Судья Ковтун И.Э. Дело № 33-4134/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Ярославль
Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе: председательствующего Ваниной Е.Н.,
судей Кутузова М.Ю., Рыбиной Н.С.,
при секретаре Никитниковой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи М.Ю. Кутузова
16 июля 2018 года
дело по апелляционному представлению Ярославского межрайонного природоохранного прокурора на решение Дзержинского районного суда г.Ярославля от 14 декабря 2017 года, которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований Ярославского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к мэрии города Ярославля о понуждении обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области с заявлением о принятии на учет, как бесхозяйного недвижимого имущества, сооружений ОЗМ от загрязнения реки Волга, находящихся на правом берегу реки Волга в <адрес> около <адрес>, и определить организацию, ответственную за содержание и эксплуатацию сооружений ОЗМ от загрязнения реки Волга отказать полностью».
По делу установлено:
Ярославский межрайонный природоохранный прокурор, действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к мэрии города Ярославля, просил обязать ответчика в срок до 01.07.2018 г. обратиться в Управление Росреестра по Ярославской области с заявлением о принятии на учет, как бесхозяйного недвижимого имущества, сооружений объектов защитных мероприятий(ОЗМ) от загрязнения реки Волга, находящихся на правом берегу реки Волга в <адрес>, около <адрес>, и определить организацию, ответственную за содержание и эксплуатацию сооружений ОЗМ от загрязнения реки Волга.
В обоснование требований указано, что по результатам проведенной проверки выявлено, что грунт в районе <адрес> в <адрес> загрязнен нефтепродуктами объемом свыше 6000 м3 на глубину не менее 60 метров. Ранее в целях предотвращения загрязнения реки Волга, рядом с сажевым заводом в разное время были построены сооружения ОЗМ (объектов защитных мероприятий), канализационный коллектор, и, позднее, канализационная насосная станция с врезкой в систему водоотведения ОАО «Ярославльводоканал». При реорганизации НПО «Техуглерод» дренажная система не была включена в уставной капитал создаваемых юридических лиц. В реестрах федерального имущества, имущества Ярославской области сооружение объектов защитных мероприятий от загрязнения реки Волга не числится, что свидетельствует о бесхозяйности сооружения ОЗМ. Загрязнение реки Волга и данных отложений существенно превышает предельно-допустимые концентрации нефтепродуктов. В нарушение действующего законодательства мэрия г.Ярославля не обеспечивает надлежащую эксплуатацию бесхозяйной системы дренажа и водоотведения, не принимает мер к постановке ее на учет, как бесхозяйного имущества, чем создается непосредственная угроза безопасности окружающей среды, нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и защиту от негативных воздействий, вызванных хозяйственной и иной деятельностью, и Российской Федерации как собственника реки Волга.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционном представлении прокурора ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об удовлетворении требований. Доводы апелляционной жалобы сводятся к недоказанности установленных судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствию выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильному применению норм права.
Проверив законность и обоснованность решения суда с учетом доводов апелляционного представления, обсудив их, заслушав в поддержание доводов представления прокурора Шаталова А.Н., представителя территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ярославской области(ТУФА по УГИ в ЯО) по доверенности ФИО2, возражения на представление представителей мэрии г.Ярославля по доверенности ФИО3, ФИО4, а также представителя Департамента имущества и земельных отношений Ярославской области по доверенности ФИО5, представителя Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области по доверенности ФИО6, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что сооружения ОЗМ от загрязнения реки Волга, находящихся на правом берегу реки Волга в <адрес> около <адрес>, являются федеральной собственностью, собственник в установленном порядке от имущества не отказывался, в связи с чем отсутствуют правовые основания для возложения на мэрию г. Ярославля как орган местного самоуправления обязанности по обращению в уполномоченный орган с заявлением о принятии указанного имущества на учет, как бесхозяйного недвижимого имущества, и определения организации, ответственной за его содержание и эксплуатацию.
С данным выводом суда судебная коллегия согласиться не может, считает неправильным и не основанным на материалах дела и нормах закона.
Согласно пунктам 4, 11 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа отнесены: - организация водоотведения; - организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.
Согласно пункту 4.3 части 1 статьи 17 этого же федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 этого же федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Согласно пунктам 2, 9, 23 и 28 статье 2 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения. Централизованная система водоотведения (канализации) - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения. Также канализационная сеть - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод. Под сточными водами централизованной системы водоотведения понимаются принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод.
Согласно п.п.1, 2 постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» к объектам государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов отнесены объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов.
Объекты инженерной инфраструктуры городов независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
Пунктом 5 статьи 8 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) предусмотрено, что в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам, со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ одним из основных принципов земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Заключением отдела государственного земельного надзора, геодезии и картографии Управления Росреестра по Ярославской области от 16.11.2017г. по результатам проверки соблюдения земельного законодательства установлено, что сооружения объектов защитных мероприятий от загрязнения реки Волги представляют собой дренажную систему с выходом на поверхность в виде колодцев диаметром 1 м, протяженностью дренажной системы 536 м. Дренажная система расположена в водоохраной зоне реки Волги. Дренажная система проходит по земельному участку, государственная собственность на который не разграничена. Было обследовано сооружение(канализационно-насосная станция), возведенная со слов свидетеля ФИО1 над колодцем №, представляющее собой кирпичное здание площадью 20кв.м. Наличие колодца в станции наблюдалось визуально.
Из показаний свидетеля ФИО1 следует, что он ранее работал заведующим лабораторией «Техуглерода», проводил мониторинг дренажной системы, проводил химический анализ ее содержимого и содержимого зараженной земли рядом с ее территорией. Дренажная система представляет собой канаву глубиной 3 метра, определенной протяженностью и предназначена для улавливания нефтепродуктов. По итогам заседания чрезвычайной комиссии в 2005г. были установлены на данном объекте смотровые колодцы и канализационная насосная станция, откачивающая нижний слой воды с большой концентрацией нефтепродукта из дренажной системы и отправляющая такие сточные воды на городские очистные сооружения.
Наличие и функционирование насосной станции, перекачивающей дренажные воды на городские очистные сооружения, подтверждается представленными в материалы дела сообщениями ОАО «Ярославльводоканал», не оспаривается мэрией г.Ярославля.
Из материалов дела следует, что дренажная система по улавливанию нефтепродуктов в районе <адрес> через реку Волга в <адрес>, включая насосную станцию, в реестре федерального имущества не учтена, по сообщению территориального управления Росимущества документально подтвержденных оснований для ее отнесения к собственности Российской Федерации не имеется; в собственности имущества Ярославской области не значится. В Едином государственном реестре недвижимости сведения о регистрации спорных сооружений отсутствуют.
АО «Опытный завод «Паксистем» представлено сообщение о нахождении дренажной системы для улавливания «зеленых масел» на муниципальных участках в районе мостового перехода через реку Волга. Указанный объект на балансе АО «Опытный завод «Паксистем» не числится, договорные обязательства по его обслуживанию у общества отсутствуют.
Представители мэрии как в письменных сообщениях, переписке с другими органами и организациями, представленными в деле, так и в ходе судебного заседания отрицают и опровергают доводы о принадлежности сооружения ОЗМ, включая функционирующую насосную станцию, к муниципальной собственности.
Ссылки представителя мэрии г.Ярославля на письмо ТУФА по УГИ по ЯО от 24.06.2005г. о принадлежности дренажной системы к федеральной собственности не являются достаточным основанием для такого вывода, поскольку в письменных сообщениях и в судебном заседании руководитель и представители территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом(Росимущество) отрицали принадлежность указанного имущества к федеральной собственности. Сообщения о временном характере насосной станции опровергаются представленными материалами: решением комиссии по чрезвычайным ситуациям от 19.09.2005г. определено согласовать техническое задание на выполнение проектных работ по системе сброса дренажных вод в хозяйственно-бытовую канализацию, срок исполнения сентябрь 2005г. Это решение было реализовано и до настоящего времени иные решения не принимались.
Таким образом, дренажная система, являющаяся сооружением ОЗМ от загрязнения реки Волги, функционирует с канализационной насосной станцией, перекачивающей дренажные воды в городские очистные сооружения. Следовательно, такая система водоотведения является инженерным сооружением, прочно связана с землей, ее перемещение без несоразмерного ущерба назначению невозможно, то есть является недвижимым имуществом. Ввиду установленной функции, оснований для отнесения такой системы к гидротехническим сооружениям не имеется(ст.3 ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.1997г. №117-ФЗ). Такая система является элементом инфраструктуры, которая позволяет ограничивать проникновение нефтепродуктов через грунт в сторону реки Волги.
В указанном заключении Государственного земельного надзора (Управление Росреестра по ЯО) определено фактическое состояние, состав сооружения. В сообщениях, переписке органы государственной власти Ярославской области, Управление Росимущества, органы местного самоуправления, предприятия отрицают принадлежность такого сооружения ОЗМ от загрязнений реки Волга(по Заключению) к федеральной собственности, собственности Ярославской области, муниципальной собственности, собственности какой-либо организации, а также использование сооружения на каком-либо вещном праве. В реестрах сведений о принадлежности сооружения ОЗМ к какому-либо виду собственности не содержится. Ссылки мэрии города Ярославля на передачу в собственность Ярославской области имущества АО «Ярославльводоканал» не влияют на правильность принимаемого судебной коллегией судебного акта, поскольку в указанных мэрией нормативно-правовых актах и законах Ярославской области отсутствуют данные о передаче дренажной системы, являющейся предметом спора, в собственность Ярославской области. Таким образом, указанное сооружение является бесхозяйным.
В соответствии с ч. ч. 1, 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Доказательства того, что Российская Федерация в лице уполномоченных органов владела сооружениями, являющимися предметом спора, как своим собственным имуществом, в материалах дела отсутствуют.
Приведенные обстоятельства объективно указывают на то, что сооружение, явившееся предметом иска, фактически является бесхозяйным недвижимым имуществом.
То обстоятельство, что 18.04.1997г. был заключен между ОАО «Опытный завод Паксистем» и департаментом по управлению государственным имуществом Ярославской области договор аренды спорного объекта, не имеет правового значения, поскольку решением Арбитражного суда Ярославской области от 21.04.2006г. данный договор был признан незаключенным. Доказательств того, что сооружение ОЗМ от загрязнения реки Волга с канализационной насосной станцией, описанное в Заключении Государственного земельного надзора Управления Росреестра по ЯО от 16.11.2017г.(л.д.134), являлось предметом спора о правах в суде, в деле не имеется.
С учетом установленных обстоятельств и вышеперечисленных норм закона, на ответчика как на орган местного самоуправления следует возложить обязанность обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет сооружения ОЗМ от загрязнения реки Волги(по Заключению) в качестве бесхозяйной недвижимой вещи с соблюдением Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, установленного Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015г. N931, и определить организацию, ответственную за содержание и эксплуатацию данного сооружения. С учетом характера и содержания возлагаемой обязанности, а также продолжительности срока, который просил установить прокурор при подаче иска для выполнения такой обязанности, судебная коллегия полагает необходимым определить срок для исполнения решения судебной коллегии до 01.02.2019г.
Следовательно, оспариваемое решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении заявленным прокурором требований.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Дзержинского районного суда г.Ярославля от 14 декабря 2017 года отменить, принять по делу новое решение.
Иск Ярославского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Обязать мэрию г. Ярославля в срок до 01.02.2019г. обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества сооружений объектов защитных мероприятий(ОЗМ) от загрязнения реки Волга, находящихся на правом берегу реки Волги в <адрес>, протяженностью 536 метров, координаты колодцев которого указаны в Заключении Государственного земельного надзора от 16.11.2017г., и определить организацию, ответственную за содержание и эксплуатацию указанных сооружений объектов защитных мероприятий от загрязнения реки Волга.
Председательствующий
Судьи