Председательствующий: Бондаренко ЕВ Дело № 33-4109/2022 2-1223/2022
55RS0004-01-2022-001373-18
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Омск 14 июля 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Цериградских ИВ,
и судей Дьякова АН, Паталах СА,
при секретаре Говорун АС,
при подготовке и организации судебного процесса помощником судьи Васиной НН,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Дьякова АН гражданское дело № 2-1223/2022 по иску ФИО1 к ООО «Омская энергосбытовая компания» о возложении обязанности применять при расчетах за электроэнергию тариф с понижающим коэффициентом,
по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Октябрьского районного суда города Омска от 20 апреля 2022 года,
установила:
ФИО1 (далее по тексту ФИО1) обратилась в суд с иском к ООО «Омская энергосбытовая компания» о возложении обязанности применять при расчетах за электроэнергию тарифа с понижающим коэффициентом, указывая в обоснование требований, что она является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: г. Омск, . В указанном доме, 1949г. постройки, имеется холодное водоснабжение, горячее водоснабжение отсутствует. Ванная комната в ее квартире оборудована бытовым электронагревателем. Истец обратилась в ООО «Омская энергосбытовая компания» с заявлением о начислении за потребленную электроэнергию платы по тарифу с понижающим коэффициентом 0,7 и перерасчете платы с момента возникновения права собственности на квартиру, в ответ на которое было предложено предоставить технический паспорт на жилое помещение. При обращении в Омский центр кадастровой оценки и технической документации, в техническом паспорте внесены изменения об отсутствии централизованного горячего водоснабжения, сведения о бытовом электроводонагревателе внесены не были, сославшись на то, что установка бытового прибора не является переустройством либо перепланировкой жилого помещения, данные о которых отражаются в техническом паспорте. Для подтверждения установки в жилом помещении бытового водонагревателя, истец обратилась в ООО «Сибжилсервис», которым было произведено обследование квартиры, составлен акт от 21.09.2021г. Технический паспорт в отношении квартиры и акт обследования управляющей компании были предоставлены ответчику. В ответе от 19.10.2021г. ООО «Омская энергосбытовая компания» было отказано в применении при расчетах за электроэнергию тарифа с понижающим коэффициентом. Данный отказ считает незаконным, и просит обязать ООО «Омская энергосбытовая компания» применять в расчетах за электроэнергию тариф с понижающим коэффициентом 0,7 установленный для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для приготовления и (или) электроотопительными установками, предусмотренный п. 71 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2011г. № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цент (тарифов) в электроэнергетики», с момента регистрации права собственности на в г. Омске, то есть с 5.05.2021г.
В судебном заседании истец ФИО1 доводы иска поддержала.
Представитель ответчика ООО «Омская энергосбытовая компания» ФИО2 в судебном заседании иск не признала. Пояснила суду, что использование истцом бытового водонагревателя для целей нагрева холодной воды не является основанием для применения ресурсоснабжающей организацией тарифа с понижающим коэффициентом, поскольку водонагреватели не являются электроотопительной установкой. Оснований для применения понижающего коэффициента не имеется.
Судом постановлено решение об отказе в удовлетворении исковых требований, об отмене которого в апелляционной жалобе просит ФИО1, принять по делу новое решение об удовлетворении ее требований. Выражает несогласие с выводом суда о несоблюдении ею порядка оборудования домов электроотопительными установками, и о том, что самовольная установка не является основанием для применения понижающего коэффициента. Полагает, поскольку горячее водоснабжение в квартире отсутствует, то установка электроводонагревателя самовольной не является.
В возражениях на апелляционную жалобу ООО «Омская энергосбытовая компания» просит оставить ее без удовлетворения, решение суда - без изменения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения истца ФИО1, поддержавшей доводы своей апелляционной жалобы, возражения представителя ООО «Омская энергосбытовая компания» ФИО3, полагавшей о законности и обоснованности решения, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов жалобы по правилам ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), судебная коллегия оснований для его отмены или изменения не находит.
Апелляционное производство как один из процессуальных способов пересмотра, не вступивших в законную силу судебных постановлений, предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела, и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалоб, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ).
Государственное регулирование цен (тарифов), надбавок согласно Федеральному закону от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон "Об электроэнергетике") осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утв. Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 23).
Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 24 Закона "Об электроэнергетике" Правительство Российской Федерации утверждает основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, определяющие принципы и методы расчета цен (тарифов) в электроэнергетике.
В соответствии с абзацем пятым пункта 1 статьи 24 Закона Правительство Российской Федерации утверждает порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности).
Во исполнение предписаний федерального законодателя Правительство Российской Федерации постановлением от 29.12.2011 г. N 1178 утвердило Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, а постановлением от 22.07.2013 г. N 614 утвердило Положение об установлении и применении социальной нормы электрической энергии (мощности).
Также пунктом 69 Основ ценообразования установлено, что государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется отдельно в отношении электрической энергии, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей в пределах социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) и сверх такой социальной нормы, в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности).
Пунктом 71 Основ ценообразования предусмотрено, что при утверждении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению, проживающему в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками, а также для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, в зависимости от региональных особенностей, социальных и экономических факторов, сложившихся в субъекте Российской Федерации, по решению органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов применяются понижающие коэффициенты - от 0,7 до 1.
Понижающий коэффициент от 0,7 до 1 применяется по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов к ценам (тарифам) на электрическую энергию (мощность) при их утверждении на соответствующий период регулирования для каждой из приравненных к населению категорий потребителей по перечню согласно приложению N 1 к указанному документу (за исключением потребителей, перечисленных в пункте 71(1) данного документа).
Согласно пункту 34 Постановления Правительства РФ от 22.07.2013г. N 614 (ред. от 29.07.2020г.) "О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)" для целей применения социальной нормы оснащенность стационарными электроплитами, электроотопительными и (или) электронагревательными установками жилого помещения в многоквартирном доме определяется в соответствии с техническим паспортом такого дома либо при его отсутствии - в соответствии с проектной документацией.
Наличие электроотопительных установок в жилых домах при отсутствии централизованного теплоснабжения является основанием для применения социальной нормы, установленной для жилых помещений в городских или сельских населенных пунктах, оборудованных в установленном порядке электроотопительными и (или) электронагревательными установками, и подтверждается органами местного самоуправления, отвечающими за согласование проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, при наличии централизованного теплоснабжения не является основанием для применения указанной величины социальной нормы.
Как было установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, ФИО1 на основании договора купли-продажи от 26.04.2021г. является собственником в г. Омске (л.д.10-12).
13.08.2021г. ФИО1 обратилась в ООО «Омская энергосбытовая компания» с заявлением о перерасчете платы за электроэнергию за май, июнь, июль 2021 года согласно Приказу РЭК Омской области от 15.12.2020г. № 463/86 исходя из тарифа, предусмотренного п. 2, в ответе на которое ответчиком указывалось, что для применения тарифа, предусмотренного п. 71 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011г. № 1178 (с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2013г. № 614) необходимо предоставить технический паспорт на жилое помещение, подтверждающий оборудование жилого помещения в установленном порядке стационарными электроплитами для приготовления пищи и (или) электроотопительными установками. Также в ответе указано, что установка электрооборудования должна быть произведена в соответствии с утвержденным проектом, разрешением и выдачей технических условий, при наличии технической возможности, и приемки электроустановки.
23.09.2021г. ФИО1 обратилась в ООО «Омская энергосбытовая компания» с дополнением к обращению от 13.08.2021г., представила акт обследования ООО «Сибжилсервис» от 21.09.2021г., руководство по эксплуатации водонагревателя.
Согласно акту обследования от 21.09.2021г. ООО «Сибжилсервис», комиссией ООО «Сибжилсервис» выявлено, что в в г. Омске установлен водонагреватель, объемом 80 л., накопительный, мощностью 7400 Вт.
Из технического паспорта жилого помещения следует, что в г. Омске имеет следующее техническое описание: год постройки здания – 1949; этажность – 4; вид отопления – центральное (от ТЭЦ); водоснабжение – от городской центральной сети; электроснабжение – открытая проводка; канализация – в городскую сеть; горячее водоснабжение – отсутствует; электроплита «-».
Согласно представленному в материалы дела руководству по эксплуатации электроводонагревателя аккумуляторного бытового модель ВР 440, последний является стационарным закрытым нагревательным прибором аккумуляционного (накопительного) типа, предназначенным для нагрева воды ниже температуры кипения в бытовых (жилых) помещениях, с возможностью пользования горячей водой в нескольких точках (ванная, кухня и т.д.).
В ответе на обращение ответчиком указало о необходимости внесения изменений в технический паспорт на жилое помещение, после чего будет применен понижающий коэффициент с момента выдачи технического паспорта.
Полагая, что ответчик неправомерно при расчетах за потребленную электрическую энергию не применяет понижающий коэффициент 0,7, исходя из того, что истец, как лицо, проживающее в городском населенном пункте, в установленном порядке оборудовала жилое помещение бытовым электрическим водонагревательным прибором, обратилась в суд с настоящим иском, представив в подтверждение факта оборудования жилого дома в установленном порядке электрическими отопительными приборами и электроплитой для пищеприготовления договор подряда N 29 от 1.06.2019г. в отношении работ по монтажу системы отопления и установке электрического настенного котла, а также паспорта электрического котла и индукционной варочной поверхности.
Вместе с тем данные документы не свидетельствует о соблюдении порядка переоборудования жилого помещения.
Из буквального содержания пункта 71 Основ ценообразования следует, что для населения, проживающего в городских населенных пунктах, понижающий коэффициент может быть установлен только в случае оборудования домов стационарными электроплитами для пищеприготовления и электроотопительными установками в установленном порядке.
Согласно пункту 1.3.2 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утв. приказом Минэнерго России от 13.01.2003г. N 6, до начала монтажа или реконструкции электроустановок необходимо: получить технические условия в энергоснабжающей организации; выполнить проектную документацию; согласовать проектную документацию с энергоснабжающей организацией, выдавшей технические условия, и органом государственного энергетического надзора.
Действующим законодательством регламентирован порядок и условия установки электрических плит и электроотопительных приборов в жилом доме, поэтому понижающий коэффициент к тарифу может применяться только при условии их соблюдения, в том время как их самовольная установка не дает права на применение такого коэффициента
Доказательств того, что жилой дом в установленном порядке оборудован электронагревательными установками в соответствии с проектом, разрешениями на отпуск мощности, выданными специализированной организацией техническими условиями, не имеется.
Кроме того, из материалов дела видно, что квартира подключена к централизованному городскому отоплению.
Водонагреватель ответчика, исходя из установленных обстоятельств по делу, не относится к электронагревательным установкам, а является бытовым электроприбором
При указанных обстоятельствах, суд обосновано не нашел установленных законом оснований для удовлетворения требований иска.
Доводы апелляционной жалобы, в которой истец настаивает на своей оценке представленных в материалы дела доказательств, правильность выводов судебного решения не опровергают, сводятся к изложению позиции стороны истца в споре, обоснованность которой являлась предметом тщательной проверки суда первой инстанции, причины, послужившие основанием для отклонения указанных доводов, приведены в решении суда.
При изложенном, судебная коллегия оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не находит.
В соответствии с ч. 3 ст. 327.1 ГПК РФ вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционных жалобе, представлении, суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с ч. 4 ст. 330 данного Кодекса основаниями для отмены решения суда первой инстанции. Из материалов дела следует, что таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Омска от 20 апреля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 15 июля 2022 года.