ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4149/2015 от 12.05.2015 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Судья Барсукова Н.Н. Дело № 33-4149/2015

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 мая 2015 года г. Барнаул

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего Вишняковой С.Г.

судей Бредихиной С.Г., Костогладовой О.Г.

при секретаре Шадриной Т.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Открытого акционерного общества «Барнаулкапстрой» на решение Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края от 17 февраля 2015 года

по делу по иску Барнаульского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Барнаулкапстрой» о возложении обязанности согласовать строительство жилого дома.

Заслушав доклад судьи Бредихиной С.Г., судебная коллегия

установила:

Барнаульский транспортный прокурор обратился в Железнодорожный районный суд <адрес> с иском к ОАО «Барнаулкапстрой» о возложении на ответчика обязанности согласовать строительство объекта капитального строительства 10-этажного жилого дома, расположенного по адресу: <...> с собственником аэродрома Барнаул в лице Западно-Сибирского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Росавиации (л.д.80-84).

В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что Барнаульской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения воздушного законодательства, в ходе которой выявлены нарушения закона в сфере использования воздушного пространства и безопасности полетов ОАО «Барнаулкапстрой». Установлено, что ОАО «Барнаулкапстрой» с ДД.ММ.ГГ осуществляет строительство 10-этажного жилого дома по адресу: <адрес>, на удалении 7,95 км от контрольной точки аэродрома Барнаул (КТА) в нарушении требований воздушного законодательства, без согласования с собственником аэродрома Барнаул.

Строительство 10-ти этажного жилого дома находится в приаэродромной территории, то есть в пределах окружности радиуса 30 км от контрольной точки аэродрома (КТА), данная территория является зоной с особыми условиями использования территории.

ОАО «Барнаулкапстрой», осуществляет на земельном участке строительство 10-ти этажного жилого дома в границах приаэродромной территории аэродрома Барнаул, использует воздушное пространство РФ и поэтому обязано соблюдать воздушное законодательство РФ требующее согласования строительства с собственником аэродрома Барнаул.

Решением Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края от 17 февраля 2015 года исковые требования Барнаульского транспортного прокурора удовлетворены.

На ОАО «Барнаулкастрой» возложена обязанность согласовать строительство объекта капитального строительство 10-ти этажного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> в <адрес> Алтайского края с собственником аэродрома Барнаул в лице Западно-Сибирского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Росавиации.

С ОАО «Барнаулкастрой» взыскана государственная пошлина в доход муниципального образования городского округа г. Барнаула в размере <данные изъяты> коп.

В апелляционной жалобе ответчик просит решение отменить, отказать в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что ОАО «Барнаулкапстрой» выступает застройщиком по строительству многоквартирного жилого дома, расположенного в <адрес>. Ссылаясь на ст. 15 ВК РФ и абзацы 1 и.2 пункта 58 Правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 № 138, ссылка суда о том, что застройщик не освобожден от обязанности соблюдения особых условий использования приаэродромной территории неосновательной.

Судом не дана надлежащая правовая оценка тем обстоятельствам, что схема территориального планирования Алтайского края не содержит границ приаэродромной территории аэропорта г. Барнаул, таким образом установить на какой территории осуществляется строительство невозможно.

Суд незаконно делает вывод, что строительство вышеназванного объекта может препятствовать нормальной эксплуатации аэродрома, создавать помехи при взлете и посадке воздушных судов, создавать ситуацию возможной угрозы безопасности полетов, значит жизни и здоровью людей. При выдаче разрешения на строительство учитываются требования воздушного законодательства, оно получено в установленном законом порядке.

Обязанность согласовать строительство объекта капитального строительства 10-ти этажного жилого Дома, расположенного по адресу: <адрес> в <адрес> Алтайского края с собственником аэродрома Барнаул в лице Западно-Сибирского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Росавиации не установлена в судебном заседании и не подтверждается материалами дела.

В возражениях на апелляционную жалобу Барнаульский транспортный прокурор просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу ответчика без удовлетворения.

В ходатайстве третье лицо Западно-Сибирское МТУ ВТ Росавиации просит по причине значительной отдаленности месту нахождения рассмотреть без участия их представителя, решение Железнодорожного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика ФИО1 настаивала на доводах апелляционной жалобы.

Другие лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явились. В соответствии с ч.3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствии не явившихся лиц.

Проверив материалы дела, законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверяя законность и обоснованность решения в соответствии с ч. 1 ст. 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов изложенных в апелляционной жалобе и возражений, выслушав явившихся участников процесса, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы.

Согласно ст. 11 Воздушного кодекса РФ использование воздушного пространства представляет собой деятельность, в процессе которой осуществляются перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и других объектов), а также другая деятельность (строительство высотных сооружений, деятельность, в процессе которой происходят электромагнитные и другие излучения, выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость, проведение взрывных работ и тому подобное), которая может представлять угрозу безопасности воздушного движения (п. 1). Пользователями воздушного пространства являются граждане и юридические лица, наделенные в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства (п. 2).

В соответствии со ст. 14 Воздушного кодекса РФ организация использования воздушного пространства обеспечивается посредством безопасного, экономичного и регулярного воздушного движения, а также другой деятельности по использованию воздушного пространства.

Статьей 15 Воздушного кодекса РФ установлено, что структура воздушного пространства включает в себя зоны, районы и маршруты - обслуживания воздушного движения (воздушные трассы, местные воздушные линии и т.п.) районы аэродромов и аэроузлов, специальные зоны и маршруты полетов воздушных судов, запретные зоны, опасные зоны (районы полигонов, взрывных работ и т.п.), зоны ограничений полетов воздушных судов и другие установленные для осуществления деятельности в воздушном пространстве элементы структуры воздушного пространства.

Согласно ст. 40 Воздушного кодекса РФ, аэродром - это участок земли или акватория с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенный для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов.

В соответствии с подпунктом 48 пункта 7 Федеральных авиационных правил полетов в воздушном пространстве Российской Федерации, утвержденных совместным Приказом Минобороны, Минтранса, Роскосмоса от 31 марта 2002 года N 136/42/51, «контрольная точка аэродрома» - точка, определяющая местоположение аэродрома в выбранной системе координат.

На основании статьи 46 Воздушного кодекса РФ проектирование, строительство и развитие поселений, а также строительство и реконструкция объектов в пределах приаэродромной территории должны проводиться с соблюдением требований безопасности полетов воздушных судов, с учетом возможных негативных воздействий оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье граждан и деятельность юридических лиц и по согласованию с собственником аэродрома.

Как следует из статьи 47 ВК РФ размещение в районе аэродрома объектов, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов или создавать помехи в работе радиотехнического оборудования, устанавливаемого на аэродроме, должно быть согласовано с собственником аэродрома и осуществляться в соответствии с воздушным законодательством Российской Федерации, а размещение линий связи и линий электропередачи, сооружений различного назначения в зоне действия систем посадки, вблизи объектов радиолокации и радионавигации, предназначенных для обеспечения полетов воздушных судов, и размещение радиоизлучающих объектов должны согласовываться с уполномоченным органом в области использования воздушного пространства, органами единой системы организации воздушного движения, а также с федеральными органами исполнительной власти в соответствии с ведомственной принадлежностью юридических лиц, осуществляющих права владения или пользования системами посадки, объектами радиолокации и радионавигации.

В силу пункта 1 статьи 2 Воздушного кодекса РФ воздушное законодательство Российской Федерации состоит из названного Кодекса, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 N 138 (далее - Правила), предусмотрено какие необходимо согласовывать объекты в целях безопасности воздушного движения, а также определены основания отказа в размещении объектов.

Указанными правилами определено, что «приаэродромная территория» - это прилегающая к аэродрому участок земной или водной поверхности, в пределах которого (в целях обеспечения безопасности полетов и исключения вредного воздействия на здоровье людей и деятельность организаций) устанавливается зона с особыми условиями использования территории.

Пункт 58 Правил определяет, что для каждого аэродрома устанавливается приаэродромная территория. Границы приаэродромной территории определяются по внешней границе проекции полос воздушных подходов на земную или водную поверхность, а вне полос воздушных подходов - окружностью радиусом 30 км от контрольной точки аэродрома. Приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территории и отображается в схеме территориального планирования соответствующего субъекта Российской Федерации.

Застройщик - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющее в собственности или на праве аренды, на праве субаренды либо в предусмотренных Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" (далее - Федеральный закон "О содействии развитию жилищного строительства") случаях на праве безвозмездного пользования земельный участок и привлекающее денежные средства участников долевого строительства в соответствии с настоящим Федеральным законом для строительства (создания) на этом земельном участке многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, за исключением объектов производственного назначения, на основании полученного разрешения на строительство (ст.2 ФЗ от 30.12.2004 №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГ Открытому акционерному обществу «Барнаулкапстрой» Комитетом по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула выдано разрешение на строительство объекта капитального строительства многоквартирного многоэтажного дома (9 и более надземных этажей) со встроенными, пристроенными и встроено-пристроенными объектами, трансформаторные подстанции, центральные тепловые пункты, многоэтажные надземные, подземные, встроенные в объекты другого назначения гаражи-стоянки в квартале 2011 (юго-восточная часть кадастрового квартала. Этап строительства- Многоквартирный жилой дом (стр. №25, кВ. 2011). Жилой дом -10 этажный, 4-секционный, с техническим подпольем и чердаком, крупнопанельной серии ***, расположенного по адресу: <адрес> (л.д.15).

Ответчик производит строительство указанного объекта, данный объект находится на удалении 7,95 км от контрольной точки аэродрома Барнаул, в соответствии актом обследования приаэродромной территории ОАО «Авиационное предприятие «Алтай» от ДД.ММ.ГГ № 05-АС.

Взлетно-посадочная полоса, автомобильная дорога на БПРМ, ворота раздвижные, летное поле, магистрально-рулежная дорожка, сооружение-перрон, соединительная рулежная дорожка РД «А», здание трансформаторной подстанции ТП-2, здание трансформаторной подстанции ТП-8, сопряжение, соединительная рулежная дорожка РД «С», соединительная рулежная дорожка РД «D», расположенные по <адрес> принадлежат на праве собственности Российской Федерации, сданы в аренду ОАО «Авиапредприятие «Алтай».

Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что в нарушение ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 46 Воздушного кодекса Российской Федерации ответчиком не представлено доказательств получения согласования строительства жилого дома на приаэродромной территории с собственником аэродрома.

Строительство жилого дома на приаэродромной территории без согласования с собственником аэродрома является нарушением действующего законодательства и может поставить под угрозу жизнь и здоровье граждан и негативно повлиять на обеспечение безопасности полетов воздушных судов.

Судебная коллегия находит выводы суда по существу правильными, так как они соответствует установленным обстоятельствам и требованиям закона, которые в решении суда приведены.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии доказательств строительства многоквартирного жилого дома в пределах приаэродромной территории аэропорта г. Барнаул, так как схема территориального планирования Алтайского края не содержит границ приаэродромной территории аэропорта г.Барнаул судебная коллегия полагает необоснованными, поскольку данные обстоятельства установлены актом обследования приаэродромной территории от ДД.ММ.ГГ № 05-АС.

Кроме того, как следует из карты структуры воздушного пространства района аэродрома Барнаул строительство жилого <адрес> в <адрес> осуществляется в районе приаэродромной территории аэродрома Барнаул, то есть в пределах окружности радиусом 30 км от контрольной точки аэродрома Барнаул, данная территория согласно пункта 58 Федеральных Правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 №138 является зоной с особыми условиями использования территории. Доказательств обратного не представлено.

Отсутствие утвержденной схемы территориального планирования Алтайского края, отображающей расположение приаэродромной территории, не свидетельствует о нахождении объекта, строительство которого осуществляется ответчиком, вне пределов приаэродромной территории и не освобождает ответчика от обязанности соблюдения особых условий использования данной территории.

Ссылка в жалобе на наличие разрешения на строительство, полученного в установленном законом порядке, не влияет на выводы, поскольку строительство вышеназванного объекта препятствует нормальной эксплуатации аэродрома, создает помехи при взлете и посадке воздушных судов, создает ситуацию возможной угрозы безопасности полетов, а значит, жизни и здоровью людей.

В целом доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, опровергающих выводы судебного решения, не могут быть признаны состоятельными, так как сводятся по существу к несогласию с выводами суда и иной оценке установленных по делу обстоятельств, направлены на иное произвольное толкование норм материального и процессуального права, что не отнесено статьей 330 Гражданского процессуального кодекса РФ к числу оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.

При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы у судебной коллегии не имеется.

Законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации проверена в пределах доводов апелляционной жалобы.

Руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края от 17 февраля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Открытого акционерного общества «Барнаулкапстрой» - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи: