ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-412 от 03.02.2015 Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра)

 Судья Воронцов А.В.                                       Дело № 33- 412 / 2015

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 03 февраля 2015 года                             г. Ханты - Мансийск

 Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:

 председательствующего Юрьева И.М.,

 судей: Данилова А.В., Гудожникова Д.Н.,

 при секретаре Першиной Е.Ю.,

 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску (ФИО)1 к Департаменту социального развития Ханты–Мансийского автономного округа – Югры о признании незаконным отказа учесть награждение ведомственным знаком отличия в труде и обязании присвоить звание «Ветеран труда»,

 по апелляционной жалобе Департамента социального развития Ханты–Мансийского автономного округа – Югры на решение Ханты–Мансийского районного суда от 22 октября 2014 года, которым постановлено:

 «Исковое заявление (ФИО)1 удовлетворить.

 Обязать Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры присвоить (ФИО)1 звание «Ветеран труда».

 Взыскать с Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в пользу (ФИО)1 расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей».

 Заслушав доклад судьи Данилов А.В., судебная коллегия

 установила:

 (ФИО)1 обратилась в суд с иском к Департаменту социального развития ХМАО - Югры о признании незаконным отказа учесть награждение ведомственным знаком отличия в труде и обязании присвоить звание «Ветеран труда». В обоснование требований указала, что с (дата) ей назначена досрочная трудовая пенсия по старости. (дата) приказом Министерства культуры Российской Федерации № 783-вн она была награждена Почетной грамотой Министерства культуры Российской Федерации за большой вклад в развитие культуры, многолетнюю плодотворную работу. Ответчиком ей отказано в присвоении звания «Ветеран труда» на том основании, что Почетная грамота Министерства культуры Российской Федерации не включена в Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», утвержденный постановлением Правительства автономного округа от 06.06.2005 г. № 103-п. Считает данный отказ незаконным, поскольку на основании ст. 7 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах» имеет право на присвоение указанного звания. Просила обязать ответчика присвоить ей звание «Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» с момента возникновения права на него.

 Впоследствии от истца поступило заявление об уточнении исковых требований, согласно которым она просила обязать ответчика присвоить ей звание «Ветеран труда».

 В судебное заседание стороны не явились. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие сторон.

 Представитель ответчика предоставил возражения на исковое заявление. В котором просил в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку Почетная грамота Министерства культуры Российской Федерации не включена в Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», утвержденный постановлением Правительства автономного округа от 06.06.2005 г. № 103-п.

 Судом постановлено вышеизложенное решение.

 В апелляционной жалобе Департамент социального развития ХМАО-Югры просит отменить решение суда, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на нарушение судом норм материального права. Решение суда противоречит требованиям п. 1 ст. 11, ст.195, 196 ГПК РФ. Судом не принято во внимание, что в силу ст. 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают с принятием законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ при осуществлении органами государственной власти названного публично-правового образования полномочий по предметам совместного ведения, указанных в п. 2 ст. 26.3 Закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ. Данные расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования, в связи с чем, они вправе самостоятельно определять перечень знаков отличия в труде и наград, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда» в субъекте Российской Федерации. Ссылка суда на то, что законодатель субъекта РФ не вправе сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со ст. 7 ФЗ «О ветеранах» является несостоятельной, поскольку постановление Правительства автономного округа от 06.06.2005 г. № 103-п «Об утверждении перечня наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации и перечня наград, почетных званий Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, являющихся основанием для присвоения званий «Ветеран труда», «Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» и предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда и ветеранам труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры», не исключает лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде, а определяет перечень ведомственных знаков, согласно которому Почетная грамота Министерства культуры Российской Федерации не входит в перечень наград и званий, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда». Следовательно, отсутствуют правовые основания для присвоения истцу звания «Ветеран труда».

 В возражениях на апелляционную жалобу истец указал на необоснованность доводов апелляционной жалобы, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобы - без удовлетворения.

 Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, в связи с чем, на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

 Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

 Как видно из материалов дела, истец ФИО1 является пенсионером по старости, что подтверждается удостоверением № 035819.

 Приказом Министерства культуры Российской Федерации от (дата) № 783-вн истец ФИО1 награждена Почетной грамотой Министерства культуры Российской Федерации за большой вклад в развитие культуры, многолетнюю плодотворную работу.

 Письмом Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29 октября 2013 года № (номер) (протокол № (номер)) истцу отказано в присвоении звания «Ветеран труда», поскольку Почетная грамота Министерства культуры РФ не включена в Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», утвержденный постановлением Правительства автономного округа от 06 июня 2005 г. № 103-п.

 В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ (ред. от 16.11.2011) «О ветеранах» ветеранами труда являются лица:

 1) имеющие удостоверение «Ветеран труда»;

 2) награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

 Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

 Согласно статьей 1 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07 ноября 2006 г. № 115-оз (ред. от 23.02.2013) «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» к ветеранам труда отнесены: лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда»; лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж не менее 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин или стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершенном возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

 Согласно статье 4 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07 ноября 2006 г. № 115-оз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре», перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации и перечень наград, почетных званий Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, являющихся основанием для присвоения званий «Ветеран труда», «Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры», утверждается Правительством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

 В соответствии с частью 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

 Согласно пункту «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

 Согласно части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

 Исходя из содержания приведенных правовых норм полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по определению порядка и условий присвоения звания «Ветеран труда» ограничены федеральным законодательством, в том числе актами, определяющими категории граждан, являющихся ветеранами труда, в силу чего граждане, награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие соответствующий трудовой стаж, в обязательном порядке признаются субъектами данного права, поскольку данное положение закреплено в пункте 2 части 1 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах».

 Под установленным частью 2 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах» порядком и условиями присвоения звания «Ветеран труда», понимается организационный и правовой механизм реализации (необходимый перечень документов, порядок принятия решения, выдачи удостоверения ветерана труда и т.д.) присвоения звания «Ветеран труда» в соответствии с требованиями, предъявляемыми частью 1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 г. «О ветеранах», перечень которых является исчерпывающим.

 Исходя из предмета совместного ведения субъект Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные, по сравнению с федеральными, правовые основания для присвоения звания «Ветеран труда».

 Утверждая порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда», законодатель субъекта Российской Федерации не вправе сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со статьей 7 Федерального закона «О ветеранах».

 Министерство культуры Российской Федерации (Минкультуры России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, искусства, культурного наследия (в том числе археологического наследия), кинематографии, архивного дела, туристской деятельности, авторского права и смежных прав и функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере культуры и кинематографии, а также по охране культурного наследия, авторского права и смежных прав, по выработке и реализации государственной национальной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов Российской Федерации, реализации этнокультурных потребностей граждан, принадлежащих к различным этническим общностям, по обеспечению эффективного использования субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями средств государственной поддержки, предусмотренных на этнокультурное развитие народов Российской Федерации, по контролю и надзору в указанной сфере деятельности. В целях реализации полномочий Министерство культуры Российской Федерации имеет право учреждать в установленном порядке знаки отличия, ведомственные награды в установленной сфере деятельности Министерства и награждать ими работников, а также других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере.

 В соответствии с приказом Министерства культуры Российской Федерации от 06 августа 2012 года № 837 «Об учреждении ведомственных наград Министерства культуры Российской Федерации», Почетная грамота Министерства культуры Российской Федерации является ведомственной наградой Министерства культуры Российской Федерации.

 Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что истец имеет право на присвоение звания "Ветеран труда" является правильным, а действия ответчика, выразившиеся в отказе в присвоении ФИО1 звания "Ветеран труда", противоречат требованиям закона.

 Выводы суда мотивированы, основаны на анализе доказательств, оцененных судом в совокупности, соответствуют требованиям закона, и оснований считать их неправильными у судебной коллегии не имеется.

 Доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны состоятельными, так как по существу основываются на обстоятельствах, являвшихся предметом судебного исследования, с последующей правильной правовой оценкой.

 Изложенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают выводы суда, оснований для отмены решения суда не имеется.

 Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 определила:

 Решение Ханты–Мансийского районного суда от 22 октября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, без удовлетворения.

 Председательствующий                                                        Юрьев И.М.

 Судьи:                                                                                     Данилов А.В.

                                                                                                  Гудожников Д.Н.