ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
УИД 04RS0021-01-2021-004511-80
судья Цыденжапов З.А.
дело поступило 19.11.2021 г. № 33-46/2022
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
17 января 2022 г. г.Улан-Удэ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Ивановой В.А., судей коллегии Хаыковой И.К., Богдановой И.Ю. при секретаре Дармаеве Ж.Б. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. прокурора Республики Бурятия в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия о признании незаконным бездействия по принятию мер к расторжению служебного контракта, обязании расторгнуть служебный контракт
по апелляционной жалобе Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия на решение Советского районного суда г.Улан-Удэ от 21 сентября 2021 г., которым постановлено:
исковые требования и.о. прокурора Республики Бурятия удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия по непринятию мер к расторжению служебного контракта от ..., заключенного с Базархандаевым Д.В..
Обязать Администрацию Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия расторгнуть служебный контракт от ..., заключенный с Базархандаевым Д.В. , по основаниям, предусмотренным абзацем 6 части 1 статьи 84 Трудового кодекса Российской Федерации.
Заслушав доклад судьи Хаыковой И.К., выслушав объяснения представителей прокуратуры Республики Бурятия Цыреновой Е.Д., Дмитриевой Ю.А., представителя Администрации Главы Республики Бурятия и Прааительства Республики Бурятия Романовой О.С., Базархандаева Д.В., ознакомившись с материалами дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
обращаясь в суд с иском, и.о. прокурора Республики Бурятия, действуя в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, просил признать незаконным бездействие Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия в связи с непринятием мер к расторжению служебного контракта, заключенного ... с Базархандаевым Д.В., и обязать расторгнуть данный контракт по основаниям, предусмотренным статьей 84 Трудового кодекса РФ.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что проведенной прокуратурой Республики Бурятия проверкой установлен факт нарушения законодательства о противодействии коррупции в деятельности Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия при приеме граждан на государственную гражданскую службу Республики Бурятия.
Приказом заместителя Председателя Правительства Республики Бурятия – Руководителя администрации Главы Республики Бурятия от .... ... на должность <...> отдела медиа-проектов Комитета по информационной политике Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия принят Базархандаев Д.В., который при поступлении на государственную гражданскую службу представил недостоверные и неполные сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за ... по состоянию на ... в отношении себя и супруги ФИО1
Так, при проверке прокуратурой Республики Бурятия установлено, что Базархандаевым Д.В. занижен размер полученного им по прежнему месту работы дохода на <...>, а доход супруги занижен на <...> Кроме того, Базархандаев Д.В. не указал информацию о 4 банковских счетах, открытых на его имя в банке «<...>», а также о 3 счетах, которые были открыты на имя его супруги в банке «<...>». Уточняющие справки Базархандаевым Д.В. не подавались. После внесения прокуратурой представления инициирована служебная проверка, в ходе которой Базархандаев Д.В. согласился с нарушениями. По итогам служебного разбирательства служебный контракт с Базархандаевым Д.В. не был расторгнут, работнику вынесено устное предупреждение о недопущении впредь нарушений антикоррупционного законодательства и законодательства о государственной гражданской службе.
Вместе с тем, бездействием Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия в виде непринятия мер к расторжению служебного контракта с Базархандаевым Д.В. нарушаются права иных граждан на единый подход к приему на государственную гражданскую службу Республики Бурятия, применению мер ответственности за совершение коррупционных правонарушений.
В заседании суда первой инстанции представители прокуратуры Республики Бурятия Цыренова Е.Д., Астраханцева Е.П. заявленные требования поддержали.
Представитель Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия Романова О.С. возражала против удовлетворения иска по доводам, изложенным в возражениях на иск.
Базархандаев Д.В. просил в удовлетворении иска отказать и суду пояснил, что до поступления на гражданскую службу работал в сфере образования и в банковских структурах в другом регионе, ранее никогда не заполнял справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Сведения о доходах указывал исходя из смс-сообщений банка без учета удержанного налога на доходы физических лиц в размере 13 %, полагая, что необходимо указывать доход, который был фактически получен. При этом не учел премии, бонусные выплаты в связи с сокращением должности, поскольку они были указаны в смс-сообщениях под другим наименованием. Суммировано не был указан доход в размере <...> тыс. руб. Доход супруги был указан в размере, меньшем на <...> тыс. руб. по сравнению с полученным, исходя из выданной банком в установленном порядке выписки, в которой сумма была указана меньше на <...> тыс. руб. относительно сведений в личном кабинете налогоплательщика. Факт неуказания банковских счетов объяснил забывчивостью, поскольку они с супругой ими не пользовались.
Районным судом постановлено решение об удовлетворении исковых требований, с которым не согласилась Администрация Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия, подав апелляционную жалобу с просьбой об отмене решения суда и принятии нового решения об отказе в удовлетворении иска.
В возражениях на апелляционную жалобу прокуратура Республики Бурятия просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции представитель Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия Романова О.С. и Базархандаев Д.В. доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представители прокуратуры Республики Бурятия Цыренова Е.Д., Дмитриева Ю.А. возражали против апелляционной жалобы, поддержав доводы, изложенные в возражениях на жалобу.
Изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, проверив законность решения суда в соответствии с положениями части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов жалоб, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно абзацу 6 части 1 статьи 84 Трудового кодекса РФ трудовой договор прекращается вследствие нарушения установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил его заключения (пункт 11 части первой статьи 77 настоящего Кодекса), если нарушение этих правил исключает возможность продолжения работы, в случае заключения трудового договора в нарушение установленных настоящим Кодексом, иным федеральным законом ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности.
Пунктом 3 статьи 6 Федерального закона от 25.12.2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее – Федеральный закон от 25.12.2008 г. N 273-ФЗ) установлено, что к мерам профилактики коррупции относится, в том числе, предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами.
В силу пункта 1 части 1 статьи 8 данного Федерального закона граждане, претендующие на замещение должностей государственной или муниципальной службы, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Пунктом 9 части 1 статьи 16 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ) установлены ограничения, связанные с гражданской службой, согласно которым гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае непредставления установленных настоящим Федеральным законом сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера при поступлении на гражданскую службу.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ одним из оснований прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы является нарушение установленных настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами обязательных правил заключения служебного контракта, если это нарушение исключает возможность замещения должности гражданской службы (статья 40 настоящего Федерального закона).
Суд первой инстанции, разрешая заявленные и.о. прокурора Республики Бурятия исковые требования о признании незаконным бездействия по принятию мер к расторжению заключенного с Базархандаевым Д.В. служебного контракта, обязании расторгнуть служебный контракт, на основании совокупности представленных суду доказательств и руководствуясь положениями закона, подлежащего применению к возникшим правоотношениям сторон, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции соответствующими нормам права, регулирующим спорные правоотношения, основанными на всесторонней и надлежащей оценке представленных суду доказательств, оснований не согласиться с которыми по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании приказа заместителя Председателя Правительства Республики Бурятия – Руководителя Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия от ...... Базархандаев Д.В. назначен на должность <...> отдела медиа-проектов Комитета по информационной политике Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия и ... с ним заключен служебный контракт о прохождении государственной гражданской службы Республики Бурятия и замещении должности государственной гражданской службы Республики Бурятия.
На основании приказа от ...... Базархандаев Д.В. переведен на должность <...> отдела методологии проектного управления Комитета по проектному управлению Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия.
В соответствии с Законом Республики Бурятия от 22.09.2006 г. № 1838-III «О Реестре должностей государственной гражданской службы Республики Бурятия» указанная должность отнесена к главной группе должностей государственной гражданской службы Республики Бурятия.
В ходе проведенной прокуратурой Республики Бурятия проверки установлено, что ... при поступлении на государственную гражданскую службу Республики Бурятия Базархандаев Д.В. представил в отдел кадров и государственных наград Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия заведомо ложные сведения о своих доходах и доходах супруги ФИО1 за ..., а также не указал сведения об открытых на его имя и имя его супруги банковских счетах.
Так, в справках о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера Базархандаев Д.В. указал, что его доход за период с ... по ... составил <...>, из них доход по предыдущему месту работы – <...>, доход от вкладов в банках – <...>.; доход супруги ФИО1 за аналогичный период составил <...>, из них доход по основному месту работы – <...>, доход от вкладов в банках – <...>, а также указал, что на его имя открыто 5 счетов в ПАО «<...>» и 1 счет в АО «<...>», на имя супруги - 10 счетов в ПАО «<...>».
Вместе с тем, по данным налогового органа за ... общая сумма дохода Базархандаева Д.В. составила <...>., а его супруги ФИО1 - <...> Таким образом, Базархандаев Д.В. занизил размер полученного им дохода на <...> и полученного его супругой дохода - на <...>
Уточняющие справки Базархандаевым Д.В. не подавались.
Кроме того, Базархандаев Д.В. не указал информацию о 4 банковских счетах, открытых на его имя в ПАО «<...>», а также о 3 счетах, открытых ... на имя его супруги в ПАО «<...>».
По результатам проверки прокурором Республики Бурятия ... Главе Республики Бурятия – Председателю Правительства Республики Бурятия внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства.
