ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4149/20 от 04.08.2020 Воронежского областного суда (Воронежская область)

ВОРОНЕЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Дело № 33–4149/2020 строка 2.169

Судья Гринберг И.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

4 августа 2020 года г. Воронеж

Судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:

председательствующего Трунова И.А.,

судей Жигулиной М.А., Мещеряковой Е.А.,

при ведении протокола помощником судьи Малахута Ю.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело №2-4211/2019 по иску ФИО1 к АО «УК Ленинского района», ООО «Газпром теплоэнерго Воронеж» о защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг, об обязании ввести в эксплуатацию общедомовой счетчик теплоснабжения, по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Ленинского районного суда г. Воронежа от 17 декабря 2019 года,

Заслушав доклад судьи Жигулиной М.А., судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда

установила:

ФИО1 обратился в Ленинский районный суд г. Воронежа с иском к АО «УК Ленинского района», ООО «Газпром теплоэнерго Воронеж» о защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг, об обязании ввести в эксплуатацию общедомовой счетчик теплоснабжения, произвести перерасчет коммунальной услуги по потреблению услуги по отоплению и горячему водоснабжению.

В обоснование своих требований истец указал, что является собственником жилого помещения (квартиры), расположенной по адресу: <адрес>, избран председателем совета дома и уполномочен действовать в интересах жильцов указанного многоквартирного дома.

Управление многоквартирным домом осуществляет АО «УК Ленинского района».

С сентября 2018 года управляющая компания уклоняется от установки и опломбирования прибора учета тепловой энергии и горячего теплоснабжения, несмотря на неоднократные обращения жильцов по данному вопросу. Вследствие бездействия ответчика начисление платы за оказанные коммунальные услуги производится исходя из среднего норматива потребления коммунальной услуги, что фактически в два раза превышает фактический объем потребления.

Обращения истца в управляющую компанию игнорируются либо предоставляется недостоверная информация.

Неправомерными действиями (бездействием) управляющей компании истцу причинены нравственные страдания.

Истец просил:

Обязать АО «УК Ленинского района» ввести в эксплуатацию общедомовой счетчик теплоснабжения по адресу: <адрес>.

Взыскать с АО «УК Ленинского района» в пользу истца компенсацию морального вреда в сумме 6000 руб.

Возложить на ООО «Газпром теплоэнерго Воронеж» обязанность произвести перерасчет коммунальной услуги по отоплению и горячему водоснабжению за период с 1.10.2018 года по 22.04.2019 года за жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.

Определением суда от 17.12.2019 года принят отказ истца от иска к ООО «Газпром теплоэнерго Воронеж» об обязании произвести перерасчет коммунальной услуги по потреблению услуги по отоплению и горячему водоснабжению, производство по делу в указанной части в силу ст. 220 ГПК РФ прекращено.

Определениями суда (протокольно) от 28.10.2019 года и от 5.12.2019 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: МУП «Воронежтеплосеть» и Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области.

Решением Ленинского районного суда г. Воронежа от 17 декабря 2019 года в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.

В апелляционной жалобе ФИО1, ссылаясь на то, что судом первой инстанции нарушены нормы процессуального права, неправильно применены нормы материального права, а выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В судебном заседании Воронежского областного суда заявитель апелляционной жалобы – истец ФИО1 апелляционную жалобу поддержал, по заявленным в ней основаниям. Просил отменить решение суда первой инстанции, постановить новое решение, которым удовлетворить его исковые требования в полном объеме. Дополнительно указал, что обязанность по опломбированию прибора учета возникла у ответчика в 2018 году, еще до начала проведения работ по капитальному ремонту системы теплоснабжения данного многоквартирного дома. Несмотря на установку счетчика, счетчик не был своевременно с участием специалистов МУП «Воронежтеплосеть» опломбирован и введен в эксплуатацию, поскольку управляющей компанией не представлена в МУП «Воронежтеплосеть» необходимая техническая документация. При проведении работ по капитальному ремонту, собственники помещений многоквартирного дома приняли решение о замене приборов учета, предусмотренных проектной документацией по капитальному ремонту, на ранее установленные и довели это решение до сведения Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области и управляющей компании. Однако до настоящего времени АО «УК Ленинского района» работы по опломбированию прибора учета и его вводу в эксплуатацию не завершило.

Представитель ответчика АО «УК Ленинского района» по доверенности ФИО2 возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, указав на отсутствие у управляющей компании в настоящее время полномочий по опломбированию приборов учета тепловой энергии, установленных в ходе реализации программы капитального ремонта многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, поскольку исполнителем или заказчиком работ по капитальному ремонту не является. Работы по капитальному ремонту системы теплоснабжения до настоящего времени не завершены.

Иные лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены в порядке главы 10 ГПК РФ, о причинах неявки суд не уведомили, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлено.

В соответствии с ч. 3 ст. 167, ч. 1 ст. 327 ГПК РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения присутствующих лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ФИО1 согласно свидетельству о государственной регистрации права является собственником квартиры <адрес>.

На основании ч. 1 ст. 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.

Заявленный истцом спор вытекает из правоотношений, связанных с управлением многоквартирным домом, установкой и опломбированием общедомового прибора учета тепловой энергии.

Управление многоквартирным домом по <адрес> осуществляет АО «УК Ленинского района» с 1.11.2015 года, что сторонами не оспаривалось и подтверждается общедоступными сведениями из системы Интернет (сайты: online-gkh.ru, my-gkh.ru и другие).

В силу ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

В связи с этим в ч. 5 ст. 13 указанного федерального закона закреплено обязательное требование об оснащении многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

Частью 4 ст. 12 Федерального закона от 23.11.2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, или при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий. В целях снижения расходов на проведение указанных мероприятий собственники помещений в многоквартирном доме вправе требовать от лица, ответственного за содержание многоквартирного дома, осуществления действий, направленных на снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов, и (или) заключения этим лицом энергосервисного договора (контракта), обеспечивающего снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов.

Организация, осуществляющая снабжение энергетическими ресурсами многоквартирного дома на основании публичного договора, регулярно (не реже чем один раз в год) обязана предлагать перечень мероприятий для многоквартирного дома, группы многоквартирных домов как в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, так и в отношении помещений в многоквартирном доме, проведение которых в большей степени способствует энергосбережению поставляемых этой организацией в многоквартирный дом энергетических ресурсов и повышению энергетической эффективности их использования (п. 5 ст. 12 федерального закона № 261-ФЗ).

Перечень мероприятий должен быть доведен организацией, осуществляющей поставки, продажу энергетических ресурсов, до сведения собственников помещений в многоквартирном доме, лица, ответственного за содержание многоквартирного дома, путем размещения информации в подъездах многоквартирного дома и (или) других помещениях, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, а также иными способами по усмотрению этой организации. Примерная форма перечня таких мероприятий утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (п. 6 ст. 12 федерального закона №261-ФЗ).

Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, регулярно (не реже чем один раз в год) обязано разрабатывать и доводить до сведения собственников помещений в многоквартирном доме предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые возможно проводить в многоквартирном доме, с указанием расходов на их проведение, объема ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов и сроков окупаемости предлагаемых мероприятий (п. 7 ст. 12 федерального закона № 261-ФЗ).

В силу ч. 2 ст. 161 Жилищного кодекса РФ управление управляющей организацией является одним из способов управления многоквартирным домом.

Согласно ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса РФ установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

Таким образом, проведение мероприятий по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома, которые обязательны в силу Федерального закона от 23.11.2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» для собственников помещений в многоквартирном доме, становится обязательным и для управляющей компании при заключении с ней договора управления многоквартирным домом.

Работы по установке приборов учета используемых энергоресурсов, как и другие мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий, отнесены к обязательным работам по содержанию жилого дома, в связи с чем должны осуществляться независимо от наличия решения общего собрания собственников помещений в доме о проведении этих работ. При наличии заключенного договора управления многоквартирным домом управляющая компания обязана выполнять требования подп. «и» и «к» п. 11 Правил с отнесением расходов на проведение указанных мероприятий на собственников помещений в многоквартирном доме (Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 20.09.2016 года №АПЛ16-403).

Согласно п. 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354, оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.

Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.

Отказывая ФИО1 в удовлетворении исковых требований в части требований о возложении обязанности на АО «УК Ленинского района» принять меры по установке в указанном доме ОДПУ тепловой энергии, вводе его в эксплуатацию, суд первой инстанции, исходил из принятого собственниками помещений многоквартирного дома решения о замене материала при производстве работ по капитальному ремонту системы теплоснабжения (в том числе, замене прибора учета тепловой энергии), отсутствия сведений у управляющей организации о принятии собственниками такого решения, исполнения работ по капитальному ремонту системы теплоснабжения многоквартирного дома в раках реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области в 2017-2019 годах, подрядной организацией ФИО9 (ИНН ) в рамках заключенного с Фондом капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области договора №РТС236А190100(Д) от 26.06.2019 года о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, результатов его исполнения.

В частности, в рамках работ по капитальному ремонту системы теплоснабжения многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, предусмотрена установка 4 узлов управления и регулирования потребления любыми видами ресурсов (приборов учета) до 30.11.2019 года. Исполнителем работ являлся ФИО9 на основании вышеупомянутого договора №РТС236А190100(Д) от 26.06.2019 года, заключенного с Фондом капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Воронежской области.

Решение собственников о замене материалов при производстве работ по капитальному ремонту (в том числе по вопросу замены приборов учета, утвержденных проектно-сметной документацией) состоялось 29.11.2019 года.

По сообщению Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области от 16.12.2019 года на момент формирования сообщения работы по капитальному ремонту системы теплоснабжения выполнены не в соответствии с проектной документацией, согласование на выполненные работы отсутствует, выполненные работы Фондом не принимались. С подрядной организацией ведется претензионная работа по нарушению сроков производства работ, а также по выполнению работ, не соответствующих проектно-сметной документации.

Таким образом, у суда по состоянию на дату принятия судебного решения отсутствовали предусмотренные законом основания для возложения на ответчика АО «УК Ленинского района» обязанности по опломбированию приборов учета, установленных в системе теплоснабжения многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>.

Принятое судом первой инстанции решение в указанной части соответствует требованиям ст.ст. 210, 544 ГК РФ, Жилищного кодекса РФ, ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 года №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6.050.2011 года №354, Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 года.

Отказывая в удовлетворении требования о взыскании компенсации морального вреда в связи с отсутствием информирования собственника о результатах рассмотрения его обращения, претензии, суд первой инстанции, установив факт неоднократных обращений ФИО1 от 10.09.2018 года, 08.10.2018 года, 12.10.2018 года, 18.10.2018 года, 30.10.2018 года, 04.12.2018 года, 13.12.2018 года, 21.12.2018 года, 22.01.2019 года с просьбами об установке общедомового счетчика учета количества тепла системы отопления и завершения работ по его подключению, наличие ответов управляющей компании от 12.09.2018 года, 17.10.2018 года, 17.01.2019 года № 444, 442, 443, от 10.12.2018 года, 27.12.2018 года, надлежащей оценки содержанию указанных ответов не дал.

В частности, как следует из ответов АО «УК Ленинского района» №7119 от 17.10.2018 года и №9549 от 27.12.2018 года по вопросу установки общедомового прибора учета тепловой энергии в жилом доме <адрес>, управляющая компания сообщила заявителю недостоверную информацию о вводе в эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии в указанном доме.

Доказательств, опровергающих факт предоставления недостоверной информации ответчиком не представлено, напротив последующими сообщениями АО «УК Ленинского района» от 17.01.2019 года заявитель ставился в известность о принятых управляющей компанией мерах, направленных на допуск прибора учета в эксплуатацию совместно с ООО «Газпро теплоэнерго Воронеж».

Кроме того, ответчиком нарушены разумные сроки предоставления информации по обращениям истца ФИО1 от 12.10.2018 года (ответ от 17.01.2029 года), от 18.10.2018 года (ответ от 27.12.2018 года), от 30.10.2018 года (ответы от 17.01.2019 года).

При таких обстоятельствах действия (бездействие) АО «УК Ленинского района» нельзя признать правомерными, а вывод суда об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца о компенсации морального вреда обоснованным.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений судом апелляционной инстанции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судом первой инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 330 ГПК РФ).

На основании ч. 2 ст. 165 Жилищного кодекса РФ, управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы обязаны предоставлять гражданам по их запросам информацию об установленных ценах (тарифах) на услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах и жилых помещений в них, о размерах оплаты в соответствии с установленными ценами (тарифами), об объеме, о перечне и качестве оказываемых услуг и (или) выполняемых работ, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги и размерах оплаты этих услуг, об участии представителей органов местного самоуправления в годовых и во внеочередных общих собраниях собственников помещений в многоквартирных домах.

Согласно п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 года №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.

Поскольку имело место нарушение со стороны ответчика требований вышеприведенных норм закона о своевременном предоставлении изготовителем (исполнителем) потребителю необходимой и достоверной информации о товарах (работах, услугах), обеспечивающих возможность их правильного выбора в силу ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей», суд апелляционной инстанции находит решение суда в части отказа истцу в удовлетворении требований о компенсации морального вреда подлежащим отмене, и, руководствуясь положениями ст.ст. 151, 1101 ГК РФ, полагает необходимым взыскать в пользу истца компенсацию морального вреда с учетом характера нарушений прав потребителя, исходя из принципа разумности и справедливости, в размере 3000 руб.

При удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом РФ «О защите прав потребителей», которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), судебная коллегия, руководствуясь п. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» полагает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца штраф в сумме 1500 руб.

При удовлетворении требований гражданина понесенные им по делу судебные расходы (в том числе и уплаченная государственная пошлина) подлежат возмещению ответчиком по правилам, предусмотренным статьями 98 и 100 ГПК РФ.

Если истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, она взыскивается с ответчика в соответствующий бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований исходя из той суммы, которую должен был уплатить истец, если бы он не был освобожден от уплаты государственной пошлины (ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, подп. 8 п. 1 ст. 333.20 Налогового кодекса РФ).

В соответствии со ст. 333.19 Налогового кодекса РФ (в редакции, действующей на момент разрешения спора) при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера размер государственной пошлины для физических лиц составляет 300 рублей.

С учетом частичного удовлетворения исковых требований ФИО1 неимущественного характера с АО «УК Ленинского района» в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 300 руб.

Руководствуясь ч. 1 ст. 327.1, ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Воронежа от 17 декабря 2019 года по гражданскому делу №2-4211/2019 по иску ФИО1 к АО «УК Ленинского района» о защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг, об обязании ввести в эксплуатацию общедомовой счетчик теплоснабжения отменить в части, в которой истцу отказано в удовлетворении исковых требований о компенсации морального вреда.

Принять в указанной части новое решение.

Взыскать с АО «УК Ленинского района» (ОГРН<***>/ИНН <***>) в пользу ФИО1

- компенсацию морального вреда в сумме 3000 (три тысячи) руб.

- штраф за нарушение прав потребителя в сумме 1500 (одной тысячи пятисот) руб.

Взыскать с АО «УК Ленинского района» (ОГРН<***>/ИНН <***>) в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 (трехсот) руб.

В оставшейся части решение Ленинского районного суда г. Воронежа от 17 декабря 2019 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу истца ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: