ЛИПЕЦКИЙОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Малюженко Е.А.
ДокладчикТельных Г.А. Дело № 33-4137/2017
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
председательствующего Фоминой Н.В.
судей Тельных Г.А. и Степановой Н.Н.
при секретаре Сырых К.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истцов Горчакова Виктора Николаевича и Горчакова Виталия Викторовича на решение Советского районного суда г. Липецка от 21 августа 2017 года, которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований Горчакова Виктора Николаевича и Горчакова Виталия Викторовича к АО «Липецкая энергетическая компания» о признании права на получение запрашиваемой информации, возложении обязанности по предоставлению сведений о правильности исчисления предъявленной к оплате за октябрь 2014 года объема коммунальной услуги по холодному водоснабжению на ОДН, взыскании штрафа, компенсации морального вреда - отказать».
Заслушав доклад судьи Тельных Г.А., судебная коллегия
установила:
Истцы Горчаков В.Н. и Горчаков В.В. обратились в суд с иском к АО «Липецкая энергетическая компания» о признании права на получение запрашиваемой информации за октябрь 2014 года в трехдневный срок, установленный Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354; возложении обязанности по предоставлению сведений с математическим расчетом о правильности исчисления указанного в квитанции на оплату коммунальной услуги за октябрь 2014 года объема холодной воды на ОДН 2,0530 куб.м; взыскании компенсации морального вреда в размере 10000 руб. каждому из истцов и штрафа в пользу каждого истца за нарушение прав потребителей на получение информации за расчетный период - октябрь 2014 года. Ссылались на то, что они являются собственниками <адрес>. Ответчик АО «ЛГЭК» осуществляет поставку коммунальных ресурсов по холодной воде потребителям указанного многоквартирного дома. 13.02.2017 г. ответчику был направлен запрос о предоставлении сведений о правильности исчисления объема холодной воды на ОДН в размере 2,0530 куб.м, указанного в квитанции на оплату коммунальной услуги за октябрь 2014 года. В соответствии с подпунктом «р» пункта 31 вышеуказанных Правил, эти сведения ответчик обязан предоставить в трехдневный срок. Однако ответчик в своем ответе не указал расчет объема холодной воды на ОДН в размере 2,0530 куб.м. за указанный период, ответ на запрос направил с нарушением срока 17.02.2017г., то есть нарушил право потребителя на своевременное получение запрашиваемой информации, закрепленно1 в подпунктах «б» и «г» пункта 31 Правил.
Впоследствии истцы подали заявление об уточнении основания иска, просили удовлетворить заявленные требования в связи с нарушением ответчиком требований, предусмотренных подпунктом «д» пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354.
В судебном заседании истец Горчаков В.Н., представлявший также интересы истца Горчакова В.В. исковые требования с учетом уточнения поддержал.
Истец Горчаков В.В. в судебное заседание не явился, о судебном разбирательстве извещался надлежащим образом.
Представитель ответчика АО «ЛГЭК» по доверенности Пономарева Д.А. в судебном заседании иск не признала, ссылаясь на то, что вся запрашиваемая информация у истцов имелась, письменный ответ, ошибочно датированный 10.02.2017 г., на самом деле подготовлен и направлен в адрес истцов 13.02.2017 г. Ответ был дан в соответствии с запросом.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе истцы Горчаков В.Н. и Горчаков В.В. просят решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным, поскольку вынесено с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, с нарушением и неправильным толкованием и применением норм материального права и норм процессуального права, а именно закона, не подлежащего применению, и неприменение закона, подлежащего применению.
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами, в том числе плату за данные коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме.
В силу части 1 статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354, регулируются отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливаются их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные, виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяются основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируются вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг (п. 1).
Из материалов дела следует, что истцы Горчаков В.Н. и Горчаков В.В. являются сособственниками в праве общей долевой собственности на <адрес> в размере 1/4доли каждый, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.
Поставку коммунальных ресурсов по холодной воде потребителям многоквартирного <адрес> в октябре 2014 года осуществляло АО «ЛГЭК».
Судом установлено, что на 10 запросов истцов, в том числе на три запроса от 13.02.2017 г., ответчик АО «ЛГЭК» в ответе № 1428-06 от 10.02.2017 года (направленного 13.02.2017 года) разъяснил заявителям, что расчет размера платы за холодное водоснабжение на общедомовые нужды с мая по октябрь 2014 года производился в соответствии с требованиями Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354, исходя из показаний общедомового прибора учета по формуле 11 указанных Правил.
Обращаясь с указанным запросом № 2 от 13.02.2017 г., истцы Горчаков В.Н. и Горчаков В.В. ссылались на нарушение ответчиком сроков предоставления информации, установленных подпунктами «д», «к», «р», «ф» пункта 31 и прав потребителя, предусмотренных положениями подпунктов «б» и «г» пункта 33 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354 (далее Правила).
Согласно подпунктов «д», «р», «к», «ф» пункта 31 Правил исполнитель обязан :
д) производить непосредственно при обращении потребителя проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, правильности начисления потребителю неустоек (штрафов, пеней) и немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи. Выдаваемые потребителю документы по его просьбе должны быть заверены подписью руководителя и печатью исполнителя (при наличии);
к) вести учет жалоб (заявлений, обращений, требований и претензий) потребителей на качество предоставления коммунальных услуг, учет сроков и результатов их рассмотрения и исполнения, а также в течение 3 рабочих дней со дня получения жалобы (заявления, требования и претензии) направлять потребителю ответ о ее удовлетворении либо об отказе в удовлетворении с указанием причин отказа;
р) предоставлять любому потребителю в течение 3 рабочих дней со дня получения от него заявления письменную информацию за запрашиваемые потребителем расчетные периоды: о помесячных объемах вида (количестве) потребленных коммунальных ресурсов по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета (при их наличии), о суммарном объеме (количестве) соответствующих коммунальных ресурсов, потребленных в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, рассчитанных с применением нормативов потребления коммунальных услуг, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, предоставленных на общедомовые нужды;
ф) нести иные обязанности, предусмотренные жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Таким образом, по подпункту «р» п. 31 Правил в 3-дневный срок потребителю должна предоставляться информация об объемах коммунальных ресурсов за запрашиваемые расчетные периоды, определяемые по показаниям общедомовых приборов учета. Такую информацию истцы у ответчика не запрашивали. Сведениями об объеме поставленного ресурса по холодной воде на ОДН в октябре 2014 года истцы располагали, что подтверждается текстом обращения истцов к ответчику, текстом искового заявления, объяснениями истца Горчакова В.Н. в суде первой инстанции, квитанцией на оплату ЖКУ за октябрь 2014 года. Поскольку объем поставленного коммунального ресурса определяется по показаниям прибора учета, то закон не обязывает исполнителя коммунальной услуги представлять математический расчет этих показаний.
Исходя из анализа приведенных выше правовых норм в совокупности с представленными по делу доказательствами, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что указанный пункт 31 Правил обязывает исполнителя предоставить в трехдневный срок информацию только о суммарных объемах (количестве) коммунальных ресурсов, предоставленных на общедомовые нужды в многоквартирном доме, запрашиваемые истцами сведения о правильности исчисления объема коммунального ресурса не тождественны тем видам сведений, обязанность предоставления которых должна исполняться в трехдневный срок.
Правомерно суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии нарушений со стороны ответчика АО «ЛГЭК» требований подпунктов «б» и «г» пункта 33 Правил.
Пунктом 33 Правил установлено право потребителя:
б) получать от исполнителя сведения о правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, в том числе с использованием цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), установленных для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах и сверх социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы, а также о наличии (об отсутствии) задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, наличии оснований и правильности начисления исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней);
г) получать от исполнителя информацию, которую он обязан предоставить потребителю в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно исходил из того, что ответ на обращение истцов был дан ответчиком без нарушения общего месячного срока, установленного для ответа на обращения граждан. Истцы в своем запросе не требовали предоставить информацию о показаниях общедомового прибора учета за расчетный период, которая отражена в полном объеме в квитанциях по оплате за коммунальные ресурсы, не просили произвести перерасчет коммунальных платежей или предоставить сведения о правильности исчисления предъявленного потребителям к уплате размера платы за коммунальную услугу. Затребованная истцами информация с математическим расчетом показателя объема потребления холодной воды за ОДН не может расцениваться в качестве информации о правильности исчисления размера платы за коммунальную услугу..
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что ответчиком не допущены нарушения прав истцов на получение информации, предусмотренной Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов № 354.
Коль скоро, судом не установлено нарушение прав Горчакова В.Н. и Горчакова В.В., то суд правомерно пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для взыскания с ответчика компенсации морального вреда, штрафа за несоблюдение в добровольном порядке требований потребителей в порядке ст.ст. 13, 15 Закона РФ «О защите прав потребителей», и судебных расходов.
Довод истцов в апелляционной жалобе о непредоставлении АО «ЛЭСК» запрашиваемых сведений является несостоятельным и сводятся к несогласию с содержанием самого ответа и изложению обстоятельств, являвшихся предметом подробного исследования и оценки суда первой инстанции, и по сути повторяют заявленные исковые требования, основанные на субъективной оценке обстоятельств дела.
Не может быть принят во внимание и довод жалобы о том, что ответ ответчика на запрос истцов не содержит конкретный расчет образования объема потребленного ресурса в виде холодной воды, в связи с чем он не может расцениваться как предоставление надлежащей информации потребителям, поскольку основана на ошибочном толковании норм материального права и собственном мнении истцов.
Ссылка в жалобе на нарушение судом первой инстанции статьи 39 части ЗГражданского процессуального кодекса РФ является необоснованной и не подтверждается материалами дела. При рассмотрении дела судом не допущено нарушений или неправильного применения норм процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Таким образом, доводы жалобы не опровергают выводов решения суда и не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, в связи с чем судебная коллегия соглашается с вынесенным по делу решением, признает его законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Советского районного суда г. Липецка от 21 августа 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истцов Горчакова В.Н. и Горчакова В.В. – без удовлетворения.
Председательствующий (подпись)
Судьи: (подписи)
Копия верна.
Судья:
Секретарь: