ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4132 от 09.12.2014 Брянского областного суда (Брянская область)

 Судья Мироненко С.И. Дело № 33-4132(2014)

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:

 председательствующего Петраковой Н.П.,         

 судей областного суда Денисюка О.Н., Апокиной Е.В.,

 с участием прокурора                  Николаевой С.Н.,

 при секретаре Бондаренко Л.С.,

     рассмотрев в открытом судебном заседании 09 декабря 2014 года по докладу судьи Апокиной Е.В. дело по апелляционной жалобе начальника ГКУ «ОСЗН г.Клинцы» К.П.Г. на решение Клинцовского городского суда Брянской области от 07 октября 2014 года по делу по иску прокурора г. Клинцы в защиту интересов Б.О.Н. к Государственному Казенному учреждению Брянской области «Отдел социальной защиты населения г. Клинцы» о признании действии противоречащими действующему законодательству российской Федерации, о признании права на получение мер социальной поддержки установленных Законом Российской Федерации «о социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», о понуждении к устранению нарушений законодательства РФ о социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской,

 у с т а н о в и л а:

     Прокурор города Клинцы Брянской области обратился в суд в защиту интересов Б.О.Н. ссылаясь на то, что прокуратурой города Клинцы года была проведена проверка по обращению нотариуса Клинцовского нотариального округа Брянской области Б.О.Н. по вопросу законности отказа ГКУ Брянской области «Отдел социальной защиты населения гор. Клинцы» в выплате ей ежемесячной денежной компенсации, как работающей на территории зоны проживания с правом на отселение. Установлено, что с ноября 2013 года ГКУ Брянской области «Отделом социальной защиты населения гор. Клинцы» прекращена выплата частному нотариусу Клинцовского нотариального округа Брянской области Б.О.Н. ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной пунктом 3 статьи 18 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», поскольку Б.О.Н., являясь нотариусом, не относится к указанному в законе кругу лиц. Ссылаясь на п. 3 ст. 18, ст.5 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Правила финансового обеспечения расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению гражданам мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2005 года №542, ст.ст. 1, 8 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденных Постановлением Верховного Совета Российской Федерации №4462-1 от 11.02.1993 года, ФЗ РФ №167-ФЗ от 15.12.2001 года «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», полагает, что факт работы Б.О.Н. не по трудовому договору, не может нарушать её прав на социальное обеспечение, гарантированное ей как гражданину Российской Федерации частью 2 статьи 7, частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации, а также названным выше Законом, поскольку специфика трудовой деятельности нотариуса заключается в том, что такая деятельность регулируется Основами законодательства Российской Федерации о нотариате утвержденных Постановлением Верховного Совета Российской Федерации № 4462-1 от 11.02.1993 года. Просил суд признать действия Государственного Казенного Учреждения Брянской области «Отдел социальной защиты населения города Клинцы» по невыплате гражданке Б.О.Н. ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной пунктом 3 статьи 18 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», противоречащими действующему законодательству Российской Федерации. Признать за нотариусом Б.О.Н. право на получение ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной пунктом 3 статьи 18 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Обязать Государственное Казенное Учреждение Брянской области «Отдел социальной защиты населения города Клинцы» в течение одного месяца, с даты вступления решения суда в законную силу, устранить нарушение законодательства Российской Федерации о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС указанное в представлении прокуратуры города Клинцы Брянской области № 41/2014 от 18.06.2014 года.

 В судебном заседании помощник прокурора г. Клинцы Брянской области О.В.В. поддержал исковые требования в полном объеме.

 В судебном заседании представитель ответчика ГКУ Брянской области «Отдел социальной защиты населения города Клинцы» по доверенности Д.О.Е. исковые требования не признала и просила суд отказать прокурору города Клинцы в удовлетворении иска.

 В судебном заседании третье лицо - Б.О.Н. просила удовлетворить исковые требования прокурора г. Клинцы.

 Решением Клинцовского городского суда Брянской области от 07 октября 2014 года удовлетворены исковые требования прокурора города Клинцы в защиту интересов Б.О.Н. Постановлено: признать действия Государственного Казенного Учреждения Брянской области «Отдел социальной защиты населения города Клинцы» по невыплате гражданке Б.О.Н. ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной пунктом 3 статьи 18 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», противоречащими действующему законодательству Российской Федерации; признать за нотариусом Б.О.Н. право на получение ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной пунктом 3 статьи 18 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с 01.01.2014 года; обязать Государственное Казенное Учреждение Брянской области «Отдел социальной защиты населения города Клинцы» в течение одного месяца, с даты вступления решения суда в законную силу, устранить нарушение законодательства Российской Федерации о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС указанное в представлении прокуратуры города Клинцы Брянской области №41/2014 от 18.06.2014 года.

 В апелляционной жалобе начальник ГКУ «ОСЗН г.Клинцы» К.П.Г. просит решение суда отменить, считает его постановленным с нарушением норм материального права. Указывает, что нотариальная деятельность не относится к работе или услуге, не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли, является особой юридической деятельностью, которая осуществляется от имени государства, носит публично-правовой характер. Нотариусы, занимающиеся частной практикой, не имеют договорных трудовых отношений, записей в трудовой книжке, табеля фактически отработанного времени, среднего заработка, в связи с чем, действие пункта 3 статьи 18 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» не распространяется на нотариусов, занимающихся частной практикой.

 Заслушав доклад судьи Апокиной Е.В., признав возможным в силу ст.167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие надлежаще извещенных о времени и месте слушания дела представителя ГКУ «ОСЗН г.Клинцы» и Б.О.Н., не сообщивших суду апелляционной инстанции о причинах отсутствия, ходатайств об отложении слушания дела не заявлявших, выслушав прокурора Н.С.Н., просившую решение суда оставить без изменения, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующему.В соответствии с Перечнем населённых пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 года № 1582, город Клинцы Брянской области отнесён к зоне проживания с правом на отселение.

 Статьей 5 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» установлено, что предусмотренные настоящим Законом возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

 Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2005 года №542 утверждены Правила финансового обеспечения расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению гражданам мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральным законом «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и Федеральным законом «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне».

 В соответствии с пунктом 2 данных Правил финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению гражданам мер социальной поддержки осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год Министерству финансов Российской Федерации.

 Согласно статьи 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденных Постановлением Верховного Совета Российской Федерации №4462-1 от 11.02.1993 года нотариальные действия в Российской Федерации совершают в соответствии с настоящими Основами нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой. Нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли.

 Статьей 8 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате нотариус, занимающийся частной практикой, вправе иметь контору, открывать в любом банке расчетный и другие счета, в том числе валютный, иметь имущественные и личные неимущественные права и обязанности, нанимать и увольнять работников, распоряжаться поступившим доходом, выступать в суде, арбитражном суде от своего имени и совершать другие

 действия в соответствии с законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

 Нотариус пользуется услугами системы государственного социального обеспечения, медицинского и социального страхования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Федеральным законом Российской Федерации №167-ФЗ от 15.12.2001 года «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» в статье седьмой, определяющей категории застрахованных лиц, то есть лиц на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим законом, нотариусы определены как лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, наряду с индивидуальными предпринимателями и адвокатами.

 Пунктом 7 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение, отнесены к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона.

 Пунктами 1, 2, 4 статьи 18 данного Закона гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с правом на отселение, при условия постоянного проживания (работы) до 2 декабря 1995 года гарантируются: ежемесячная денежная компенсация в размере 40 рублей; ежемесячная денежная компенсация работающим в организациях зоны независимо от организационно-правовой формы и формы собственности и занимающимся в указанной зоне предпринимательской деятельностью в соответствии с законодательством Российской Федерации в размере 200 рублей; ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск работающим в зоне продолжительностью 14 календарных дней без учёта дополнительного отпуска за работу с вредными условиями труда.

 Федеральным законом № 167-ФЗ от 15 декабря 2001 года «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» в статье седьмой, определяющей категории застрахованных лиц, то есть лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим законом, нотариусы определены как лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, наряду с индивидуальными предпринимателями и адвокатами, занимающимися частной практикой.

 Как установлено судом и следует из материалов дела, Б.О.Н. проживает в <...>, то есть на территории зоны проживания с правом на отселение с 26 апреля 1986 года по настоящее время.

 С 12 мая 1996 года по настоящее время Б.О.Н. работает нотариусом, занимающимся частной практикой Клинцовского нотариального округа.

 Согласно письму ГКУ «ОСЗН города Клинцы» Брянской области № 6214 от 03.12.2013г. Б.О.Н. с ноября 2013 года прекращена выплата ежемесячной денежной компенсации за работу в зоне радиоактивного загрязнения в виду отсутствия права.

 Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался вышеприведенными положениями действующего законодательства и пришел к выводу о том, что ежемесячная денежная компенсация в качестве компенсационной меры предоставляется наряду с работающими гражданами и лицам, занимающимся предпринимательской деятельностью, которые в свою очередь относятся к лицам, самостоятельно обеспечивающим себя работой, также как и нотариусы, посчитал обоснованными доводы истца о наличии у Б.О.Н. права на выплату ежемесячной денежной компенсации за работу на загрязненной территории, предусмотренной пунктом 3 статьи 18 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

 Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и полагает, что факт работы Б.О.Н. не по трудовому договору, не может нарушать её прав на социальное обеспечение, гарантированное ей как гражданину Российской Федерации частью 2 статьи 7, частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации, а также Законом «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

 Судом обоснованно указано, что законодатель, определяя лиц, которым государством гарантировано предоставление мер социальной поддержки, исходил из дифференцированного подхода причинённого вреда здоровью и компенсационных выплат с учётом условий и специфики работы на загрязненной территории.

 Доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными, поскольку не опровергают правильность выводов суда и основаны на ошибочном толковании закона, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, несостоятельность которых отображена в судебном решении.

 При вынесении обжалуемого судебного решения нарушений норм материального и процессуального права не установлено.

     На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ судебная коллегия

 о п р е д е л и л а:

 Решение Клинцовского городского суда Брянской области от 07 октября 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу начальника ГКУ «ОСЗН г.Клинцы» К.П.Г. - без удовлетворения.

 Председательствующий      Н.П.Петракова

 судьи областного суда О.Н.Денисюк

 Е.В.Апокина