сумме <данные изъяты>, отказать.

Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты>».

Судебная коллегия

установила:

Межрайонная ИФНС России №10 по Тверской области обратилась в суд с иском к ФИО1 о взыскании задолженности по транспортному налогу в сумме <данные изъяты>. и пени в размере <данные изъяты> В обоснование заявленных требований указано, что ФИО1 начислен транспортный налог на транспортное средство <данные изъяты> за 2009 год в сумме <данные изъяты>, за 2010 год – <данные изъяты>, за 2011 год – <данные изъяты>, всего в сумме <данные изъяты>. Налогоплательщику направлено налоговое уведомление №238102 об уплате транспортного налога за 2009, 2010, 2011г. В установленный в налоговом уведомлении срок, налог уплачен не был, в связи с чем, ФИО1 было направлено требование об уплате налога в сумме <данные изъяты> и пени в сумме <данные изъяты> в срок до 29.12.2012 года, однако налогоплательщиком налоговые обязательства не исполнены.

Межрайонная ИФНС России №10 по Тверской области своего представителя в судебное заседание не направила, о времени и месте рассмотрения дела извещена своевременно и надлежащим образом.

Ответчик ФИО1 в судебном заседании исковые требования не признал.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда и удовлетворении исковых требований в полном объеме. При этом указывается, что обязанность по уплате транспортного налога ФИО1 не исполнена в полном объеме в связи с необоснованными (ошибочными) действиями третьих лиц, что освобождает его от налоговой ответственности, но не может являться освобождением, от исполнения установленной законом обязанности по уплате налога. В связи с предоставлением 23.05.2011г. уточненных сведений органами ГИБДД относительно типа транспортного средства <данные изъяты> зарегистрированного на ФИО1, у налогового органа возникла необходимость перерасчета налога в соответствии с требованиями ст.1 Закона Тверской области от 06.11.2001 №75-ЗО «О транспортном налоге в Тверской области» применена ставка 40 рублей. Возможная ошибка в сведениях, ранее предоставленных органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств не может являться основанием для освобождения налогоплательщика от обязанности по уплате налогов.

В формах сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, представляемых органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств (утверждены Приказом ФНС России от 17.09.2007 №ММ-3-09/536), предусмотрены показатели «Тип транспортного средства» и «Назначение (категория) транспортного средства». Тип транспортного средства определяется в паспорте транспортного средства.

В соответствии с постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 18.05.1993 № 477 «О введении паспортов транспортных средств» паспорт транспортного средства представляет собой документ, действующей на всей территории Российской Федерации для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации и участию в дорожном движении.

Согласно приложению 3 к Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, к транспортным средствам категории В (по классификации Конвенции о дорожном движении от 08.11.1968) относятся как механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее четырех колес и не более восьми мест для сидения (кроме места водителя) (легковые), так и механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонны (грузовые). Следовательно, указание в паспорте транспортного средства категории В не свидетельствует о том, что транспортное средство относится к легковому либо к грузовому транспортному средству.

Налоговые ставки устанавливаются в зависимости от вида транспортного средства (грузовой, легковой автомобили, мотоцикл, автобус и т.д.). При этом для одной и той же мощности двигателей для указанных категорий транспортных средств могут быть установлены различные ставки.

Мощность двигателя спорного автомобиля <данные изъяты> составляет 137 лошадиных сил. В строке 4 "Категория ТС (А, В, С, Д, прицеп)" ПТС на указанный автомобиль указана категория "В", вместе с тем в строке 3 "Наименование (тип ТС)" данного же документа указано -"грузовой фургон цельнометаллический". По мнению специалистов Минфина, а также налогового ведомства руководствоваться при определении вида транспортного средства необходимо как раз графой тип автотранспортного средства. Ведь указание в ПТС категории В еще не свидетельствует о том, что транспортное средство относится к легковым либо к грузовым транспортным средствам.А в строке 3 "Наименование (тип ТС)" ПТС как раз указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями, назначением (Письмо Минфина России от 19 марта 2010 N 03-05-05-04/05, Письмо ФНС России от 18 февраля 2008 N ШС-6-3/112@).

В соответствии с Отраслевой нормалью ОН 025270-66 «Классификация и система обозначения автономного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями» и пунктом 26 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств в строке 2 паспорта транспортного средства «Марка, модель ТС» указывается условное обозначение транспортного средства, состоящее из букв, цифр или смешанное. Вторая цифра цифрового обозначения модели транспортного средства указывает на его тип (вид автомобиля). Таким образом, при выборе налоговой ставки, по которой следует исчислять транспортный налог для конкретного транспортного средства, надо руководствоваться типом (видом) объекта налогообложения, сведения о котором указаны в его паспорте, а не указанной в паспорте транспортного средства категорией автомобиля.

В сведениях, представленных УГИБДД Тверской области транспортное средство <данные изъяты> с мощностью двигателя 137 лошадиных сил, тип данного транспортного средства грузовой — фургоны, код 3.

На основании представленных данных из органа осуществляющего государственную регистрацию транспортных средств (УГИБДД Тверской области) налоговым органом в 2012 году сделан расчёт налога на данный автомобиль за 2009 - 2011 года, исходя из типа (вида) объекта налогообложения по ставке 40,00 рублей за лошадиную силу.

Согласно кодификатору типов транспортных средств, установленных Приказом МВД РФ от 18.06.1996 № 328 «О мерах но реализации постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.1995 № 645» код транспортного средства 3 относится к наименованию грузовые — фургоны. Данный код транспортных средств не входит в состав легковых автомобилей. К легковым, согласно кодификатору, относятся автомобили с 21 по 29 код.

Таким образом, указание в свидетельстве о регистрации транспортного средства категории «В» не свидетельствует о том, что данное транспортное средство является легковым автомобилем.

В связи с представлением органами ГИБДД уточненных данных относительно типа транспортного средства налоговым органом обоснованно в соответствии с требованиями ст.1 Закона Тверской области от 06.11.2001 № 75-30 «О транспортном налоге в Тверской области» применена ставка 40 рублей. С учетом указанных выше сведений и сумм ранее уплаченного транспортного налога за автомашину <данные изъяты> за 2009-2011 годы Межрайонной ИФНС России № 10 по Тверской области законно произведен перерасчет налога и на сумму неуплаченного налога направлено уведомление на уплату транспортного налога, которое налогоплательщиком в добровольном порядке было исполнено частично, на основании чего было направлено требование об уплате налога.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца ФИО2 поддержала доводы апелляционной жалобы.

Ответчик ФИО1 посредством телефонной связи просил рассмотреть дело в его отсутствие

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения ФИО2 судебная коллегия находит решение суда подлежащим частичной отмене исходя из следующего.

В соответствии с ч.2 с.327.1 ГПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

Согласно ст. 357, ст. 358 НК РФ, налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок и ставки транспортного налога в Тверской области определены Законом Тверской области от 06.11.2002 года № 75-30 «О транспортном налоге в Тверской области», в соответствии с которым ставка транспортного налога для легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л. с (до 73, 55 кВт) составляет 10 рублей, а автомобили грузовые с мощностью двигателя свыше 100 л.с. до 15л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно составляет 40 рублей.

Положениями п.10 ст.85, п.5 ст.362 НК РФ обязанность по предоставлению сведений в налоговую инспекцию о транспортных средствах возложена на органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств.

В соответствии с «Положением о взаимодействии подразделений Госавтоинспекции и налоговых органов при предоставлении сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы», утвержденным приказом МВД РФ и Федеральной налоговой службы от 31 октября 2008 г. №948/ММ –3-6/561, в состав передаваемых сведений входят в обязательном порядке данные касающиеся не только категории транспортного средства, но и кода типа транспортного средства. Кодом номер 3 типа транспортного средства в названном Положении обозначаются грузовые автомобили фургоны.

Судом установлено, что ФИО1 является собственником транспортного средства <данные изъяты> с 29.04.2008 года удовлетворяя заявленные исковые требования о взыскании транспортного налога за 2011 год суд первой инстанции исходил из того, что применение к данному автомобилю ставки, установленной для грузового автомобиля, является правомерным обоснованным. При этом судом учитывалось, что по данным паспорта транспортного средства № , копии свидетельства о регистрации транспортного средства данный автомобиль <данные изъяты> является грузовым фургоном цельнометаллическим (3-местный). Категория ТС - «В», мощность двигателя -137 л.с., разрешенная максимальная масса - 3500 кг. При государственной регистрации спорного транспортного средства орган ГИБДД определил с учётом технических показателей, конструктивных особенностей и характеристик, существовавших на момент регистрации, что это транспортное средство является грузовым автомобилем.

Вместе с тем, отказывая в удовлетворении исковых требований о взыскании доплаты транспортного налога за 2009,2010 годы суд исходил из того, что нормы ст.361 НК РФ и ст.1 Закона Тверской области №75-ЗО, в том числе и в действующей редакции не предоставляют право налоговой инспекции применять налоговую ставку, исходя из типа транспортных средств, без учета его категории, поэтому действия налоговой инспекции по доначислению ранее уплаченного налога за 2009,2010 годы являются неправомерными.

Однако нормы налогового законодательства не исключают возможность перерасчета и доначисления транспортного налога, а также его взыскания за три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления. Налоговое уведомление о необходимости уплаты транспортного налога, в том числе и доплаты за 2009,2010 годы как за грузовой автомобиль, было направлено налогоплательщику заказной почтовой корреспонденцией 04.12.2012 года.

Таким образом, основания для основания для взыскания с ФИО1 задолженности по доплате транспортного налога исходя из ставки налогообложения грузовых автомобилей за 2009,2010 годы и соответственно пени на основании ст.75 НК РФ имелись.

При таких обстоятельствах решение суда в части отказа в удовлетворении требований Межрайонной ИФНС России №10 по Тверской области о взыскании с ФИО1 задолженности по транспортному налогу за 2009, 2010 года в сумме <данные изъяты> и пени в сумме <данные изъяты> подлежит отмене с вынесением в этой части нового решения об удовлетворении заявленных требований, а также о довзыскании в доход местного бюджета госпошлины в сумме <данные изъяты>

На основании изложенного и, руководствуясь статьей 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Нелидовского городского суда Тверской области от 23 августа 2013 года в части отказа в удовлетворении требований Межрайонной ИФНС России №10 по Тверской области о взыскании с ФИО1 задолженности по транспортному налогу за 2009, 2010 года в сумме <данные изъяты> и пени в сумме <данные изъяты> отменить, и постановить новое, которым взыскать с ФИО1 в пользу Межрайонной ИФНС России №10 по Тверской области задолженность по транспортному налогу за 2009, 2010 года в сумме <данные изъяты>; пени в сумме <данные изъяты>; госпошлину в доход местного бюджета в сумме <данные изъяты>

В остальной части это же решение суда оставить без изменения.

Председательствующий

Судьи