... Базархандаев Д.В. был ознакомлен с представлением прокурора Республики Бурятия и уведомлен о начале проведения проверки.
Отделом кадров и государственных наград Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия проведена проверка достоверности и полноты сведений за ... о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера по состоянию на ..., представленных Базархандаевым Д.В. в качестве лица, претендующего на замещение в Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия должности государственной гражданской службы <...> отдела медиа-проектов Комитета по информационной политике.
В ходе проверки Базархандаев Д.В. выразил согласие с тем, что указал в представленных при поступлении на службу сведениях полученный им по прежнему месту работы доход в размере, меньшем по сравнению с фактически полученным на <...>, а доход его супруги был указан в размере, меньшем на <...>, а также не возражал против того, что не указал 4 открытых на его имя банковских счета и 3 счета, открытых на имя его супруги.
Согласно подготовленному отделом кадров и государственных наград Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия заместителю Председателя Правительства Республики Бурятия – Руководителю Администрации Главы Республики Бурятия докладу по результатам проверки от ... факт непредставления Базархандаевым Д.В. при поступлении на службу сведений о доходах и банковских счетах нашел свое подтверждение. Вместе с тем, указано, что сведения о доходе супруги ошибочно занижены Базархандаевым Д.В. вследствие неточностей, допущенных ее работодателем в лице ПАО «<...>» в справке 2-НДФЛ, на основании которой им представлялись сведения о ее доходах.
... Базархандаев Д.В. ознакомлен с результатами проверки, а также уведомлен о направлении материалов проверки в соответствующую комиссию.
По рекомендации кадровой службы доклад о результатах проверки рассмотрен ... на заседании Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов в отношении государственных гражданских служащих Республики Бурятия, замещающих должности государственной гражданской службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляется заместителем Председателя Правительства Республики Бурятия – Руководителем Администрации Главы Республики Бурятия и согласно протоколу заседания представленные Базархандаевым Д.В. сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера признаны неполными, заместителю Председателя Правительства Республики Бурятия – Руководителю Администрации Главы Республики Бурятия рекомендовано ограничиться вынесением Базархандаеву Д.В. устного предупреждения по недопущению впредь нарушений антикоррупционного законодательства и законодательства о государственной гражданской службе.
Базархандаев Д.В. ознакомлен с протоколом заседания комиссии от ... и был согласен с рекомендацией комиссии ограничиться устным предупреждением.
По информации и.о. руководителя Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия от ..., направленной прокурору Республики Бурятия, по результатам рассмотрения доклада с учетом характера, тяжести, обстоятельств совершения нарушения, представителем нанимателя не установлены основания для вывода о заведомой ложности представленных сведений, которые признаны неполными, а также исходя из оперативности принятых для устранения недостатков мер, соблюдения других ограничений и запретов, исполнения обязанностей, предусмотренных в целях противодействия коррупции, с учетом предшествующих результатов исполнения государственными гражданскими служащими должностных обязанностей и отсутствия обстоятельств, исключающих возможность дальнейшего замещения должностей гражданской службы, принято решение ограничиться в отношении Базархандаева Д.В. и других указанных в письме государственных гражданских служащих устным предупреждением по недопущению впредь нарушений антикоррупционного законодательства и законодательства о государственной гражданской службе.
... Базархандаев Д.В. ознакомлен с решением заместителя Председателя Правительства Республики Бурятия – Руководителя администрации Главы Республики Бурятия.
Таким образом, поскольку материалами дела подтверждается нарушение порядка замещения должности государственной гражданской службы Республики Бурятия Базархандаевым Д.В., выразившееся в представлении заведомо ложных сведений о доходах и банковских счетах при поступлении на службу, предшествующем принятию на государственную гражданскую службу, что свидетельствует о нарушении процедуры принятия Базархандаева Д.В. на должность <...> отдела медиа-проектов Комитета по информационной политике Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия и препятствует его дальнейшему нахождению на государственной гражданской службе, следует признать, что требования и.о. прокурора Республики Бурятия о признании незаконным бездействия в связи с непринятием мер к расторжению служебного контракта, обязании расторгнуть заключенный с Базархандаевым Д.В. служебный контракт удовлетворены районным судом законно и обоснованно.
При установленных фактических обстоятельствах дела прекращение c Базархандаевым Д.В. отношений государственной гражданской службы на основании служебного контракта является единственным способом пресечения нарушения антикоррупционного законодательства. Профилактика коррупционных правонарушений и борьба с выявленными проступками коррупционного характера является приоритетом в деятельности государства. Поэтому федеральное законодательство однозначно устанавливает в качестве меры по государственному принуждению сторон трудовых правоотношений к соблюдению антикоррупционного законодательства недопустимость продолжения действия трудового договора, заключенного с нарушением требований противодействия коррупции.
Доводы апелляционной жалобы о том, что пунктом 7 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ предусмотрена возможность, а не обязанность увольнения государственного служащего в случае предоставления им представителю нанимателя подложных документов или заведомо ложных сведений при заключении служебного контракта, а также необходимым условием прекращения служебных отношений является предоставление заведомо ложных сведений, однако в отношении Базархандаева Д.В. данное обстоятельство не установлено, во внимание приняты быть не могут.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, специфика государственной гражданской службы в Российской Федерации как профессиональной служебной деятельности граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, предопределяет особый правовой статус государственных гражданских служащих, который включает обусловленные характером такой деятельности права и обязанности государственных гражданских служащих, налагаемые на них ограничения, связанные с государственной гражданской службой, а также предоставляемые им гарантии.
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 06.04.2020 г. № 14-П отмечается, что неисполнение лицом, претендующим на замещение должности государственной гражданской службы, установленных законом требований, необходимых для поступления (приема) на соответствующую службу, исключает применение к такому лицу мер юридической ответственности и влечет отказ в поступлении (приеме) на государственную гражданскую службу.
Правовое регулирование отношений, связанных с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, осуществляется Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации", который, предусматривая среди прочего обусловленные спецификой данного вида публичной службы требования, предъявляемые к гражданам, претендующим на замещение должностей государственной гражданской службы, возлагает на таких лиц обязанность представлять представителю нанимателя при поступлении на службу и заключении служебного контракта сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи (пункт 1 части 1 статьи 20 и пункт 9 части 2 статьи 26).
Непредставление же предусмотренных названным Федеральным законом сведений или представление заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера при поступлении на государственную гражданскую службу в силу пункта 9 части 1 его статьи 16 относится к числу обстоятельств, при наличии которых гражданин не может быть принят на государственную гражданскую службу.
Таким образом, приведенные нормативные положения, в равной мере распространяющиеся на всех лиц, претендующих на замещение должностей государственной гражданской службы, прямо предусматривают, что непредставление гражданином при поступлении на указанную службу - вопреки установленному законом требованию - сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, равно как и представление им заведомо ложных сведений, исключает возможность его назначения на должность государственной гражданской службы и заключение с ним служебного контракта.
В случае же, когда гражданин, претендующий на замещение должности государственной гражданской службы, при поступлении на данную службу не представил сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо представил заведомо ложные сведения, однако - вопреки требованию закона - был назначен на должность государственной гражданской службы, будет иметь место такое нарушение обязательных правил заключения служебного контракта, которое - по смыслу пункта 11 части 1 статьи 33 во взаимосвязи с пунктом 9 части 1 статьи 16 и пунктом 4 части 1 статьи 40 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" - исключает возможность замещения этим гражданином должности государственной гражданской службы и является основанием прекращения заключенного с ним служебного контракта и увольнения его с указанной службы по основанию, предусмотренному пунктом 11 части 1 статьи 33 названного Федерального закона, в связи с нарушением установленных данным Федеральным законом или другими федеральными законами обязательных правил заключения служебного контракта, если это нарушение исключает возможность замещения должности государственной гражданской службы.
В силу пункта 9 части 1 статьи 16 Федерального закона от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ, предусматривающей ограничения, связанные с гражданской службой, гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае непредставления установленных настоящим Федеральным законом сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера при поступлении на гражданскую службу.
Из материалов дела следует, что Базархандаев Д.В. при предоставлении сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении себя и своей супруги указал сумму дохода с учетом удержанного налога на доходы физических лиц, а также не указал в качестве своего дохода сумму выплаченной по прежнему месту работы премии и банковские счета, открытые на его имя и имя его супруги.
Сведения о полученном доходе и банковских счетах были достоверно известны Базархандаеву Д.В. при предоставлении соответствующих сведений в связи с поступлением на государственную гражданскую службу, однако не были указаны им в установленном законом порядке.
Из данных в ходе проверки объяснений Базархандаева Д.В. следует, что при поступлении на государственную гражданскую службу им были предоставлены сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении себя и его супруги за ... В период до ... он работал в <...> и при указании полученного дохода руководствовался данными смс-сообщений за период с января по ноябрь ..., в которых была указана сумма дохода после вычета налога на доходы физических лиц, в связи с чем им не была указана сумма дохода в размере удержанного налога на доходы физических лиц, а также не учтена выплаченная в декабре .... сумма в размере <...>
Кроме того, Базархандаев Д.В. пояснил, что определенную по смс-сообщениям сумму дохода в размере <...> он округлил и указал доход в размере <...> Банковские счета, открытые на его имя и имя его супруги, не указал по забывчивости.
Приведенные фактические обстоятельства дела не могут расцениваться иначе как представление представителю работодателя заведомо ложных сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, поскольку они не соответствуют требованиям достоверности и при их представлении были заведомо искажены, не содержали полной информации о размере полученного дохода и имеющихся банковских счетах. Базархандаеву Д.В. было известно как о полученном доходе, так и об имеющихся банковских счетах, а ссылка на неуказание данных сведений ввиду забывчивости юридически обоснованной как на обстоятельства объективного характера не является.
Более того, согласно Примерному перечню ситуаций, которые могут быть расценены как значительные проступки, влекущие увольнение государственного (муниципального) служащего в связи с утратой доверия, являющегося приложением № 1 к Методическим рекомендациям по привлечению к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, содержащимся в письме Министерства труда и социальной защиты РФ от 13.11.2015 г. № 18-2/10/П-7073, указание служащим недостоверных сведений о доходах с величиной ошибки более 20 % от размера общего дохода служащего и членов его семьи в год является основанием для увольнения служащего в связи с утратой доверия.
Доход Базархандаева Д.В. и его супруги ФИО1 за ... составил в совокупности <...>, из которого при предоставлении сведений им не указан доход по прежнему месту работы в размере <...>, что составляет значительный размер от общей суммы дохода. Также Базархандаевым Д.В. не были указаны счета в ПАО «<...>», которые использовались им с регулярным движением денежных средств в связи с их поступлением и совершением расходных операций в период по март ... включительно, однако при предоставлении сведений ... данные счета в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера указаны не были (л.д.54-61, 63-89).
Правильность предоставления указанных сведений зависела от выполнения соответствующих требований только непосредственно Базархандаевым Д.В. и не связана с действиями (бездействием) иных лиц. Кроме того, он добровольно не сообщил о допущенном нарушении законодательства о противодействии коррупции в подразделение по профилактике коррупционных правонарушений до начала проверки, письменные пояснения и уточненные достоверные сведения в установленном законом порядке не представил.
При таких обстоятельствах приведенные нарушения требований закона не могут быть признаны малозначительными либо незначительными проступками.
В связи с изложенным, вывод суда первой инстанции о том, что при поступлении на государственную гражданскую службу Базархандаевым Д.В. допущены нарушения требований антикоррупционного законодательства, являющиеся основанием для прекращения заключенного с ним служебного контракта и увольнения его с указанной службы, признается судебной коллегией правомерным.
Учитывая предусмотренные Федеральным законом от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ требования об увольнении государственного гражданского служащего с должности в случае непредставления им сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера при поступлении на гражданскую службу, доводы апелляционной жалобы о том, что при проведении в соответствии с Указом Президента Республики Бурятия от 04.02.2010 г. № 15 "О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Республики Бурятия, и государственными гражданскими служащими Республики Бурятия, и соблюдения государственными гражданскими служащими Республики Бурятия требований к служебному поведению" проверки в отношении предоставленных Базархандаевым Д.В. сведений, а также при рассмотрении соответствующего вопроса Комиссией по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов в отношении государственных гражданских служащих Республики Бурятия факт предоставления им заведомо ложных сведений установлен не был, судом апелляционной инстанции отклоняются как несостоятельные.
По аналогичным основаниям не имеет правового значения и то обстоятельство, что по состоянию на данный момент Базархандаев Д.В. работает не в должности <...> отдела медиа-проектов Комитета по информационной политике, при принятии на которую им были представлены ненадлежащие сведения, а приказом от ... он переведен на должность <...> отдела методологии проектного управления Комитета по информационной политике Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия.
Предусмотренные статьей 16 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ ограничения, связанные с гражданской службой, распространяются в равной степени на всех лиц, претендующих на замещение должностей государственной гражданской службы, и несоблюдение данных ограничений влечет невозможность замещения должности государственной гражданской службы.
Ссылка в апелляционной жалобе на отсутствие неблагоприятных последствий в результате представления Базархандаевым Д.В. при поступлении на службу заведомо ложных сведений юридически значимой не является, поскольку действующим антикоррупционным законодательством данное обстоятельство не предусмотрено в качестве необходимого условия прекращения государственной службы при выявленных нарушениях законодательства о противодействии коррупции.
Таким образом, судебной коллегией не установлены основания для отмены решения суда первой инстанции по содержащимся в апелляционной жалобе доводам, в связи с чем решение суда подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба – без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Советского районного суда г.Улан-Удэ от 21 сентября 2021 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: