Дело № 33-4138 судья Лискина Т.В. 2015 год
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 октября 2015 года г.Тверь
Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда
в составе председательствующего судьи Образцовой С.А.
судей Улыбиной С.А. и Крыловой В.Н.
при секретаре судебного заседания Коршуновой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Твери
по докладу судьи Улыбиной С.А.
дело по апелляционной жалобе ФИО5, поданной его представителем ФИО1, действующей на основании доверенности, на решение Московского районного суда города Твери от 5 августа 2015 года, которым постановлено:
«В удовлетворении заявления ФИО5 о признании незаконным решения уполномоченного органа Государственного управления по труду и занятости населения Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ, обязании устранить допущенного нарушение – отказать»
судебная коллегия
установила:
ФИО5 обратился в суд с заявлением о признании решения уполномоченного органа Главного управления по труду и занятости населения Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в участии в Государственной региональной программе Тверской области «Оказание содействия добровольному переселению в Тверскую область соотечественников, проживающих за рубежом на 2014-2015 годы» незаконным, обязании устранить допущенное нарушение, которое обосновал тем, что решением Главного управления по труду и занятости населения Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ ему незаконно отказано в участии в указанной программе в связи с предоставлением недостоверных сведений, поскольку у него не было умысла на предоставление недостоверной информации. Договор на получение высшего образования от ДД.ММ.ГГГГ он заключал по указанному им адресу: <адрес>. О том, что филиал образовательного учреждения по данному адресу отсутствует, ему известно не было.
В судебное заседание заявитель ФИО5 не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещался надлежащим образом по указанному адресу места жительства и адресу для направления корреспонденции, воспользовался правом иметь представителя.
Представитель заявителя по доверенности ФИО1 в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме, обосновав доводами, изложенными в заявлении, пояснив, что вся образовательная деятельность осуществлялась ФИО5 по указанному им адресу. Полагает, что при отказе в участии в программе Главным управлением по труду и занятости населения Тверской области неверно был оценен агентский договор № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между НССУЗ НП «<данные изъяты>» и предпринимателем без образования юридического лица ФИО23.; решение было принято в противоречии с региональной программой.
Представитель заинтересованного лица Главного управления по труду и занятости населения Тверской области по доверенности ФИО2 в судебном заседании заявление не признала, пояснив, что заявление гражданина ФИО5 на участие в региональной программе поступило в Главное управление ДД.ММ.ГГГГ (номер заявления №). ФИО5 имеет разрешение на временное проживание на территории Российской Федерации сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ. По данным паспортно-визовой службы по месту временной регистрации собственник квартиры - ФИО24 зарегистрировала 4 граждан из Молдавии, в том числе Гриник В. временно на период ремонта своей квартиры. В соответствии с заявлением за период с марта 2014 по март 2015 года ФИО5 осуществляет трудовую деятельность на основании патента водителем у ФИО25 в г. Твери, в трудоустройстве не нуждается, учится на заочном отделении в «<данные изъяты>», филиал в г. Твери. Проверка представленной информации показала, что стаж трудовой деятельности на территории Тверской области в соответствии с требованиями региональной программы и регламентом в количестве 1 года отсутствует и не подтвержден работодателем, который ДД.ММ.ГГГГ сообщил, что ФИО5 работает у него водителем 2-3 месяца и не смог дать пояснения по трудовому договору с ФИО5, заключенному ДД.ММ.ГГГГ. В этот же день - ДД.ММ.ГГГГ, состоялся телефонный разговор специалиста Главного управления с ФИО5, который сказал, что возит детей и родственников работодателя на личном автомобиле работодателя. Но, когда ФИО5 был приглашен в Главное управление на переговоры, то выяснилось, что он находится в <данные изъяты> и не имеет возможности явиться. Заявление ФИО5 рассматривалось Главным управлением, как заявление соотечественника, желающего переселиться на постоянное место жительства в Тверскую область с целью получения высшего профессионального образования в образовательной организации, расположенной на территории Тверской области. Указанные ФИО5 данные в заявлении о получении профессионального образования в Тверской области не подтвердились. По адресу: <адрес> располагается рекламно-информационное агентство «<данные изъяты>». По информации сотрудников данной организации филиала АНО ВПО «<данные изъяты>» в Тверской области не существует. Данное рекламно-информационное агентство является только агентом по заключению договоров на обучение образовательного учреждения в <адрес>. В связи с этим, заявление ФИО5 не могло рассматриваться как заявление студента, обучающегося в Тверской области. Таким образом, вышеуказанные сведения, указанные ФИО5 заявлении, свидетельствуют о недостоверности. Предоставление недостоверной информации о получении профессионального образования на территории Тверской области - как основного критерия отбора соотечественников для участия в региональной программе (пункт 218 региональной программы) позволили Главному управлению принять отрицательное решение от ДД.ММ.ГГГГ года № по результатам рассмотрения заявлений потенциальных участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и не согласовать возможность участия в региональной программе ФИО5 Данное решение легло в основу уведомления об отказе в выдаче свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, направленное УФМС России по Тверской области ФИО5 Считает, что оспариваемое решение принято в соответствии с законодательством Тверской области в пределах полномочий органа государственной власти - Главного управления, права и свободы заявителя не нарушены.
Представители УФМС России по Тверской области по доверенности ФИО3 и ФИО4 в судебном заседании заявление не признали, пояснив, что 02.03.2015 года в Управления федеральной миграционной службы по Тверской области с заявлением об участии в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом обратился гражданин Республики Молдова ФИО5 соответствии с пунктом 55 Административного регламента ФМС России, ДД.ММ.ГГГГ заявление было внесено в базу данных КПТС «Соотечественники», электронный вариант заявления направлен на рассмотрение в Уполномоченный орган - Главное управление по труду и занятости населения Тверской области, также направлены требования для организации проверок по учетам ФМС России, УФСБ России по Тверской области, ГИАЦ МВД России, УМВД России по Тверской области, УФСКН по Тверской области. Уполномоченный орган - Главное управление по труду и занятости населения Тверской области считает нецелесообразным и не согласовывает участие ФИО5 государственной программе, поскольку учебное заведение, в котором обучается ФИО5, находится не на территории Тверской области, что противоречит условиям Программы. На основании данного решения Уполномоченного органа, УФМС России по Тверской области в соответствии с пунктом 77 Административного регламента ФМС России, ДД.ММ.ГГГГ вынесено решение об отказе в выдаче ФИО5 свидетельства участника Государственной программы. Уведомление о принятом решении направлено ФИО5, посредством почтовой связи по адресу, указанному им в заявлении. Также причина отказа была разъяснена ФИО5 ответе на его заявление от ДД.ММ.ГГГГ (исх. № от ДД.ММ.ГГГГ) и направлена посредством почтовой связи по адресу, указанному им в заявлении. Считают, что решение Управления Федеральной миграционной службы России по Тверской области принято в соответствии с нормами действующего законодательства.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ФИО5 – ФИО1, действующая на основании доверенности, просит решение Московского районного суда города Твери от 5 августа 2015 года отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что принятое по делу решение не соответствует требования закона, поскольку действительно «<данные изъяты>» находится по адресу: <адрес>, однако договор на получение высшего образования был заключен в г. Твери. О том, что филиал образовательного учреждения по данному адресу отсутствует, ФИО5 не знал и умысла на предоставление недостоверной информации не имел. Между тем суду был предоставлен агентский договор между образовательным учреждением и ИП ФИО26, согласно которому обучение осуществляется на территории г. Твери, а суд дал неверную оценку данным обстоятельствам.
В письменных возражениях на доводы апелляционной жалобы Главное управление по труду и занятости населения Тверской области ссылается на законность и обоснованность постановленного по делу решения и не состоятельность доводов жалобы.
Судебная коллегия на основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя ФИО5, его представителя ФИО1, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в апелляционной жалобе, возражениях на жалобу, заслушав представителя УФМС России по Тверской области ФИО4, представителя ГУ по труду и занятости населения Тверской области ФИО2, судебная коллегия приходит к следующему.
Исходя из положений части 3 статьи 1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданское судопроизводство ведется в соответствии с федеральными законами, действующими во время рассмотрения и разрешения гражданского дела, совершения отдельных процессуальных действий или исполнения судебных постановлений (судебных приказов, решений суда, определений суда, постановлений президиума суда надзорной инстанции), постановлений других органов.
В соответствии с частью 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в редакции действующей до 15 сентября 2015 года, гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, должностного лица, если считает, что нарушены его права и свободы.
На основании статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в редакции действующей до 15 сентября 2015 года, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий соответствующего органа, должностного лица и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Судом первой инстанции установлено, что ДД.ММ.ГГГГ гражданин Республики Молдавии ФИО5 обратился в УФМС России по Тверской области с заявлением по форме, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2013 года № 196-р, и прилагаемым пакетом документов об участии в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (л.д. 6-8).
В соответствии с пунктом 55 Административного регламента ФМС России, ДД.ММ.ГГГГ заявление ФИО5 было внесено в базу данных КПТС «Соотечественники». Электронный вариант заявления направлен на рассмотрение в Уполномоченный орган - Главное управление по труду и занятости населения Тверской области.
Решением Главного управления по труду и занятости населения Тверской области № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 отказано в участии в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, в связи с предоставлением недостоверных сведений. В заявлении на участие в программе соотечественник сообщает: «учусь на заочном отделении в «<данные изъяты>» филиал в г. Твери. Местонахождение организации: <адрес>». АНО ВПО «<данные изъяты>» находится по адресу: <адрес> По адресу: <адрес> располагается рекламно-информационное агентство «<данные изъяты>» в лице ИП ФИО27 По информации данной организации филиал АНО ВПО «<данные изъяты>» в Тверской области образовательную деятельность не осуществляет (л.д. 36-37). Проверка представленной информации показала, что стаж трудовой деятельности на территории Тверской области в соответствии с требованиями региональной программы и регламентом в количестве 1 года отсутствует и не подтвержден работодателем.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о законности принятого Главным управлением по труду и занятости населения Тверской области № решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ФИО5 участии в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, принятым в рамках полномочий на основании анализа сведений, сообщенных заявителем и материалов личного дела, поскольку по результатам проведенной проверки, предоставленной ФИО5 информации, указанной в заявлении, не подтвердились факты осуществления трудовой деятельности на территории Тверской области более 1 года, получения высшего профессионального образования в образовательном учреждении Тверской области.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции.
В соответствии со статьёй 13.1 Федерального закона «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» от 24 мая 1999 года № 99-ФЗ органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации содействуют добровольному переселению соотечественников в Российскую Федерацию.
Указом Президента Российской Федерации от 14 сентября 2012 года № 1289 утверждена Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом с целью повышения эффективности реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и создания дополнительных условий для обеспечения добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.
В соответствии с главой V Государственной программы решение об участии в Государственной программе принимается соотечественником добровольно на основе осознанного выбора им места проживания, работы и (или) учебы и реализации своих потенциальных трудовых, образовательных, творческих и иных возможностей на территории Российской Федерации.
Решение соотечественника об участии в Государственной программе оформляется путем подачи им личного заявления в уполномоченный орган в стране своего постоянного проживания. Соотечественник и члены его семьи, совместно переселяющиеся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, в установленном порядке представляют необходимые сведения. Форма заявления об участии в Государственной программе, перечень сведений, которые должны содержаться в нем, и перечень документов, прилагаемых к заявлению, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно главе VIII Государственной программы субъектами Российской Федерации разрабатываются региональные программы переселения, в рамках которых организуется работа с участниками Государственной программы и членами их семей на территориях вселения.
В Тверской области с целью решения проблем обеспечения трудовыми ресурсами потребности экономики для социально-экономического развития области принята Государственная региональная программа «Оказание содействия добровольному переселению в Тверскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2014-2015 года», утвержденная постановлением Правительства Тверской области от 03 июня 2014 года № 270-пп и согласованная распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года № 1209-р.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 августа 2006 года № 814 «О реализации государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» постановлением Администрации Тверской области № 285-пп от 27 ноября 2006 года при Правительстве Тверской области была создана Межведомственная комиссия по оказанию содействия добровольному переселению в Тверскую область соотечественников, проживающих за рубежом.
Этим же постановлением утверждено Положение о Межведомственной комиссии по оказанию содействия добровольному переселению в Тверскую область соотечественников, проживающих за рубежом.
В соответствии с пунктом 218 Региональной программы в целях минимизации возможных рисков при реализации Программы устанавливаются следующие основные критерии отбора соотечественников для участия в Программе:
а) соотечественники, имеющие разрешение на временное проживание или вид на жительство на территории Тверской области, должны документально подтвердить осуществление трудовой или иной деятельности на территории Тверской области, не запрещенной законодательством Российской Федерации;
б) соотечественники трудоспособного возраста, желающие переселиться на постоянное место жительства в Тверскую область с целью осуществления трудовой деятельности в соответствии с действующим законодательством; получения среднего профессионального и высшего профессионального, включая послевузовское, образования в образовательных организациях, расположенных на территории Тверской области; занятия предпринимательской, сельскохозяйственной деятельностью должны обладать дееспособностью, соответствовать требованиям, установленным Государственной программой.
Решением Межведомственной комиссии по оказанию содействия добровольному переселению в Тверскую область соотечественников, проживающих за рубежом № 1 от 05 сентября 2013 года, утвержден регламент приема участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей по Тверской области, устанавливающий механизм приема участника государственной программы и членов его семьи, а также содействия их временному размещению, предоставлению правового статуса, и обустройству на территории вселения.
Согласно абзаца 3 подраздела 2.1 Регламента (с изменениями, утвержденными решением Межведомственной комиссии по оказанию содействия добровольному переселению в Тверскую область соотечественников, проживающих за рубежом от 25 сентября 2014 года № 4) соотечественник, постоянно или временно проживающий на законном основании в Российской Федерации представляет в структурное подразделение УФМС России по Тверской области в муниципальных образованиях Тверской области или непосредственно в УФМС России по Тверской области одновременно с заявлением об участии, пакетом документов и трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (услуг) с работодателем (заказчиком) Тверской области. Срок осуществления трудовой деятельности на территории Тверской области не может быть менее 1 года.
Согласно абзаца 4 подраздела 2.1 Регламента заявление на рассмотрение принимается у соотечественника только при предоставлении документов, подтверждающих уровень начального, среднего и высшего профессионального образования, а также общего среднего образования при наличии стажа трудовой деятельности не менее 1 года по имеющейся специальности (профессии).
Заявление об участии принимается у соотечественника, желающего переселиться на постоянное место жительства в Тверскую область с целью получения среднего профессионального и высшего профессионального образования, включая послевузовское, образования в образовательных учреждениях, расположенных на территории Тверской области, при предоставлении документов, подтверждающих уровень образования не ниже основного среднего и договора об оказании образовательных услуг с образовательным учреждением Тверской области.
Приказом Федеральной миграционной службы России от 14 мая 2012 года № 166 утвержден Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по оформлению, выдаче и замене свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, устанавливающий сроки и последовательность административных процедур, требования к порядку их выполнения при осуществлении государственной услуги по оформлению, выдаче и замене свидетельства участника Государственной программы представительствами и представителями Федеральной миграционной службы России за рубежом и территориальными органами Федеральной миграционной службы России.
Согласно Административному регламенту при подаче заявления в территориальный орган, участвующий в предоставлении государственной услуги, соотечественник, проживающий в Российской Федерации, представляет копии документов, в том числе об образовании, о профессиональной подготовке, о стаже трудовой деятельности, наличии ученого звания и степени, а также сведения, характеризующие личность соотечественника, и членов его семьи, его профессиональные навыки и умения (если такие документы имеются) (пункт 30).
В оформлении и выдаче свидетельства участника Государственной программы отказывается в случае, если соотечественник не соответствует требованиям региональной программы переселения субъекта Российской Федерации, избранного соотечественником для переселения (подпункт 10 пункта 48).
При установленных судом обстоятельствах и приведенных выше положений правовых норм, учитывая, что указанные ФИО5 данные в заявлении о получении профессионального образования в образовательных организациях, расположенных на территории Тверской области, не подтвердились, стаж трудовой деятельности на территории Тверской области в соответствии с требованиями региональной программы и регламентом в количестве 1 года отсутствует, оснований для включения кандидатуры ФИО5 в Государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом у Главного управления по труду и занятости населения Тверской области не имелось.
Доводы жалобы о том, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, как они изложены в жалобе сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, что не может служить основанием для отмены постановленного по делу решения.
Кроме того, ссылка в жалобе на условия агентского договора, заключенного между образовательным учреждением и ИП <данные изъяты>, согласно которых обучение осуществляется на территории города Твери, где осуществляется выдача всего методического материала, предоставляются кабинеты для подготовки контрольных работ, оказываются консультационные услуги, не имеет определяющего значения для рассматриваемого дела, поскольку в соответствии с пунктом 218 региональной программы одним из основных критериев отбора соотечественников для участия в региональной программе является получение среднего профессионального и высшего профессионального, включая послевузовского, образования в образовательных учреждениях, расположенных на территории Тверской области. Вместе с тем в материалах дела отсутствуют данные о том, что на территории Тверской области расположен филиал АНО ВПО «<данные изъяты>».
Оснований к отмене решения суда по доводам, изложенным в жалобе, судебная коллегия не усматривает, поскольку они аналогичны тем, на которые заявитель ссылался в суде первой инстанции в обоснование заявленных требований, а также, которые были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных сторонами доказательств в их совокупности.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела правильно установлены значимые обстоятельства, доказательствам дана надлежащая оценка.
Судебная коллегия не установила нарушения норм материального и процессуального права, которые могли бы повлечь отмену постановленного по делу решения.
Руководствуясь статьёй 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение решение Московского районного суда города Твери от 5 августа 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО5, поданную его представителем ФИО1, действующей на основании доверенности – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: