ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-41464-18 от 06.11.2018 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья – Коюлев С.А. Дело № 33-41464-18

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«6» ноября 2018 года Судебная коллегия по гражданским делам

Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Назаренко О.Н.

и судей Кияшко Л.В., Олькова А.В.

по докладу судьи Назаренко О.Н.

при секретаре Сибирко О.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя ФИО1 по доверенности – ФИО2 на решение Темрюкского районного суда от 22 августа 2018 года

Заслушав доклад судьи, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА :

ФКУ «Ространсмодернизация» обратилось в суд с иском к ФИО1 об изъятии земельного участка для государственных нужд путем выкупа и обращении решения суда к немедленному исполнению, указывая на то, что в соответствии с государственной программой Российской Федерации «Развитие транспортной системы», утвержденной постановлением Правительства РФ от 20.12.2017 года № 1596, а также Уставом, утвержденным распоряжением Министерством транспорта Российской Федерации от 20.05.2011 года № ИЛ-55-р, Федеральное казенное учреждение «Дирекция государственного заказчика по реализации федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России» является государственным заказчиком по реализации проекта «Создание сухогрузного района морского порта Тамань», в рамках которого осуществляется строительство железнодорожного подхода к транспортному переходу через Керченский пролив. В соответствии с распоряжением Федерального агентства железнодорожного транспорта (далее - Росжелдор) от 26.12.2016 года №ВЧ-130-р «Об утверждении откорректированной документации по планировке территории (проекта планировки территории, проекта межевания территории) для строительства объектов железнодорожного транспорта, создаваемых в рамках реализации проекта «Создание сухогрузного района морского порта Тамань», утверждены границы полосы отвода железной дороги по проекту. Письмом от 06.02.2017 года № ИГ-05/262 ФКУ «Ространсмодернизация» обратилось в Росжелдор с ходатайством об изъятии земельных участков для государственных нужд в целях реализации проекта. На основании указанного обращения и документации по планировке территории объекта «Создание сухогрузного района морского порта Тамань» Росжелдор издано распоряжение от 31.03.2017 № ВЧ-15-р (далее -Распоряжение об изъятии) об изъятии 63 земельных участков для государственных нужд в целях реализации проекта «Создание сухогрузного района морского порта Тамань».

Письмом от 10.04.2017 года № ИМ-35/2150-ИС в адрес ответчика направлено уведомление об изъятии земельного участка для нужд Российской Федерации с приложением копии Распоряжения об изъятии. В соответствии со ст. 56.10 Земельного кодекса РФ, ФКУ «Ространсмодернизация» направило в адрес ответчика проект соглашения об изъятии объекта недвижимости для государственных нужд, а также отчет от 10.10.2017 года № <...> об оценке размера возмещения за земельный участок, изымаемый для государственных нужд, площадью <...> кв.м, с кадастровым номером <...>, принадлежащий ФИО1 ФИО1 получил проект соглашения 07.11.2017 года, что подтверждается уведомлением о вручении. Сроки выполнения работ по контракту: начало: с даты заключения Договора: окончание: 4 квартал 2018 года, перенос сроков строительства не предусмотрен. Вместе с тем, с учетом положений ст. 328 ГК РФ подрядчик будет иметь возможность выполнить свои обязательства по строительству объекта, только при условии оформления земельного участка под строительство. Поэтому в связи с государственной, социальной и экономической значимостью предполагаемого к реализации объекта, просило обратить решение суда к немедленному исполнению.

Ответчик ФИО1 и его представитель по доверенности ФИО2, будучи надлежаще извещены о времени и месте слушания дела, в судебное заявление не явились, представив ранее в суд заявления о рассмотрении дела в их отсутствие и письменные возражения на иск.

Решением Темрюкского районного суда от 22 августа 2018 года исковое заявление Федерального казенного учреждения «Дирекция государственного заказчика по реализации федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России» к ФИО1 об изъятии земельного участка для государственных нужд путем выкупа, обращении решения суда к немедленному исполнению удовлетворено.

Изъят в собственность Российской Федерации для государственных нужд у ФИО1 земельный участок с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв.м, расположенный по адресу: <...> посредством перечисления со стороны ФКУ «Ространсмодернизация» рыночной стоимости земельного участка в размере <...> рублей 00 копеек и убытков в виде затрат на регистрацию права собственности в размере <...>) рублей 00 копеек, а всего <...> триста пятьдесят) рублей 00 копеек на банковский счет ФИО1 или на депозитный счет нотариуса.

Взыскана с ответчика ФИО1 в доход федерального бюджета Российской Федерации государственная пошлина в размере <...> рубля 50 копеек.

В соответствии со ст. 212 ГПК РФ решение суда обращено к немедленному исполнению, кроме взыскания судебных издержек по настоящему делу.

Настоящее решение является основанием для Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю для государственной регистрации прекращения права собственности ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером <...> площадью <...> кв.м. расположенный по адресу: <...>»; основанием государственной регистрации права собственности Российской Федерации на изымаемый земельный участок с кадастровым номером <...>. площадью <...> кв.м, расположенный по адресу: <...>

В апелляционной жалобе представитель ФИО1 по доверенности – ФИО2 просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме, указывая, что суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом нарушены нормы материального и процессуального права.

Обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя истца, исследовав материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения по доводам, изложенных в апелляционной жалобе.

К такому выводу судебная коллегия пришла по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что ФКУ «Ространсмодернизация», во исполнение федеральной целевой программой «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2001 № 848, а также Уставом, утвержденным распоряжением Министерством транспорта Российской Федерации от 20.05.2011 № ИЛ-55-р, выполняет функции государственного заказчика по реализации проекта «Создание сухогрузного района морского порта Тамань», в рамках которого осуществляется строительство железнодорожного подхода к транспортному переходу через Керченский пролив.

Распоряжением Федерального агентства железнодорожного транспорта от 26.12.2016 №ВЧ-130-р «Об утверждении откорректированной документации по планировке территории (проекта планировки территории, проекта межевания территории) для строительства объектов железнодорожного транспорта, создаваемых в рамках реализации проекта «Создание сухогрузного района морского порта Тамань», утверждена документация по планировке территории для строительства объектов железнодорожного транспорта, создаваемых в рамках реализации проекта «Создание сухогрузного района морского порта Тамань», в том числе утверждены границы полосы отвода железной дороги по проекту.

Распоряжением Федерального дорожного агентства от 31.03.2017 года № ВЧ-15-р принято решение об изъятии земельных участков путем выкупа для нужд Российской Федерации в целях обеспечения реализации строительства объектов железнодорожного транспорта, создаваемых в рамках реализации проекта «Создание сухогрузного района морского порта Тамань», указанных в приложении к настоящему распоряжению. Пунктом 14 Приложения к распоряжению Федерального дорожного агентства от 31.03.2017 № ВЧ-15-р, принято решение об изъятии путем выкупа для нужд Российской Федерации в целях обеспечения реализации строительства объектов железнодорожного транспорта земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью <...>.м, расположенный по адресу: Россия<...>», принадлежащего на праве собственности ФИО1

Таким образом, земельный участок кадастровым номером <...>, который принадлежит на праве собственности ответчику, попадают в зону строительства объектов железнодорожного транспорта.

В соответствии с п. 3, п. 5 и п. 6 ст. 279 ГК РФ решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством. Правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством. Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее - соглашение об изъятии). В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.

В силу ст. 49 Земельного кодекса РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным с: 1) выполнением международных договоров Российской Федерации; 2) строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов: объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения; объекты использования атомной энергии; объекты обороны страны и безопасности государства, в том числе инженерно-технические сооружения, линии связи и коммуникации, возведенные в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации; объекты федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования; объекты, обеспечивающие космическую деятельность; линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий; объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения: автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения; 3) иными основаниями, предусмотренными федеральными законами.

В соответствии с п.п.1 ст.56.2 Земельного кодекса РФ, в случае изъятия земельных участков для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд), в том числе для размещения объектов федерального значения изъятие земельных участков для государственных осуществляется на основании решений уполномоченных федеральных органов исполнительной власти. Согласно п. 1 ст. 56.3 Земельного кодекса РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории.

Судом первой инстанции установлено, что 10.04.2017 г. в адрес ответчика истцом было направлены уведомления об изъятии спорного земельного участка для нужд Российской Федерации с приложением копии Распоряжения об изъятии, что подтверждается копией уведомления от 10.04.2017 № <...>, уведомлением о вручении письма, квитанцией и описью почтового вложения.

ООО «Экспертная компания «ФИНЭКА» по заказу ООО УК «Трансюжстрой» произведена оценка рыночной стоимости, а также определен размер убытков, причиненных изъятием земельных участков. Размер выкупной цены земельного участка, в том числе размер убытков, подлежащих возмещению в связи с изъятием земельного участка, определялся истцом на основании отчета об оценке от 10.10.2017 г<...>

<...>, подготовленного независимым оценщиком OOG «Экспертная компания «ФИНЭКА» ФИО3

Исходя из отчета об оценке от 10.10.2017 г. № <...>: всего размер возмещения за изымаемые земельные участки составил <...> рублей 00 копеек (НДС не облагается), в том числе: рыночная стоимость -<...> рублей 00 копеек, размер убытков, в виде затрат на регистрацию права собственности, составляет <...> рублей 00 копеек.

В соответствии с п. 2 ст. 281 ГК РФ при определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.

В силу п. 1 и п. 2 ст. 56.8 Земельного кодекса РФ размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд (далее также - размер возмещения), рыночная стоимость земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и передаваемых в частную собственность взамен изымаемых земельных участков, рыночная стоимость прав, на которых предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, взамен изымаемых земельных участков, определяются б соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. При определении размера возмещения б него включаются рыночная стоимость земельных участков, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельные участки, подлежащих прекращению, убытки, причиненные изъятием земельных участков, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателями таких земельных участков обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенная выгода, которые определяются в соответствии с федеральным законодательством.

Согласно выводам судебной экспертизы № <...> от 27.07.2018 г.. подготовленным ООО «Независимая экспертная компания «Фаворит», рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв.м, расположенный по адресу: <...>, составляет <...> рублей (НДС не облагается), размер убытков, причиненных изъятием земельного участка - расходов по регистрации прав на недвижимое имущество) - <...> рублей (НДС не облагается).

Сторонами не указано, а судом не было установлено ни одного объектив­ного факта, предусмотренного ч.2 ст.87 ГПК РФ, на основании которого можно усомниться в правильности или обоснованности заключения экс­пертов. Неясности или неполноты заключения экспертов, являющихся ос­нованиями назначения дополнительной экспертизы, судом так же не было установлено. Заключение экспертов по поставленным судом вопросам мо­тивировано, изложено в понятных формулировках и в полном соответст­вии с требованиями закона. Компетентность, беспристрастность и выводы экспертов сомнений не вызывают. Выводы экспертов в судебном заседании сторонами не оспорены и не опровергнуты.

В силу п.п. 1 п. 2 ст. 279 ГК РФ в результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется прекращение права собственности гражданина на такой земельный участок.

В соответствии с ч. 1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительном) ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.

Согласно п. 13.5 Государственного контракта от 19.12.2016 № РТМ-243/16 на разработку рабочей документации и строительство объекта «Создание сухогрузного морского порта Тамань», заключенного между ФКУ «Ространсмодернизация» и ОАО «РЖД». подрядчик совместно с государственным заказчиком оформляет в установленном порядке правоустанавливающие документы на строительную площадку (земельный участок), пользование земельными участками.разрешение на строительство, технические планы и кадастровые паспорта. Срок выполнения работ по контракту (окончание) - 4 квартал 2018 гола. перенос сроков строительства не предусмотрен.

Таким образом, учитывая требования ст. 328 ГК РФ, суд первой инстанции правильно пришел к выводу об обращения решения суда об изъятии земельного участка для государственных нужд к немедленному исполнению. Поскольку подрядчик будет иметь возможность выполнить свои обязательства по строительству объекта, только при условии оформления земельного участка под строительство.

Суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении ходатайства представителя ответчика по доверенности ФИО2 об отложении слушания дела на более позднюю дату, в связи с не ознакомлением с заключением эксперта, ввиду отсутствия иных доводов в обоснование уважительности причин неявки в судебное заседание и достаточного количества времени после возвращения дела в суд и возобновления производства по делу для ознакомления с заключением эксперта.

Согласно статье 167 (часть 3) Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

В силу статьи 35 ГПК РФ, каждая сторона должна добросовестно пользоваться своими процессуальными правами.

В соответствии со статьей 10 ГК РФ, не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.

Исходя из изложенного, судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, и основания для его отмены отсутствуют.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом исследования и проверки при рассмотрении дела в суде первой инстанции, и по мотивам, приведенным в судебном решении, правильно признаны необоснованными.

Доказательствам, собранным по делу в уста­новленном законом порядке, дана оценка судом первой инстанции, оснований не согласиться с которой не имеется.

Доводы же апелляционной жалобы направле­ны на переоценку собранных по делу доказа­тельств. Положенные в обоснование выводов суда доказательства являются допустимыми и по­лучили надлежащую правовую оценку.

Таким образом, нарушений норм материаль­ного и процессуального права, повлекших выне­сение незаконного решения, в том числе тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жало­бе, судом не допущено.

Вывод суда основан на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

Руководствуясь ст. 328- 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА :

Решение Темрюкского районного суда от 22 августа 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>