Судья Магомедов Н.Г.
Дело №33-4120/2014г.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Махачкала 23 декабря 2014 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
Председательствующего судьи Устаевой Н.Х.,
судей Османова Т.С. и Загирова Н.В.,
с участием прокурора Алиевой Ф.Д.
при секретаре Алиевой А.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу и.о. главы администрации МО «Бежтинский участок» Цунтинского района РД ФИО1 на решение Тляратинского районного суда от 23 сентября 2014 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан Османова Т.С., объяснения представителя администрации МО «Бежтинский участок» адвоката Дибирова Д.Ш., просившего отменить решение суда, объяснения ФИО2, ее представителя адвоката Газимагомедова З.М., просивших в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, заключение прокурора Алиевой Ф.Д., полагавшей решение суда законным, обоснованным и подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия
установила:
ФИО2 обратилась в суд с иском к администрации МО «Бежтинский участок» Цунтинского района РД о восстановлении на работе, взыскания заработной платы и компенсации морального вреда.
В обоснование исковых требований ФИО2 указала, что с <дата> работала <.> администрации МО «Бежтинский участок» Цунтинского района РД.
На основании распоряжения главы администрации МО «Бежтинский участок» № от <дата> истица уволена с должности по п.2 ст.81 Трудового кодекса РФ по сокращению штата с <дата>.
ФИО2 обратилась суд с иском к ответчику о восстановлении на работе, взыскании заработной платы и компенсации морального вреда, считая свое увольнение по п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ по сокращению штата незаконным, одновременно просила взыскать с ответчика представительские расходы в размере <.> рублей и компенсацию морального вреда, который оценила в <.> рублей, утверждая, что незаконным увольнением ей причинены нравственные страдания.
Решением Тляратинского районного суда от 23 сентября 2014 года постановлено:
«Восстановить ФИО2 на работе в должности <.> администрации МО «Бежтинский участок» Цунтинского района РД, признав ее увольнение с данной должности незаконным.
Взыскать с администрации МО «Бежтинский участок» Цунтинского района РД в пользу ФИО2 моральный вред в размере <.>) рублей и представительские расходы в сумме <.>) рублей».
Не согласившись с решением суда, и.о. главы администрации МО «Бежтинский участок» Цунтинского района РД ФИО1 подал апелляционную жалобу, в которой просит решение Тляратинского районного суда от 23 сентября 2014 года отменить и принять по делу новое решение.
В обоснование доводов автор жалобы указывает, что основным местом работыдля истца ФИО2, являлось МКОУ «Бежтинская СОШ», ФИО2 работала <.>.Согласно выписке из приказа по МКОУ «Бежтинская СОШ» от <дата>№ ей предоставлен отпуск без содержания. Указанное обстоятельство подтверждается и ее личным заявлением в адрес директора МКОУ «Бежтинская СОШ» ФИО3 от <дата> и выпиской из приказа № от <дата> о предоставлении ей отпуска без содержания, а потому надобности в предоставлении сведений в ЦЗН МО «Бежтинский участок» о предстоящем сокращении ФИО2 не было. ФИО2 не является членом профсоюзной организации работников администрации МО «Бежтинский участок», а указанные сведения в иске о том, что ее вопрос при проведении мероприятии по оптимизации структуры и аппарата администрации МО «Бежтинский участок» не обсуждены с профсоюзной организацией, не соответствует действительности. Истица ФИО2 на работу в качестве <.> администрации МО «Бежтинский участок» была принята с нарушением закона, т.е. без соблюдения требований Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Согласно ст.37 вышеуказанного закона и ст.24 Устава МО «Бежтинский участок» структура и Реестр должностей администрации МО «Бежтинский участок» утверждается представительным органом, а проект представляет глава администрации МО «Бежтинский участок».
Решением Собрания депутатов МО «Бежтинский участок» <дата>, была утверждена структура и реестр должностей муниципальной службы администрации МО «Бежтинский участок», представленные главой администрации МО «Бежтинский участок». ФИО2 же была принята на работу <дата> как <.> администрации МО «Бежтинский участок», штат которой вообще в структуру и в Реестр должностей муниципальной службы администрации МО «Бежтинский участок» не входил.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и следует из материалов дела, что ФИО2 занимала должность <.> администрации МО «Бежтинский участок» с <дата>.
В соответствии с распоряжением и.о. главы администрации МО «Бежтинский участок» № от <дата> ФИО2 уволена с должности <.> администрации МО «Бежтинский участок» с <дата>.
Согласно ст. 22 Трудового Кодекса РФ работодатель имеет право заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, которые установлены Трудовым кодексов РФ, иными федеральными законами.
В соответствии с частью 7 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе.
Администрацией МО «Бежтинский участок» от 22 мая 2014 года № 54-у принято Постановление «О мерах по исполнению решения Собрания депутатов МО «Бежтинский участок» от 25 апреля 2014 года № 3-4 «О внесении изменений в структуру и реестр аппарата представительного органа и администрации МО «Бежтинский участок» на 2014 год», согласно которому в целях упорядочения структуры администрации МО «Бежтинский участок», направленной на оптимизацию численности работников, сокращения расходов на его содержание утверждены сокращаемые должности в аппарате администрации МО «Бежтинский участок» (Приложению №1, л.д. 22); упразднены должности муниципальной службы Администрации МО «Бежтинский участок» (Приложение № 2, л.д. 23-24); утвержден прилагаемый Реестр должностей муниципальной службы Администрации МО «Бежтинский участок» на 2014 года (Приложение №3, л.д. 25-26); утверждена прилагаемая структура администрации МО «Бежтинский участок» на 2014 года, согласно (Приложение №4, л.д. 20-21).
Таким образом, органом исполнительной власти муниципального образования принято постановление во исполнение решения Собрания депутатов МО «Бежтинский участок» от 25 апреля 2014 года №3-4 «О внесении изменений в структуру и реестр аппарата представительного органа и Администрации МО «Бежтинский участок» на 2014 год».
Согласно п.2 ст.81 Трудового кодекса РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.
При этом работодатель в лице и.о. главы администрации МО «Бежтинский участок» ФИО1 в соответствии с ч. 2 ст. 180 Трудового кодекса РФ уведомил ФИО2 о предстоящем увольнении в связи с утверждением новой структуры и реестра должностей муниципальной службы и с сокращением штата работников администрации МО «Бежтинский участок» не менее чем за два месяца до увольнения (л.д. 11).
В суде апелляционной инстанции ФИО2, подтвердила, что получила уведомление о предстоящем сокращении штатной численности аппарата администрации в конце мая 2014 года.
Таким образом, нарушений требований ч.2 ст. 180 Трудового кодекса РФ при увольнении ФИО2 в связи с сокращением штата работников администрации МО «Бежтинский участок» работодателем допущено не было.
Суд, признавая незаконным действия администрации МО «Бежтинский участок», указал в решении, что работодатель в нарушении ст. 373 Трудового кодекса РФ не известил о предстоящем сокращении первичный профсоюзный орган, принял решение о расторжении трудового договора с истицей без учета мнения профсоюзной организации, сославшись на то, что ФИО2 является членом профсоюзной организации и исправно платит членские взносы.
Судебная коллегия с такими выводами суда согласиться не может исходя из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 82 Трудового кодекса РФ при принятии решения о сокращении численности или штата работников организации работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом выборному органу первичной профсоюзной организации.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», профсоюз - добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.
Данным законом регулируются условия и порядок образования профсоюза, принятия в члены профсоюза и выхода из него, права и обязанности членов профсоюза
Статья 3 указанного Закона определяет первичную профсоюзную организацию как добровольное объединение членов профсоюза, работающих, как правило, на одном предприятии, в одном учреждении, одной организации независимо от форм собственности и подчиненности, действующее на основании положения, принятого им в соответствии с уставом, или на основании общего положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза.
В соответствии со ст. 30 Трудового кодекса РФ, первичные профсоюзные организации и их органы представляют в социальном партнерстве на локальном уровне интересы работников данного работодателя, являющихся членами соответствующих профсоюзов.
Часть первая статьи 373 Трудового кодекса РФ закрепляет обязанность работодателя направить в выборный орган соответствующей первичной профсоюзной организации копии документов, которые подтверждают обоснованность увольнения работника и являются достаточными для выражения мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
Часть первая статьи 374 Трудового кодекса РФ обязывает работодателя получить согласие соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа при увольнении руководителей (их заместителей) выборных коллегиальных органов первичных профсоюзных организаций, выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций структурных подразделений организаций.
В администрации муниципального образования «Бежтинский участок» действует первичная организация профсоюза – профсоюза работников администрации муниципального образования «Бежтинский участок».
Истица не представляла какие-либо доказательства того, что является членом указанной первичной профсоюзной организации.
Согласно справке профсоюза работников администрации МО «Бежтинский участок» от <дата>№ ФИО2 не вступала и не является членом профсоюзной организации работников администрации МО «Бежтинский участок» (л.д. 71).
Вывод суда о том, что ФИО2 являлась членом профсоюзной организации, исходя из того, что она оплачивала профсоюзные сборы, судебная коллегия считает не состоятельными.
В связи с чем судебная коллегия приходит к выводу, что при увольнении с занимаемой должности права ФИО2 на гарантии, предусмотренные ст. ст. 373, 374 Трудового кодекса РФ, не имеет.
Кроме того, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что назначение ФИО2 на должность <.> администрации МО «Бежтинский участок» проходило с нарушением действующего законодательства.
Базовым законодательным актом для всей муниципальной службы является Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В соответствии со статьей 42 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.
В соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона РФ от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее Закон №25-ФЗ) должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации.
Предметом регулирования Закона №25-ФЗ являются порядок поступления на муниципальную службу, особенности ее прохождения, а также условия прекращения служебных отношений.
Статья 4 Закона №25-ФЗ закрепляет принцип профессионализма и компетентности муниципальных служащих, отражающий сущность муниципальной службы как профессиональной деятельности.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона №25-ФЗ муниципальная служба признается профессиональной деятельностью, что предполагает наличие высокой квалификации у муниципальных служащих и требует от них особого мастерства, приобретаемого и поддерживаемого в результате систематического и непрерывного образования. Закрепляя принцип профессионализма и компетентности муниципальных служащих, указанный Закон признает необходимым условием прохождения муниципальной службы наличие у муниципального служащего или гражданина, претендующего на замещение муниципальной должности, необходимой квалификации.
В статье 9 Закона №25-ФЗ установлено, что для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.
При этом часть 2 указанной нормы предусматривает установление квалификационных требований муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.
Статьей 9 Закона Республики Дагестан от 11 марта 2008 года № 9 (ред. от 12 марта 2013) «О муниципальной службе в Республике Дагестан» установлено, что для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.
Частью 2 этой же статьи предусматривается, что квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, определенных данной статьей.
Согласно пятому разделу Закона Республики Дагестан от 10 июня 2008 года № 28 «О Перечне муниципальных должностей и Реестре должностей муниципальной службы в Республике Дагестан» должность заместителя главы администрации муниципального района отнесена к главной должности муниципальной службы.
Пункт 2 части 4 статьи 9 Закона Республики Дагестан от 11 марта 2008 года № 9 (ред. от 12 марта 2013) «О муниципальной службе в Республике Дагестан» предусматривает, что к стажу муниципальной службы (гражданской службы) или стажу (опыту) работы по специальности для муниципальных служащих устанавливаются дифференцированно по группам должностей муниципальной службы типовые квалификационные требования, в соответствии с которыми для замещения главной должности муниципальной службы необходим стаж муниципальной службы (государственной службы) не менее четырех лет или стаж работы по специальности не менее пяти лет.
Как усматривается из материалов и из пояснений самой истицы в суде апелляционной инстанции, до назначения на должность <.> администрации МО «Бежтинский участок» ФИО2, работала <.> в средней школе и стажа работы в муниципальной службе у нее не было.
Кроме того, доказательства наличия вакантной должности <.> администрации МО «Бежтинский участок» на момент принятия на работу ФИО2 суду не представлены.
Вакантной должностью в муниципальном органе считается незамещенная муниципальная должность муниципальной службы, если она предусмотрена штатным расписанием органа местного самоуправления.
Конкурс на замещение вакантной муниципальной должности муниципальной службы в органе местного самоуправления объявляется при наличии вакантной муниципальной должности и отсутствии резерва муниципальных служащих для ее замещения.
Согласно Реестра должностей, утвержденного Решением Собрания депутатов МО «Бежтинский участок» от <дата>, в администрации МО «Бежтинский участок» предусмотрено 4 (четыре) должности заместителя главы администрации и на момент назначения ФИО2 на должность <.> администрации МО «Бежтинский участок» (<дата>) все должности заместителей главы администрации были заняты, а должность пятого заместителя главы администрации согласно структуры и реестра должностей в администрации МО «Бежтинский участок» не была предусмотрена.
Сама же истица ФИО2 указывает, что на момент принятия ее на должность <.> работающих заместителей было четыре, она принята пятой, то есть вакантной должности заместителя главы администрации в период ее принятия на должность не имелось.
Соответственно, у ФИО2 не было какого-либо преимущественного права оставления на работе перед другими заместителями главы администрации МО «Бежтинский участок».
При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции о незаконности увольнения ФИО2 нельзя признать обоснованными, в связи с чем решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе удовлетворении исковых требований ФИО2
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Тляратинского районного суда от 23 сентября 2014 года отменить.
По делу принять новое решение.
В удовлетворении иска ФИО2 к администрации МО «Бежтинский участок» Цунтинского района РД о восстановлении на работе, взыскания заработной платы и компенсации морального вреда отказать.
Председательствующий: Устаева Н.Х.
Судьи: Османов Т.С.
Загиров Н.В.