ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4133 от 20.12.2012 Кировского областного суда (Кировская область)

  Судья Микишев А.Ю.                                                                  Дело № 33-4133

20 декабря 2012 года

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего судьи Шевченко Г.М.

и судей Черниковой О.Ф., Сидоркина И.Л.,

с участием прокурора Окулова Е.А.,

при секретаре Некрасовой Н.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове 20 декабря 2012 года гражданское дело по апелляционному представлению Кировского транспортного прокурора на решение Первомайского районного суда города Кирова от 17 октября 2012 года, которым постановлено:

исковые требования и.о. Кировского транспортного прокурора к ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Кировской области» о возложении обязанности приобрести <данные изъяты> газоанализаторов типа «Инфракар» оставить без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Черниковой О.Ф., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:   И.о. Кировского транспортного прокурора обратился в суд в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц с иском к ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Кировской области» указывая, что проверкой Кировской транспортной прокуратуры выявлены нарушения законодательства о безопасности судоходства на внутреннем водном транспорте. Установлено, что в ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Кировской области» при техническом освидетельствовании моторных маломерных судов не проверяется их соответствие техническим нормативам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ, что является нарушением требований ст.17 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», п.2 постановления Правительства РФ от 06.02.2002 № 83 «О проведении технических проверок транспортных и иных передвижных средств на соответствие техническим нормативам выбросов вредных веществ в атмосферный воздух», п.2.2 Правил технического надзора за маломерными судами, поднадзорными ГИМС МЧС РФ, базами (сооружений) для их стоянок, пляжами и другими местами массового отдыха на водоемах, переправами и наплавными мостами, утвержденных Приказом МЧС РФ от 29.06.2005 №501. Для исполнения указанных функций по техническому надзору за маломерными судами ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Кировской области» согласно Приказу МЧС России от 16.12.2009 № 714 должно быть оснащено <данные изъяты> газоанализаторами типа «Инфракар». Между тем, на момент проверки Центр ГИМС МЧС России по Кировской области газоанализаторами не оснащен. За первое полугодие 2012 года техническое освидетельствование прошли <данные изъяты> маломерных судов без проверки на соответствие техническим нормативам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих веществ). Указанные нарушения создают угрозу безопасности судоходства при эксплуатации маломерных судов и не способствуют обеспечению прав граждан на благоприятную среду, предусмотренных ст. 42 Конституции РФ. Просил обязать Федеральное казенное учреждение «Центр ГИМС МЧС России по Кировской области» приобрести <данные изъяты> газоанализаторов типа «Инфракар».

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционном представлении Кировский транспортный прокурор просит решение районного суда отменить в связи с его незаконностью и необоснованностью и принять по делу новое решение об удовлетворении требований прокурора по изложенным в исковом заявлении основаниям. Указал также, что в соответствии с п.4 части 5 п.8 Положения о ГИМС МЧС РФ, утвержденного Постановлением Правительства от 23.12.2004 года № 835, одной из главных задач ГИМС является надлежащее обеспечение государственного технического надзора маломерными судами, в том числе проведение регулярных проверок маломерных судов на соответствие техническим нормативам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ, для чего необходимы газоанализаторы типа «Инфракар», которыми не оснащен ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Кировской области». В соответствии с Уставом ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Кировской области» ответчик является самостоятельным юридическим лицом, обладает всеми признаками правоспособности юридического лица, т.е. должно нести соответствующие обязанности, в том числе выступать в качестве ответчика в судах, и таким образом доводы ответчика об отсутствии денежных средств на приобретение газоанализаторов не имеют правового значения.

В возражениях на апелляционное представление прокурора представитель ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Кировской области» по доверенности ФИО1 считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционное представление не подлежащим удовлетворению. Указала, чтоФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Кировской области» создано распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.09.2011№ 1536-р и является некоммерческой организацией в форме федерального казенного учреждения. Полномочия учредителя и собственника имущества Учреждения осуществляет Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий РФ. Согласно ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, финансовое обеспе_чение деятельности Учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы. В данном случае источниками формирования финансовых средств Учреждения являют_ся средства федерального бюджета. При этом МЧС России осуществляет бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств. Заключение и оплата Учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации в пределах доведенных лимитов бюджетных обяза_тельств. Нарушение этих требований законодательства Российской Федерации при за_ключении государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров является ос_нованием для признания их судом недействительными по иску МЧС России. Таким образом, несмотря на то, что согласно приказу МЧС России от 16.12.2009 № 714 Государственная инспекция по маломерным судам по Кировской области должна быть оснащена газоанализаторами типа «Инфракар» в количестве 8 штук, Учреждение не может их приобрести по своей собственной инициативе самостоятельно. Более того, согласно законодательству Российской Федера_ции при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных Учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Россий_ской Федерации, отвечает МЧС России. Учреждение не бездействует и ежегодно с 2009 года в целях формирова_ния Плана закупок и сметы направляет свои заявки через отдел ГИМС Приволжского регионального центра МЧС России в Управление ГИМС МЧС России. Однако до на_стоящего времени ни денежных средств по данным статьям расхода на приобретение данного вида имущества, ни самого имущества выделено не было. Согласно последней информации, представленной отделом ГИМС Приволжского регионального центра МЧС России и Управлением ГИМС МЧС России, заявки на при_обретение газоанализаторов будут учтены в 2013 году. Законодательством Российской Федерации на Государ_ственную инспекцию по маломерным судам возложено исполнение такой задачи, как технический надзор за маломерными судами. Порядок осуществления технического надзора регламентирован приказом МЧС РФ от 29.06.2005 N 501 «Об утверждении Правил технического надзора за маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Министер_ства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, базами (сооружениями) для их стоянок, пляжами и другими местами массового отдыха на водоемах, переправами и наплавными мостами». Технический надзор за маломерными судами включает в себя осуществление контроля за их техническим состоянием в процессе их пользования, в том числе прове_дение проверок маломерных судов на соответствие техническим нормативам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ, а также проведение первичных и ежегодных технических освидетельствований и осмотров. При первичном техническом освидетельствовании проверяется техническая доку_ментация на судно, устанавливаются вместимость судна, обязательные условия, нормы и технические требования по его грузоподъемности и пассажировместимости, допусти_мой мощности и количеству двигателей (подвесных моторов), допустимой площади па_русов, району плавания (удалению от берега), минимальной высоте надводного борта, высоте волны, при которой судно может плавать, оснащению спасательными и проти_вопожарными средствами, сигнальными огнями, навигационным и другим оборудова_нием. Все установленные данные вносятся в Акт технического освидетельствования (первичного, ежегодного) маломерного судна по форме. Проведение проверки на соответствие техническим нормативам выбросов в ат_мосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ не регламентировано. В утвержденной форме Акта технического освидетельствования (первичного, ежегодного) маломерного судна такой пункт также отсутствует. Это может свидетельствовать о том, что при первичном техническом освидетельствовании данная проверка не проводится. Как вытекает из текста приказа, техническое состояние маломерного судна, в том числе соответствие техническим нормативам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ, проверяется при ежегодном техническом освидетельствова_нии, наряду с проверкой технической документации, неизменностью основных элемен_тов судна, наличия оборудования и оснащения в соответствии с установленными нор_мами, уточняются условия пользования. Однако данный порядок проведения проверки также не регламентирован. Более того, согласно указанию Министра Российской Феде_рации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации послед_ствий стихийных бедствий, ежегодные технические освидетельствования маломерных судов с 1 июля 2012 были приостановлены. Таким образом, несмотря на то, что некоторы_ми нормативно-правовыми актами Российской Федерации установлено, что проверки маломерных судов на соответствие техническим нормативам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ проводятся Государственной инспекцией по маломерным судам, данная процедура не разработана и не регламентирована. Самовольное проведение данных проверок будет необоснованным и противоречащим законодательству. Разрабатываются Методические ре_комендации по порядку проведения регулярных проверок маломерных судов на соот_ветствие техническим нормативам выбросов в атмосферный воздух вредных (загряз_няющих) веществ.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Окулов Е.А. поддержал доводы апелляционного представления.

Представитель ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Кировской области» по доверенности ФИО1 считает решение суда законным и обоснованным, доводы апелляционного представления несостоятельными.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы представления и возражений на него, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 17 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» запрещаются производство и эксплуатация транспортных и иных передвижных средств, содержание вредных (загрязняющих) веществ в выбросах которых превышает установленные технические нормативы выбросов.

Согласно п.2 постановления Правительства РФ от 06.02.2002 № 83 «О проведении регулярных проверок транспортных и иных передвижных средств на соответствие техническим нормативам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух», проверки судов, кроме спортивных судов, с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или с подвесными моторами независимо от мощности, водных мотоциклов (гидроциклов), эксплуатируемых во внутренних водах или используемых в целях мореплавания, а также прогулочных судов пассажиров вместимостью не более 12 человек независимо от мощности главных двигателей и валовой вместимости, используемых в целях мореплавания, осуществляются Государственной инспекцией по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий совместно с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.

Пунктом 2.2 Правил технического надзора за маломерными судами, поднадзорными ГИМС МЧС РФ, базами (сооружений) для их стоянок, пляжами и другими местами массового отдыха на водоемах, переправами и наплавными мостами, утвержденных Приказом МЧС РФ от 29.06.2005 № 501, установлено, что технический надзор за маломерными судами включает в себя осуществление контроля за их техническим состоянием в процессе их пользования, в том числе проверок маломерных судов на соответствие техническим нормативам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ, а также проведение первичных и ежегодных технических освидетельствований и осмотров.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, для исполнения возложенных функций по техническому надзору за маломерными судами ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Кировской области» согласно Приказу МЧС России от 16.12.2009 № 714 должно быть оснащено <данные изъяты> газоанализаторами типа «Инфракар».

Однако Центр ГИМС МЧС России по Кировской области газоанализаторами не оснащен, за 1 полугодие 2012 года техническое освидетельствование в Центре прошли <данные изъяты> маломерных судов без проверки на соответствие техническим нормативам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих веществ).

Вместе с тем ответчик Федеральное казенное учреждение «Центр Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий по Кировской области», согласно п.1.4.Устава, является некоммерческой организацией в форме федерального казенного учреждения. Учреждение входит в систему Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России.

В соответствии со ст.6 Гражданского кодекса РФ и абз. 39 ст. 6 Бюджетного кодекса РФ казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Частью 4 ст.298 Гражданского кодекса РФ установлено, что казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества.

В силу ст. 161 Бюджетного кодекса РФ казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации (п.1). Заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено настоящим Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств (п.5). При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющийбюджетные полномочияглавного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение (п.7).

В соответствии с п.3.3. Устава ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Кировской области» источниками формирования финансовых средств Учреждения являются средства федерального бюджета. Учреждение обеспечивает исполнение своих обязательств в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.

Таким образом, ответчик является распорядителем (получателем) бюджетных средств, при этом главным распорядителем бюджетных средств является Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Кроме того, в Приволжский региональный центр МЧС России ответчиком направлен план закупок на 2012 год, в котором содержится предложение о включении в План закупок на 2012 год <данные изъяты> газоанализаторов типа «Инфракар».

Согласно письму Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий №29/2-3-867 от 23.08.2012, Управлением ГИМС МЧС России разрабатываются Методические рекомендации по порядку проведения регулярных проверок маломерных судов на соответствие техническим нормативам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ. Предложения, направленные Приволжским региональным центром, будут учтены при формировании заявки на поставку оборудования и технических средств в 2013 году, в объеме лимитов выделяемых денежных средств.

При таких обстоятельствах, поскольку ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Кировской области» является казенным учреждением, в связи с чем обязанность по приобретению <данные изъяты> газоанализаторов на него возложена быть не может ввиду отсутствия выделенных на данные расходы денежных средств, судебная коллегия находит обоснованным вывод суда об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора.

Доказательств, опровергающих выводы суда, прокурором не представлено.

Доводы представления направлены на иную оценку обстоятельств, установленных судом первой инстанции, оснований для которой судебная коллегия не усматривает.

Суд с достаточной полнотой исследовал обстоятельства дела. Значимые по делу обстоятельства судом установлены правильно. Нарушений норм материального и процессуального закона судебной коллегией не установлено.

Поскольку выводы суда соответствуют материалам дела и требованиям закона, оснований для удовлетворения представления не имеется.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Первомайского районного суда города Кирова от 17 октября 2012 года оставить без изменения, апелляционное представление Кировского транспортного прокурора без удовлетворения.

Председательствующий:                                                 Судьи: