ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-414/2015 от 03.02.2015 Брянского областного суда (Брянская область)

 Судья Холуева Л.Ф.         Дело № 33-414/2015

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:

 председательствующего Петраковой Н.П.,         

 судей областного суда          Денисюка О.Н.., Апокиной Е.В.,

 при секретаре Милица Н.В.

     рассмотрев в открытом судебном заседании 03 февраля 2015 года по докладу судьи Апокиной Е.В. дело по апелляционной жалобе директора Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области Т.И.Е. на решение Клинцовского городского суда Брянской области от 20 ноября 2014 года по делу по исковому заявлению К.В.В. к Клинцовской городской администрации Брянской области, о понуждении к совершению действий,

 у с т а н о в и л а:

 К.В.В. обратилась в суд с вышеназванным исковым заявлением, ссылаясь на то, что она относится к категории лиц из числа сирот и детей, оставшихся без попечения. Ее родители, мать - П.О.В., решением Клинцовского городского суда Брянской области от 26.02.2004 года признана безвестно отсутствующей, отец - К.В.М. решением Всеволожского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ лишен родительских прав. Считая, что имеет право на получение жилого помещения по договору социального найма, так как относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, просила обязать Клинцовскую городскую администрацию Брянской области предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений не ниже установленных муниципальным образованием норм предоставления в черте территории муниципального образования «город Клинцы Брянской области».

 В судебном заседании истец К.В.В. поддержала исковые требования, и просила суд удовлетворить в полном объеме.

 Ответчик - представитель Клинцовской городской администрации Л.И.В. в судебном заседании исковые требования К.В.В. не признал и пояснил, что администрация не оспаривает право К.В.В. на получение жилья как сироты, но исполнить судебные решения, вступившие в законную силу, не представляется возможным, из-за отсутствия финансовых средств на приобретение жилых помещений.

 Третье лицо - представитель Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте судебного заседания, в суд не явился, представив ходатайство о рассмотрении дела без их участия.

 Третье лицо - представитель Департамента финансов Брянской области надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте судебного заседания, в суд не явился, в письменном отзыве на иск требования К.В.В. в части обеспечения необходимыми финансовыми средствами и материальными ресурсами Клинцовскую городскую администрацию считал необоснованным.

 Представитель Министерства финансов РФ в лице УФК по Брянской области, вызванный в судебное заседание в качестве третьего лица, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте судебного заседания, в суд не явился, о причинах неявки не уведомил.

 В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствии неявившихся лиц.

 Решением Клинцовского городского суда Брянской области от 20 ноября 2014 года исковые требования К.В.В. к Клинцовской городской администрации Брянской области, о понуждении к совершению действий удовлетворены. Суд обязал Клинцовскую городскую администрацию Брянской области в установленном законом порядке предоставить К.В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, за счет средств бюджета Брянской области, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в пределах города Клинцы Брянской области, по нормам предоставления площади жилого помещения, установленным в муниципальном образовании «город Клинцы Брянской области». Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области обязал выделить необходимые финансовые средства в пользу Клинцовской городской администрации Брянской области на приобретение для К.В.В. благоустроенного, применительно к условиям населенного пункта по месту её учета в качестве нуждающейся в жилье, жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным муниципальном образовании «город Клинцы Брянской области».

 В апелляционной жалобе директор Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области Т.И.Е. просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что, не оспаривая право К.В.В. на обеспечение жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения, считает, что обязательство по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа данной категории, должно быть возложено на органы местного самоуправления. Поскольку порядок предоставления и расходования субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений департаментом семьи, социальной и демографической политики Брянской области не нарушался, в соответствии с Законом Брянской области «Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015- 2016 годов» администрации города Клинцы Брянской области выделена субвенция на осуществление отдельных государственных полномочий Брянской области, департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области не является надлежащим ответчиком в данном споре, а потому требования об обязании департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области выделить необходимые финансовые средства в пользу Клинцовской городской администрации удовлетворению не подлежат.

 Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, в силу ст.167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон по делу.

 Заслушав доклад судьи Апокиной Е.В., проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующему.

 Как установлено судом и подтверждается материалами дела, К.В.В. относится к категории лиц из числа детей-сирот, не имеющих в собственности или по договору социального найма жилого помещения.

 Согласно справке Департамента семьи социальной и демографической политики Брянской области № от 14.11.2014 года К.В.В. состоит в сводном списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений под номером № с датой постановки от 19.02.2010 года.

 Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

 Законом Брянской области от 02.12.2011 N 124-З «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Брянской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа» полномочиями по обеспечению жилыми помещениями лиц указанной категории наделены органы местного самоуправления муниципальных образований, обладающих статусом городского округа, муниципального района.

 Удовлетворяя исковые требования К.В.В., суд первой инстанции исходил из того, что истица относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилое помещение за ней не закреплялось, с 19.02.2010 она состоит в сводном списке детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений, однако до настоящего времени в нарушение действующего законодательства жилое помещение ей не предоставлено.

 Судом первой инстанции обязанность по предоставлению истице жилого помещения возложена на Клинцовскую городскую администрацию Брянской области за счет средств бюджета Брянской области. На Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области суд возложил обязанность выделить необходимые финансовые средства в пользу Клинцовской городской администрации Брянской области на приобретение для К.В.В. благоустроенного, применительно к условиям населенного пункта по месту её учета в качестве нуждающейся в жилье, жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным муниципальном образовании «город Клинцы Брянской области».

 Согласно части 1 ст.109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

 Согласно пунктам 1, 7 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, … которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений…органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (абз.1) Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия…(абз.2). По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абз.3 п.1). По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (п.7).

 В соответствии со статьей 2 Закона Брянской области от 02.12.2011 N 124-З "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Брянской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа" (в ред. от 06.02.2013г.) органы местного самоуправления муниципальных образований, обладающих …статусом городского округа, муниципального района, наделяются отдельными государственными полномочиями Брянской области по вопросам формирования специализированного жилищного фонда, заключения договоров найма специализированных жилых помещений и предоставления специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа.

 В силу ч. 4 статьи 4 Закона Брянской области от 29.12.2012 N 107-З "Об отдельных вопросах обеспечения дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Брянской области", предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления с учетом информации органа опеки и попечительства при исполнительном органе государственной власти Брянской области о лицах, нуждающихся в жилье на соответствующей территории.

 Согласно п. 9.3. Постановления Правительства Брянской области от 22.04.2013 N 58-п "Об утверждении Порядка предоставления и расходования субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов на осуществление отдельных государственных полномочий Брянской области на обеспечение предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений", муниципальные районы и городские округа за счет субвенций, выделяемых из областного бюджета, предоставляют жилые помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированного жилого помещения, при возникновении оснований, установленных в соответствии с Законом Брянской области от 29 декабря 2012 года N 107-З «Об отдельных вопросах обеспечения дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Брянской области».

 Удовлетворяя исковые требования, суд правильно применил вышеназванные положения действующего законодательства, указав на наличие у К.В.В. права на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, поскольку он является лицом из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и нуждается в жилом помещении.

 Однако, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции о наличии у Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области обязанности выделить денежные средства, поскольку названные выводы противоречат положениям законодательства, регулирующего правоотношения в указанной сфере.

     В соответствии с Уставом Брянской области от 20.12.2012 г. № 91-3 и Законом Брянской области от 20.12.2012 № 92-3 «О Правительстве и системе исполнительных органов государственной власти Брянской области» Правительство Брянской области является высшим исполнительным органом государственной власти Брянской области, которое в силу ст.ст.56, 57 Устава Брянской области вправе полностью или частично передавать осуществление своих полномочий исполнительным органам государственной власти Брянской области.

     Компетенция исполнительных органов государственной власти Брянской области устанавливается в положениях об этих органах, которые утверждаются Губернатором Брянской области.

 Указом Губернатора Брянской области от 04.02.2013 № 98 «О переименовании управления социальной защиты населения Брянской области», функции по организации исполнения государственных обязательств по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы в Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области.

 Постановлением Правительства Брянской области от 22.04.2013 № 58-п утвержден Порядок предоставления и расходования субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов на осуществление отдельных государственных полномочий Брянской области на обеспечение предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений.

 Согласно пункту 3 указанного Порядка главным распорядителем средств областного бюджета указанных расходов является Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области, имеющий право распределять бюджетные ассигнования по отрасли «социальная и демографическая политика».

 В соответствии с пунктом 4 названного Порядка расходы по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, в том числе и на исполнение судебных решений, осуществляются за счет субвенций, выделяемых Департаментом семьи, социальной и демографической политики Брянской области.

 Законом Брянской области от 10 декабря 2012 года N 90-З "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" (в ред. от 30.07.2013г. № 52-З) распределены субвенции бюджетам муниципальных районов, городских округов на обеспечение предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, в том числе, администрации г.Клинцы на 2014 год - в размере 1772,10 тыс. рублей.

 Названные положения регионального законодательства судом первой инстанции не были учтены, кроме того, судом не исследовались и не были установлены факты ненадлежащего исполнения областного бюджета по перечислению субвенций администрации г.Клинцы, в связи с чем, оснований для возложения обязанности на Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области выделить денежные средства, не имелось.

 Анализ вышеприведенных положений действующего законодательства при установленных судом обстоятельствах, свидетельствует о наличии обязанности у органа местного самоуправления, в данном случае, администрации г.Клинцы, предоставить К.В.В., как лицу, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

 По смыслу закона, жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным гражданам по общему правилу немедленно по достижении ими 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

 Иные случаи предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ранее достижения ими возраста 18 лет могут быть установлены в законодательстве субъекта Российской Федерации.

     Таким образом, жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться немедленно после наступления предусмотренных в Федеральном законе от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ и законодательстве субъектов Российской Федерации обстоятельств.

     Поскольку К.В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, достигла совершеннолетия, а поставлена на учет, как нуждающийся в улучшении жилищных условий с 19.02.2010 года, то именно с этого времени у Клинцовской городской администрации возникла обязанность по предоставлению К.В.В. жилого помещения. До рассмотрения дела судом 20 ноября 2014 года, эта обязанность ответчиком не выполнена.

 Отказ Клинцовской городской администрации от исполнения такой обязанности ввиду наличия других очередников и отсутствия надлежащего финансирования является незаконным, поскольку вышеприведенными положениями законов обязанность органов местного самоуправления по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не поставлена в зависимость от финансового обеспечения, предоставляемого из бюджета субъекта Российской Федерации, и отсутствие либо недостаточность финансирования в данном случае не должны являться основанием для неосуществления органом местного самоуправления возложенных на него государственных полномочий.

 С учетом изложенного, решение суда первой инстанции в силу п.4 ч.1 ст.330 ГПК РФ, как постановленное при неправильном применении норм материального права, подлежит отмене с вынесением по делу нового решения, которым Клинцовскую городскую администрацию Брянской области обязать предоставить К.В.В. благоустроенное применительно к условиям города Клинцы жилое помещение специализированного жилищного фонда на территории города Клинцы по договору найма специализированного жилого помещения, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

 На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 ГПК РФ судебная коллегия

 о п р е д е л и л а:

 Решение Клинцовского городского суда Брянской области от 20 ноября 2014 года отменить, с вынесением по делу нового решения, которым Клинцовскую городскую администрацию Брянской области обязать предоставить К.В.В. благоустроенное применительно к условиям города Клинцы жилое помещение специализированного жилищного фонда на территории города Клинцы по договору найма специализированного жилого помещения, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

 Председательствующий      Н.П.Петракова

 судьи областного суда О.Н.Денисюк

 Е.В.Апокина