Председательствующий: Ашуха В.М. № 33-4124/2022
2-996/2022
55RS0001-01-2022-001030-42
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Омск 01 сентября 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Масленкиной С.Ю.,
судей областного суда Магденко И.Ю., Сковрон Н.Л.,
при секретаре Речута Я.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Кировского районного суда г. Омска от 24 марта 2022 года, которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Бюджетному учреждению Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» о признании решений об отказе в назначении мер социальной поддержки незаконными, назначении мер социальной поддержки с перерасчетом, взыскании судебных расходов – отказать».
Заслушав доклад судьи Сковрон Н.Л., судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Бюджетному учреждению Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» о признании решений об отказе в назначении мер социальной поддержки незаконными, назначении мер социальной поддержки с перерасчетом, взыскании судебных расходов.
В обоснование требований указала, что 21.12.2021 г. она обратилась в филиал БУ «МФЦ» – «МФЦ КАО г. Омска» с заявлением о назначении мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно и в виде пособия на ребенка. В назначении первой из перечисленных мер истцу было отказано, повторное заявление с тем же требованием от 30.12.2021 г. также было оставлено без удовлетворения. Заявление о назначении пособия на ребенка ответчиком было вовсе проигнорировано. Основанием к отказу ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно явилось отсутствие у истца доходов или уважительных причин их отсутствия в расчетном периоде (01.08.2020 г. – 31.07.2021 г.). Данный отказ ФИО1 полагает незаконным, поскольку ей при обращении в БУ «МФЦ» были представлены документы, свидетельствующие об уважительных причинах отсутствия дохода – справка об обучении ее сына на очной форме в АНПОО «ОмАЭиП» и не получении им стипендии.
С учетом изменения требований просила признать незаконными решения БУ «МФЦ» об отказе в назначении мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно и в виде пособия на ребенка; возложить на ответчика обязанность назначить ФИО1 меру социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно с перерасчетом с 01.01.2021 г.; возложить на ответчика обязанность назначить ФИО1 меру социальной поддержки в виде пособия на ребенка с перерасчетом; взыскать расходы по оплате государственной пошлины.
Истец ФИО1 в судебном заседании требования поддержала, указала, что справку об обучении ее сына по очной форме в АНПОО «ОмАЭиП» полагает достаточным подтверждением уважительных причинах отсутствия дохода. Иное толкование данного документа противоречит, по ее мнению, постановлению Правительства РФ от 31.03.2020 г. № 384 «Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении». Кроме того, 30.12.2021 г. при повторном обращении за назначением ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно истцом была представлена выписка по счету ПАО «Сбербанк», где отражены поступления в счет исполнения отцом несовершеннолетней дочери истца ФИО2 алиментных обязательств. Не оспаривала, что при обращении за назначением пособия на ребенка такую справку, либо иные документы, содержащие сведения об алиментах на содержание дочери, в БУ «МФЦ» не предоставляла. Дополнительно пояснила, что не работает с 30.04.2011 г., когда по собственному желанию была уволена из НОУ «ОмЮИ». В настоящее время помогает сыну осваивать образовательную программу в АНПОО «ОмАЭиП», на учете в службе занятости в качестве лица, осуществляющего поиск работы, не состоит и в расчетном периоде (01.08.2020 г. – 31.07.2021 г.) не состояла. Содержание себя и своих детей осуществляет отец ФИО2 путем исполнения алиментных обязательств, а также мать ФИО1, получающая ежемесячное пожизненное содержание судьи в отставке.
Представитель ответчика БУ «МФЦ» ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против заявленных требований. Указала, что истец обратилась в филиал учреждения с заявлением о назначении ежемесячной выплаты 21.12.2021 г. В назначении было отказано в связи с отсутствием у заявителя или трудоспособных членов семьи доходов, предусмотренных п. 21 Основных требований, за период, предусмотренный п. 22 Основных требований для назначения ежемесячной выплаты в соответствии с постановлением Правительства от 31.03.2020 г. № 274. Повторно истец обратилась 30.12.2021 г. Полагает решение об отказе обоснованным, так как: обучение ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., по очной форме по основной программе в АНПОО, неполучение стипендии и иных выплат от академии подтверждает уважительность отсутствия доходов у него лично, а не у ФИО1; отсутствие в свидетельстве о рождении совершеннолетнего трудоспособного члена семьи – ФИО4 – фамилии, имени, отчества отца и наличие у несовершеннолетнего ребенка ФИО2 отца, не могут свидетельствовать о том, что истец являлся (является) единственным родителем (законным представителем), имеющим несовершеннолетних детей; уход за ФИО5 в расчетном периоде с 01.08.2020 г. по 31.07.2021 не осуществлялся, заявление подано в Пенсионный фонд РФ 20.12.2021 г.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований о назначении мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на ребенка с перерасчетом. Указывает, что в расчетном периоде истец имела доход на основании трудового договора, в связи с чем имеет право на назначение мер социальной поддержки. Вывод о том, что она не работала с 30.04.2011 г. судом сделан на основании трудовой книжки, представленной ответчику. Факт ее трудоустройства в судебном заседании не выяснялся.
Изучив материалы дела, заслушав ФИО1 судебная коллегия полагает решение суда законным и обоснованным.
Согласно ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе и возражениях на апелляционную жалобу.
Ежемесячная денежная выплата на детей от трех до семи лет включительно установлена Указом Президента Российской Федерации от 20.03.2020 г. № 199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», в соответствии с которым ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно (далее - ежемесячная выплата), предоставляемая в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, устанавливается в случае, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24.10.1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты, размер ежемесячной выплаты составляет 50 процентов величины прожиточного минимума для детей, установленной в субъекте Российской Федерации в соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона от 24.10.1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты.
При этом высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации рекомендовано сохранить установленные законодательством субъектов Российской Федерации пособия, выплаты и иные меры социальной поддержки, назначенные в связи с рождением и воспитанием детей (п.5 Указа Президента Российской Федерации от 20.03.2020 г. № 199).
Основные требования к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2020 г. № 384 «Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении» (далее - Основные требования).
Из содержания п. 1 Основных требований следует, что применяются они органами государственной власти субъектов Российской Федерации при установлении порядка и условий назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, а также при установлении требований к имущественной обеспеченности семей для определения их нуждаемости при назначении ежемесячной выплаты.
Право на получение ежемесячной выплаты возникает в случае, если ребенок является гражданином Российской Федерации. Это право имеет один из родителей или иной законный представитель ребенка, являющийся гражданином Российской Федерации и проживающий на территории Российской Федерации. Ежемесячная выплата осуществляется со дня достижения ребенком возраста 3 лет, но не ранее 1 января 2020 г., до достижения ребенком возраста 8 лет (пункты 3 - 5 Основных требований).
Согласно пункту 9 Основных требований заявление о назначении ежемесячной выплаты подается в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который уполномочен на осуществление ежемесячной выплаты, либо в организацию, находящуюся в ведении указанного уполномоченного органа, которому в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации переданы полномочия по осуществлению ежемесячной выплаты.
В соответствии с пп. «ж» п. 16 Основных требований основаниями для отказа в назначении или перерасчете ежемесячной выплаты являются: отсутствие у заявителя или трудоспособных членов его семьи (за исключением детей в возрасте до 18 лет) доходов, предусмотренных подпунктами "а", "б" (в части пенсий), "в", "ж", "л", "н" - "п", "с" пункта 21 Основных требований, за период, предусмотренный п. 22 Основных требований для назначения ежемесячной выплаты, за исключением следующих случаев (их совокупности), приходящихся на указанный период, в том числе заявитель или члены его семьи не более 6 месяцев имели статус безработного, ищущего работу; заявитель или члены его семьи младше 23 лет, обучались в общеобразовательном учреждении либо образовательном учреждении среднего профессионального или высшего образования по очной форме обучения и не получали стипендию; заявитель или члены его семьи осуществляли уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, или инвалидом с детства I группы, или инвалидом I группы, или престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет.
Периоды отсутствия доходов по основаниям, указанным в настоящем подпункте, оцениваются в совокупности. В случае если период, в течение которого отсутствовали доходы по указанным основаниям, составляет в совокупности 10 и более месяцев расчетного периода, предусмотренного п. 22 Основных требований для назначения ежемесячной выплаты, решение об отказе в назначении выплаты не принимается.
В соответствии с п. 22 Основных требований среднедушевой доход семьи для назначения ежемесячной выплаты рассчитывается исходя из суммы доходов всех членов семьи за последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления сведений о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествующих 6 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления о назначении ежемесячной выплаты, путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи.
Порядок и условия предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно на территории Омской области утверждены Указом Губернатора Омской области от 09.04.2020 г. № 36 «О предоставлении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно на территории Омской области» (далее – Порядок и условия предоставления выплаты).
Из материалов дела следует, что ФИО1 21.12.2021 г. обратилась в филиал БУ «МФЦ» «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Кировского административного округа города Омска» (далее – «МФЦ КАО г. Омска») с заявлением о назначении пособия на ребенка ФИО2, г.р., указав на отсутствие дохода за период с 01.08.2020 г. по 31.07.2021 г., в том числе на отсутствие получаемых алиментов на дочь.
21.01.2022 г. ФИО1 направлено уведомление о том, что в соответствии с распоряжением «МФЦ КАО г. Омска» от 19.01.2022 г. ей отказано в назначении пособия на ребенка ФИО2, г.р., в связи с непредставлением заявителем документов, предусмотренных Порядком назначения и выплаты государственных пособий гражданам имеющим детей, и беременным женщинам, утв. Постановлением Правительства Омской области от 11.04.2007 г. № 46-п (отсутствие сведений об алиментах от судебных приставов в ее пользу от ФИО6 на содержание ФИО2, за период с 01.08.2020 г. по 31.07.2021 г.).
21.12.2021 г. ФИО1 обратилась с заявлением в «МФЦ КАО г. Омска» о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, указав на получение алиментов, на состав семьи сына ФИО4, г.р., обучающегося в образовательном учреждении по очной форме обучения и дочери ФИО2, г.р.
Уведомлением от 29.12.2021 г. ФИО1 сообщено, что в соответствии с распоряжением «МФЦ КАО г. Омска» № Z00_2021-12-21_911 ей отказано в назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно в связи с отсутствием у заявителя или трудоспособных членов его семьи (за исключением детей в возрасте до 18 лет) доходов, отсутствует доход у заявителя.
30.12.2021 г. ФИО1 обратилась с заявлением в «МФЦ КАО г. Омска» о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, указав на получение алиментов за период 01.08.2020 г. по 31.07.2021 г. в размере 69 000 руб., на состав семьи сына ФИО4, г.р., обучающегося в образовательном учреждении по очной форме обучения и дочери ФИО2, г.р. Кроме того, указано на осуществление ухода в период расчета среднедушевого дохода семьи за ФИО5
ФИО1 направила заявление с просьбой учесть при назначении пособия тот факт, что воспитывает детей одна, а также ухаживает за пожилым человеком старше 80 лет.
Уведомлением от 12.01.2022 г. ФИО1 сообщено, что в соответствии с распоряжением «МФЦ КАО г. Омска» от 30.12.2021 г. № Z00_2021-12-30_777 ей отказано в назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно в связи с отсутствием у заявителя или трудоспособных членов его доходов, предусмотренных пп. «а», «б» (в части пенсий), «в», «ж», «л», «н» - «п», «с» п. 21 Основных требований за период, предусмотренный п. 22 Основных требований для назначения ежемесячной выплаты (нет доходов или уважительных причин их отсутствия в течение 10 месяцев и более в расчетный период (с 01.08.2020 г. по 31.07.2021 г.) у заявителя. Уход в расчетном периоде не осуществлялся. Заявление на уход от 20.12.2021 г. Одиноким родителем не является, в связи с тем, что на ребенка ФИО2 было установлено отцовство.
Обращаясь в суд, ФИО1 полагала свои права на получение мер социальной поддержки нарушенными.
Разрешая заявленные требования ФИО1 о возложении обязанности назначить пособие на ребенка, суд первой инстанции установил, что представленный пакет документов не соответствовал требованиям п. 16 Порядка назначения и выплаты государственных пособий гражданам имеющим детей, и беременным женщинам, утв. Постановлением Правительства Омской области от 11.04.2007 г. № 46-п, в связи с чем оснований для возложения на БУОО «МФЦ» обязанности назначить ФИО1 меру социальной поддержки в виде пособия на ребенка с перерасчетом не имелось.
В данной части решение суда не обжалуется, предметом судебной проверки суда апелляционной инстанции не является.
Суд первой инстанции, разрешая заявленные требования о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка от 3 до 7 лет, указал на неверное толкование ФИО1 норм материального права, поскольку отсутствие у члена семьи заявителя - ребенка в возрасте до 23 лет, обучающегося в общеобразовательной организации, профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по очной форме обучения, дохода в виде стипендии, не освобождает заявителя от обязанности представить доказательства уважительности причин не получения в расчетном периоде дохода ей самой. Оснований для возложения на БУ «МФЦ» обязанности назначить меру социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно с перерасчетом у суда не имелось.
Судебная коллегия соглашается с вышеуказанными выводами суда первой инстанции.
В соответствии с п. 22 Основных требований среднедушевой доход семьи для назначения ежемесячной выплаты рассчитывается исходя из суммы доходов всех членов семьи за последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления документов (сведений) о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествующих 4 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления о назначении ежемесячной выплаты, путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи.
С учетом того, что ФИО1 обратилась с заявлением 21.12.2021 г., потом 30.12.2021 г., расчетный период для нее – с 01.08.2020 г. по 31.07.2021 г.
Обращаясь с заявлением 21.12.2021 г., ФИО1 не указала какого-либо места работы.
После получения уведомления от 29.12.2021 г. об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты в связи с отсутствием у заявителя и трудоспособных членов семьи доходов, при повторном обращении 30.12.2021 г. ФИО1 указала, что осуществляет уход за нетрудоспособным лицом – ФИО5
Суд первой инстанции отклонил указание на уход за ФИО5, поскольку заявление об осуществлении ухода подано после получения первичного уведомления от 29.12.2021 г. Сведений об осуществлении ухода в расчетный период в материалы дела не представлено.
ФИО1 является трудоспособной, сведений о наличии ситуации, которая подпадала бы под исчерпывающий перечень исключений, установленных абз. 8 пп. «ж» п. 16 Основных требований, не представлено.
В такой ситуации ФИО1 правильно отказано в назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно в связи с отсутствием у заявителя доходов, предусмотренных пп. «а», «б» (в части пенсий), «в», «ж», «л», «н» - «п», «с» п. 21 Основных требований за период, предусмотренный п. 22 Основных требований для назначения ежемесячной выплаты.
Доводы жалобы об осуществлении ФИО1 трудовой деятельности в спорный период не подтверждены какими-либо доказательствами, и не влекут отмены постановленного по делу решения суда.
По сведениям ГУ – ОПФР по Омской области в региональной базе данных на застрахованное лицо в период с 01.01.2020 г. по 31.12.2021 г. нет сведений, составляющих пенсионные права ФИО1
Из представленных в материалы дела ответов, полученных в налоговом органе в результате межведомственного взаимодействия, следует, что сведений о доходах ФИО1 по справкам 2-НДФЛ, за расчетный период не имеется. Также как в отношении ФИО1 не имеется сведений из налоговых деклараций, представленных индивидуальными предпринимателями, применяющими специальные налоговые режимы.
Представленные в материалы дела копии трудового договора с ИП ФИО7 и справки о заработке не могут быть признаны достоверными и допустимыми доказательствами.
В судебном заседании суда первой инстанции 24.03.2022 г. ФИО1 пояснила, что у нее отсутствует доход, кроме алиментов. На данной позиции настаивала как при подаче заявлений в МФЦ КАО г. Омска, так и в суде первой инстанции.
Позиция ФИО1 изменилась только при подаче апелляционной жалобы, в которой она указала, что осуществляла трудовую деятельность.
В материалы дела в суд апелляционной инстанции ФИО1 представлена только распечатанная фотокопия документа – трудового договора с ИП ФИО7 Каких-либо оригиналов документов, заверенных надлежащим образом копий, подтверждающих работу ФИО1 не представлено. Из пояснений ФИО1 следует, что в ее трудовой книжке запись по заявленному месту работы отсутствует.
Вместе с тем в силу ст. 66 Трудового кодекса РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Кроме того, судебной коллегия в порядке ст. 57 ГПК РФ оказывалось содействие ФИО1 в сборе доказательств, у работодателя были запрошены документы о трудовой деятельности ФИО1, в том числе сведения о произведенных в отношении ФИО1 отчислениях по страховым взносам; сведения о предоставлении в орган Пенсионного фонда отчета по форме СЗВ-СТАЖ за 2020-2021 г.г. Ответ в суд апелляционной инстанции не поступил.
При этом ФИО8 не смогла точно пояснить, место работы, режим работы, функционал, ее трудовые обязанности.
Судебная коллегия принимает во внимание, что на основании п. 4 Порядка и условий предоставления выплаты (в ред. от 02.07.2021 г.) заявление о назначении ежемесячной выплаты подается в Министерство труда и социального развития Омской области либо в государственное учреждение Омской области, находящееся в ведении Министерства труда и социального развития Омской области, - многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту жительства заявителя.
Вместе с заявлением заявитель представляет паспорт или иной документ, удостоверяющий личность (при подаче заявления в порядке, предусмотренном пп.1, 2, 4), а также документы (сведения), предусмотренные п. 13 Основных требований (с учетом п. 13.1, 13.2 Основных требований).
При этом в соответствии с п. 13 Основных требований (в ред. от 11.09.2021 г.) документы о размере доходов, предусмотренных пп. «а» (в случае если заявитель или члены его семьи являются (являлись) сотрудниками учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, органов государственной охраны, органов внутренних дел Российской Федерации) и «ж» п. 21 Основных требований (п. «с»);
Требований о самостоятельном предъявлении документов о вознаграждении за выполнение трудовых обязанностей в иных случаях не предусмотрено. Из постановления Правительства РФ от 31.03.2020 г. № 384 (в ред. от 11.09.2021 г.) усматривается, что сведения о вознаграждении за выполнение трудовых или иных обязанностей, включая выплаты стимулирующего характера, вознаграждении за выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в рамках гражданско-правового договора получались от источника - ФНС России (автоматизированная информационная система «Налог-3») / посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
Наличие неофициальных доходов гражданина не может иметь правового значения для разрешения вопроса о предоставлении мер социальной поддержки в соответствии с законом.
В такой ситуации основания для отмены постановленного по делу решения суда не имеется.
Выводы суда мотивированы надлежащим образом и основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании доводов сторон и представленных доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г. Омска от 24 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 08.09.2022 г.