председательствующий Барабанов А.Н. дело № 33-4127/2019
Апелляционное определение
26 июня 2019 года город Омск
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе
председательствующего Щукина А.Г.
судей Будылка А.В., Чернышевой И.В.
при секретаре Малых А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению образования Администрации Москаленского муниципального района Омской области о возложении обязанности внести исправления в запись трудовой книжки об увольнении, выдать справку, подтверждающую право на получение компенсации в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату жилищно-коммунальных услуг, по апелляционной жалобе третьего лица Министерства труда и социального развития Омской области на решение Москаленского районного суда Омской области от <...> о частичном удовлетворении исковых требований.
Заслушав доклад судьи Будылка А.В., объяснения представителей третьих лиц ФИО2 (Министерство труда и социального развития Омской области) и ФИО3 (БУ Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Москаленского района Омской области»), объяснения истца, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Управлению образования Администрации Москаленского муниципального района Омской области, указав в обоснование, что <...> она начала осуществление педагогической деятельности, имеет педагогический стаж более <...> года, <...> уволена с должности педагога в связи с ликвидацией учреждения и выходом на пенсию по выслуге лет. Полагает, что в её трудовой книжке указана неполная формулировка увольнения, отсутствует указание на увольнение в связи с уходом на пенсию по выслуге лет, а затем уже в связи с ликвидацией предприятия. Руководитель управления образования отказывается добровольно выдать справку на получение мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг в сумме <...> рублей.
На основании изложенного истец просила возложить на работодателя обязанность внести исправления в запись трудовой книжки об увольнении, выдать справку, подтверждающую право на получение компенсации в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату жилищно-коммунальных услуг.
Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала, пояснив, что с <...> года она стала получать пенсию по выслуге лет. Около 10 лет она получала компенсацию по оплате жилищно-коммунальных услуг в сумме <...> рублей, а с <...> года ей перестали выплачивать данную компенсацию, поскольку ответчик не выдаёт необходимую справку из-за отсутствия в трудовой книжке записи об увольнении в связи с выходом на пенсию. На момент выхода на пенсию её стаж работы педагогом в сельской местности составляет более <...> лет, в связи с чем у неё есть право на получение компенсации.
Представитель ответчика Управления образования Администрации Москаленского муниципального района Омской области в судебном заседании оставила разрешение спора на усмотрение суда. Не оспаривала, что истец фактически была уволена в связи с выходом на пенсию и имеет педагогический стаж работы в сельской местности более 25 лет.
Представитель третьего лица БУ Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Москаленского района Омской области» в судебном заседании также оставила разрешение спора на усмотрение суда. Дополнительно пояснила, что компенсацией на оплату жилищно-коммунальных услуг истец пользовалась с <...> до <...> года, ею была представлена справка из МБОУ «Гимназия им. Горького», в которой содержались сведения о том, что она является педагогическим работником-пенсионером. Для возобновления выплаты компенсации истцу нужна справка ответчика, подтверждающая право ФИО1 на получение такой компенсации.
Представитель третьего лица Министерства труда и социального развития Омской области в судебном заседании участия не принимал.
Решением суда на Управление образования Администрации Москаленского муниципального района Омской области возложена обязанность выдать справку, подтверждающую право ФИО1 на получение меры социальной поддержки – компенсации расходов, предусмотренной статьёй 34 Закона Омской области от 04 июля 2008 года № 1061-ОЗ, в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату жилищно-коммунальных услуг с <...>. В удовлетворении остальной части требований отказано.
В апелляционной жалобе Министерство труда и социального развития Омской области просит решение суда отменить, в удовлетворении иска отказать. Указывает, что основанием для прекращения предоставления истцу меры социальной поддержки являются ответы из МБОУ Москаленского муниципального района Омской области «Гимназия им. Горького А.М.» и Управления образования, в которых указано на отсутствие права истца на единовременную денежную выплату на оплату жилищно-коммунальных услуг. Поскольку именно образовательные организации подтверждают соответствие гражданина всем условиям, необходимым для получения меры социальной поддержки, прекращение предоставления ФИО1 единовременной денежной выплаты является обоснованным. Считает, что суд, придя к выводу о том, что прекращение единовременной денежной выплаты на оплату жилищно-коммунальных услуг не основано на положениях норм закона, вышел за пределы заявленных истцом требований. Поскольку истец была уволена в связи с ликвидацией учреждения, соответственно, оснований для назначения ей единовременной денежной выплаты отсутствуют.
В возражениях на апелляционную жалобу ФИО1 полагает решение суда законным и обоснованным.
О слушании дела по апелляционной жалобе стороны извещены надлежаще, для участия в судебном заседании явились представители третьих лиц, поддержавшие доводы жалобы, истец, возражавшая против них.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, оценив имеющиеся в нём доказательства, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Из материалов дела следует, что ФИО1 с рождения и до настоящего времени проживает в сельской местности – <...>.
Согласно трудовой книжке истца <...> она была принята учителем в Миролюбовскую начальную школу, <...> переведена воспитателем в Москаленский детский сад № <...>; <...> переведена временно на должность медсестры в Москаленский детский сад № <...>; <...> переведена учителем начальных классов в Москаленскую среднюю школу № <...>; <...> переведена воспитателем в детский сад № <...>; <...> принята переводом учителем начальных классов Москаленской средней школы № <...>; <...> уволена переводом в распоряжение детского сада. <...> принята воспитателем в детский ясли-сад № <...> «Малыш», <...> уволена в связи с ликвидацией учреждения.
Ранее, <...>, ФИО1 была назначена государственная пенсия по старости.
<...> истец обратилась Центр жилищных субсидий, социальных выплат и льгот с заявлением о предоставлении денежного эквивалента скидки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, приложив справку № <...> от <...>, выданную МОУ «Гимназия имени Горького А.М.», согласно которой ФИО1 являлась педагогическим работником.
На основании указанного заявления с <...> истцу была назначена мера социальной поддержки по предоставлению денежного эквивалента скидки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Распоряжением БУ Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Москаленского района Омской области» от <...>ФИО1 назначена мера социальной поддержки - компенсация в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату жилищно-коммунальных услуг.
<...> Управление образования Администрации Москаленского муниципального района Омской области сообщило БУ Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Москаленского района Омской области» о том, что у ФИО1 отсутствует право на получение ежемесячной денежной выплаты, так как не подтверждено увольнение в связи с выходом на пенсию из государственных или муниципальных образовательных организаций Омской области (нет записи о выходе на пенсию).
В связи с этим письмом от <...> БУ Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Москаленского района Омской области» уведомило истца о прекращении предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату жилых помещений, отопления и освещения с <...>.
Полагая решение ответчика об отсутствии у неё права на меры социальной поддержки незаконным, так как в действительности она была уволена в связи с выходом на пенсию по выслуге лет, ФИО1 предъявила в суде указанный иск.
Разрешая спор, суд первой инстанции правомерно учёл следующее.
Право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением было установлено для педагогических работников сельских школ постановлением Совета Министров СССР от 10 февраля 1948 года № 246 «О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ».
В силу пункта 1 указанного постановления исполкомы сельских и поселковых Советов депутатов трудящихся были обязаны предоставлять бесплатно учителям, директорам (заведующим) и заведующим учебной частью начальных и семилетних школ в сельских местностях и совместно с ними проживающим членам их семей квартиры с отоплением и освещением по нормам, действующим в данной местности.
04 мая 1971 года Советом Министров СССР было издано постановление № 255 «О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности», подпунктом «б» пункта 6 которого предусматривалось, что за перешедшими на пенсию учителями, воспитателями, директорами, заместителями директоров и другими педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов и за проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж работы каждого из указанных работников в школах сельской местности составляет не менее 10 лет.
На педагогических и руководящих работников дошкольных учреждений, находящихся в сельской местности, действие постановления Совета Министров СССР от 10 февраля 1948 года № 246 и подпункта «б» пункта 6 постановления Совета Министров СССР от 04 мая 1971 года № 255 распространено пунктом 23 постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24 мая 1982 года № 437 «О мерах по дальнейшему улучшению жилищных коммунально-бытовых и социально-культурных условий жизни сельского населения».
Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 28 мая 1985 года № 154/12-22 были утверждены разъяснения «О порядке сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного образования, работавшими в сельской местности и поселках городского типа (рабочих посёлках)», в подпункте «а» пункта 1 которых, в частности, указывалось на то, что за руководящими и педагогическими работниками дошкольных учреждений, перешедшими на пенсию и ранее работавшими в сельской местности, сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если стаж их работы в сельских дошкольных учреждениях составляет не менее 10 лет при условии, что на момент перехода на пенсию они пользовались этими льготами.
В соответствии с частью 5 статьи 55 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании», действовавшей и на момент назначения истцу пенсии и на момент её увольнения, педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих посёлках (посёлках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади.
Из приведённых выше норм права, действовавших как в период педагогической деятельности ФИО1, так и на момент назначения ей пенсии (<...>) и увольнения (<...>), следует, что право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением предоставлялось работающим в сельской местности педагогическим работникам, в том числе руководящим и педагогическим работникам дошкольных учреждений. Для таких работников, перешедших на пенсию, было предусмотрено сохранение этого права, если общий стаж их работы в сельской местности составлял не менее 10 лет.
В целях обеспечения реализации прав граждан, проживающих на территории Омской области, в сфере социальной защиты населения, был принят Закон Омской области от 04 июля 2008 года № 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан».
Статьёй 34 указанного закона закреплено, что граждане, проживающие в сельской местности, уволенные из государственных или муниципальных образовательных организаций Омской области в связи с выходом на пенсию, имеющие общий стаж трудовой деятельности в таких организациях, а также в образовательных организациях, располагавшихся на территориях союзных республик в составе Союза ССР, находившихся на 1 декабря 1990 года в ведении органов государственного управления этих республик, не менее 10 лет и имевшие право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг на дату увольнения имеют право на меры социальной поддержки (подпункт 2 пункта 1).
Таким гражданам предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату жилых помещений, отопления и освещения в размере <...> рублей (пункт 1.1).
В соответствии с пунктом 1.2 статьи 34 право на указанную выше меру социальной поддержки сохраняется за гражданами, проживающими в сельской местности, уволенными из организаций, осуществляющих обучение в связи с выходом на пенсию, имеющими общий стаж трудовой деятельности в таких организациях, а также в государственных или муниципальных образовательных организациях Омской области, образовательных организациях, располагавшихся на территориях союзных республик в составе Союза ССР, находившихся на 1 декабря 1990 года в ведении органов государственного управления этих республик, не менее 10 лет и имевшими право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг на дату увольнения.
Порядок предоставления мер социальной поддержки в денежной форме отдельным категориям граждан в Омской области установлен постановлением Правительства Омской области от 12 ноября 2008 года № 190-п.
В целях предоставления мер социальной поддержки педагогический работник, имеющий право на получение мер социальной поддержки, помимо документов, предусмотренных указанным Порядком, предоставляет документ, подтверждающий принадлежность к указанной категории граждан, выданный государственной (муниципальной) образовательной организацией Омской области (пункт 3, подпункт 19 пункта 7 Порядка).
Управление образования Администрации Москаленского муниципального района Омской области отказало ФИО1 в выдаче справки, подтверждающей право на получение меры социальной защиты, поскольку в представленной ею копии трудовой книжки имеется запись об увольнении в связи с ликвидацией учреждения – Детского ясли-сада № <...> «Малыш» и отсутствует запись об увольнении в связи с выходом на пенсию.
Между тем, из изложенного выше явствует, что ФИО1 была уволена в связи с выходом на пенсию по выслуге лет, в частности. Её педагогический стаж на момент увольнения составлял более <...> лет, пенсия по выслуге лет ей уже была назначена.
Поскольку представленными в материалы дела доказательствами подтверждено, что ФИО1 с начала трудовой деятельности и до настоящего времени проживает в сельской местности на территории <...>, её стаж педагогической деятельности составляет более 10 лет, она была уволена в связи с выходом на пенсию, в связи с чем она пользовалась льготами как педагогический работник, вышедший на пенсию и проживающий в сельской местности, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что истец имеет право на получение предусмотренной законом меры социальной поддержки и возложил на ответчика обязанность выдать ФИО1 справку, подтверждающую право на получение меры социальной поддержки, предусмотренной статьёй 34 Закона Омской области от 04 июля 2008 года № 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан».
Доводы апелляционной жалобы Министерства труда и социального развития Омской области, оспаривающие приведённые выводы суда, не могут быть приняты во внимание, поскольку судебным разбирательством с достоверностью установлено, что истец была уволена из учреждения дошкольного образования в связи с выходом на пенсию.
Суждение в жалобе о том, что суд, делая вывод о незаконности прекращения ежемесячной денежной выплаты на оплату жилищно-коммунальных услуг, вышел за пределы заявленных требований, является несостоятельным. Указанный вывод был сделан судом исходя из фактических обстоятельств дела: прекращения ежемесячной денежной выплаты истцу на оплату жилищно-коммунальных услуг и отказа в предоставлении ей справки на получение меры социальной защиты, в контексте данных обстоятельств, при этом права подателя жалобы не затрагивает.
Иных доводов, которые могли бы послужить основанием для отмены или изменения решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Каких-либо нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда первой инстанции в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Москаленского районного суда Омской области от <...> оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи