ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4120/19 от 07.05.2019 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Судья 1 инстанции: Микитюк О.А. Дело № 33-4120/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

7 мая 2019 года г. Симферополь

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего, судьи:

ФИО2,

судей:

ФИО3, Хмарук Н.С.,

при секретаре:

ФИО4

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Хмарук Н.С. гражданское дело по иску прокурора города Феодосии в интересах ФИО5, ФИО6 к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Школа № 13 г. Феодосии Республики Крым», Администрации города Феодосии Республики Крым, Муниципальному казенному учреждению «Управление образования Администрации города Феодосии Республики Крым» о понуждении обеспечить финансирование расходов на приобретение школьной формы, приобрести школьную форму,

по апелляционной жалобе Администрации города ФИО7

на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 11 февраля 2019 года,

у с т а н о в и л а:

21 января 2019 года прокурор города Феодосии в интересах ФИО5 и ФИО6 обратился в суд с иском, в котором просит обязать Администрацию города Феодосии обеспечить финансирование расходов ФИО5, ФИО6, являющимися родителями многодетной семьи, на приобретение школьной формы несовершеннолетнему ученику МБОУ «Школа №13» ФИО1, а также обязать МБОУ «Школа №13» в рамках выделенного Администрацией города финансирования и в предусмотренном постановлением Администрации города от 26.07.2018 № 2451 порядке приобрести школьную форму несовершеннолетнему ФИО1

Требования обоснованы тем, что проверкой, проведенной прокуратурой города по коллективному обращению ФИО6 и ФИО5, установлено, что истцы имеют удостоверение многодетной семьи. Их несовершеннолетний сын обучается в МБОУ «Школа № 13 г. Феодосия». Истцы обратились в школу с просьбой приобрести форму, однако, получили ответ, что бюджетные денежные средства на приобретение школьной формы или выплаты денежной компенсации на 2018 год в бюджете Администрации города Феодосии не предусмотрены.

Постановлением Администрации города от 26.07.2018 № 2451 утвержден Порядок обеспечения детей из многодетных семей городского округа Феодосия школьной формой (заменяющим ее комплектом одежды), спортивной формой или предоставления денежной выплаты многодетным семьям на приобретение школьной /спортивной формы.

Пунктом 2 указанного Порядка установлено, что финансирование расходов на приобретение школьной формы (заменяющим ее комплектом), спортивной формы или предоставления денежной компенсации многодетным семьям за приобретенную школьную/спортивную форму для посещения школьных занятий производить за счет средств муниципальных бюджетных образовательных учреждений выделенных из бюджета муниципального образования городской округ ФИО7, в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных на данный вид расходов. Указанное нарушает право детей из многодетных семей, предусмотренное пп. «б» п. 1 Указа Президента РФ от 5 мая 1992 № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей». В связи с выявленными нарушениями, прокуратурой города 09.10.2018 внесено представление в адрес Администрации города, по результатам рассмотрения которого в удовлетворении требований прокурора отказано в связи с отсутствием бюджетных денежных средств.

Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 11 февраля 2019 года исковые требования прокурора удовлетворены частично.

На Администрацию города ФИО7 возложена обязанность обеспечить финансирование расходов МБОУ «Школа № 13 г.Феодосии Республики Крым» на компенсацию приобретения школьной формы несовершеннолетнему ученику указанной школы ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В удовлетворении остальной части иска, отказано.

Не согласившись с указанным решением суда, Администрация г. Феодосии Республики Крым подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить обжалуемое решение, приняв новое об отказе в удовлетворении иска прокурора г. Феодосии, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение по делу, недоказанность установленных судом обстоятельств, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам по делу.

Апеллянт указывает, что бюджет муниципального образования городской округ ФИО7 сформирован в режиме жёсткой экономии, средства на приобретение школьной формы для детей из многодетных семей в 2018 году в бюджете города не закладывались. Законом №39-ЗРК «О социальной поддержке многодетных семей» обеспечение школьной формой как обязательное не предусмотрено, а носит рекомендательный характер и реализуется при наличии финансовой возможности в местном бюджете.

Стороны явку в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

В силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон.

Выслушав судью-докладчика, пояснения прокурора, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба – без удовлетворения по следующим основаниям.

Разрешая спор и частично удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что администрация г. Феодосия обязана предусмотреть такой вид социальной поддержки многодетных семей как приобретение школьной формы и обеспечить его финансирование, что стало основанием для частичного удовлетворения иска в части возложения на Администрацию города Феодосии Республики Крым обязанности обеспечить финансирование расходов МБОУ «Школа № 13 г. ФИО7» на компенсацию приобретения школьной формы несовершен-нолетнему ученику указанной школы ФИО1

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, исходя из следующего.

Рассмотрением дела установлено, что ФИО5 и ФИО6 являются многодетной семьей, что подтверждается данными приказа № 149-О территориального управления г. Велике Луки Главного Государственного управления социальной защиты населения Псковской области от 13.02.2014 года и данными удостоверения № 12488, имеют право на льготы, предусмотренные законодательством для многодетных семей.

Истцы являются родителями ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, который является учеником МБОУ «Школа № 13 г. Феодосия».

27.09.2018 года истцы обратились в МБОУ «Школа № 13 г. Феодосия» с заявлением о выплате денежной компенсации на приобретение школьной формы с приложением предусмотренных Порядком документов.

27.09.2018 года в адрес истца ФИО6 направлен ответ о том, что осуществить обеспечение детей школьной формой образовательная организация не имеет возможности в связи с отсутствием денежных средств и финансирования на указанные расходы.

Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации № 431 от 05.05.1992 года «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» предусмотрено, что для многодетных семей установлены меры социальной поддержки, в том числе бесплатное обеспечение в соответствии с установленными нормативами школьной формой либо заменяющим ее комплектом детской одежды для посещения школьных занятий, а также спортивной формой на весь период обучения детей в общеобразовательной школе за счет средств всеобуча либо иных внебюджетных средств.

Правительству РФ предписано проводить регулярные обследования уровня жизни и доходов малообеспеченных групп населения, включая многодетные семьи, в целях осуществления мероприятий по оказанию им необходимой социальной поддержки (п. 2).

Согласно п. 3 Указа Президента Российской Федерации от 05.05.1992 года № 431 Минфину России совместно с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации в месячный срок поручено разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных данным Указом.

Постановлением Администрации города от 26.07.2018 года № 2451 утверждён порядок обеспечения детей из многодетных семей городского округа Феодосия школьной формой (заменяющим ее комплектом одежды), спортивной формой или предоставления денежной выплаты многодетным семьям за приобретенную школьную /спортивную форму.

Из пункта 3 указанного постановления следует, что финансирование расходов на приобретение школьной формы (заменяющим её комплектом одежды), спортивной формы или предоставления денежной компенсации многодетным семьям за приобретенную школьную/спортивную форму для посещения школьных занятий производить за счет средств муниципальных бюджетных образовательных учреждений выделенных из бюджета муниципального образования городской округ ФИО7, в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных на данный вид расходов.

Согласно пунктам 1.2-1.4 настоящий Порядок разработан в целях оказания дополнительных мер социальной поддержки отдельным категориям граждан и регулирует правоотношения, связанные с организацией:

1.2.1. обеспечения детей из многодетных семей (далее – «детей»), проживающих на территории муниципального образования городской округ ФИО7 и обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях, школьной формой (заменяющим её комплектом детской одежды) для посещения школьных занятий, а также спортивной формой (далее - школьной/спортивной формой);

1.2.2. выплаты денежной компенсации родителям (законным представителям) детей из многодетных семей, проживающих на территории муниципального образования городской округ ФИО7 и обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях, за приобретенную школьную форму (заменяющий её комплект детской одежды) для посещения школьных занятий и спортивную форму.

1.3. Финансирование расходов, предусмотренных настоящим Порядком, производится за счёт средств бюджета муниципального образования городской округ ФИО7, предусмотренных на бесплатное обеспечение детей из многодетных семей школьной формой, а также спортивной формой;

В соответствии с пунктом 2.4 порядка документом, подтверждающим статус и права многодетной семьи на меры социальной поддержки является удостоверение многодетной семьи установленного образца, выданное исполнительным органом государственной власти Республики Крым и Российской Федерации в сфере образования, науки и молодёжи.

Пунктом 3.3. предусмотрено, что право на приобретение школьной/спортивной формы за счет школы имеет один из родителей (законных представителей) многодетной семьи, в случае если ребенок обучается в общеобразовательном учреждении.

В соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей).

Согласно ст. 5 Закона Республики Крым от 17.12.2014 №39-ЗРК «О социальной поддержке многодетных семей в Республике Крым» органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Крым вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки многодетных семей в пределах полномочий, закрепленных за органами местного самоуправления.

Таким образом, учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что Администрация г. Феодосия обязана предусмотреть такой вид социальной поддержки многодетных семей как приобретение школьной формы и обеспечить его финансирование, в связи с чем, обоснованно удовлетворил требования истца в данной части.

Доводы апеллянта о том, что законодательство в области содействия и защите многодетных семей носит рекомендательный характер, и какую-либо обязанность у органа местного самоуправления относительно обеспечения школьной формой не порождает, судебная коллегия признает несостоятельными, поскольку согласно Указу Президента РФ от 05.05.1992 года № 431 субъекты РФ обязаны создать бесплатное обеспечение в соответствии с установленными нормативами школьной формой либо заменяющим ее комплектом детской одежды для посещения школьных занятий, а также спортивной формой на весь период обучения детей из многодетных семей в общеобразовательной школе.

Ссылка апеллянта на отсутствие в пределах городского округа Феодосия финансирования для реализации меры социальной поддержки многодетной семьи в виде приобретения школьной и спортивной формы не являются основанием для освобождения ответчика от выполнения обязанности по финансированию расходов на компенсацию приобретения школьной формы и несоблюдения прав многодетных семей и не свидетельствуют о незаконности решения суда.

Судебная коллегия считает, что при разрешении настоящего спора правоотношения сторон, в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению, определены судом первой инстанции правильно, обстоятельства, имеющие правовое значение, установлены на основании добытых по делу доказательств, оценка которым дана в соответствии со ст. 67 ГПК РФ.

В силу изложенного выше, судебная коллегия считает, что обжалуемый судебный акт, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения, – оставлению без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,

о п р е д е л и л а:

решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 11 февраля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Феодосии Республики Крым, без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи