ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4124/2014 от 16.09.2014 Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра)

Судья Чебатков А.В.                                                         Дело № 33-4124/2014 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 16 сентября 2014 года                                                город Ханты-Мансийск

 Судебная коллегия по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:

 председательствующего судьи Блиновской Е.О.,

 судей: Начарова Д. В., Старцевой Е. А.,

 при секретаре Тавлиной Л. Г.,

 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Балдиной  об оспаривании решения органа местного самоуправления,

 по апелляционной жалобе заявителя Баландиной Н. И. и заинтересованного лица Департамента градостроительства администрации г. Нефтеюганска на решение Нефтеюганского районного суда от 10 июня 2014 года, которым постановлено:

 «заявление Балдиной  удовлетворить.

 Признать незаконным решение Департамента градостроительства Администрации г. Нефтеюганска об отказе в предоставлении адресной справки на индивидуальный жилой дом, расположенный на земельном участке по адресу: (адрес), (адрес)., (адрес), (номер)

 Заслушав доклад судьи Начарова Д. В., судебная коллегия

 установила:

 Баландина Н. И. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления.

 Свои требования мотивировала тем, что (дата), она обратилась в Департамент градостроительства с заявлением о предоставлении почтового адреса индивидуальному жилому дому, находящемуся, по адресу (адрес), (адрес)., (адрес), (номер) «(номер)». Присвоение адреса индивидуальному жилому дому необходимо для регистрации права собственности.

 Согласно ответу Департамента градостроительства Администрации г. Нефтеюганска, со ссылкой на административный регламент предоставления муниципальной услуги «Присвоение, изменение, аннулирование и регистрация адресов объектов недвижимости на территории г. Нефтеюганска», заявителю отказано в выдаче адресной справки.

 Баландина Н. И. просила признать незаконным решение Департамента градостроительства Администрации г. Нефтеюганска об отказе в предоставлении адресной справки на индивидуальный жилой дом, расположенный на земельном участке по адресу: (адрес), (адрес)., (адрес), (номер)

 В судебное заседание заявитель не явилась, о времени и месте рассмотрения дела, была извещена надлежаще.

 В судебном заседании представитель заявителя - Дойнов А. Л. требование Баландиной Н. И. поддержал в полном объеме, просил его удовлетворить.

 В судебном заседании заинтересованное лицо Саитов А. Р. с заявлением Баландиной не согласился, просил в удовлетворении требований отказать. Указал, что Баландиной Н. И. было правомерно отказано в выдачи адресной справки, так как заявителем не были представлены правоустанавливающие либо правоудостоверяющие документы на объект недвижимости -индивидуальный жилой (адрес), расположенный по адресу (адрес) (адрес).

 Судом постановлено вышеуказанное решение.

 В апелляционной жалобе заявитель Баландина Н. И. просит изменить решение Нефтеюганского районного суда, указав в решении суда о признании незаконным решения Департамента градостроительства Администрации (адрес) об отказе в предоставлении адресной справки на индивидуальный жилой дом, находящийся на земельном участке, расположенном по адресу: (адрес), (адрес) (адрес), № (номер).

 Также просит указать в решении срок и меры, необходимые для восстановления в полном объеме нарушенных прав и свобод заявителя.

 В апелляционной жалобе заинтересованное лицо - представитель Департамента градостроительства администрации (адрес) просит отменить решение суда, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований заявления Баландиной.

 Указал, что к заявлению Баландиной Н. И. об изменении почтового адреса индивидуальному жилому дому, находящемуся по адресу: (адрес), (адрес) (адрес), (номер) были представлены копии документов, не относящиеся к объекту недвижимости.

 В соответствии с п. 39 Приказа Минэкономразвития на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных присваивать адреса объектам недвижимости сведения об адресе вносятся в раздел «Характеристики здания». При отсутствии присвоенного в установленном порядке адреса здания, в указанную строку вносится описание местоположения здания с указанием наименования субъекта Российской Федерации, муниципального образования, населенного пункта, улицы.

 В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились. О времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

 Руководствуясь ст. 327, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствии не явившихся лиц.

 Проверив материалы гражданского дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

 На основании ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданин, организация вправе оспорить в суде действие (бездействие) органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

 Согласно ст. 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

 нарушены права и свободы гражданина;

 созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

 на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

 Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:

 имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;

 соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;

 соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

 Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

 Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что (дата) между Администрацией (адрес) и Баландиной Н. И. был заключен договор на право аренды земельного участка под строительство индивидуального жилого (адрес).

 Согласно п. 1.1. названного договора, Арендодатель передает, а Арендатор принимает на себя в аренду земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: 11а микрорайон, (адрес), № (номер).

 Согласно топографической съемке земельного участка с кадастровым номером (номер), на данном участке находится жилой (адрес).

 Постановлением администрации (адрес) (номер) от (дата), глава администрации (адрес) постановил утвердить схему расположения земельного участка в кадастровом квартале (номер) площадью <данные изъяты> кв. метров, относящегося к категории земель «земли населенных пунктов», под строительство индивидуального жилого дома по адресу: (адрес), (адрес), (адрес), (адрес) согласно приложению (1 лист в 1 экземпляре).

 В связи с необходимостью присвоения адреса индивидуальному жилому дому для регистрации права собственности, Баландина Н. И. обратилась в Департамент градостроительства с заявлением о предоставлении почтового адреса индивидуальному жилому дому, находящемуся по адресу: (адрес), (адрес) (адрес).

 Согласно ответу Департамента градостроительства Администрации (адрес), со ссылкой на административный регламент предоставления муниципальной услуги «Присвоение, изменение, аннулирование и регистрация адресов объектов недвижимости на территории (адрес)», заявителю отказано в выдаче адресной справки.

 Отказ в выдачи адресной справки обусловлен тем, что заявителем не были представлены правоустанавливающие либо правоудостоверяющие документы на объект недвижимости - индивидуальный жилой дом находящийся по адресу: (адрес), (адрес), (адрес).

 В соответствии с п. 21 ч. 1 ст. 14 Федерального закона Российской Федерации от 06 октября 2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в населенных пунктах, установление нумерации домов.

 Наделение органа местного самоуправления поселения правом на присвоение адреса корреспондируется с соответствующей обязанностью по присвоению адресов домам, расположенным в указанном поселении, и исполнение данной обязанности не зависит от усмотрения уполномоченного органа.

 Распоряжением администрации (адрес) № 708-р от (дата) утвержден перечень муниципальных услуг, требующих межведомственного взаимодействия, в котором п. 19 предусмотрено присвоение, изменение, аннулирование и регистрация адресов объектов недвижимости на территории (адрес).

 В соответствии с административным регламентом предоставление муниципальной услуги «Предоставление, изменение, аннулирование и регистрация адресов объектов недвижимости на территории города Нефтеюганска» предусмотрен перечень документов, необходимых и обязательных для предоставления муниципальной услуги. Так к заявлению должны быть приложены надлежащим образом заверенные копии следующих документов:

 -копия договора аренды, субаренды (предоставляется в случае использования объекта на правах хозяйственного ведения, оперативного управления с приложением Свидетельства о государственной регистрации права на объект недвижимого имущества);

 -копия свидетельства о государственной регистрации права на объект недвижимого имущества (предоставляется в случае наличия права собственности);

 -копия договора о совместной деятельности (в случае подтверждения права пользования нежилым помещением участниками простого товарищества);

 -копия паспорта гражданина Российской Федерации (Для лиц старше 14 лет, являющихся гражданами Российской Федерации (удостоверяет личность гражданина РФ на территории Российской Федерации);

 -доверенность, заверенная в установленном порядке (в случае если от имени юридического лица выступает уполномоченное ее директором (генеральным директором) и главным бухгалтером лицо);

 -копия технического паспорта объекта недвижимости (для объектов недвижимости (зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства);

 -копия технического паспорта жилого помещения (для жилых помещений);

 -копия плана помещения с его техническим описанием (для нежилых помещений);

 -графические материалы (план, схема, координаты объекта недвижимости в местной системе координат, генеральный план земельного участка, либо схема посадки объекта недвижимости), по которым можно однозначно определить местоположение объекта.

 Как следует из материалов дела Баландиной Н. И. к заявлению были приложены:

     договор аренды земельного участка;

     паспорт гражданина Российской Федерации;

     графические материалы.

 Основание для отказа в приёме документов послужило отсутствие указания в заявлении почтового адреса, адреса электронной почты или номер факса для направления ответа, либо номер телефона, по которому можно связаться с Заявителем;

 Кроме того, заявителем не были представлены правоустанавливающие либо правоудостоверяющие документы на объект недвижимости-индивидуальный жилой дом, находящийся по адресу: (адрес), (адрес), (адрес), в связи с чем Баландиной Н. И. было отказано в выдаче адресной справки.

 Удовлетворяя требования Баландиной Н. И. суд пришел к выводу о незаконности отказа Департамента градостроительства администрации (адрес) в предоставлении заявителю адресной справки, так как при наличии почтового адреса заявитель сможет собрать необходимые правоустанавливающие документы на жилой дом и установить на него право собственности.

 По смыслу п. 4 ст. 25.3 Федерального закона от (дата) N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» предусматривается упрощенный порядок регистрации прав на объект индивидуального жилищного строительства до 01 марта 2015 года, который содержит в себе условие о том, что кадастровый паспорт объекта индивидуального жилищного строительства является единственным основанием для государственной регистрации прав (в случае, если ранее зарегистрировано в установленном порядке право заявителя на земельный участок, на котором создан объект).

 Однако право на земельный участок за заявителем не зарегистрировано.

 В соответствии с Федеральным законом № 191-ФЗ от 29 декабря 2004 года «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» до 1 марта 2015 года не требуется получения разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, а также представление данного разрешения для осуществления технического учета такого объекта, в том числе для оформления и выдачи кадастрового паспорта такого объекта.

 Из п. 4 ст. 14 Закона № 221-ФЗ от 24 июля 2007 года «О государственном кадастре недвижимости», следует, что кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую уникальные характеристики объекта недвижимости, а также зависит от вида объекта недвижимости иные предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения об объекте недвижимости.

 Документом необходимым для кадастрового учета объекта недвижимости, является технический план задания, в который вносятся сведения об адресе объекта.

 При таких обстоятельствах, учитывая общую взаимосвязь по установлению правоустанавливающих документов на спорное строение, при которой последующее нельзя получить без предыдущего, суд первой инстанции обосновано пришел к выводу о том, что отказ в предоставлении справки на индивидуальный жилой дом, является незаконным. Без почтового адреса, Баландина Н. И. не сможет оформить необходимые правоустанавливающие документы на дом и зарегистрировать право собственности.

 Кроме того, исходя из регламента предоставления муниципальной услуги, в соответствии с которым документы, подтверждающие право собственности, представляются при их наличии, Баландиной Н. И. были предоставлены все документы в соответствии с регламентом.

 Доводы жалобы заявителя, относительно указания срока и меры необходимой для восстановления нарушенных прав, не могут быть приняты во внимание, поскольку принимая решение об удовлетворении заявления, суд не вправе выходить за пределы рассмотренных требований. И лишь в необходимых случаях в решении может быть указание на принятие в установленный судом срок мер для восстановления в полном объеме нарушенных прав и свобод заявителя или устранения препятствий к их осуществлению.

 Признание незаконным решение Департамента, само по себе влечет предусмотренные этим действием последствия, по восстановлению прав.

 После вступления в законную силу решение суда на основании ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является обязательным для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежит неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

 Принимая во внимание указанное, доводы апелляционных жалоб не могут быть признаны состоятельными, так как в части по существу основываются на обстоятельствах, являющихся предметом судебного исследования, с последующей правильной оценкой.

 На основании изложенного решение суда постановлено в соответствии с требованиями закона и представленными доказательствами, которым дана объективная и правильная оценка. Нарушений судом норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, в том числе тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобах, судом не допущено. Изложенные в апелляционных жалобах доводы не опровергают выводы суда, оснований для отмены решения суда не имеется.

 Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 определила:

 решение Нефтеюганского районного суда от 10 июня 2014 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Баландиной Н. И., департамента градостроительства администрации г. Нефтеюганска оставить - без удовлетворения.

 Председательствующий                         Блиновская Е. О.

 Судьи:                                    Начаров Д. В.

                                         Старцева Е. А.