ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-410/2016 от 18.01.2016 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судья Жуль А.В. Дело № 33-410/2016

А-26

18 января 2016 года судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе

председательствующего Емельянова В.А.

судей Тихоновой Т.В., Кучеровой С.М.

при секретаре Юровой Л.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Тихоновой Т.В.

гражданское дело по иску Енисейского транспортного прокурора в защиту интересов Российской Федерации к Акционерному обществу «Российский Сельскохозяйственный банк», в лице Красноярского регионального филиала Акционерное общество «Российский Сельскохозяйственный банк» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности

по апелляционной жалобе представителя ответчика АО «Российский Сельскохозяйственный банк» Филиппович И.А.

на решение Центрального районного суда г. Красноярска от 13 октября 2015 года, которым постановлено:

«Признать незаконным отказ Акционерного общества «Российский Сельскохозяйственный банк» в предоставлении Енисейскому транспортному прокурору сведений по требованию от 13.08.2015 года исх. № 2-446в-2015.

Обязать Акционерное общество «Российский Сельскохозяйственный банк» предоставить Енисейскому транспортному прокурору сведения по требованию от 13.08.2015 года исх. № 2-446в-2015 об открытых государственными служащими счетах по состоянию на 31.12.2014 года, с указанием даты открытия и номера счета, остатке денежных средств на счете на указанную дату, а также об имеющихся на 31.12.2014 года кредитных обязательствах с указанием оснований возникновения обязательства (реквизиты договора (дата, номер), сумму обязательств, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу».

Заслушав докладчика, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Енисейский транспортный прокурор обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации к АО «Российский Сельскохозяйственный банк» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности.

Требования мотивированы тем, что осуществляя в соответствии с требованиями действующего законодательства контроль за исполнением законодательства о противодействии коррупции и соблюдении государственными служащими запретов и ограничений, прокурор направил 13.08.2015 года исх. № 2-446в-2015 требование в АО «Российский сельскохозяйственный банк» о предоставлении информации об открытых государственными служащими (согласно прилагаемому к требованию списку) счетах по состоянию на 31.12.2014 года, с указанием даты открытия и номера счета, остатке денежных средств на счете на указанную дату, а также об имеющихся на 31.12.2014 года кредитных обязательствах с указанием оснований возникновения обязательства (реквизиты договора (дата, номер), сумму обязательств. Указанное требование прокурора ответчиком не исполнено.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель ответчика АО «Российский Сельскохозяйственный банк» Филиппович И.А. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, принятое с нарушением норм материального и процессуального права, указывая, что действующее законодательство не наделяет прокурора правом запрашивать и получать сведения, составляющие банковскую тайну.

В возражениях на апелляционную жалобу транспортный прокурор Максимов М.А. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Проверив материалы дела и решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы согласно ч.1 ст.327-1 ГПК РФ, заслушав представителя ответчика АО «Российский Сельскохозяйственный банк» Филиппович И.А., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, прокурора Андреева А.И., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

Согласно ст.857 ГК РФ банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте. Сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям, а также представлены в бюро кредитных историй на основаниях и в порядке, которые предусмотрены законом. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и порядке, которые предусмотрены законом.

Пунктом 6 статьи 5 Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ определено, что Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координирует деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализует иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.

Пунктом 8.2 приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» от 07.12.2007 № 195 определено, что при осуществлении надзора за исполнением законов необходимо особое внимание уделять вопросам исполнения законодательства при реализации приоритетных национальных проектов, законности распоряжения государственным имуществом, выявления и пресечения фактов легализации преступных доходов, противодействию коррупции.

Согласно ст.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 года № 2202-1 прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

В силу п.2.1 ст.4 названного Закона органы прокуратуры в связи с осуществлением ими в соответствии с настоящим Федеральным законом прокурорского надзора вправе получать в установленных законодательством Российской Федерации случаях доступ к необходимой им для осуществления прокурорского надзора информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, в том числе осуществлять обработку персональных данных.

В п.2 ст.12 Федерального закона от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» указано, что контроль за расходами лица, замещающего (занимающего) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.

Частью 6 ст.20 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрено, что проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданского служащего, замещающего должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, и членов его семьи осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О противодействии коррупции» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Право Генерального прокурора и подчиненных ему прокуроров осуществлять государственный надзор за точным и единообразным соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации закреплено в ч.3 ст.67 названного Закона.

Из анализа вышеуказанных норм следует, что прокурор вправе проводить проверки исполнения требований Федеральных законов «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и «О противодействии коррупции» и запрашивать информацию, необходимую для выявления и устранения нарушений закона, поскольку на него возложены функции надзора за исполнением законодательства о государственной и муниципальной службе и противодействия коррупции.

Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, 13.08.2015 года Енисейский транспортный прокурор по заданию Западно-Сибирской транспортной прокуратуры в целях проведения проверки исполнения законодательства о государственной гражданской службе и противодействии коррупции в органах внутренних дел в адрес руководителя Красноярского регионального филиала ОАО «Россельхозбанк» направил мотивированное требование о предоставлении информации об открытых государственными служащими счетах, остатке денежных средств на счете, об имеющихся кредитных обязательствах с указанием оснований возникновения обязательства, суммы обязательства по состоянию на 31.12.2014 года.

Письмом от 19.08.2015 года заместителем директора АО «Россельхозбанк» отказано в предоставлении запрашиваемой информации со ссылкой на то, что истребуемая информация является банковской тайной в соответствии со ст.26 ФЗ «О банках и банковской деятельности», регулирующей порядок предоставления банками справок по операциям и счетам их клиентов и содержит исчерпывающий перечень лиц, которые вправе получать от банков информацию, составляющую банковскую тайну. Органы прокуратуры не указаны в данном перечне.

Удовлетворяя требования Енисейского транспортного прокурора о признании незаконным отказа в предоставлении прокурору запрашиваемых сведений и возлагая обязанность на ответчика по предоставлению сведений для проверки, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что прокурор является специально уполномоченным лицом, на которого возложены функции надзора за исполнением законодательства о государственной службе и противодействия коррупции, поэтому в рамках представленных ему полномочий вправе истребовать необходимую информацию, в том числе информацию о банковских счетах с целью проведения соответствующих проверок.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции, поскольку он соответствует фактическим обстоятельствам дела, нормам действующего законодательства, регулирующим спорные правоотношения, учитывая, что целью истребования сведений являлась проверка прокурором исполнения государственными служащими установленных действующим законодательством обязанностей, то есть выявление и пресечение коррупционных правонарушений, в связи с чем у Банка отсутствовали основания для отказа в предоставлении запрашиваемых сведений. Вышеприведенные правовые нормы и фактические обстоятельства дела свидетельствуют о соответствии требований прокурора по надзору за исполнением законов действующему законодательству.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии у прокурора полномочий по истребованию сведений, составляющих банковскую тайну, со ссылкой на Указ Президента Российской Федерации № 309 от 02.04.2013 года, предусматривающий порядок осуществления проверки, направления запроса, перечень должностных лиц, которые вправе направлять данные запросы в Банк, не являются основанием для отмены постановленного по делу решения, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права.

Иные доводы апелляционной жалобы по существу повторяют доводы, приведенные в обоснование заявленных исковых требований, направлены на переоценку доказательств по делу и не могут служить основанием к отмене решения суда, поскольку этим доводам уже дана надлежащая оценка судом первой инстанции при тщательном исследовании доказательств в ходе судебного разбирательства, что нашло отражение в оспариваемом решении. Доказательств, опровергающих правильные выводы суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не приведено, в связи с чем оснований для отмены решения суда не имеется.

Существенных нарушений норм процессуального права, влекущих вынесение незаконного решения, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.

На основании изложенного и руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Центрального районного суда г. Красноярска от 13 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика АО «Российский Сельскохозяйственный банк» Филлипович И.А. – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий:

Судьи: