ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4117 от 12.11.2015 Тверского областного суда (Тверская область)

Дело № 33-4117 Судья Белякова Г.М. 2015 год

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда

в составе председательствующего судьи Золина М.П.,

судей Гудковой М.В., Беляк А.С.,

при секретаре Соколовской А.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Твери

12 ноября 2015 года

по докладу судьи Гудковой М.В.

дело по апелляционной жалобе Муниципального учреждения «Администрация Козловского сельского поселения»

на решение Конаковского городского суда Тверской области

от 03 сентября 2015 года, которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований Муниципальному учреждению «Администрация Козловского сельского поселения» к Территориальному управлению Росимущества по Тверской области, Администрации Конаковского района, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по тверской области, Государственный комплекс «Завидово» Федеральной службы охраны Российской Федерации о признании права собственности на земельные участки отказать».

Судебная коллегия

установила:

Муниципальное учреждение «Администрация Козловского сельского поселения» обратилось в суд с иском к Территориальному управлению Росимущества по Тверской области о признании права собственности на земельные участки.

Заявленные требования мотивированы тем, что на территории <данные изъяты> расположены земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена.

В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 03 июня 2006 года № 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» земельные участки, которые не находятся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных районов, граждан, юридических лиц и в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью поселений, городских округов.

Таким образом, в силу прямого указания закона у Муниципального образования Козловское сельское поселение Конаковского района Тверской области возникло право собственности на следующие земельные участки:

- земельный участок из земель населенных пунктов с разрешенным использованием под противопожарный пруд, площадью <данные изъяты>;

- земельный участок из земель населенных пунктов с разрешенным использованием под противопожарный пруд, площадью <данные изъяты>;

- земельный участок из земель населенных пунктов с разрешенным использованием: под противопожарный пруд, площадью <данные изъяты>

- земельный участок из земель населенных пунктов с разрешенным использованием под противопожарный пруд, площадью <данные изъяты>

Однако в регистрации права муниципальной собственности на указанные земельные участки истцу отказано со ссылкой на то, что данные участки расположены на территории ГК «Завидово» ФСО России, следовательно, право муниципальной собственности на них не может быть зарегистрировано, так как земельные участки, входящие в состав национального парка относятся к федеральной собственности.

Вместе с тем, согласно пункту 10 Положения о Государственном комплексе «Завидово» Федеральной службы охраны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 августа 1996 года № 1217, исключительно федеральной собственностью являются земля, воды, недра, растительный и животный мир, историко-культурные объекты, а также здания, сооружения, помещения и иные объекты, находящиеся в непосредственном владении Комплекса.

Согласно пункту 11 Положения территория Комплекса составляет 125,4 тысячи гектаров, включая охотничьи угодья, из которых:

<данные изъяты> - заповедная и особо охраняемая зоны, находящиеся в непосредственном владении Комплекса;

<данные изъяты> - земли других пользователей и собственников.

Таким образом, в непосредственном владении комплекса и, соответственно, в федеральной собственности находится территория площадью <данные изъяты>, а территория площадью <данные изъяты> относится к землям других пользователей и собственников и включает земельные участки, право государственной собственности на которые не разграничено.

С учетом изложенного, истец просил суд признать право собственности Муниципального образования Козловское сельское поселение <адрес> на земельные участки:

- земельный участок из земель населенных пунктов с разрешенным использованием под противопожарный пруд, площадью <данные изъяты>

- земельный участок из земель населенных пунктов с разрешенным использованием под противопожарный пруд, площадью <данные изъяты>;

- земельный участок из земель населенных пунктов с разрешенным использованием: под противопожарный пруд, площадью <данные изъяты>;

- земельный участок из земель населенных пунктов с разрешенным использованием под противопожарный пруд, площадью <данные изъяты>.

Определением Конаковского городского суда Тверской области от
ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация Конаковского района Тверской области.

В судебном заседании представитель истца МУ «Администрация Козловского сельского поселения» ФИО1 исковые требования поддержал.

Территориальное управление Росимущества по <адрес>, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направило. В письменном отзыве возражало по заявленным требованиям, указав, что спорные земельные участки находятся на территории национального парка ГК «Завидово» ФСО России, отнесенного к категории особо охраняемых природных территорий в соответствии с Положением о Государственном комплексе «Завидово» Федеральной службы охраны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно пункту 5 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации, пункту 10 названного Положения земельные участки национальных парков являются исключительно федеральной собственностью, следовательно, у Муниципального образования Козловское сельское поселение <адрес> отсутствуют какие-либо права на спорные земельные участки.

<адрес>, надлежащим образом извещенная о времени и месте слушания дела, представила заявление о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, Государственный комплекс «Завидово» Федеральной службы охраны Российской Федерации своих представителей в судебное заседание не направили. О времени и месте рассмотрения дела извещены.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе Муниципальное учреждение «Администрация Козловского сельского поселения» просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований требований.

Заявитель полагает необоснованным вывод суда о том, что спорные земельные участки находятся в федеральной собственности.

Действительно, согласно пункту 6 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации земли и земельные участки государственных заповедников, национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление государственными природными заповедниками и национальными парками, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Земельные участки в границах государственных заповедников и национальных парков не подлежат приватизации.

Вместе с тем, в отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков.

В данном случае спор о приватизации отсутствует, поскольку под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц (статья 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»).

В данном случае заявлено требование о признании права собственности на земельные участки за публично-правовым образованием - Муниципальным образованием Козловское сельское поселение <адрес>, которое не является ни физическим ни юридическим лицом, следовательно, переход к муниципальному образованию права собственности на земельные участки не является приватизацией, и прямой запрет в приватизации ограниченных в обороте земельных участков (статья 27 Земельного кодекса Российской Федерации), расположенных в границах территории ГК «Завидово» ФСО России, не может быть препятствием в переходе права собственности на земельные участки, находящиеся в государственной собственности до ее разграничения, коими являются спорные земельные участки.

Заявитель также ссылается пункты 10, 11 Положения о Государственном комплексе «Завидово» Федеральной службы охраны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым земля, воды, недра, растительный и животный мир, историко-культурные объекты, а также здания, сооружения, помещения и иные объекты, находящиеся в непосредственном владении Комплекса, являются исключительно федеральной собственностью, территория Комплекса составляет <данные изъяты>, включая охотничьи угодья, из которых: 91,7 тысяч гектаров - заповедная и особо охраняемая зоны, находящиеся в непосредственном владении Комплекса; <данные изъяты> - земли других пользователей и собственников.

С учетом изложенного, заявитель приходит к выводу о том, что в непосредственном владении комплекса находится 91,7 тысяч гектаров заповедных и особо охраняемых зон, которые предоставлены данному государственному учреждению созданному Указом Президента Российской Федерации в постоянное (бессрочное) пользование Главой Администрации города Конаково и Конаковского района. Территория комплекса находящаяся в его непосредственном владении, расположенная на территории <адрес>, описана в границах земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель - земли особо охраняемых территорий и объектов, с разрешенным использованием: под территорией Государственного комплекса «Завидово». Следовательно, территория <данные изъяты> гектаров является землями других пользователей и собственников, а соответственно, включает земельные участки, находящиеся в государственной собственности Российской Федерации, право собственности на которые не разграничено. Право собственности Российской Федерации на земельные участки, расположенные в составе площади <данные изъяты>, не возникло, так как не разграничено.

Кроме того, суд оставил без внимания тот факт, что право собственности Российской Федерации на спорные земельные участки не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, иных доказательств нахождения спорных земельных участков в собственности Российской Федерации не представлено, кадастровый учет земельных участков также не подтверждает отнесение спорных участков к особо охраняемым природным территориям.

Государственным комплексом «Завидово» Федеральной службы охраны Российской Федерации представлен отзыв на апелляционную жалобу, доводы которого сводятся к тому, что в непосредственном владении Комплекса, и, соответственно, в федеральной собственности находятся только 91,1 тысяч гектаров. 33,7 тысяч гектаров относятся к землям других пользователей и собственников, которые не изъяты, а ограничены в обороте.

Кроме того, совместным приказом ФСО России и Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о национальном парке «Государственный комплекс «Завидово», которым установлен дифференцированный режим особой охраны территории национального парка (функциональное зонирование). Земли других пользователей и собственников полностью входят в состав зоны хозяйственного назначения 2 (подпункт 5 пункта 11 Положения о национальном парке). Координаты характерных точек зоны хозяйственного назначения 2 национального парка указаны в приложении к Положению о национальном парке, и населенные пункты, в границах которых находятся спорные участки, входят именно в эту зону.

Представители ответчиков Территориального управления Росимущества по <адрес>, третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

С учетом положений статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

В соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части. Суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.

Проверив материалы дела по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов жалобы ввиду отсутствия оснований для проверки законности решения суда первой инстанции в полном объеме, выслушав представителя МУ «Администрация Козловского сельского поселения» ФИО1, представителя Государственного комплекса «Завидово» Федеральной службы охраны Российской Федерации ФИО2, поддержавших доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судом первой инстанции решения.

Согласно пункту 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации, введенного Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ
№ 171-ФЗ, земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Муниципальное учреждение «Администрация Козловского сельского поселения», требуя признать за ним право муниципальной собственности на земельные участки с разрешенным использованием под противопожарный пруд, расположенные в деревнях Синцово, Текстильщик и Кайдилово Козловского сельского поселения <адрес> сослалось на положения части 4 статьи 7 Федерального закона «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации».

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что земельные участки, о признании права собственности на которые истец просит, не относятся к землям, право государственной собственности на которые не разграничено, а находятся в федеральной собственности, в связи с чем право собственности сельского поселения на данные земельные участки может возникнуть только путем передачи данных земельных участков из федеральной собственности в собственность сельского поселения, при этом, вопреки доводам истца, на основании части 4 статьи 7 Федерального закона «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» право собственности на данные земельные участки у муниципального образования Козловское сельское поселение не возникло.

Оснований не соглашаться с данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия не находит.

Судом первой инстанции установлено и истцом не оспаривается, что земельные участки, на которые истец просит признать право муниципальной собственности, расположены в границах Государственного комплекса «Завидово».

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 18 августа
1996 года № 1217 «О государственном комплекса «Завидово» Федеральной службы охраны Российской Федерации» государственный комплекс «Завидово» Федеральной службы охраны Российской Федерации (далее именуется - Комплекс) включает в себя:

особо охраняемую природную территорию - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение (далее именуется - территория Комплекса);

закрытые военные городки, предназначенные для размещения военнослужащих и гражданского персонала Комплекса;

подразделения, необходимые для обеспечения деятельности Комплекса, а также обслуживания официальной государственной загородной резиденции Президента Российской Федерации (резиденция «Русь»), расположенной на территории Комплекса.

В силу статьи 2 названного Указа с учетом особенностей режима особо охраняемой природной территории, на которой находится Комплекс, эта территория считается национальным парком. В связи с этим Комплекс является природоохранным, эколого-просветительским и научно - исследовательским учреждением.

В соответствии со статьей 10 Указа Президента Российской Федерации от 18 августа 1996 года № 1217 «О государственном комплекса «Завидово» Федеральной службы охраны Российской Федерации» земля, воды, недра, растительный и животный мир, историко-культурные объекты, а также здания, сооружения, помещения и иные объекты, находящиеся в непосредственном владении Комплекса, являются исключительно федеральной собственностью.

Земельные участки, а также здания, сооружения, помещения и иные объекты, находящиеся в непосредственном владении Комплекса, не подлежат приватизации.

Статьей 11 названного Указа установлено, что территория Комплекса составляет 125,4 тыс. гектаров, включая охотничьи угодья, из которых:

91,7 тыс. гектаров - заповедная и особо охраняемая зоны, находящиеся в непосредственном владении Комплекса;

33,7 тыс. гектаров - земли других пользователей и собственников.

Вокруг территории Комплекса создается охранная зона с ограниченным режимом природопользования.

На территории <данные изъяты>.

В пункте 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

Согласно пункту 2 указанной статьи земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

В силу пункта 5 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.

В пункте 1 статьи 215 Гражданского кодекса установлено, что муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является.

Согласно пункту 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В силу пункта 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

В соответствии с пунктом 3 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Статьей 212 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (пункты 1, 2).

Согласно пункту 3 статьи 212 Гражданского кодекса Российской Федерации особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом. Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Статьей 1 Указа Президента РФ от 27 октября 1993 года №1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» устанавливалось, что земельные участки и все, что прочно с ними связано, относятся к недвижимости. Совершение сделок с земельными участками регулируется гражданским законодательством с учетом земельного, лесного, природоохранительного, иного специального законодательства и настоящего Указа.

В статьях 89, 90 Земельного кодекса РСФСР, утвержденного 25 апреля 1991 года, устанавливался статус земель природоохранного назначения и земель природно-заповедного назначения, предусматривалось установление режима использования земель специальными законами.

Статьей 3 Федерального закона от 17 июля 2001 года № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» в период его действия, устанавливалось, что основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, является включение этих земельных участков в состав: земель лесного фонда, земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, земель водного фонда, занятых водными объектами, находящимися в федеральной собственности, земель обороны и безопасности; земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов; земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики и иного назначения; земель природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения; земель водного фонда, если на этих земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности; эти земельные участки предоставлены органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, а также государственному унитарному предприятию, государственному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами государственной власти Российской Федерации; на этих находящихся в государственной собственности земельных участках располагается приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности Российской Федерации; под поверхностью этих земельных участков находятся участки недр федерального значения; земель запаса, если на них располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности Российской Федерации.

В пункте 9 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что акты земельного законодательства основываются, в том числе на принципе разграничения государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами.

В силу статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации, введенного в действие с ДД.ММ.ГГГГ, государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.

В статье 17 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что в собственности Российской Федерации (федеральной собственности) находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).

Из содержания указанных норм закона следует, что по общему правилу земля находится в государственной собственности и разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и федеральными законами.

Основания разграничения государственной собственности на землю между уровнями собственности установлены статьей 3.1. Закона о введении в действие Земельного кодекса, введенной вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 53-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В соответствии с пунктом 1 статьи 3.1 Закона о введении в действие Земельного кодекса в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и земли.

Пунктами 2, 3 статьи 3.1 Закона о введении в действие Земельного кодекса в целях разграничения государственной собственности на землю также установлены критерии принадлежности земельных участков к собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, изложенные в пункте 1 той же статьи.

В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.

Согласно Положению о национальных природных парках Российской Федерации, утвержденному Правительством Российской Федерации
от 10 августа 1993 года № 769, земли национальных природных парков, их недра и водные пространства со всеми находящимися в их пределах ресурсами растительного и животного мира, историко-культурными объектами, а также зданиями, сооружениями и другими объектами являются исключительно федеральной собственностью и предоставляются национальным природным паркам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий различаются следующие категории указанных территорий: а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники; б) национальные парки; в) природные парки. Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных статьей 28 настоящего Федерального закона, также в ведении государственных научных организаций и государственных образовательных организаций высшего образования. Государственные природные заповедники и национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. Государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады могут быть отнесены к особо охраняемым природным территориям федерального значения или особо охраняемым природным территориям регионального значения. Природные парки относятся к особо охраняемым природным территориям регионального значения.

В части 1 статьи 6 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» предусмотрено, что государственные природные заповедники относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. В границах государственных природных заповедников природная среда сохраняется в естественном состоянии и полностью запрещается экономическая и иная деятельность, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В силу части 1 статьи 6 Федерального закона от 14 марта 1995 года
№ 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» природные ресурсы и недвижимое имущество, расположенные в границах государственных природных заповедников, являются федеральной собственностью и изымаются из гражданского оборота, если иное не предусмотрено федеральными законами.

В силу статьи 11 указанного Федерального закона управление государственными природными заповедниками осуществляется федеральными государственными бюджетными учреждениями, созданными в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Земельные участки (в том числе земельные участки, на которых располагаются леса) в границах государственных природных заповедников предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление государственными природными заповедниками, в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации. Запрещается изъятие или иное прекращение прав на земельные участки и лесные участки, предоставленные федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление государственными природными заповедниками, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. В границах национальных парков выделяются зоны, в которых природная среда сохраняется в естественном состоянии и запрещается осуществление любой не предусмотренной настоящим Федеральным законом деятельности, и зоны, в которых ограничивается экономическая и иная деятельность в целях сохранения объектов природного и культурного наследия и их использования в рекреационных целях.

В части 2 статьи 12 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» установлено, что природные ресурсы и недвижимое имущество, расположенные в границах национальных парков и находящиеся в федеральной собственности, изымаются из гражданского оборота, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Согласно частям 3, 4 указанной статьи Закона запрещается изменение целевого назначения земельных участков, находящихся в границах национальных парков, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Положение о национальном парке утверждается федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого он находится.

В статье 16 указанного закона установлено, что управление национальными парками осуществляется федеральными государственными бюджетными учреждениями, созданными в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Земельные участки (в том числе земельные участки, на которых располагаются леса) в границах национальных парков предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление национальными парками, в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации. В границах национальных парков также могут находиться земельные участки иных собственников и пользователей без изъятия из хозяйственного использования. Запрещается изъятие или иное прекращение прав на земельные участки и лесные участки, предоставленные федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление национальными парками, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

В статье 94 Земельного кодекса Российской Федерации дано понятие и указан состав земель особо охраняемых территорий. Установлено, что к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.

К землям особо охраняемых территорий относятся земли: 1) особо охраняемых природных территорий; 2) природоохранного назначения;
3) рекреационного назначения; 4) историко-культурного назначения; 5) особо ценные земли.

Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий федерального значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий федерального значения устанавливаются Правительством Российской Федерации на основании федеральных законов.

Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий регионального и местного значения устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Земли особо охраняемых природных территорий, земли, занятые объектами культурного наследия Российской Федерации, используются для соответствующих целей. Использование этих земель для иных целей ограничивается или запрещается в случаях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законами.

В соответствии со статьей 95 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов (часть 1).

Согласно части 2 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности.

В силу части 6 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации земли и земельные участки государственных заповедников, национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление государственными природными заповедниками и национальными парками, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Земельные участки в границах государственных заповедников и национальных парков не подлежат приватизации. В отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков (в редакции Федеральных законов от 04 декабря 2006 года № 201-ФЗ, от 28 декабря 2013 года № 406-ФЗ, от 21 июля 2014 года № 234-ФЗ).)

В части 8 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что территории природных парков располагаются на землях, которые предоставлены государственным учреждениям субъектов Российской Федерации, осуществляющим управление природными парками, в постоянное (бессрочное) пользование; допускается размещение природных парков на землях иных пользователей, а также собственников (в редакции Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 406-ФЗ).

С учетом указанных положений закона суд правильно сделал вывод о том, что земельные участки, на которые истец просит признать право собственности муниципального образования «Козловское сельское поселение», в силу того, что они находятся в границах Государственного комплекса «Завидово», являющегося согласно статье 2 названного Указа с учетом особенностей режима особо охраняемой природной территории, на которой находится Комплекс, национальным парком, находятся в федеральной собственности.

Доказательств того, что данные земельные участки не находятся в непосредственном владении комплекса и Российская Федерация отказалась от прав на данные земельные участка и передала их в муниципальную собственность истцом не представлено.

То обстоятельство, что на территории Комплекса допускается наличие земельных участков, находящихся в пользовании и в собственности иных лиц, а находящаяся в непосредственном владении Комплекса заповедная и особо охраняемая зоны занимают 91,7 тысяч гектаров, не свидетельствует о том, что земельные участки о признании права собственности, на которые просит муниципальное образование не относятся к федеральной собственности, а являются землями, право государственной собственности на которые не разграничено. Поскольку ГК «Завидово» объявлен национальным парком, земли в его границах отнесены к федеральной собственности и право муниципальной собственности на земельные участки в границах комплекса может возникнуть только на основании закона, при отказе Российской Федерации от своего права собственности.

В статье 7 Федерального закона от 03 июня 2006 года № 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что земельные участки, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью Российской Федерации, если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более субъектов Российской Федерации или указанные земельные участки отнесены федеральными законами к федеральной собственности (ч.1). Земельные участки, которые не находятся в собственности Российской Федерации и в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью субъектов Российской Федерации, если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более муниципальных районов, городских округов или указанные земельные участки отнесены федеральными законами к собственности субъектов Российской Федерации (ч.2). Земельные участки, которые не находятся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, граждан, юридических лиц и в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью муниципальных районов, если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более поселений или указанные земельные участки находятся на территориях муниципальных районов вне границ поселений (ч.3). Земельные участки, которые не находятся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных районов, граждан, юридических лиц и в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью поселений, городских округов (ч.4). Для целей настоящей статьи под земельными участками, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, понимаются земельные участки, в состав которых входят земли, покрытые поверхностными водами, в пределах береговой линии (ч.5).

Таким образом, на основании указанной статьи собственностью поселений могут являться лишь земельные участки, в границах которых расположен пруд, не отнесенные к федеральной собственности.

Из содержания указанной Федерального закона от 03 июня 2006 года № 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» следует, что земельные участки, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью Российской Федерации, если указанные земельные участки отнесены федеральными законами к федеральной собственности.

Поскольку земля в границах комплекса являющегося национальным парком в силу закона находится в федеральной собственности и не относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена, у Козловского сельского поселения в силу Федерального закона от 03 июня 2006 года № 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» право собственности на земельные участки, расположенные в указанных сельских поселениях, занятые прудами, не возникло, ни в порядке разграничения государственной собственности на землю, ни в порядке, на который сослался суд первой инстанции, то есть в порядке приватизации земельных участков занятых объектами недвижимости, находящимися в муниципальной собственности.

Отсутствие государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорные земельные участки не может служить основанием к отнесению земельных участков, находящихся в границах Комплекса к землям, право государственной собственности на которые не разграничено.

Ссылки Государственного комплекса «Завидово» на то, что земельные участки не находятся в их непосредственном управлении, не свидетельствует о том, что данные земельные участки, находящиеся в границах комплекса, обозначенных в Указе Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, объявленного национальным парком, не являются федеральной собственностью.

Принятое ДД.ММ.ГГГГ Положение о национальном парке «Государственный комплекс «Завидово» не дает оснований для иного отношения к землям, находящимся в границах государственного комплекса, как к принадлежащим Российской Федерации, в связи с чем право на земельные участки, находящиеся в границах комплекса, занятые прудами, не возникло у сельского поселения в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации»

На наличие иных оснований возникновения у сельского поселения права собственности истец не ссылался и доказательств возникновения такого права не представил. Российская Федерация от прав на земли в границах государственного комплекса не отказывалась.

С учетом приведенных обстоятельств, доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием к отмене решения суда.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Конаковского городского суда Тверской области от 03 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Муниципального учреждения «Администрация Козловского сельского поселения» – без удовлетворения.

Председательствующий: М.П. Золин

Судьи: М.В. Гудкова

А.С. Беляк