ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4107/2023 от 29.11.2023 Томского областного суда (Томская область)

Судья Желтковской Я.В. Дело № 33-4107/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 29 ноября 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:

председательствующего Руди О.В.,

судей: Ячменевой А.Б., Залевской Е.А.

при секретаре Серяковой М.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске апелляционную жалобу истца ФИО1 на решение Кировского районного суда г. Томска от 02 августа 2023 года

по делу № 2-2082/2023 по иску ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Томской области о включении периодов работы в специальный стаж.

Заслушав доклад судьи Ячменевой А.Б., судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратился с иском к Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Томской области, в котором просил включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии на основании п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы в Колпашевском речпорту Западно-Сибирского речного пароходства ОАО в должности сменного электромеханика-сменного крановщика-стажера, сменного электромеханика-крановщика плавкрана КПЛ 16-82: с 01.01.2001 по 31.12.2001 (1 год) в льготном исчислении, с 14.05.2002 по 21.07.2002, с 19.08.2002 по 27.08.2002, с 10.09.2002 по 19.10.2002 в календарном исчислении; в АО «Томская судоходная компания» навигационный период (неполная навигация) с 04.02.2013 по 24.04.2013, с 03.03.2014 по 06.04.2014, с 24.02.2015 по 22.04.2015, с 21.03.2017 по 18.04.2017, с 16.04.2019 по 24.04.2019, с 05.11.2019 по 20.12.2019, с 21.12.2019 по 31.12.2019; по п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы в ОАО «Томская судоходная компания» с 04.12.2018 по 08.04.2019 (МКС), в АО «Томская судоходная компания» с 01.07.2017 по 21.07.2017 (МКС), с 01.08.2017 по 20.08.2017 (РКС), с 01.09.2017 по 20.09.2017 (РКС), в АО «Томская судоходная компания» с 01.06.2019 по 20.06.2019 (РКС), с 01.07.2019 по 20.07.2019 (РКС), с 01.08.2019 по 20.08.2019 (РКС), с 01.09.2019 по 20.09.2019 (РКС), с 01.10.2019 по 15.10.2019 (МКС), в АО «Томская судоходная компания»: с 01.05.2020 по 22.05.2020 (МКС), с 01.06.2020 по 21.06.2020 (РКС), с 01.07.2020-21.07.2020 (РКС), с 01.08.2020 по 21.08.2020 (РКС), с 01.09.2020 по 20.09.2020 (РКС), с 01.10.2020 по 20.10.2020 (РКС), в ОАО «Томская судоходная компания» с 10.05.2021 по 31.05.2022 (МКС), с 01.06.2021 по 20.06.2021 (РКС), с 01.07.2021 по 20.07.2021 (РКС), с 01.08.2021 по 21.08.2021 (РКС), с 01.09.2021 по 20.09.2021 (РКС), в ОАО «Томская судоходная компания» с 11.05.2022 по 31.05.2022 (РКС), с 01.06.2022 по 20.06.2022 (РКС), с 01.07.2022 по 21.07,2022 (РКС), с 01.08.2022 по 20.08.2022 (РКС), с 01.09.2022 по 20.09.2022 (РКС); зачесть периоды его работы в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 ФЗ-400 «О страховых пенсиях» в АО «Томская судоходная компания» согласно п. 3 постановления Правительства РФ от 11.07.2002 № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях» с 01.01.2018 по 19.02.2018, с 08.05.2018 по 25.08.2018, с 28.08.2018 по 31.10.2018; исключить из периодов работы в АО «Томская судоходная компания» в соответствии с п.9 ч.1 ст. 30 ФЗ-400 «О страховых пенсиях» периоды работы с 01.01.2018 по 19.02.2018, с 08.05.2018 по 25.08.2018, с 28.08.2018 по 31.10.2018; взыскать с ответчика в его пользу судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб., выдаче нотариальной доверенности на представителя в размере 2 000 руб.

В обоснование требований указано, что 28.11.2022 обратился с заявлением к ответчику о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 2 ст. 33 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением пенсионного органа от 09.03.2023 № 2660 ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием специального стажа, предусмотренного п. 9 ч. 1 ст. 30 и отсутствием стажа работы в районах Крайнего Севера.

В судебное заседание истец ФИО1 не явился.

Представитель ответчика ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признала.

Определением суда от 05.07.2023 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено АО «Томская судоходная компания», которое в суд представителя не направило.

Обжалуемым решением исковые требования удовлетворены частично: на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Томской области возложена обязанность включить ФИО1 в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», период работы в АО «Томская судоходная компания» с 04.12.2018 по 08.04.2019 (МКС); в удовлетворении остальной части исковых требований отказано; с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Томской области в пользу ФИО1 взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб., по оформлению нотариальной доверенности представителя – 2 000 руб.

В апелляционной жалобе истец ФИО1 просит решение отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований, принять новое, которым исковые требования удовлетворить.

В обоснование доводов жалобы указано, что судом необоснованно отказано во включении периода работы по п. 9 ч. 1 ст. 30 ФЗ РФ № 400-Ф3 «О страховых пенсиях » в Колпашевский речпорт Западно-Сибирское речное пароходство ОАО в должности смен. элемеханика -смен. крановщика - стажера, см.элмеханика-крановщика плавкрана КПЛ 16-82 2001 год - в льготном исчислении 1 год, 2002 год- 3 мес. 27 дней: с 14.05.2002 -21.07.2002 19.08.2002 - 27.08.2002; 10.09.2002 - 19.10.2002. Суд не дал оценку архивному документу - индивидуальным сведениям о трудовом стаже, заработке, доходе и начисленных взносах в ПФР застрахованного лица ФИО1 по форме СЗВ - 3 Колпашевский речпорт, указанный документ является первичным документом от работодателя, подтверждающим факт льготной работы истца. Также суд не дал оценку сведениям о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица -ФИО1 от 01.01.2020. ФИО1 зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования с 29.12.1998, согласно данным ЕГРЮЛ сайта налоговой инспекции работодатель прекратил свою деятельность 22.12.2019, т.е. стаж истца подтверждается сведениями, представленными работодателем, что отражено в вышеуказанных документах. В материалы дела не представлен акт проверки и установления недостоверности сведений, представленных работодателем.

Согласно справке о льготном стаже АО «Томская судоходная компания» № 16 от 12.04.2023 включению в специальный стаж по фактической продолжительности подлежат не полностью отработанные навигационные периоды работы ФИО1 - с 04.02.2013 - 24.04.2013; 03.03.2014 - 06.04.2014; 24.02.2015 - 22.04.2015: 21.03.2017 - 18.04.2017; 16.04.2019 - 24.04.2019; 05.11.2019 - 20.12.2019; 21.12.2019 - 31.12.2019. Доказательств недостоверности указанной справки в материалы дела не представлено.

Вопреки указаниям суда, ФИО1 обращался с заявлением о назначении пенсии в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-Ф3, о чем также указано в решении ответчика.

В соответствии с чч. 3, 4 ст. 167, ч.1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений к ней, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам абз.1 ч.1 и абз.1 ч.2 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия оснований для отмены решения не нашла.

В соответствии со ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа при величине индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

Лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет (ч.2 ст.33 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Согласно п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет.

Пунктом 6 ч.1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 указанного Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

Частью 2 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч.3 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ).

В ч. 4 ст. 30 Федерального закона №400-ФЗ указано, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Частью 6 ст. 30 Федерального закона Российской Федерации № 400-ФЗ предусмотрено, что периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 статьи 30 указанного закона, имевшие место после 01.01.2013, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1 - 18 части 1 статьи 30, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1 - 18 части 1 указанной статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.

В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона № 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».

Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяется: Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 № 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992; список работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет рабочим и специалистам, работающим на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 1992 № 467 «Об утверждении Списка работ, профессий и должностей, с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет рабочим и специалистам, работающих на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности».

Согласно пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516.

В соответствии Правилами № 516 необходимыми критериями для назначения досрочной страховой пенсии по старости плавсоставу является: зачисление работников, относящихся к плавсоставу на суда морского, речного и флота рыбной промышленности; доказательства того, что суда, на которых осуществляется работа не относятся к портовым, постоянно работающим в акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным судам, судам пригородного и внутригородского сообщения; периоды работы для зачета календарного года должны осуществляться полный навигационный период.

Под плавсоставом понимается экипаж судна, который состоит из капитана, других лиц командного состава судна и судовая команда (ст. 52 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 № 81-ФЗ).

Навигация - это период, когда по местным климатическим условиям возможно судоходство (п. 34 "ГОСТ Р 59298-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Суда безэкипажные внутреннего плавания. Термины и определения" (утв. и введен в действие Приказом Госстандарта от 29.01.2021 № 29-ст, п. 24 Постановления Госстроя РФ от 29.07.1997 № 18-42).

Продолжительность навигационного периода определяется в зависимости от климатических условий отдельных регионов страны, позволяющих осуществлять судоходные работы на водном транспорте не круглогодично, а в течение определенного периода времени.

В соответствии с п. 9 Указания Минсоцзащиты РСФСР от 20.04.1992 № 1-28-У (далее - Указание № 1-28-У) - следует иметь в виду, что в стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда (пункт "и" статьи 12 Закона от 27.11.91) и за выслугу лет (статья 78.1 Закона от 06.02.92) засчитывается время работы в составе членов экипажей судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности, занятых на перевозках грузов, пассажиров, добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приеме готовой продукции на промысле и других работах.

Кроме того, в этот стаж засчитываются отдельные периоды, непосредственно предшествовавшие или следовавшие за этими работами.

В стаж не включаются периоды работы в составе ремонтных, подменных экипажей (команд), основной задачей которых является только выполнение ремонтных работ (т.е. члены экипажей, команд по завершении ремонтных работ не зачисляются в экипаж судна для выполнения планового задания, а направляются на другие ремонтируемые суда).

В соответствии с п. 5 Правил № 516 в периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Согласно п. 13 Правил № 516 периоды работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, учитываются с таким расчетом, чтобы при исчислении стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, продолжительность стажа на соответствующих видах работ в соответствующем календарном году составила полный год.

Аналогичные положения указаны в п. 112 постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 №590.

В соответствии с пунктом 4 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.03.2011 № 258н) в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. В справках, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, в случаях, предусмотренных законодательством, указываются следующие сведения: о периодах работы в течение полного навигационного периода и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.03.2011 № 258н во исполнение п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 №516 утвержден Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Пунктом 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.03.2011 №258н, установлено, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

Пунктом 4 названного Порядка определено, что в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Согласно п.13 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31.03.2011 № 258н, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений (индивидуального) персонифицированного учета.

В соответствии с ч.1 ст. 13 Федерального закона № 400-ФЗ исчисление страхового стажа производится в календарном порядке. В случае совпадения по времени периодов, предусмотренных статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, при исчислении страхового стажа учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за установлением страховой пенсии.

Согласно статье 14 Федерального закона № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды (работы) до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а периоды после указанной регистрации гражданина - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В соответствии с пунктом 4 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015 при подсчете страхового стажа подтверждаются периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил (далее соответственно - периоды работы, периоды иной деятельности, иные периоды), до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - регистрация гражданина в качестве застрахованного лица) - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Согласно статье 11 Федерального закона № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» индивидуальный лицевой счет застрахованного лица состоит из общей, специальной и профессиональной частей (разделов), в которой отражаются сведения о суммах страховых взносов, уплаченных страхователем за застрахованное лицо за периоды его трудовой деятельности на рабочих местах с особыми (тяжелыми и вредными) условиями труда (профессиональный стаж), доходе от инвестирования, выплатах и другие сведения, необходимые для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации о профессиональных пенсионных системах.

То есть, действующим законодательством установлен приоритет сведений индивидуального (персонифицированного) учета по отношению к другим способам подтверждения стажа работы.

Судом установлено, что ФИО1, /__/ рождения, достигший /__/ лет, застрахованный в системе обязательного пенсионного страхования с 29.12.1998, обратился 28.11.2022 в отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Томской области с заявлением о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с ч.2 ст. 33 Федерального закона «О страховых пенсиях в Российской Федерации» №400-ФЗ.

Решением ГУ - УПФР в г. Томск Томской области от 09.03.2023 № 2660 ФИО1 отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.9 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ в связи с отсутствием специального стажа и отсутствием стажа работы в районах Крайнего Севера необходимой продолжительности (л.д. 11-17).

Указанным решением ФИО1 засчитано в специальный стаж в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ (с учетом правил суммирования) - 11 лет 1 месяц 14 дней, исключено из специального стажа в соответствии с п.9 ч.1 ст. 30-4 года 11 дней; засчитано с учетом правил перевода стажа работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера в стаж работы на Крайнем Севере - 12 лет 2 месяца 21 день, исключено из специального стажа за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера - 11 лет 5 месяцев 27 дней, и отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с ч.2 ст.33 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» ввиду отсутствия специального стажа и стажа работы в районах Крайнего Севера необходимой продолжительности.

Из трудовой книжки истца АТ-1 № 9668956, выданной 14.05.1991, следует, что 12.05.1991 ФИО1 принят в РЭБ флота Западно-Сибирского речного пароходства (впоследствии филиал ОАО ЗСРП «Колпашевский речной флот») на период строительства объектов плотником, с 19.07.1995 направлен в отстойную группу судов мотористом-рулевым, с 26.01.1996 назначен плотником-слесарем 4 разряда ЖКО, с 03.01.1997 назначен такелажником 3 разряда отстоя флота, с 01.08.1998 назначен подсобным рабочим, с 18.01.1999 направлен на пилораму рамщиком, с 05.02.2001 зачислен на курсы крановщиков, с 06.05.2001 по окончании курсов назначен сменным электромехаником-крановщиком плавкрана КПЛ-18/82, с 15.08.2001 переведен столяром, с 02.05.2002 назначен сменным электромехаником-крановщиком КПЛ-19/83, с 22.07.2002 переведен столяром, с 02.12.2002 уволен.

С 19.12.2002 истец принят на зимний полевой сезон в сейсмопартию №6 рамщиком (наименование организации не читается), с 18.01.2023 уволен, 21.10.2003 принят в ООО «Лесэкспорт» в цех №7 рамщиком, 31.03.2004 уволен, 01.04.2004 принят рамщиком в ООО «Тогурлес», 09.07.2004 уволен; 12.07.2004 принят в цех №3 рамщиком в ООО «ТЛК-лесозавод Тогур», 11.01.2004 уволен, 04.01.2007 принят сборщиком мебели ИП Б., 01.10.2007 уволен, 10.10.2007 принят машинистом в ООО «Колпашевская тепловая компания», 30.06.2008 уволен, 03.07.2008 принят на плавучий кран АИСТ 16-1 в ООО «СК «Север» на должность сменного электромеханика-крановщика, с 21.05.2009 уволен, 04.05.2010 принят сменным электромехаником-крановщиком КПЛ-32-87 в ООО «Речпорт», 19.11.2010 уволен, 27.04.2011 принят на должность старшего электромеханика-крановщика КПЛ 32-87 на период навигации в ООО «Речпорт», 31.10.2011 уволен, 01.02.2012 принят в АО «Томская судоходная компания» (впоследствии ПАО «Томская судоходная компания») на должность сменного моториста-крановщика КПЛ 44-93, с 26.04.2012 переведен сменным мотористом - помощником крановщика плавучего крана КПЛ-44-93, с 01.06.2012 переведен сменным мотористом-крановщиком плавучего крана КПЛ 44-93, с 10.03.2015 должность изменена на должность старшего моториста крановщика шкипера КПЛ 44-93, с 01.05.2016 переведен на должность сменного моториста-крановщика шкипера КПЛ 31-87, с 19.04.2017 переведен на должность старшего моториста –крановщика-шкипера плавучего крана КПЛ 44-93, с 25.04.2019 переведен на должность сменного моториста-крановщика-шкипера плавучего крана КПЛ 33-88, 26.10.2021 - работает по настоящее время.

Согласно архивной справке МКУ «Архив» от 13.04.2020 № 400/1, с 01.02.2001 по 02.02.2001 рамщику предоставлен отпуск без содержания, с 05.02.2001 направлен на курсы крановщиков.

В указанной архивной справке также отмечено, что в приказах по раскреплению флота по линиям работы на навигацию за 2001-2002 годы плавкраны не значатся.

Приказом АО «Томская судоходная компания» от 19.04.2019 № 119, а также приказами от 24.04.2020, 23.04.2021, 21.04.2022 определены группы судов, экипажей, которые пользуются правом на назначение пенсии на льготных основаниях за выслугу лет в плавсоставе. Данным приказом утверждены списки судов, экипажи которых пользуются правом на назначение пенсии на льготных условиях за выслугу лет в плавсоставе на основании п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в п.2 приказа утверждена группа плавучих кранов, в том числе КПЛ-1-79, КПЛ 31-87, КПЛ 33-88, КПЛ 43-9, на которых осуществлял трудовую функцию истец ФИО1, начиная с 01.02.2012, что следует из личной карточки работника.

Из уточняющей справки АО «Томская судоходная компания» от 12.04.2023 №16 о льготном стаже следует, что ФИО1 с 01.02.2012 выполнял трудовые обязанности в различных должностях в указанной организации на плавучих кранах КПЛ 44-93, КПЛ 31-87, КПЛ 1-79, КПЛ 31-87, КПЛ 33-88, занимаемые им должности относятся к плавсоставу судов речного флота.

Вместе с тем сам по себе факт трудовой деятельности в должности, относящейся к плавсоставу без доказательств выполнения трудовой функции в условиях, предусмотренных п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в спорные периоды, не влечет включение их в специальный страховой стаж.

Необходимыми критериями для назначения досрочной страховой пенсии по старости плавсоставу являются доказательства того, что периоды работы для зачета календарного года должны осуществляться полный навигационный период (п. 5 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утв. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.03.2011 N 258н).

Кроме того, согласно справке ГКУ «Государственный архив Новосибирской облсти» от 17.11.2023 № 10003/к-1388 предоставить сведения о наличии в Колпашевском речном порту плавкрана КПЛ 16-82, указать маршруты следования и работы ФИО1 на плавкране в периоды навигаций 2001 г. и 2002 г. не представляется возможным, так как документы Колпашевского речного порта на хранение в ГКУ НСО ГАНО не поступали.

Из справки МКУ «Архив» г. Колпашево от 20.11.2023 № 741 следует, что на хранение в архив сданы следующие документы по личному составу Колпашевского речного порта: приказы по личному соству, лицевые счета по заработной плате, приказы по раскреплению флота по линиям работы на навигации. В приказах по личному составу за 2001- 2002 годы значится КПЛ 16-82, сведения о том, что плавкран КПЛ 16-82 является самоходным, относится к портовым, работающим постоянно на акватории порта, служебно – вспомогательным и разъездным судам пригородного и внутреннего сообщения, предоставить пути и маршруты следования КПЛ 16-82 не можем, так как вышеуказанные сведения на хранение в архив не сданы, местонахождение их не известно, причина не сохранности не установлена. В приказах по раскреплению флота по линиям работ на навигации 2001-2002 годы плавкраны не значатся. Личные карточки формы Т-2 работников вышеуказанной организации на хранение в архив не сданы, местонахождение их неизвестно, причина не сохранности не установлена.

При таких обстоятельствах суд пришел к верному выводу об отказе во включении в специальный стаж указанных периодов.

У судебной коллегии не имеется оснований не согласиться с данным выводом суда.

Доводы жалобы о том, что суд не дал оценку архивному документу - индивидуальным сведениям о трудовом стаже, заработке, доходе и начисленных взносах в ПФР застрахованного лица ФИО1 по форме СЗВ - 3 Колпашевский речпорт, указанный документ является первичным документом от работодателя, подтверждающим факт льготной работы истца, сведениям о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица -ФИО1 от 01.01.2020 на правильность выводов суда не влияют.

Как видно из указанных документов, действительно, в сведениях о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица ФИО1 от 01.01.2020 (л.д.28-31) указанные спорные периоды были указаны как льготные как по п.6 ч.1 ст. 32 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ, так и по п.9 ч.1 ст. 30 ФЗ.

Из индивидуальных сведений о трудовом стаже, заработке, начисленных взносах в ПФР застрахованного лица ФИО1 формы СЗВ-3 (л.д.54) период работы с 01.01.2001 по 31.12.2001 отмечен в территориальных условиях МКС, а также в особых условиях труда - ЗП12И.

Между тем в выписке из индивидуального лицевого счета от 27.06.2023 спорные периоды за 2001-2002 годы не содержат сведений об особых условиях труда, при этом территориальные условия – МКС, указаны.

Согласно правовой позиции, приведенной в п. 5 Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2007 года, утв. постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 07.11.2007, исходя из буквального толкования подп. 9 п. 1 ст. 27 Федерального закона от17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», плавсостав судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности пользуется правом на досрочную пенсию независимо от вида выполняемых работ (перевозка грузов, пассажиров или добыча рыбы, морепродуктов, прием готовой продукции на промысле или другие работы), от наименования их профессий и должностей. Не имеет значения ведомственная принадлежность соответствующих судов, а также организационно-правовая форма и форма собственности судовладельца.

В данном случае необходимо документальное подтверждение, что должность работника относится к плавсоставу, а суда, на которых он работал, не относятся к портовым, постоянно работающим в акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным судам, судам пригородного и внутригородского сообщения.

Спорные периоды, которые истец просит включить в льготный стаж, имели место после его регистрации в качестве застрахованного лица.

В случае возникновении спора о периодах работы, подлежащих включению в страховой стаж, в том числе в страховой стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости, порядке исчисления этого стажа, сведения о наличии такого стажа (в данном случае факт выполнения работы в определенной должности и в определенном структурном подразделении учреждения здравоохранения в целях льготного исчисления страхового стажа) могут быть подтверждены в судебном порядке с представлением доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Бремя доказывания этих юридически значимых обстоятельств в силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является обязанностью лица, претендующего на включение указанных периодов в специальный стаж.

Обращаясь в суд с соответствующим иском, именно на истца возлагается бремя доказывания того, что суда, на которых он работал, не относятся к портовым, постоянно работающим в акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным судам, судам пригородного и внутригородского сообщения, а также выполняемые им работы осуществлялись в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона.

Между тем архивные справки муниципального казенного учреждения «Архив» не содержат сведений о том, что суда, на которых истец работал в спорные периоды, не относятся к категории портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных, разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения. Согласно данным справкам в приказах по раскреплению флота по линиям работы на навигацию 2001- 2002 годов плавкраны не значатся.

Кроме того, указанные архивные справки сведений о навигации за 2001-2002 годы не содержат, как и не содержат сведений о начале и завершении навигации в 2001-2002 годах.

Закрепление плавкрана КПЛ 16-82 само по себе не свидетельствует о продолжительности навигации, о начале и окончании навигационного периода.

Приказы территориальных органов государственных бассейновых управлений водных путей судоходства о начале и окончании навигации с учетом местных климатических и гидрологических условий истцом не представлены.

Архивными справками указанные обстоятельства также не подтверждаются, напротив, свидетельствуют об отсутствии таких приказов.

Поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие начало и продолжительность навигационного периода в 2001-2002 году,направление истца в навигацию, того, что плавкран КПЛ 16-82, на котором истец работал, не относится к категории портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно- разъездных судов, соответственно, у ответчика отсутствовали основания для включения периодов работы с 01.01.2001 по 31.12.2001, с 14.05.2002 по 21.07.2002, с 19.08.2002 по 27.08.2002, с 10.09.2002 по 19.10.2002 в специальный стаж по п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Таким образом, оснований для включения иных спорных периодов, вопреки доводам апелляционной жалобы, у суда первой инстанции не имелось, поскольку представленные архивные справки достоверно не подтверждают сроки начала и окончания навигационного периода, работу истца в течение полного навигационного периода, полный рабочий день, в режиме полной рабочей недели, а также сведений о том, что суда, на которых истец работал, не относятся к категории портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно- разъездных судов.

Само по себе указание в архивных справках на предоставление ФИО1 отпусков за определенные периоды работы, отгулов, о назначении вооружения экипажу плавкрана не свидетельствует о том, что истец отработал полную навигацию по смыслу и содержанию пенсионного законодательства Российской Федерации, в связи с чем спорные периоды подлежат включению в специальный стаж.

Архивная справка от 19.03.2009 № 724 о выплаченных ФИО1 работодателем денежных средств особые условия, позволяющие включить спорные периоды в специальный стаж, также не подтверждает.

При этом судебная коллегия отмечает, что поскольку ФИО1 застрахован в системе обязательного пенсионного страхования с 28.12.1998, соответственно, спорные периоды с указанной даты должны подтверждаться выпиской из индивидуального лицевого счёта застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта.

Из представленной в материалы дела выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица по состоянию на 27.06.2023 следует, что спорные периоды работы отражены работодателем как обычные условия с указанием кода территориальных условий - МКС1,50 и учтены пенсионным органом как периоды работы в особых климатических условиях.

Доводы жалобы о том, что стаж истца подтверждается сведениями, представленными работодателем, акт проверки, установивший недостоверность сведений, отсутствует, при этом по данным ЕГРЮЛ работодатель прекратил свою деятельность 22.12.2019, не могут повлечь отмену судебного акта, поскольку наличие или отсутствие таких сведений само по себе без подтверждения обстоятельств, имеющих значение по данному спору, доказательствами, не может служить основанием для удовлетворения требований.

Отказывая в удовлетворении требований о включении в специальный стаж периодов работы с 04.02.2013 по 24.04.2013, с 03.03.2014 по 06.04.2014, с 24.02.2015 по 22.04.2015, с 21.03.2017 по 18.04.2017, с 16.04.2019 по 24.04.2019, с 05.11.2019 по 20.12.2019, с 21.12.2019 по 31.12.2019, суд исходил из того, что они являлись периодами ремонта плавучего судна, при этом первичные документы, подтверждающие периоды полной навигации, в материалах дела отсутствуют, работодателем данные сведения внесены в сведения персонифицированного учета истца как обычные без кода льготы и уплаты дополнительных взносов, корректирующие сведения АО «Томская судоходная компания» в отношении спорных периодов не представлялись.

Судебная коллегия согласилась с данными выводами, поскольку они основаны законе и материалах дела.

Так, из справки АО «Томская судоходная компания» от 12.04.2023 № 16 следует, что периоды работы с 04.02.2013 по 24.04.2013, с 03.03.2014 по 06.04.2014, с 24.02.2015 по 22.04.2015, с 21.03.2017 по 18.04.2017, с 16.04.2019 по 24.04.2019, с 05.11.2019 по 20.12.2019, с 21.12.2019 по 31.12.2019 являлись периодами ремонта плавучего судна.

Учитывая, что ФИО1 зарегистрирован в системе государственного пенсионного страхования 28.12.1998, спорные периоды его трудовой деятельности имели место после его регистрации в системе государственного пенсионного страхования, при этом в разделе особые условия труда отсутствуют сведения об особых условиях его работы в данные периоды, при этом, достоверность указанных сведений истцом не оспорена, соответствующие требования к работодателю истцом не предъявлены.

Кроме того, в силу части 6 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после 1 января 2013 г., засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам.

Определением от 28 февраля 2017 г. N 315-О Конституционный Суд Российской Федерации дал оценку конституционности приведенных выше положений, указал, что такое правовое регулирование, в том числе правило о том, что периоды такой работы, имевшие место после 1 января 2013 г., засчитываются в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов, направлено на реализацию права граждан, работавших на соответствующих видах работ, на пенсионное обеспечение с учетом объективно существующих вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, идентифицированных по результатам специальной оценки условий труда, а потому не может рассматриваться как нарушающее права лиц, не относящихся к указанной категории.

Между тем соответствующие сведения об особых условиях труда страхователь АО «Томская судоходная компания» в пенсионный орган не предоставило, дополнительные страховые взносы за истца не уплачивало, что подтверждается выпиской из лицевого счета застрахованного лица, в связи с чем периоды работы ФИО1 после его регистрации в системе государственного пенсионного страхования судом первой инстанции не были включены в стаж с особыми условиями работы.

Доводы о том, что в уточняющей справке АО «Томская судоходная компания» от 12.04.2023 № 16 указанные спорные периоды отражены работодателем как не полностью отработанные навигационные периоды, подлежащие включению в специальный стаж по фактической продолжительности, судебной коллегией не могут быть признаны состоятельными, поскольку первичные документы, подтверждающие периоды полной навигации в спорные периоды в материалах дела отсутствуют, данные периоды квалифицированы работодателем как работа в обычных условиях, код особых условий труда при подаче сведений в пенсионный орган не указывался, дополнительные страховые взносы не уплачивались, корректирующие сведения АО «Томская судоходная компания» в отношении спорных периодов не представлялись.

Таким образом, учитывая, что действующим законодательством установлен приоритет сведений индивидуального (персонифицированного) учета по отношению к другим способам подтверждения стажа работы, а таких сведений выписка из индивидуального (персонифицированного) учета не содержит, суд первой инстанции обоснованно не усмотрел правовых оснований для включения в специальный страховой стаж на основании п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периодов работы с 01.01.2001 по 31.12.2001 (1 год) в льготном исчислении, с 14.05.2002 по 21.07.2002, с 19.08.2002 по 27.08.2002, с 10.09.2002 по 19.10.2002 в календарном исчислении; в АО «Томская судоходная компания» навигационный период (неполная навигация) с 04.02.2013 по 24.04.2013, с 03.03.2014 по 06.04.2014, с 24.02.2015 по 22.04.2015, с 21.03.2017 по 18.04.2017, с 16.04.2019 по 24.04.2019, с 05.11.2019 по 20.12.2019, с 21.12.2019 по 31.12.2019.

Отказывая в удовлетворении требований о включении периодов работы в АО «Томская судоходная компания» с 01.07.2017 по 21.07.2017 (МКС), с 01.08.2017 по 20.08.2017 (РКС), с 01.09.2017 по 20.09.2017 (РКС), с 01.06.2019 по 20.06.2019 (РКС), с 01.07.2019 по 20.07.2019 (РКС), с 01.08.2019 по 20.08.2019 (РКС), с 01.09.2019 по 20.09.2019 (РКС), с 01.10.2019 по 15.10.2019 (МКС), с 01.05.2020 по 22.05.2020 (МКС), с 01.06.2020 по 21.06.2020 (РКС), с 01.07.2020-21.07.2020 (РКС), с 01.08.2020 по 21.08.2020 (РКС), с 01.09.2020 по 20.09.2020 (РКС), с 01.10.2020 по 20.10.2020 (РКС), с 10.05.2021 по 31.05.2022 (МКС), с 01.06.2021 по 20.06.2021 (РКС), с 01.07.2021 по 20.07.2021 (РКС), с 01.08.2021 по 21.08.2021 (РКС), с 01.09.2021 по 20.09.2021 (РКС), с 11.05.2022 по 31.05.2022 (РКС), с 01.06.2022 по 20.06.2022 (РКС), с 01.07.2022 по 21.07,2022 (РКС), с 01.08.2022 по 20.08.2022 (РКС), с 01.09.2022 по 20.09.2022 (РКС) с 04.12.2018 по 08.04.2019 (МКС) в специальный страховой стаж на основании п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», суд исходил из того, что спорные периоды трудовой деятельности истца имелись после его регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, а потому в соответствии с положениями ч. 2 ст. 14 Федерального закона № 400-ФЗ и п. 43 Правил от 02.10.2014 № 1015, указанный факт должен подтверждаться выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, истцом достоверность данных сведений не оспорена, в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета указанные периоды отражены без указания на территориальные условия труда, работодателем при представлении сведений в пенсионный орган код РКС, МКС не указывался.

Удовлетворяя требования о включении в специальный страховой стаж в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периода с 04.12.2018 по 08.04.2019 (МКС), суд исходил из того, что в отношении него АО «Томская судоходная компания» представлены уточняющие сведения в пенсионный орган.

В указанной части решение не оспаривается, в связи с чем судебная коллегия ему оценку не дает.

Отказывая в применении суммирования периодов с 01.01.2018 по 19.02.2018 (отгулы), с 08.05.2018 по 25.08.2018 (выход на свое рабочее место), с 28.08.2018 по 31.10.2018 (очередной отпуск, отгулы) для досрочного назначения пенсии по старости в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 30, п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ применением положений ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, суд исходил из того, что ФИО1 с заявлением о назначении пенсии в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ не обращался.

По мнению судебной коллегии, в удовлетворении данной части требований отказано верно.

По мнению апеллянта, у него имеется право исключить указанные периоды, включенные ответчиком в специальный стаж п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, включив их в специальный стаж по п. 6 ч. 1 ст. 32 указанного закона.

Однако судебная коллегия с данным доводом не согласилась, исходя из следующего.

В силу положений ч. 1 ст. 33 Федерального закона № 400-ФЗ при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с работой в указанных районах и местностях (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного статьей 17 настоящего Федерального закона) к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 данного Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2014 № 651 «О порядке приравнивания к работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях при определении стажа работы в указанных районах и местностях работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», установлено, что приравнивание к работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях при определении стажа работы в указанных районах и местностях для досрочного назначения страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2 и 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного статьей 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях») работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», осуществляется путем суммирования стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и стажа на соответствующих видах работ.

В случае, если стаж на соответствующих видах работ (отдельные его периоды) выработан в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях, такой стаж в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии с пунктами 2 и 6 части 1 статьи 32 Федерального закона учитывается как время работы соответственно в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях (п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2014 № 651).

В соответствии с пп. 9,11 п. 2 постановления Правительства РФ от 11.07.2002 N 516 (ред. от 25.03.2013) "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" При досрочном назначении гражданам трудовой пенсии по старости в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, суммируются периоды следующих работ: работа в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения);) работа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Суммирование периодов работ, указанных в пункте 2 настоящих Правил, осуществляется в следующем порядке путем прибавления к периодам работы, указанной в подпункте 11, - периодов работ, указанных в подпунктах 1 - 10, 16 – 18 (п.3).

Таким образом, применение положений ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ возможно для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ.

Между тем, учитывая, что в сведениях персонифицированного учета данные периоды отражены без указания территориальных условий (МКС, РКС), доказательства выполнения ФИО1 работ в указанные периоды в таких условиях не представлено, оснований для удовлетворения требований в данной части не имеется.

Доводы жалобы о несогласии с отказом в суммировании периодов работы, поскольку ФИО1 не обращался с заявлением о назначении пенсии в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-Ф3, на правильность выводов суда не влияют.

28.11.2022 ФИО1 обращался в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ (л.д.130,131).

Из решения пенсионного органа № 2660 от 09.03.2023 следует, что ответчиком рассматривалось заявление ФИО1 о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с ч.2 ст. 33 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, указанные периоды включены в специальный стаж по п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, доказательства выполнения таких работ в особых климатических условиях отсутствуют.

При таких обстоятельствах решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам жалобы нет.

Руководствуясь ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Кировского районного суда г. Томска от 02 августа 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи