РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Гонтарь О.Э.Дело № 33-4113/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 августа 2017 года г.Калининград
Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:
Председательствующего Крамаренко О.А.
судей Шевченко С.В., Гарматовской Ю.В. при секретаре Евлаховой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Ленинградского районного суда г.Калининграда от 5 апреля 2017 года, которым в удовлетворении заявленного им к Министерству социальной политики Калининградской области иска о признании незаконным отказа во включении в сводный список граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы Жилище на 2015-2020 годы», признании истца и Г. участниками подпрограммы, возложении обязанности включить в список граждан - участников подпрограммы отказано.
Заслушав доклад судьи Шевченко С.В., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
ФИО2 обратился в суд с иском к Министерству социальной политики Калининградской области, указав, что в марте 2000 года вместе со своей семьёй, состоящей из супруги и дочери, переехал на постоянное место жительства в РФ (в Калининградскую область) из Республики Казахстан.
С апреля 2000 года вместе с дочерью Г., ДД.ММ.ГГГГ рождения, в установленном порядке признаны вынужденными переселенцами. С 2004 года истец с семьёй состоят в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в обеспечении жилым помещением, имеют статус вынужденных переселенцев. В том же году истец вместе с дочерью поставлен в очередь на получение государственного жилищного сертификата в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы Жилище на 2015-2020 годы».
Обращаясь в суд, истец указывал, что он ежегодно предоставлял в администрацию МО «Город Балтийск» заявление об участии в программе «Жилище» и его включали в сводный список граждан участников подпрограммы, при этом администрация города проводила проверку предоставляемых им сведений на протяжении 12 лет.
Однако во включении его в сводный список на 2017 год ответчиком после проверки учётного дела истца работниками ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» было отказано, с чем он не согласен. Настаивает, что соответствует всем требованиям, предъявляемым к участникам подпрограммы, а выводы ответчика о том, что он является членом семьи своей матери Д., не соответствуют нормам действующего законодательства, как и требование о необходимости предоставления дополнительных документов относительно имущественных прав зарегистрированных совместно с истцом его родителей.
Уточнив исковые требования в ходе судебного разбирательства и дополнив их правовые основания, истец просил суд признать незаконным отказ Министерства социальной политики Калининградской области во включении истца с дочерью в сводный список граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы Жилище на 2015-2020 годы», признать его и его дочь Г. участниками подпрограммы, возложить на ответчика обязанность включить ФИО1 и Г. в список граждан - участников подпрограммы.
Рассмотрев дело, суд постановил изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе ФИО1 ставится вопрос об отмене решения суда как принятого в нарушение требований материального и процессуального закона.
Податель жалобы полагает, что предусмотренные законом основания к отказу в удовлетворении правомерно заявленного им иска у суда отсутствовали.
В суд апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, что подтверждено имеющимися в деле доказательствами.
Причин неявки не сообщили, об отложении дела не ходатайствовали, в связи с чем суд апелляционной инстанции в соответствии с ч. 3 ст. 167, ч. 1, 2 ст. 327 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учетом доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Как установлено судом, ФИО1 и его дочь Г.ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированы в трехкомнатной квартире общей площадью <данные изъяты> кв.м, жилой площадью <данные изъяты> кв.м по адресу: <адрес>.
Собственником указанного жилого помещения является мать истца - Д., что подтверждается соответствующим свидетельством о государственной регистрации права.
В данной квартире согласно сведениям поквартирной карточки зарегистрированы родители истца - Д. и А., брат истца - Б. и его жена В.
Изначально истец и его дочь имели постоянную регистрацию в квартире, а впоследствии - 7 апреля 2004 года данные лица были сняты с регистрационного учета и начиная с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время они имеют временную регистрацию в указанном жилом помещении.
Согласно сведениям Управления Росреестра по Калининградской области и Бюро технической инвентаризации, содержащимся в учетом деле истца, какого-либо недвижимого имущества у ФИО1 и Г. на праве собственности не имеется.
Судом установлено также, что постановлением главы Балтийского городского округа № от 20.02.2004 г. ФИО1, проживающий с составом семьи 7 человек в трехкомнатной квартире, по адресу: <адрес>, включен в общий список очереди граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилых помещений с 18 февраля 2004 года составом семьи 3 человека (он, жена и дочь) в связи с тем, что имеющаяся жилая площадь ниже нормы по Калининградской области.
Этим же постановлением ФИО1 совместно с дочерью Г. включен в льготный список очередности, как вынужденный переселенец.
Наличие у истца статуса вынужденного переселенца и в настоящее время подтверждается удостоверением вынужденного переселенца, выданного 04.02.2000 г. органами миграционной службы на имя ФИО1, в котором также имеется отметка о продлении срока действия соответствующего статуса до 25 апреля 2017 года.
Аналогичное удостоверение вынужденного переселенца от 09.03.2016 г. имеет его дочь - Г.
Судом установлено и это подтверждено данными учетного дела истца, что начиная с 2004 года последний, как лицо, нуждающееся в улучшении жилищных условий, неоднократно обращался в орган местного самоуправления с заявлениями о предоставлении ему государственного жилищного сертификата для приобретение жилого помещения на территории Калининградской области.
Истец ежегодно подавал заявления о включении в списки получателей ГЖС для приобретения жилья по категории граждан – вынужденные переселенцы.
14 марта 2016 года ФИО1 вновь обратился в орган местного самоуправления с заявлением о включении его в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».
Администрацией МО «Балтийский муниципальный район» истец и его дочь были включены в соответствующие списки на получение государственных жилищных сертификатов на 2017 год по Балтийскому муниципальному району, которые 05 июля 2016 года были направлены в Министерство социальной политики Калининградской области.
Между тем, при утверждении сводного списка граждан – участников подпрограммы на 2017 год Министерством социальной политики Калининградской области 30 августа 2016 года ФИО1 и Г. в такой список включены не были.
Основанием к отказу во включении в сводный список послужил акт проверки учётного дела истца специалистами отдела обеспечения отдельных категорий граждан жилыми помещениями ОКГУ «Центр социальной поддержки населения» от 27.07.2016 г., согласно результатам которого правовые основания для включения истца в список участников подпрограммы отсутствуют. Этим же актом обращено внимание и на то, что истцом предоставлены не все документы, предусмотренные для участия в программе.
Разрешая заявленные ФИО1 требования, суд первой инстанции, полно и правильно установив обстоятельства, имеющие правовое значение для их разрешения, руководствуясь надлежащими, приведенными в решении нормами материального права, обоснованно не согласился с позицией истца, признав, что действия Министерства социальной политики Калининградской области, не включившего истца и его дочь в список членов-участников подпрограммы на 2017 года, основаны на законе и не противоречат ему.
В этой связи судом правомерно не усмотрено оснований для удовлетворения иска и отказано во включении истца и его дочери в сводный список граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы Жилище на 2015-2020 годы».
С такой позицией суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, сочтя доводы жалобы ФИО1 не заслуживающими внимания.
Выводы суда основаны на совокупности исследованных в судебном заседании доказательств, представленных сторонами, которым суд дал в соответствии со ст.67 ГПК РФ правильную оценку, и подтверждены материалами дела.
Доводы апелляционной жалобы ФИО1, настаивающего на ошибочности суждений суда и наличии правовых оснований к удовлетворению его иска не могут быть признаны состоятельными, изложенные в оспариваемом решении выводы суда не опровергают.
Так, соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 5 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» решение о признании лица вынужденным переселенцем является основанием для предоставления ему гарантий, установленных настоящим Законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы» установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Этим же постановлением утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы.
Указанные Правила …. устанавливают порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы.
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют определенные категории граждан Российской Федерации, в том числе, граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания и включенные территориальными органами федерального органа исполнительной власти по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере миграции (далее - орган по контролю в сфере миграции) в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (подп. «ж» п.5).
Порядок формирования списков граждан – участников подпрограммы и подготовка выпуска сертификатов также установлен Правилами.
В силу п.19 Правил для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению N 1, документы о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных о себе по форме согласно приложению N 1(1) с приложением следующих документов, а именно, гражданами, указанными в подпункте "ж" пункта 5 настоящих Правил, предоставляются:
копия удостоверения вынужденного переселенца на каждого совершеннолетнего члена семьи;
справка органа по контролю в сфере миграции о получении (неполучении) жилого помещения для постоянного проживания, ссуды или социальной выплаты на строительство (приобретение) жилого помещения либо компенсации за утраченное жилое помещение;
выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета;
выписка из решения органа по учету и распределению жилых помещений о постановке на учет в качестве нуждающихся в получении жилых помещений;
копия документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации);
копии документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи;
Установлены Правилами и основанием для отказа в признании гражданина участником подпрограммы, которыми является: а) несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 настоящих Правил; б) непредставление или неполное представление документов, указанных в пункте 19 настоящих Правил; в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах; г) реализация ранее права на улучшение жилищных условий или обеспечение жилым помещением с использованием социальной выплаты или субсидии, предоставленных за счет средств федерального бюджета ( п.22 Правил).
В целях реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы», Постановления Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 «О Федеральной целевой программе "Жилище" на 2015-2020 годы», Приказом Министерства социальной политики Калининградской области от 30 декабря 2015 года № 719 утвержден Порядок организации работы по оформлению и выдаче, учету, хранению и уничтожению бланков государственных жилищных сертификатов гражданам в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы.
Согласно данному Порядку … в Калининградской области Министерство социальной политики Калининградской области организует работу по приему, оформлению и выдаче государственных жилищных сертификатов гражданам, изъявившим желание принять участие в подпрограмме.
При этом п. 19 Порядка на ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» возложена обязанность по осуществлению проверки представленных органами местного самоуправления учетных дел; в случае представления неполного пакета документов, недостоверности сведений, содержащихся в представленных документах, реализации ранее права на улучшение жилищных условий и т.д. право письменно сообщать об этом в орган местного самоуправления, представивший учетное дело на проверку; обязанность ежегодно на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, формировать сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, и передавать его на утверждение в Министерство социальной полотки.
Министерство социальной политики области, в свою очередь, утверждает сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, представляет сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, государственному заказчику подпрограммы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; согласовывает сводные списки граждан, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами, с территориальными органами Федеральной миграционной службы; утверждает сводный список граждан - получателей сертификатов в планируемом году и представляет государственному заказчику соответствующей подпрограммы заявки на выпуск сертификатов в пределах предусмотренных графиком средств на предоставление субсидий (в отношении каждой категории граждан - участников подпрограммы отдельно).
Судом установлено и это следует из материалов дела, что после принятия органом местного самоуправления у ФИО1 заявления об участии в подпрограмме в марте 2016 года и формирования учетного дела оно в соответствии с Порядком было направлено на проверку в ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения».
По результатам проведении проверки был составлен акт от 27 июля 2016 года, которым установлен факт предоставления неполного пакета документов и учетное дело направлено в орган местного самоуправления для приведения представленных документов в соответствии с Правилами.
При этом, как верно отмечено судом, каких – либо возражений со стороны органа местного самоуправления по факту выявленных в учетном деле недостатков от администрации не последовало, самому ФИО1 не было предложено такие недостатки восполнить.
Указанные обстоятельства, а именно несоответствие документов учетного дела истца условиям Подпрограммы и не приведение таковых в соответствие с Правилами и явилось основанием для утверждения Министерством социальной политики Калининградской области сводного списка граждан, изъявивших желание получить государственный сертификат в планируемом году, без учета интересов ФИО1 и Г.
В этой ситуации действия Министерства социальной политики Калининградской области и ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» основаны на законе и ему не противоречат.
Упомянутым выше актом проверки учетного дела ( л.д.51) установлено, что ФИО1 поставлен на учет нуждающихся как лицо, обеспеченное жильем менее учетной нормы.
На момент принятия указанного решения истец был вселен и постоянно зарегистрирован в квартире по <адрес>, собственником которой является его мать.
Кроме истца в указанном жилье зарегистрированы члены семьи ФИО1- родители (мать и отец), брат, его супруга, бабушка.
В соответствии со ст.31 ЖК РФ, на положения которой имеется ссылка в акте и в решении суда, ФИО1 – сын собственника является лицом, относящимся к членам семьи собственника жилого помещения как проживающий совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении.
То обстоятельство, что в учетное дело истца представлены договоры поднайма жилья, заключенные между ФИО1 и его матерью Д., не изменяет правового положения истца и не позволяет прийти к выводу о том, что он не является членом семьи собственника данного жилья.
Само по себе то обстоятельство, что на протяжении ряда – с 2005 года по 2006 год, с 2006 года по 2007 год, с 2008 года по 2013 год, с 2012 года по 2017 год, с 2014 года по 2019 год между истцом и членом его семьи – родной матерью заключались договоры поднайма жилья, в том числе без указания занимать одну комнату, приведенную выше позицию относительно статуса ФИО1 не меняет.
ФИО1 был вселен в квартиру и зарегистрирован в ней в качестве сына собственника, т.е. в силу прямого указания закона в качестве члена семьи собственника, на этом основании он приобрел право пользования жильем и его не утратил, несмотря на наличие договоров поднайма, заключение которых не основано на законе.
В соответствии подп. "а" п. 17 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы признаются постоянно проживающие совместно с ним супруга (супруг), их дети, родители, другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица, постоянно проживающие совместно с данным гражданином, если они признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке
Вопреки утверждениям подателя жалобы, ФИО1 и его дочь (внучка собственника жилья) зарегистрированы в квартире его матери, приобрели право пользования и проживания в квартире, при этом каких-либо данных об ином месте жительства истца материалы учетного дела не содержат.
В такой ситуации у Центра социальной поддержки населения с учетом приведенных выше норм материального права имелись достаточные основания полагать местом жительства истца и его дочери место его регистрации совместно с родителями, что позволяет центру требовать предоставления документов, характеризующих имущественные права последних как членов семьи ФИО1
Обоснованным является и указание на то, отраженное в акте проверки центра, что пунктом 16 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 установлен норматив общей площади жилого помещения для расчета социальной выплаты, зависящей от количества членов семьи участника подпрограммы.
Так, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты устанавливается в размере 33 кв. м - для одиноко проживающего гражданина;42 кв. м - на семью из 2 человек;по 18 кв. м на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более.
Согласно п.16.1 норматив, указанный в пункте 16 настоящих Правил, применяется при расчете размера социальной выплаты, если: а) гражданин - участник подпрограммы и члены его семьи не имеют жилых помещений для постоянного проживания; в) гражданином - участником подпрограммы и (или) членами его семьи, имеющими в собственности жилое помещение (жилые помещения) без установленных обременений, принимается обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения (жилых помещений) в государственную или муниципальную собственность. При этом отчуждение жилого дома (части жилого дома) осуществляется вместе с земельным участком, занятым указанным жилым домом (частью жилого дома) и необходимым для его использования.
При этом право на получение сертификата предоставляется гражданину - участнику подпрограммы только в случае, если определенный в указанном порядке размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, составляет не менее 18 кв. метров. В остальных случаях выдача сертификата гражданину - участнику подпрограммы возможна при исполнении им условий, предусмотренных подпунктом "в" пункта 16(1) настоящих Правил.
Однако, в нарушение предусмотренного порядка в материалах дела отсутствовали сведения из БТИ и ЕГРП на совместно проживающих членов семьи ФИО1 относительно наличия либо отсутствия у них прав на недвижимое имущество (подобные сведения о правах на недвижимое имущество представлены были только в отношении истца и его дочери), а также не имелось согласия родителей истца на обработку их персональных данных, что могло не позволить соответствующим органам осуществить в полном объёме проверку достоверности сведений предоставленных документов, на что также было обосновано указано центром как на недостаток, подлежащий устранению.
Кроме того, как верно отмечено актом ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения», в учетном деле истца в нарушение положений п. 6 Порядка отсутствовало решение органа местного самоуправления о признании ФИО2 участником подпрограммы или об отказе в признании таковым (тогда как такое решение должно быть принято в месячный срок).
Однако положительное постановление по заявлению ФИО1 от 14 марта 2016 года было принято администрацией МО городское поселение «Город Балтийск» только – 15 августа 2016 года, т.е. после проверки учетного дела Центром.
При таком положении, при установлении актом проверки упомянутых выше нарушений при ведении учетного дела ФИО1, ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» сделан обоснованный вывод об отсутствии правовых оснований для включения ФИО1 в список участников подпрограммы, что и послужило снованием к невключению ФИО1 Министерством социальной политики в сводный список граждан – участников подпрограммы на 2017 год.
В этой связи, учитывая, что оспариваемые истцом действия Министерства социальной политики Калининградской области и ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» соответствовали полномочиям, предоставленным им положениями приведенного выше Порядка, оснований считать их незаконными судом правомерно не усмотрено.
С учетом изложенного доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны состоятельными.
Вопреки утверждениям подателя жалобы, правовые основания к удовлетворению его требований отсутствуют.
Нормы материального закона применены судом правильно, в соответствии с возникшими правоотношениями.
Нарушений норм процессуального права, которые могли бы повлечь отмену решения, судом также не допущено.
Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, сделаны на основе представленных сторонами доказательств, при правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем постановленное судом решение является законным и обоснованным, подлежащим оставлению без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинградского районного суда г.Калининграда от 5 апреля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: